ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Колледж технологии и сервиса»
(КГАПОУ «КТИС»)
Методическая разработка урока с использованием инновационных технологий в преподавании спец. предметов
Владивосток
2023 г.
Варченко Г.М. преподаватель высшей категории
Методическая разработка преподавателя является продолжением целенаправленной методической работы по использованию инновационных технологий в преподавании предмета «Техническое оснащение предприятий общественного питания». В методической разработке рассмотрены аспекты применения инновационных технологий в преподавании спец.предметов, современные педагогические и технические требования к построению и по проведению урока, в котором используются инновационные технологии в преподавании.
Обсуждена в сентябре2022 года на заседании методической комиссии теоретического цикла КГАПОУ «КТИС» г. Владивостока.
Варченко Г.М.
КГАПОУ «КТИС» г. Владивостока
Адрес: 690002, г. Владивосток, Океанский проспект, 88
Тел: 2453-648
Факс: 2453 - 260
Содержание
Введение…………………………………………………………….
Краткая характеристика инновационных технологий……………
Технологическая карта урока………………………………………
Методические рекомендации для выполнения проектного
задания по теме «Инновационные технологии и техника
в индустрии питания»……………………………………………….
Приложение:
Приложение 1- Презентация мультимедийного урока……………
Приложение 2 - Опорный конспект…………………………………
Введение
Современное образование находится на стадии динамического обновления. Происходит перестройка целей, содержания, форм, методов, средств и всей организации образовательного процесса в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов нового поколения. В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Инновационные образовательные технологии приобрели особый статус и рассматриваются как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки обучающимся, оптимизации учебного времени, они охватили все стороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательную деятельность.
Эффективными формами учебной работы по внедрению в образовательный процесс инновационных процессов и формированию ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов является применение образовательных технологий, ориентированных на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых среднего профессионального образования.
Современному образованию нужен современный подход. Преподаватель должен идти в ногу со временем, а где-то и опережать его, использовать в своей работе инновации, в совершенстве владеть современными педагогическими технологиями, которые являются своеобразным полигоном для успешной реализации государственных образовательных стандартов третьего поколения, совершенствования качества и методов учебно-воспитательного процесса, формирования общих и профессиональных компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования.
Краткая характеристика инновационных технологий.
В преподавании дисциплины «Техническое оснащение предприятий общественного питания» используются различные инновационные технологии. В данной методической разработке на примере одного урока будет показано использование некоторых из инновационных технологий профессионального образования. Урок по теме «Инновационные технологии и техника в индустрии питания» является заключительным в изучении дисциплины «Техническое оснащение предприятий общественного питания». В процессе изучения дисциплины студенты ознакомились с классическими, традиционными технологиями и техникой. На завершающем уроке ставится цель сформировать знания по новинкам технологий и технике на предприятиях общественного питания, их особенностям конструкции и правилам эксплуатации.
На уроке были использованы следующие инновационные образовательные технологии:
Информационно компьютерная технология (мультимедийный урок).
Коммуникативно-диалоговая деятельность (эвристическая беседа).
Принцип междисциплинарной взаимосвязи.
Метод проектов.
Личностно ориентированное обучение.
Работа в малых группах.
Информационно компьютерная технология (мультимедийный урок).
Использование педагогических технологий на основе современных информационно-телекоммуникационных средств - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество. Опыт показывает, что применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет поддерживать высокий уровень мотивации студентов, насытить обучающихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, развивать интеллектуальные, творческие способности студентов и содействовать развитию коммуникативных навыков работы с информацией.
На практике как «проникающая» ИК-технология используется при изучении нового материала (источник учебной информации), как тренажер в процессе формирования умений и навыков студентов, для решения отдельных дидактических задач (информационно-демонстрационные и моделирующие программы, учебные среды, цифровые образовательные ресурсы, электронные учебники, интерактивные плакаты, компьютерные тренажеры).
В преподавании дисциплины «Техническое оснащение предприятий общественного питания», в связи с потребностью в большей наглядности обучения, широко применяются информационные компьютерные технологии с использованием презентаций Microsoft “PowerPoint”.
Использование этого метода позволяет конкретизировать материал, создавать понятные и наглядные, легко усваиваемые схемы, таблицы и графики. Благодаря использованию возможностей информационных компьютерных технологий формируется познавательный интерес, возникает также яркий эмоциональный образ, личностное отношение к изучаемому материалу, снимается конфликт между традиционными и новыми источниками информации.
При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности студентов, их творческий поиск. Отношения со студентами строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы студентов, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера, индивидуализация учебных форм деятельности через восприятие учебного материала с использованием самостоятельных видов работы.
