Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Саткинский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДНЯ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
«Оказание первой помощи»
ПМ 04 Осуществление профилактической деятельности
МДК.04.01. Проведение мероприятий по профилактике заболеваний, укреплению здоровья и пропаганде здорового образа жизни
Специальность: 31.02.01 Лечебное дело
Сатка, 2025
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………….….4
2. Цели и задачи внеклассного мероприятия…………………………..….5
3. Участники внеклассного мероприятия……………………….……..…..5
4. Оснащение и оборудование внеклассного мероприятия….………..….5
5. Организация внеклассного мероприятия…………………….…………6
6. План проведения внеклассного мероприятия с примерной
хронокартой…………………………………………………………………6
7. Ход открытого урока……………………………………………………..7
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С необходимостью помочь человеку при внезапном травмировании или возникновении заболевания в наше время приходится сталкиваться достаточно часто.
Сама окружающая среда мегаполиса является агрессивной: дорожно-транспортные происшествия, в которых риск получить травму испытывают все участники процесса (водители, пассажиры, пешеходы), агрессивно настроенные группы граждан, техногенные аварии и катастрофы (утечка аварийно-химически опасных веществ, обрушения зданий и конструкций, сосулек), террористические акты (взрывы), пожары. В природной среде при проведении досуга также существует множество травмирующих факторов и травм опасных действий: травмы на воде, солнечные и тепловые удары, контакт с ядовитыми и опасными животными и растениями, получение травм при катании на качелях, детских горках. В быту при несоблюдении элементарных норм техники безопасности население провоцирует получение внезапного расстройства здоровья при отравлении препаратами бытовой химии и пищевом отравлении, падении с высоты, электротравм, получение травм при неосторожном обращении с огнем, колющими и режущими предметами, неграмотном использовании пиротехники.
Особое внимание уделено формированию умения сострадать, быть милосердным. Эти знания будут полезны школьникам, планирующим в дальнейшем поступление в медицинские учебные заведения.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Цель:
– познакомить обучающихся 9 классов с общими правилами по оказанию первой помощи при травмах и несчастных случаях.
Задачи для открытого урока:
Развивающие: развить навыки критического мышления, анализа ситуаций и принятия решений в экстренных случаях.
Воспитательные: воспитать чувство ответственности и готовности прийти на помощь окружающим в критических ситуациях.
3. УЧАСТНИКИ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Студенты 2 курса специальности 31.02.01. Лечебное дело, обучающиеся 9 классов на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №14».
Критерии отбора участников:
Высокий уровень мотивации к получению знаний – отличные и хорошие показатели текущей успеваемости, систематическая подготовка ко всем видам занятий, своевременное выполнение всех видов заданий.
Неординарные и творческий подход к решению поставленных задач.
Демонстрирование в процессе обучения наличия общих компетенций, готовность к дальнейшему их формированию.
Владение коммуникативными навыками, культурой поведения, культурой речи, соблюдение требований к внешнему виду студента
4. ОСНАЩЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
– тренажер для сердечно-лёгочной реанимации;
– пульсометр;
– тонометр;
– бинты для повязок.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
1.Мероприятие проводится 15.02.2025 года в 12:30 на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №14»
2. Данное мероприятие может проводиться на базе общеобразовательных и муниципальных учреждений, т.е. студентами для школьников.
6. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ С ПРИМЕРНОЙ ХРОНОКАРТОЙ
Структурный элемент | Длительность |
Организационный момент | 5 мин. |
Обсуждение темы, показ манипуляций: 1. Сердечно-лёгочная реанимация 2. Повязка на голову: чепец 3. Повязка «варежка» 4. Алгоритм измерения пульса и сатурации пульсоксиметром 5.Алгоритм измерения артериального давления механическим тонометром | 70 мин. 20 минут 15 минут 15 минут 10 минут 10 минут |
Вопросы и ответы | 15 мин. |
7. ХОД ОТКРЫТОГО УРОКА
1. Организационный момент
Здравствуйте, мы студентки «Саткинского медицинского колледжа». Хотим поговорить и показать некоторые манипуляции на тему «Оказание первой помощи»
Обсуждение темы
Первая помощь – комплекс мероприятий, выполняемых при несчастных случаях и внезапных заболеваниях, меры срочной помощи раненым или больным людям, предпринимаемые до прибытия медика или до помещения больного в медицинское учреждение.
В общем случае первая помощь включает в себя оценку и устранение факторов риска для себя и для пострадавшего, определение наличия сознания, восстановление проходимости верхних дыхательных путей, определение признаков жизни, вызов скорой медицинской помощи, проведение сердечно-лёгочной реанимации, осмотр пострадавшего и проведение мероприятий по временной остановке кровотечения, если таковое обнаружено, более подробный осмотр с целью выявления травм, отравлений, ожогов и других угрожающих жизни и здоровью состояний, оказание соответствующей помощи, придание пострадавшему оптимального положения тела, контроль состояния и психологическую поддержку, передачу пострадавшего бригаде скорой помощи.
Сегодня мы покажем несколько манипуляций, таких как сердечно-лёгочную реанимацию; бинтование: чепец, варежку; измерение пульса и сатурацию пульсометром, измерение артериального давление.
