Предмет: География
Тема: Стороны горизонта
Урок с использованием интерактивного модуля LearningApps.Org и игрового приложения Kahoot!
Класс: 5
Красникова Наталья Петровна
Учитель географии
МБОУ «Андреевская ООШ»
Нурлатского района РТ
[email protected]
89274557075
2021-2022 учебный год
Предмет : география, класс 5, География начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова)
Тема урока : Стороны горизонта.
Цель урока:формирование представлений о сторонах горизонта и направлениях на плане, карте и местности.
Задачи:
-углубить знания о сторонах горизонта;
-развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником;
- формирование культуры общения при работе в группе.
Планируемые результаты:
Личностные : формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
Метапредметные:
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.
Познавательные: находить основные и промежуточные стороны горизонта.
Предметные: научиться определять стороны горизонта.
Тип урока: «открытия» нового знания
Форма работы учащихся: работа в парах, работа в группах,индивидуальная.
Виды деятельности: работа с текстом учебника,работа на карточках.
Техническое оборудование: мультимедийная презентация.
Технологии: здоровьесберегающие, информационно - коммуникационные, коммуникативно-диалоговая деятельность.
Ход урока:
1 этап. Организационный. Приветствие учащихся, успешный настрой на работу,проверка готовности к уроку.
Учитель: Добрый день, ребята! Все ли готовы к уроку? Давайте мы улыбнёмся друг другу,пожелаем хорошего настроения для плодотворной работы!
2 этап урока. Этап актуализации учащихся.
- Сегодня у нас интересная тема, а что мы будем изучать вы скажите угадав загадку:
«Виден край, да не дойдешь», «Бежать,бежать -не добежать, лететь,лететь - не до лететь»
Что это? Угадали?
В мире есть четыре брата:
Север, Юг, Восток и Запад.
Братья эти - страны света,
Ну, а дом их - вся планета.
- О каких четырех сторонах идет речь?
- Сформулируйте тему урока. Учитель при необходимости уточняет: «Стороны горизонта».
Запишем тему урока в тетради (запись темы)
- Определим цели нашего урока. Ребята, а как Вы думаете,что мы будем изучать и чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
(Ответ учеников: научимся определять стороны горизонта и научимся ориентироваться)
- Проблема: А как понять в незнакомой местности: в пустыне, в море, в глухом лесу - где мы находимся и в каком направлении надо идти или плыть? (нужно определить стороны горизонта)
А знаете ли вы,на какой стороне горизонта находится классная доска,дверь и куда выходят окна класса?
И это нам тоже предстоит определить!
3 этап. Изучение нового материала.
1. Понятие ГОРИЗОНТА
Учитель: Прежде чем рассматривать стороны горизонта, давайте выясним, что такое ГОРИЗОНТ? Попытайтесь сформулировать это понятие.
Пользуясь материалом учебника с.78-79, найдите ответ на этот вопрос и выпишите термин в тетрадь. (работа с учебником)
(Горизонт – видимое глазом пространство.)
- На сколько видимое глазом? (на ровной местности 4-5 км, на высоте 100м горизонт расширяется до 36 км) – объяснение учителя.
Учитель:Ребята,а сейчас я вас попрошу посмотреть в окно, вдаль. (Учитель просит посмотреть далеко в поле, где лес) Вы видите, как будто, небо соприкасается с верхушками леса? ( Ответы учеников)
-А сейчас вновь отгадайте загадку:
Эта линия всё время
Между небом и землёй.
Хоть весь год к ней прошагаем,
До неё мы не дойдем.
- Что это такое? Ответ тоже находим в учебнике и записываем в тетрадь.
- Что называют ЛИНИЕЙ ГОРИЗОНТА? : (Воображаемая линия соединяющая небо и землю)
-Если двигаться вперед, что будет происходить с линией горизонта? Почему? (ответы учеников)
Учитель: Ежедневно мы видим восход утром, самое высокое Солнце в полдень, закат вечером и Полярную звезду ночью.
Эти ориентиры дают 4 точки на 4 разных сторонах горизонта.
Их назвали:
Восток – сторона восхода Солнца
Юг - сторона Солнца в полдень;
Запад – закат Солнца;
Север – сторона Полярной звезды.
- Между основными сторонами горизонта находятся промежуточные. (СВ, ЮВ,СЗ,ЮЗ)
Практикум (работа учащихся по маршрутному листу)
Учитель:Сейчас вы будете работать на маршрутных листах, они лежат у вас на столах. Найдите их. Сначала выполним задание №1. Это индивидуальная работа, каждый выполняет самостоятельно.
(Указать стороны горизонта ,основные и промежуточные.)
Задание №1 Укажите стороны горизонта,основные и промежуточные.
По окончании работы,учащиеся выставляют баллы. Сравнивают с эталоном.(на презентации) Если все верно 5 баллов,если 1-2 ошибки 4 балла, если 3 и более - 3 балла. (Время работы 2 мин)
Затем, ребята выполняют задание № 2 (работа в парах)
Задание № 2
А) Определите по карте, в каком направлении от точки А находится колодец.
Задание № 3
Б) Определите по карте, в каком направлении от колодца находится родник.
Физ. минутка (здоровьесберегающий компонент)
Учитель просит детей встать из-за парт, и повторять движения.
Тихо встаньте.Подравняйтесь.
Влево,вправо наклоняйтесь.
Север,запад,восток ,юг
Выпрямляйся,милый друг.
А теперь рывки руками:
Раз,два,три,четыре,
Открывайте руки шире
Повороты начинайте.
Ориентир не забывайте!
Два на запад - на восток.
Можем сделать раз по сто!
