СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Знакомство с романом-идиллией А.П.Чудакова «Ложится мгла на старые ступени»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Знакомство с романом-идиллией А.П.Чудакова «Ложится мгла на старые ступени». В ходе урока студенты (школьники) познакомятся с: 

- биографией А.П.Чудакова; 

- историей создания романа; 

- жанровыми характеристиками; 

- проанализируют некоторые главы романа-идиллии. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока внеклассного чтения «Знакомство с романом-идиллией А.П.Чудакова «Ложится мгла на старые ступени»»

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Знакомство с романом-идиллией А.П.Чудакова «Ложится мгла на старые ступени»

Предмет: литература

Класс: 10

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Тема

Знакомство с романом-идиллией А.П.Чудакова «Ложится мгла на старые ступени»

Цель

- познакомить школьников с романом А.П.Чудакова «Ложится мгла на старые ступени»;

- дать представление о современной литературе.

Задачи

Образовательные: - научить читать текст вдумчиво;

- научить выявлять темы и проблемы в прочитанном произведении.

Воспитательные: - привить любовь к чтению;

- выявить интерес к современной русской литературе.

Развивающие: - развивать речь, память, мышление.

Планируемые результаты

ЛичностныеУУД:

Регулятивные УУД: – самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока, делать предположения о путях решения проблемы, самостоятельно решать проблему. Коммуникативные УУД: –

Познавательные УУД:

Основные понятия

Тема, проблема, современная русская литература.

Список литературы

Чудаков А./ Ложится мгла на старые ступени /– Москва: Издательство «Э», 2017. – 640 с. – (Библиотека всемирной литературы).


Формы урока

Фронтальная, индивидуальная

Технология

Проблемно-диалогового обучения











Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учащихся

УУД

Организация класса

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.


Подготовка к уроку

Личностные УУД

Проверка ДЗ





Изучение нового материала





1.Формулирование проблемы (темы) урока.


2.Формулирование цели урока.


















3.Решение проблемы (открытие нового знания)
























5.Формулирование определения


Ребята, у вас было домашнее задание прочитать несколько глав из романа А.П.Чудакова «Ложится мгла на старые ступени».


Сегодня я бы хотела поближе познакомить вас с этой книгой, заинтересовать вас этой книгой, может быть, кто-то из вас захочет прочитать роман дальше, познакомить с автором.






Сам Александр Павлович родился 2 февраля 1938 года, а погиб в октябре 2005 г. Из-за травмы головного мозга. А.П. является крупнейшим исследователем творчества А.П.Чехова, он читал курс русской лит-ры в европейских и американских университетах. Во времена ВОВ был ребёнком, а затем их семья решила переехать в городок Щучинск (в романе он именуется Чебачинском). Прообразом семьи Саввиных-Стремоуховых является семья самого А.П.Чудакова.

А.П. решает, что должен сохранить память об эпохе, об уходящем 20 в. и пишет роман-идиллию


«Ложится мгла на старые ступени».

«Ложится мгла на старые ступени» - автобиографический роман, который рассказывает историю семьи, сбежавшей от репрессий в Казахстан, в маленький городок Чебачинск. Это роман о выживании этой семьи в тяжелые времена, но сумевшей сохранить свои традиции, свою любовь друг к другу. В



Роман А.П.Чудакова был признан лучшей книгой первого десятилетия XXIвека. В 2000 г. Роман был напечатан в журнале «Знамя», а в 2001 г. Был выдвинут на Букеровскую премию. А в 2011 г. Писатель посмертно получил за эту книгу премию «Лучший Букер десятилетия».


Роман «Ложится мгла на старые ступени» - это автобиографический роман, это история, которую рассказывает герой уже будучи взрослым, приехав в родной Чебачинск, о своей судьбе, начиная с детства и заканчивая своими взрослыми годами. Но это история не только о нём, это еще и рассказ о людях, которые окружали его на протяжении всей жизни, которые сыграли какую-либо роль в его судьбе.

Но в этой книге автор не только рассказывает судьбу героев, но и обращается к вечным вопросам.

В центе – историческая судьба героя и близких ему людей, но несмотря на то, что это роман – каждая глава воспринимается как отдельное произведение (новелла). В романе нет сквозного сюжета, в основе его лежат впечатления и переживания героев. Поэтому мы с вами знакомимся с отдельными главами этого произведения.






-Перед тем, как мы начнём обсуждать содержание глав, хотелось бы узнать все ли слова в романе были вам понятны? Вызвало ли что-то затруднение в понимании? (высказывают свое мнение)







- Давайте обратимся ко 2 главе «Претенденты на наследство».






















































































- Ребята, как мы узнаем о лучших книгах современности? (из литературных премий)


-Знаете ли какие-либо лит.премии? (называют названия премий, если нет, то на экране слайд с перечислением)












































- Расскажите о своих впечатлениях от прочитанных глав книги? Захотелось ли вам ее прочитать полностью?






- У меня в презентации по главам распределены слова (словосочетания), которые могли бы вызвать у вас трудности. Давайте попробуем разобраться.











- С какими героями мы знакомимся в этой главе?













- О чём идёт речь в этой главе?













- Вы прочитали несколько глав романа. Как вам показалось, какие темы поднимает автор в романе? (тема любви, тема дома, добра и зла, войны и мира, надежды и отчаяния)


- какие проблемы поднимаются в этой главе и в отношении каких героев мы их можем раскрыть?


-почему Татьяна не хочет уезжать к бабке?












































- Какие еще темы можно поднять в этой главе?






-Почему дядя Лёня не любит рассказывать о войне?



























- Каким мы видим дядю Лёню? Дайте его характеристику.






- Давайте порассуждаем, что такое война?


- Что мы видим через судьбы героев?



































- Как вы думаете, помнит ли страна своих героев? (рассуждения детей)





- В какой еще главе мы видим проблему гордости и смирения?

- Расскажите об этом

( в главе «Натуральное хозяйство», семья Саввиных выращивала и производила продукты, в то время, когда остальные говорили о том, что они не будут заниматься такими делами) (цитаты из романа на экране)



- Вспомните, что еще сажали и производили в своем хозяйствен Саввины-Стремоуховы.

















- Как данный факт характеризует семью Саввиных-Стремоуховых?











- Какие вопросы поднимаются в заключительной главе романа «И все они умерли»? О чем эта глава?

































- В каком моменте проявляется тема любви?































































































Рассуждают над заданным вопросом








- выражают свое мнение






















- Читают слова, распределённые по главам, в презентации, пытаются дать им определение, если не получается, то определение включаю я и дети читают его.














- узнаем о тёте Тане, о ее муже инженере-путейце Татаеве, об их детях Вовке, Кольке, Катьке, о тёте Тамаре, о тёте Ларисе, о дяде Лёне, рассказывается о его трёх женах.






- рас-ся о детях деда и бабки, об их жизненных историях. Вся речь идёт о том, кому же должно достаться наследство. Рассказчик приходит в выводу, что наследство нужнее дяде Лёне.







- гордость и смирение (многие герои не противятся сложившимся ситуациям в жизни: тётя Таня с тремя детьми, после расстрела мужа, переехала жить в посёлок Смородиновка, где работала дояркой и жила там, где придётся: сразу в телятнике, затем их поселили в землянку, но ненадолго, потом опять в телятнике, но уже в другом, который «был лучше». Татьяна мирилась со сложившейся ситуацией, не хотела уезжать к бабке с дедом, со всем справлялась одна.

К этой проблеме можно отнести еще и историю дяди Лёни. Он участник войны, с войны пришел он членом партии, но никому об эиом не рассказывал, у него было много медалей, но он этим не кичился. Он три раза женился и все его жены оказывались пьяницами. После ухода жен, у дяди Лени было много детей и одно время он жил с ними всеми в землянке, которую отрыл сам. ОН на своих плечах таскал шпалы, а когда бабка говорила ему попросить машину, он утверждал, что ему не тяжело. Дядя Лёня – это тот человек, который смирился со всеми обстоятельствами, не хочет кому-то быть обузой, не ждет и не просит помощи, а справляется сам со всеми предложенными проблемами.


- тема войны. В этой главе мы знакомимся с двумя участниками войны – мужем Татьяны Татаевым и дядей Лёней.

О инженере Татаеве мы знаем только то, что он по ошибке осветил не вражеский, а свой самолёт. После этого его расстреляли.

Дядя Лёня же рассказывать про войну не любил, сначала его призвали в армию, потом началась финская война, потом отечественная, затем японская, потом его перебросили на запад бороться с бендеровцами. Вернулся с войны он со множеством медалей «только «За отвагу» было целых три». Он обычно не проявлял никаких чувств, только раз из его глаз потекли слёзы и он сказал, что ему «Ребят жалко».

Про роспись на Рейхстаге он говорил, что на стенах места не было, он не гордился тем, что дошел до Берлина, он считал это своим долгом.

- Дядя Лёня человек спокойный, простой, готовый жертвовать собой, но ничего не требовать взамен - бескорыстный


Глядя на судьбы героев, мы понимаем, что человек погибает, страдает из-за ошибки, иногда даже близких людей.

- в главе «Натуральное хозяйство» (12)

- Семья Саввиных-Стремоуховых в тяжелые времена пыталась сделать свою жизнь как можно лучше. Для того, чтобы не страдать от недостатка пищи, предметов необходимости, они работали не покладая рук, создавали своими руками календарь, свечи, варили мыло, в то время как остальные жители Чебачинска смотрели на них с некой насмешкой и недоверием. Но когда приходило время собирать урожай, или когда заканчивались продукты в магазинах, Саввиным завидовали. Но тогда почему же остальные жители ничего не предпринимали для своей лучшей жизни?

























- Выращивали тыквы, морковь, картошку, из картошки делали крахмал, из него варили кисель, налаживали сахарное производство(производили сахар из патоки), делали свечи, хлеб пекли сами, у них работало кожевенное производство (делали сбруи для коня), изготавливали медицинский градусник, составляли календарь, подготавливали керосиновую лампу.


- семья, которая не отчаивается в сложные времена, которая понимает, что нужно держаться вместе, вместе трудиться и тогда вполне можно прожить даже самое голодное время, но они не только выживают сами, но и помогают другим.


- В главе рассказывается о том, как Антон приехал на могилу к деду, на похороны он не успел. Мы видим, как к Антону приходит осознание того, что «все они умерли», всего его знакомые, дедовы друзья, одноклассники.

В этой главе можно поднять темы Жизни и смерти, надежды и отчаяния, любви.

Мы видим надежду Антона на том, что есть еще в живых его знакомые или даже незнакомые люди (актеры в фильмах) и отчаяние от понимания того, что все они уже умерли…

Надежда деда на лучшую жизнь, отчаяние от того, что всё разрушилось: «Они отобрали сад, дом, отца, братьев. Но они отняли Россию».


- В эпизоде, когда дед просит прощения у бабки. «Я обещал тебе счастье, покой, довольство, а дал бедность, беспокойство, и изнурительный труд». В этом месте дед впервые заплакал.


Закрепление нового материала

- Давайте обратимся к особенностям романа. Вы прочитали три главы в начале, середине и в конце произведения.






- Хотелось бы показать вам еще одну интересную особенность романа. На экране сейчас появится отрывок из гл.7 «Кавалер Большой золотой медали Великого Князя». Прочитайте его.

- Действительно, Антон в некоторых местах до не различения сливается с автором, сам роман мы можем назвать автобиографическим, так как А.П.Чудаков описывает в нем свою судьбу.








- Понятна ли вам была суть читаемой главы? Нужна ли была какая-то дополнительная информация?

- Почему не требовалось прочтения остального романа для понимания определенной главы? Как построены главы в этом романе?


- Что необычного вы заметили в этом отрывке?







- Информации для понимания сути главы хватало.



- Каждая отдельная глава романа – это отдельная новелла, написанная А.П.Чудаковым.




- сначала мы читаем повествование от 1 лица (от Антона), а затем от рассказчика (автора).












































Выводы по уроку

Какие выводы мы можем сделать по роману-идиллии, прочитав всего несколько глав? Ответьте на вопросы.

-Охарактеризуйте систему персонажей.

-Назовите особенности романа.

-Какие темы(проблемы) поднимаются автором в романе?

- Обратите внимание на экран. Посмотрите, какая таблица с проблемами получилась только по трем прочитанным вами главам. А рядом список тем, которые были на итоговом сочинении за несколько лет. Как вы думаете, поможет ли вам знание романа раскрыть эти темы?

- В романе большое количество персонажей, которые действуют в разных главах, но на протяжении всего произведения есть сквозные, главные герои – дед, Антон, их семья.

- К особенностям романа можно отнести повествование от 1 и 3 лица в одной и той же главе, переход от 1 лица к 3, и наоборот.

- В романе поднимается множество тем: тема войны, любви, гордости, смирения, надежды, отчаяния, дома и тд.


Рефлексия

Захотелось ли вам прочитать роман после нашего небольшого анализа некоторых глав? Изменили ли вы свое мнение об этом романе в конце урока?


Ответы детей.


Домашнее задание


Я дам вам задание на выбор:

1 Прочитайте любую главу из романа и дайте интерпретацию этой главы, своё мнение о ней.

2 Приведите два аргумента на тему сочинения «Что такое надежда?»

3 Приведите два аргумента на тему «Что такое отчаяние?"