Использование средств новых информационных технологий и возможностей компьютера как средства познания позволяет помочь студентам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни и профессии, повышает уровень и сложность выполняемых задач, даёт наглядное представление результата выполненных действий, возможность создавать интересные исследовательские работы, проекты.
Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и других программных продуктов позволяют студентам углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице: “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности студентов и отвечает запросам современного общества.
При проведении урока по теме «Инновационные технологии и техника в индустрии питания» были использованы следующие информационно компьютерные технологии:
- мультимедийная презентация урока (Приложение 1);
- мультимедийные презентации проектных заданий (Приложение 2);
- использование интерактивной доски;
- использование видеофрагментов в ходе изучения новой техники.
Коммуникативно-диалоговая деятельность (эвристическая беседа).
В качестве одной из задач в современном профессиональном образовании выступает формирование у студентов коммуникативной компетенции, необходимой в дальнейшем для общения, сотрудничества и взаимодействия в жизни, установления партнерских отношений, умение вести диалог, развивать речевую коммуникацию, общаться.
Раскрытие личности ученика и учителя в учебном процессе, налаживание доброжелательной среды общения, воспитание потребности в образовании и духовном росте невозможны без общения всех участников образовательного процесса.
Особое место в системе различных методов коммуникативно-диалоговой деятельности занимает эвристическая беседа. Принято считать, что ее создал Сократ, поэтому иногда такую беседу называют сократической. Ее история началась 2 тысячи лет назад, но наиболее продуктивно эвристическую беседу стали изучать с середины пятидесятых годов ХХ века, когда разрабатывалась концепция проблемного обучения. В результате исследований различными педагогами была определена сущность, структура, функции, типы эвристической беседы, затем была разработана система методических приемов, которая позволяет учителю реализовать ее в педагогической деятельности.
Эвристическая беседа это вопросно-ответная форма обучения, когда преподаватель вместо сообщения студентам готовых знаний заставляет их прийти к новым понятиям и выводам. Осуществляется это путем правильно поставленных вопросов со стороны преподавателя и задействования студентами своего опыта, имеющихся знаний и наблюдений.
Характерной особенностью такой беседы является выдвижение проблемы, которая требует решения. Для этого преподаватель задает студентам серию взаимосвязанных вопросов, которые вытекают один из другого. Каждый из подвопросов представляет собой небольшую проблему, но в совокупности они ведут к решению основной проблемы, поставленной преподавателем. Вопрос здесь играет очень важную продуктивно-познавательную функцию.
Эвристическая беседа на представленном уроке используется на всех этапах урока:
Этап урока | Вопросы эвристической беседы |
Актуализация знаний/ Закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания) | - Из представленного оборудования выберите в колонку №1- оборудование для бара, а в колонку №2 – оборудование для предприятия фаст-фуд. Для чего это оборудование предназначено? - К какой группе принадлежит каждая из предложенных кофеварок? - Выберите из предложенного назначение аппарата изображенного на фотографии; - Расположите в правильном порядке алгоритм правил эксплуатации изображенного на фотографии аппарата; |
Целеполагание (погружение в тему, определение целей) | - Прочитайте эпиграфы и попробуйте определить тему сегодняшнего урока. - Как вы думайте, каковы будут цели урока?; |
Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом нового материала) | Задает вопросы по ходу защиты проектных заданий студентами. |
Рефлексия содержания материала | Студенты анализируют работу на уроке используя облако «тегов»: сегодня я узнал……… было трудно…………. я понял, что…………. я научился…………… я смог………………… было интересно узнать, что…. меня удивило………… |
Принцип междисциплинарной связи
Междисциплинарные связи в профессиональном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки обучающихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знание и умение в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и в производственной деятельности.
С помощью многосторонних междисциплинарных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому междисциплинарные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании обучающихся в учебных заведениях СПО.
В процессе проведения представленного урока прослеживаются междисциплинарные связи со следующими изучаемыми дисциплинами:
- физика;
- химия;
- технология приготовления пищи;
- микробиология, санитария и гигиена;
- товароведение пищевых продуктов;
- производственная практика.
Метод проектов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
В данной работе представлены технологии использования элементов проектной методики в системе учебных и внеучебных занятий при изучении учебной дисциплины «Техническое оснащение предприятий общественного питания».
В рамках предложенного урока использован метод проектов выполненных малыми группами с опережающим заданием. Общая тема проектного задания: «Инновационные технологии и техника в индустрии питания». Каждой малой группе выдается индивидуальная тема.
Темы проектных заданий.
