ВЫЧИСЛЕНИЕ ПРЕДЕЛОВ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ.
(Раздел «Начала математического анализа»)
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Профессии: 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации, 23.01.03 Автомеханик, 09.01.01 Наладчик аппаратного и программного обеспечения
Учебные группы: КИП-11, М-11, А-11, Н-11
Учебная дисциплина: ООПу.04 Математика
Тема учебного занятия: Вычисление пределов последовательностей.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Вид урока: лекция-беседа
Средства обучения:
технические: мультимедийный проектор, персональный компьютер;
информационно-коммуникационные: электронная презентация.
Цели урока:
методическая: использование объяснительно-иллюстративного метода обучения с целью формирования математического мышления студентов;
образовательная: создание условий для овладения знаниями о последовательностях и пределах последовательностей;
развивающая: развитие умений планировать, анализировать, выдвигать гипотезы по решению заданий, применять полученные знания для выполнения упражнений;
воспитательная: воспитание интереса к изучению математики, математической культуры студентов.
Прогнозируемые результаты:
1) предметные:
сформированность знаний о вычислениях пределов последовательностей;
владение умением решать задачи на пределы последовательностей;
2) метапредметные:
умение ставить перед собой цель, видеть ожидаемый результат работы;
умение рационально распределять рабочее время;
умение объективно оценивать свои возможности, анализировать свои результаты, корректировать свои действия;
владение навыками познавательной рефлексии;
умение осуществлять поиск и отбор необходимой информации;
умение сопоставлять и анализировать, выделять в тексте базовые и вспомогательные концепты, опорные понятия, тезисы, структурировать их взаимосвязь;
умение структурировать полученную информацию;
умение анализировать и обобщать информацию;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Образовательные технологии: традиционное обучение.
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения и контроля:
вербальные: беседа;
практические: метод сравнения, метод анализа и структурирования.
методы контроля и самоконтроля: устный контроль, самоконтроль.
Нормативный документ
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г.). – М.: Министерство образования и науки РФ, – 2012.
Образовательные ресурсы:
Основная литература
Башмаков М. И. Математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. − М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 256 с.
Башмаков М. И. Математика. Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. − М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 416 с.
Дополнительная литература
Алимов Ш.А., Колягин Ю.М. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни).10—11 классы. Учебник. − М.: Просвещение, 2014. – 464 с.
Атанасян Л.С. Геометрия. 10 − 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. – М.: Просвещение, 2013. – 255 с.
Богомолов Н.В. Практические занятия по математике: Учеб. пособие для техникумов / Н.В. Богомолов. – М.: Высш. шк., 2013. – 495 с.
Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л., Яковлев Г.Н. Математика (Книга 1): Учебное пособие. – М.: Издательство «Новая волна», 2013. – 656 с.
Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л., Яковлев Г.Н. Математика (Книга 2): Учебное пособие. – М.: Издательство «Новая волна», 2013. – 592 с.
Никольский С.М. Алгебра и начала анализа: учебник для 10 класса общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / С.М. Никольский, М.К. Потапов. – М.: Просвещение, 2013. – 430 с.
Никольский С.М. Алгебра и начала анализа: учебник для 11 класса общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / С.М. Никольский, М.К. Потапов. – М.: Просвещение, 2013. – 464 с.
Интернет-ресурсы:
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс] URL: www. fcior. edu. ru
Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] URL: www. school-collection. edu. ru
Научно-методические ресурсы:
Инновационные педагогические технологии: учебное пособие/ Михелькевич В.Н., Нестеренко В.М., Кравцова П.Г. – Самар. гос. тех. ун-т Самара, 2001. – 89 с.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1: Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Учитель, 2005. – 288 с.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 3: Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Учитель, 2007. – 288 с.
Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – 368 с.
Основные термины и понятия: последовательность, предел последовательности.
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Содержание учебного материала:
1) Сформированность знаний о вычислениях пределов последовательностей.
2) Закрепление теоретического материала по теме с помощью решения упражнений.
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (2 мин)
Преподаватель приветствует студентов, создает деловую обстановку, настраивает на продуктивную мыслительную деятельность.
Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание (15 мин)
Преподаватель задает вопросы студентам:
Какие вы знаете последовательности?
Бывают ли последовательности возрастающими, убывающими?
Приведите пример арифметической и геометрической прогрессии.
Студенты отвечают на эти вопросы, вспоминая знания, полученные на предыдущем занятии.
Формулирование темы и целей учебного занятия.
Работа над новой темой («открытие» нового знания) (48 мин)
Алгоритм работы над «открытием» нового знания:
Формулирование преподавателем определений числовой последовательности, последовательности, ограниченной сверху/снизу, возрастающей и убывающей последовательности, предела последовательности.
Определение предела последовательности
Число 𝑏 называют пределом последовательности (𝑦𝑛), если в любой заранее выбранной окрестности точки 𝑏 содержатся все члены последовательности, начиная с некоторого номера.
Пишут:
, или
.
Пояснение к данному определению:
окрестностью точки 𝑏 радиуса 𝑟1 является интервал (𝑏−𝑟1; 𝑏+𝑟1), (𝑟10).
Возьмём интервал (𝑏−𝑟1; 𝑏+𝑟1), т. е. окрестность точки 𝑏; 𝑟1 — радиус этой окрестности (𝑟10). Существует номер 𝑛1, начиная с которого вся последовательность содержится в указанной окрестности: 𝑦𝑛1∈(𝑏−𝑟1; 𝑏+𝑟1), 𝑦𝑛1+1∈(𝑏−𝑟1;𝑏+𝑟1), 𝑦𝑛1+2∈(𝑏−𝑟1;𝑏+𝑟1) и т. д.
Пример:
дана последовательность (𝑦𝑛):
Доказать, что
.
Решение.
Возьмём любую окрестность точки 0, пусть её радиус равен 𝑟.
Ясно, что всегда можно подобрать натуральное число 𝑛0 так, чтобы выполнялось неравенство
.
Если 𝑟=0,001, то в качестве 𝑛0 можно взять 1001, поскольку
, и т. д.
Это значит, что член последовательности (𝑦𝑛) с номером 𝑛0, т. е. 𝑦𝑛0, попадает в выбранную окрестность точки 0. Тем более, в этой окрестности будут находиться все последующие члены заданной убывающей последовательности
. В соответствии с определением это и означает, что
.
Для наглядности построим график последовательности
, который состоит из точек с абсциссами 1,2,3,4..., лежащих на ветви гиперболы
.
Так как
, то прямая 𝑦=0 является горизонтальной асимптотой графика функции
, 𝑥∈𝑁.
Свойство 1. Если последовательность сходится, то только к одному пределу.
Свойство 2. Если последовательность сходится, то она ограничена.
Свойство 3. (Теорема Вейерштрасса)
Если последовательность монотонна и ограничена, то она сходится.
Приведём классический пример из геометрии, в котором используется теорема Вейерштрасса.
Возьмём окружность и будем последовательно вписывать в неё правильные многоугольники:
4-угольник, 8-угольник, 16-угольник и т. д. Последовательность площадей этих правильных многоугольников возрастает и ограничена (снизу числом 0, а сверху, например, числом, выражающим площадь описанного около окружности квадрата).
Значит, построенная последовательность сходится, её предел принимается за площадь круга.
Именно с помощью таких рассуждений и получена в математике формула площади круга 𝑆=π𝑟2.
Включение нового знания в систему имеющихся знаний (20 мин)
Формулы вычисления пределов последовательностей:
1.
;
2.
;
3.
, т. е. предел стационарной последовательности равен значению любого члена последовательности.
4. Если
,
, то
4.1. предел суммы равен сумме пределов:
;
4.2. предел произведения равен произведению пределов:
;
4.3. предел частного равен частному пределов:
, если 𝑐≠0;
4.4. постоянный множитель можно вынести за знак предела:
.
5. Для любого натурального показателя 𝑚 и любого коэффициента 𝑘 справедливо соотношение
.
Пример:
1. найти предел последовательности:
.
Применив правило «предел суммы», получим:
.
2. Вычислить
.
В подобных случаях применяют искусственный приём: делят числитель и знаменатель дроби почленно на наивысшую из имеющихся степень переменной 𝑛. В данном примере разделим числитель и знаменатель дроби почленно на 𝑛2. Получим:
𝑙
— далее воспользуемся правилом «предел дроби (частного)»:
.
Итак:
.
Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия (5 мин)
Беседа со студентами по содержанию занятия. Вопросы для беседы:
Какая была тема сегодняшнего занятия?
Что нового вы узнали?
Какая была цель занятия?
Что получилось у вас сегодня?
Что не получилось?
Достигли ли мы поставленной цели?
Инструктирование о выполнении домашнего задания
Изучить [1] гл. 9 занятие 2