Не ленитесь,повторяйте,
Время даром не теряйте! ( Все закончили и тихо сели на свои места)
Учитель: А сейчас ребята мы с вами по работаем на нетбуках, работать будем по парам. На рабочем столе, найдите ярлык с программой LearningApps.Org.Далее как обычно,заходим в вкладку «Моя папка»и выбираем задание «Определить стороны горизонта»,
(Учащиеся работают за нетбуками в паре, затем сверяют ответы с эталоном)
Учитель: Ребята, а теперь продолжаем работать на своих маршрутных листах.
Задание №4, работаем в парах. Прочитайте задание,обсудите и подпишите их.
Куда пошли? | В каком направлении надо идти обратно? |
На восток | |
На юг | |
На северо-запад | |
На юго-восток | |
На север | |
На юго-запад | |
На юг | |
На северо -восток | |
4 этап. Этап закрепления пройденного материала.
Учитель: А на закрепление, ребята, мы с вами поиграем в игру Kahoot!, перейдем на телефоны. Сейчас на экране появится пин-игры,введите пожалуйста его на своем телефоне,нажмите войти.
Учитель читает вопрос,который выводится на слайде, а учащиеся выбирают геометрические фигуры по цвету.
Учитель предлагает ребятам в маршрутном листе посчитать баллы за каждое задание и общий балл за урок и поставить себе оценку. По окончании урока сдать маршрутные листы.
Учитель комментирует домашнее задание и благодарит всех за урок.
5 этап Д/З:
1.Прочитать пар.16
2.Выполнить проект в тетради. Зная направление на основные и промежуточные стороны горизонта, создать свой маршрут от дома до школы.
3.Творческая часть задания: приготовить сообщение о компасе.
6 этап. Рефлексия
- Сегодня я узнал.....
- Было интересно....
- теперь я могу....
- мне пригодится...
- мне было трудно...
- я не понял...
- мне захотелось..
Структура и ход урока.
№ | Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организация на урок | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. - Сегодня у нас довольно сложная, но очень интересная тема. Работы очень много. Давайте познакомимся с планом. | Приветствие учителя, подготовка к уроку. |
2 | Актуализация темы | Знакомство с планом. Дети, кто из вас любит путешествовать? Чтобы отправиться в путешествие, что нужно для этого знать? Как находят путь путешественники? Беседа (определение темы и цели урока) В мире есть четыре брата: Север, Юг, Восток и Запад. Братья эти - страны света, Ну, а дом их - вся планета. Как вы думаете, какая у нас сегодня тема, цели? (презентация) А что Вы знаете по данной теме? А хотите ли вы узнать подробнее? | Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока Устные ответы |
3 | Изучение нового материала Практикум (работа учащихся по маршрутному листу) | 1 . Знакомство с планом. Беседа по плану. 2. Работа на маршрутных листах. Решаемая проблема: 1. Что такое горизонт и линия горизонта? 2. Какие бывают стороны горизонта? 1. Выполните задание №1 Заполнение маршрутных листов. (работа на листах). Определения, указать стороны горизонта: основные укажите синим цветов, промежуточные – зелёным. | Устные ответы Работают с текстом учебника Обобщают и формулирую понятия (Р)Формулируют вывод.(Р,Л) Решают проблему, демонстрируя знания (К) Учащимися записывают в тетради термины и определения: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта, север, юг, запад, восток, ориентирование. Выполняют работу на листах. Выполняют практикум , демонстрируя знания (П) |
4 | Физ. минутка (здоровье- сберегающий компонент) | Игра на определение сторон горизонта на местности (повороты на определение сторон горизонта) | Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания по теме. (К) |
5 | Практикум (работа учащихся по маршрутному листу и информ.технологий) | Задание № 2 и 3 Определение направление по карте по программе LearningApps.Org. Задание №4, работаем в парах. | Выполняют практикум , демонстрируя знания (П) Обмениваются полученной информацией (П) Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р). Формулируют ответ, применяя полученные знания |
6 | Закрепление | 4.Учащиеся при помощи мобильных телефонов играют в игру Kahoot!,тема «Стороны горизонта» | Играют в игру, выполняя задания и выбирая ответ. |
7 | Итог урока (рефлексия). Д/З | Комментирует и выставляет оценки за урок. 1.Прочитать §16. 2. Выполнить проект в тетради. Создать свой маршрут от дома до школы.(обозначая стрелкою) 3.Творческая часть задания: приготовить сообщение о компасе, нарисовать линию горизонта. Принести компасы. | Подсчитывают баллы по маршрутным листам. Оценивают свою работу и всего класса (Л) Записывают домашнее задание. (К) |
«Маршрутный лист_____________________________Ф.И.
Задание №1 Укажите стороны горизонта,основные и промежуточные.
Задание № 2
А) Определите по карте, в каком направлении от точки А находится колодец.
Б)Определите по карте, в каком направлении от колодца находится родник.
Задание №3. Необходимо нарисовать рисунок продвигаясь, на разное количество клеточек и в нужном направлении.
12 клеток на восток
2. 5 клеток на юго-запад
3. 12 клеток на запад
5 клеток на северо-запад
5. 12 клеток на юг
6. 12 клеток на север
7. 7 клеток на юго-запад
8. 7 клеток на юго-восток
9. 5 клеток на северо-восток
10. 5 клеток на северо-запад
Задание №4, работаем в парах. Прочитайте задание,обсудите и подпишите их.
Куда пошли? | В каком направлении надо идти обратно? |
На восток | |
На юг | |
На северо-запад | |
На юго-восток | |
На север | |
На юго-запад | |
На юг | |
На северо -восток | |