- MicVac - микроволновая обработка для приготовления/пастеризации
упакованного продукта;
- SousVide – технология (Сувид аппараты);
- PacoJet (Пакоджеттинг) (Аппарат PacoJet (Пакоджет);
- Индукционные плиты;
- Дегидрирование (дегидратор для овощей и фруктов);
- Cook&Chill - «приготовь и охлади»
Cook&Freeze - «приготовь и заморозь» (шкаф для шокового охлаждения
продуктов);
Студенты защищают творческий проект, представив электронную
презентацию.
Личностно - ориентированное обучение.
В настоящее время возрастает значение подготовленности человека к действиям, результат которых не предрешен. В профессиональной деятельности, в жизнедеятельности человека все чаще возникают непредсказуемые ситуации, характеризующиеся большой степенью неопределенности. Это неизбежная расплата за научно-технический прогресс. От современных работников требуются качества, способности, позволяющие находить решения в незапланированных ситуациях. Только личность может выходить за пределы нормативного, устоявшегося положения дел, принимать ответственность за выполняемую деятельность.
Изменение требований к современным работникам привело к новому определению квалификации. Это не только социально-профессиональные знания и умения, но и качества личности, которые востребованы данным видом профессионального труда.
Таким образом, можно констатировать: образование должно быть ориентировано на становление образа личности, адекватного содержанию профессиональной деятельности.
Целью личностно-ориентированного воспитания на предлагаемом уроке становится развитие автономности, самостоятельности, ответственности, устойчивости духовного мира, рефлексии.
На основе практического применения личностно–ориентированного метода обучения на предлагаемом уроке можно сделать следующие выводы:
- при подготовке к выполнению проектного задания преподаватель должен определить группы заданий по сложности;
- выдача задания и установка требований к их выполнению должны производиться с учетом теоретической подготовки студентов, их психологических особенностей;
- при распределении студентов в группы должны учитываться их желание, возможность работы в паре, психологическая совместимость студентов;
- проектные задания должны быть обеспечены учебной базой, справочными материалами для возможного обеспечения творческого развития и продуктивной деятельности студентов.
При соблюдении этих требований возможно применение личностно – ориентированного метода обучения и воспитание высококлассного специалиста.
Работа в малых группах.
Групповая форма работы – одна из любимых форм работ студентов при изучении предмета «Техническое оснащение предприятий общественного питания». Самое главное для них – это преодоление страха ошибиться, возможность почувствовать себя увереннее. Эта форма удобна тем, что студенты лучше усваивают материал, она помогает развивать их творческие способности, в конце концов, групповая форма помогает сделать урок интереснее. Но, используя групповую работу, мы должны исходить из её целесообразности.
При делении на группы следует учитывать психологическую совместимость, желания, потенциальные возможности – всё для того, чтобы ребятам работалось комфортно и они выполнили поставленную учителем задачу.
Для выполнения проектного задания по текущему уроку выбран метод работы в малых группах. Студенты были разделены на группы по 2-3 человека. Каждый из членов группы должен выполнить определенное задание. При подборе состава малой группы были учтены уровень обученности студентов, характера взаимоотношений студентов, их совместимость (симпатии или антипатии), мотивы межличностных предпочтений, готовность к сотрудничеству.
Методические рекомендации для выполнения проектного задания по теме «Инновационные технологии и техника в индустрии питания»
Данное пособие представляет собой учебно-методические рекомендации по выполнению творческого проекта студентами. Творческий проект выполняется в соответствии с рабочей программой по УД «Техническое оснащение предприятий общественного питания».
Цель задания.
Цели:
- развитие активной творческой личности, способной
самостоятельно приобретать новые знания.
- развитие навыков самостоятельной исследовательской работы у учащихся.
- обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе проектной деятельности.
- умение преломлять полученные знания, умения, навыки посредством собственной проектной деятельности.
- создание оптимальных условий для нахождения своего Я в процессе различных видов учебной, технологической и трудовой деятельности.
Самостоятельный творческий проект студента направляется руководителем проекта – преподавателем.
К выполнению и защите творческого проекта допускаются все желающие учащиеся.
Творческий проект должен иметь:
- научно-исследовательский характер;
- глубину знаний, объем используемого материала, самостоятельность в решении задач при разборке идей и формулирования темы;
- связь теории с практикой; научность, сознательность и активность усвоения знаний;
Срок выполнения проекта 2 месяца.
Оформление творческого проекта
Студенты защищают творческий проект, представив электронную презентацию. Техническое оформление творческого проекта должно соответствовать требованиям, предъявляемым к созданию электронной презентации. Представив электронную презентацию, студенты обосновывают актуальность темы, характеризуют основные разделы проекта, обобщают собственную проектную деятельность, отвечают на поставленные вопросы студентов и преподавателя в рамках темы проекта (в течение 7 минут).
Структура творческого проекта.
- Общая характеристика инновационной технологии (автор, история возникновения, где применяется);
- Характеристика технологического оборудования используемого в данной технологии:
- назначение;
- особенности устройства;
- принцип работы;
- правила эксплуатации;
- Сравнительная характеристика инновационной и классической технологий.
- Область использования.
Указания к выполнению электронных презентаций.
Электронная презентация – это электронный документ, представляющий собой набор последовательно сменяющих друг друга слайдов, предназначенный для демонстрации аудитории.
Задачи презентации:
- привлечь внимание аудитории;
- включать всю необходимую информацию, достаточную для восприятия аудиторией без пояснений;
- предоставлять информацию аудитории максимально комфортно;
- обратить внимание аудитории на наиболее существенные информационные разделы.
Вы можете использовать мультимедийные презентации для представления результатов выполнения индивидуальных или групповых заданий (докладов, творческих отчетов, результатов исследований, моделирования предметных ситуаций и изучаемых процессов, работы с дополнительным материалом и т. д.). Работа над созданием презентаций способствует развитию информационной культуры, критического мышления, творческой активности; позволяет повысить положительную мотивацию изучения дисциплины.
Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint.
Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде.
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.
Роль обучающегося:
- изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
- установить логическую связь между элементами темы;
- представить характеристику элементов в краткой форме;
- выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
- оформить работу и предоставить к установленному сроку.
Создание презентации состоит из трех этапов:
1. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:
- определение целей;
- сбор информации об аудитории;
- определение основной идеи презентации;
- подбор дополнительной информации;
- планирование выступления;
- создание структуры презентации;
- проверка логики подачи материала;
- подготовка заключения.
2. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
3. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.
Для проведения успешной презентации, способной завоевать внимание слушателей и произвести на них должное впечатление, необходимо подготовить грамотную речь, правильно ее озвучить, соблюдая несложные правила поведения при публичном выступлении, а также уделить определенное внимание оформлению слайдов.
Требования к оформлению слайдов
Стиль.
Соблюдайте единый стиль оформления.
Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки).
Фон
Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый).
Использование цвета
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.
Для фона и текста используйте контрастные цвета.
Обратите особое внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
Анимационные эффекты
Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они на должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Представление текстовой информации
Используйте короткие слова и предложения.
Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
В тексте ни в коем случае не должно содержаться орографических ошибок.
В текстовой информации текст форматируется по ширине, на схемах – по центру, в таблицах – на усмотрение автора.
Подчеркивание не используется, т.к. оно в документе указывает на гиперссылку.
Обычный текст пишется без использования маркеров. Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка.
Главное в тексте желательно выделять другим цветом.
Представление графической информации
Рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде.
Следует использовать четкие изображения с хорошим качеством.
Следует избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления.
Цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда.
Иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом.
Если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.
Все схемы, таблицы и графики должны иметь названия, отражающие их содержание.
Расположение информации на слайде
Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Информационных блоков на слайде не должно быть слишком много (3-6).
Рекомендуемый размер одного информационного блока — не более 1/2 размера слайда.
На слайде может присутствовать блоки с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга.
Если на слайде располагается рисунок, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты
Для заголовков – не менее 24.
Для основной информации – не менее 18.
Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Объем информации
Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно заполнить не более трех фактов, выводов, определений.
На слайдах презентации не пишется весь тот текст, который произносит докладчик. Текст должен содержать только ключевые фразы (слова), которые докладчик развивает и комментирует устно.
Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Сценарий презентации
В презентации принят следующий порядок слайдов:
1. Титульный слайд:
название презентации;
автор: Ф.И.О., № учебной группы;
Ф.И.О. руководителя (преподавателя);
дата создания (год).
2. 2-й слайд – «Содержание»: список (перечень) основных вопросов, рассмотренных в презентации (не более 5-6 пунктов).
3. Основная часть – логически выстроенная цепочка слайдов в соответствии с темой.
4. Заключение: выводы.
5. Библиография: перечень используемой литературы, электронных источников, оформленный в соответствии с требованиями библиографического описания.
6. Заключительный слайд – на выбор (можно совместить):
«Спасибо за внимание»;
Срок выполнения задания.
Задания выдаются на первом занятии II семестра, презентации выполняются и сдаются на предпоследнем занятии по изучению курса дисциплины «Техническое оснащение предприятий общественного питания».
Темы проектных заданий.
- MicVac - микроволновая обработка для приготовления/пастеризации упакованного продукта;
- SousVide – технология (Сувид аппараты);
- PacoJet (Пакоджеттинг) (Аппарат PacoJet (Пакоджет);
- Индукционные плиты;
- Дегидрирование (дегидратор для овощей и фруктов);
- Cook&Chill - «приготовь и охлади»
Cook&Freeze - «приготовь и заморозь»
(шкаф для шокового охлаждения продуктов);