2. Сердечно-лёгочная реанимация
Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения.
Основные признаки жизни у пострадавшего
К основным признакам жизни относятся наличие сознания, самостоятельное дыхание и кровообращение. Они проверяются в ходе выполнения алгоритма сердечно-легочной реанимации.
Причины нарушения дыхания и кровообращения
Внезапная смерть (остановка дыхания и кровообращения) может быть вызвана заболеваниями (инфаркт миокарда, нарушения ритма сердца и др.) или внешним воздействием (травма, поражение электрическим током, утопление и др.). Вне зависимости от причин исчезновения признаков жизни сердечно-легочная реанимация проводится в соответствии с определенным алгоритмом, рекомендованным Российским Национальным Советом по реанимации и Европейским Советом по реанимации.
Самым распространенным осложнением сердечно-легочной реанимации является перелом костей грудной клетки (преимущественно ребер). Наиболее часто это происходит при избыточной силе давления руками на грудину пострадавшего, неверно определенной точке расположения рук, повышенной хрупкости костей (например, у пострадавших пожилого и старческого возраста).
Избежать или уменьшить частоту этих ошибок и осложнений можно при регулярной и качественной подготовке.
Оцените безопасность для себя, пострадавшего (пострадавших) и окружающих на месте происшествия
На месте происшествия участнику оказания первой помощи следует оценить безопасность для себя, пострадавшего (пострадавших) и окружающих. После этого следует устранить угрожающие факторы или минимизировать риск собственного повреждения, риск для пострадавшего (пострадавших) и окружающих.
Проверьте наличие сознания у пострадавшего
Далее необходимо проверить наличие сознания у пострадавшего. Для проверки сознания необходимо аккуратно потормошить пострадавшего за плечи и громко спросить: «Что с Вами? Нужна ли Вам помощь?». Человек, находящийся в бессознательном состоянии, не сможет отреагировать и ответить на эти вопросы.
Что делать при отсутствии признаков сознания
При отсутствии признаков сознания следует определить наличие дыхания у пострадавшего. Для этого необходимо восстановить проходимость дыхательных путей у пострадавшего: одну руку положить на лоб пострадавшего, двумя пальцами другой взять за подбородок, запрокинуть голову, поднять подбородок и нижнюю челюсть. При подозрении на травму шейного отдела позвоночника запрокидывание следует выполнять максимально аккуратно и щадяще.
Как определить наличие дыхания
Для проверки дыхания следует наклониться щекой и ухом ко рту и носу пострадавшего и в течение 10 сек. попытаться услышать его дыхание, почувствовать выдыхаемый воздух на своей щеке и увидеть движения грудной клетки у пострадавшего. При отсутствии дыхания грудная клетка пострадавшего останется неподвижной, звуков его дыхания не будет слышно, выдыхаемый воздух изо рта и носа не будет ощущаться щекой. Отсутствие дыхания определяет необходимость вызова скорой медицинской помощи и проведения сердечно-легочной реанимации.
Что делать при отсутствии дыхания
При отсутствии дыхания у пострадавшего участнику оказания первой помощи следует организовать вызов скорой медицинской помощи. Для этого надо громко позвать на помощь, обращаясь к конкретному человеку, находящемуся рядом с местом происшествия и дать ему соответствующие указание. Указания следует давать кратко, понятно, информативно: «Человек не дышит. Вызывайте «скорую». Сообщите мне, что вызвали».
Что делать при отсутствии возможности привлечения помощника
При отсутствии возможности привлечения помощника, скорую медицинскую помощь следует вызвать самостоятельно (например, используя функцию громкой связи в телефоне). При вызове необходимо обязательно сообщить диспетчеру следующую информацию: место происшествия, что произошло; число пострадавших и что с ними; какая помощь оказывается. Телефонную трубку положить последним, после ответа диспетчера. Вызов скорой медицинской помощи и других специальных служб производится по телефону 112
Сердечно-лёгочная реанимация (СЛР) – это сочетание непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции лёгких.
Применяется, когда у пострадавшего нет сознания и нет дыхания.
Чем быстрее вы приступите к реанимационным действиям, тем эффективнее реанимация.
Проведение СЛР взрослому человеку:
1. Убедитесь в отсутствии сознания и дыхания у пострадавшего. Вызовите скорую медицинскую помощь.
2. Сделайте 30 надавливаний.
3. Выполните 2 вдувания.
4. Повторите цикл (пункты 2 и 3).
5. Продолжайте СЛР: поочередно делайте 30 надавливаний и 2 вдувания.
6. Каждые пять циклов проверяйте, не появилось ли у пострадавшего дыхание.
7. Не прерывайте СЛР, пока:
– вас не сменят;
– не нормализуется дыхание пострадавшего;
– пока у вас не закончатся силы.
Важно запомнить эти цифры:
30:2 – цикл СЛР состоит из 30 надавливаний на 2 вдувания.
5-6 см – это глубина надавливаний у взрослого человека.
100-120/в минуту – надавливания должны выполняться с частотой 100-120 надавливаний в минуту (это примерно 30 раз в 17 секунд).
5 циклов – каждые 5 циклов необходимо проверять дыхание.
Техника выполнения СЛР:
1. