Методическая разработка
урока – семинара по теме «Газовые законы».
Преподаватель физики высшей категории Чуфенева Н.И .
Новокузнецк
2023
Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию."
М.Монтень
СМОТРИ
СЛУШАЙ
ФИЗИКУ
Только в физике соль !
ИЗУЧАЙ
Чуфенева Н.И.
3/28/23
03/28/2023 .
Урок – семинар Газовые законы.
«Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо”.
Мишель де - Монтень, французский философ -гуманист, писатель, 16 век.
Интерактивное обучение
- Interaction - взаимодействие, воздействие
друг на друга.
Интерактивное обучение – совместный процесс познания через взаимодействие обучающихся между собой, с преподавателем, с информацией .
«Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать самому – и это станет моим навсегда!»
Теоретик: знать газовые законы необходимо! Мотивации к уроку.
Почему столько внимания уделяют изучению процессов в газах?
13трлн. куб.м метана!
Кузбасс интересен как ведущий в России регион по добыче метана. Потребители газа - угольные и сталелитейные предприятия Кузбасса и России, не исключается и экспорт за границу
цель урока
- Установить связь между макроскопическими параметрами состояния газа.
- Познакомиться с определением изопроцессов и их законами.
- Учиться строить и читать графики, характеризующие изменения в состоянии системы.
- Познакомиться с применением изопроцессов в технике.
- Применять знания к решению практических задач.
Актуализация знаний.
- Какой газ называют идеальным?
- Какие параметры определяют состояние газа? Назовите их одним словом.
- Почему газ оказывает давление на стенки сосуда ?
- Какой формулой связаны температура и давление газа?
- Основное уравнение МКТ. Почему его так называют?
- Определение и формула концентрации n молекул газа.
- Как определить число молекул вещества N ?
- Определение и формула количества вещества .
- Какое количество вещества называют молем?
- Сколько молекул содержится в одном моле?
–
Исследователь- теоретик: «Великий русский – Д.И.Менделеев: топить нефтью –всё равно, что топить ассигнациями!».
Исследователи: Великий русский – Д.И.Менделеев
Уравнение менделеева - Клапейрона.
R=8,31Дж/(К *моль)-молярная газовая постоянная
Дмитрий Иванович Менделеев, 1874г.
!
При неизменной массе m газа в сосуде как бы ни менялись его параметры произведение давления p газа на его объем V , делённое на абсолютную температуру Т , остаётся постоянным.
Бенуа Поль Эмиль
Клапейрон, 1834г.
Выводим уравнение в группах
Теоретики могут помочь…
изопроцессы - процессы, в которых один из параметров ( p ,v или t) остаётся постоянным .
Эдм Мариотт,
1676 г.
Жак Александр Сезар Шарль, 1787г.
Жозеф Луи Гей-Люссак,
1802г.
Роберт Бойль, 1662 г.
изотермический процесс. (T= const). Закон бойля – мариотта.
Р. Бойль
Закон бойля – мариотта:
- При постоянной температуре T и неизменной массе m газа в сосуде произведение давления p газа на его объем V остаётся постоянным.
Жми тут
картезианский водолаз
Теоретики могут помочь…
Строим изотерму..
Задания 7, 8, 9
Графики изотермических процессов в разных координатных плоскостях.
Жми тут
Задания 7, 8, 9
Жми тут
Изохорный процесс. V=const
Изохорный процесс. V= const. Закон Шарля.
Закон Шарля:
При постоянных объёме и массе давление газа p изменяется прямо пропорционально его абсолютной температуре: p ~ T.
Жми тут
Поставь время 01:01
Строим изохору..
Задания 4, 5, 6
Графики изохорных процессов в разных координатных плоскостях .
Жми тут
Задания 4, 5, 6
Жми тут
Изобарный процесс. ( р = const) Закон Гей-Люссака.
Жми тут
Закон Гей-Люссака:
При постоянных давлении и массе объём газа p изменяется прямо пропорционально его абсолютной температуре: V~ T.
Жми тут
Теоретики спешат на помощь
Проверяем теоретические выводы
Строим изохору..
Задания1, 2, 3
Графики изобарных процессов в разных координатных плоскостях .
Жми тут
Объяснение изменения параметров состояния идеального газа в изопроцессах с позиций МKТ.
Обсуждаем в группах
Теоретики могут помочь…
Применение изопроцессов в технике.
Циклы карбюраторного двигателя внутреннего сгорания (1) и дизельного двигателя (2).
перед вами графики замкнутых циклов, состоящих из четырёх изопроцессов. Назовите их. Поясните: расширяется или сжимается газ.
Итоги урока
Жми здесь
Бурное обсуждение
Бурное обсуждение
Помощь команды
Рефлексия
Оценка преподавателю
домашнее задание.
- Дмитриева, В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. §4.10
- Дмитриева, В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач : с.72,№1
- Выполнить задание. По графикам цикла определить: из каких процессов он состоит, как меняются при этом параметры газа.
- Написать конспект к уроку «Газовые законы».
- Подготовиться к лабораторной работе «Проверка закона Бойля – Мариотта».
Жми здесь
Жми здесь
Педогогические технологии, используемые на уроке:
- Проблемные
- Информационно – коммуникативные
- Л ИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
- Технология коллективного взаимообучения
- Технология сотрудничества
Компетенции, формируемые на уроке:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием,
осознанно планировать повышение квалификации.
Спасибо за работу!
Вы убедились, что
!
Учите
Физику с удовольствием
и счастье
улыбнется вам!
Всем Спасибо!
Урок окончен.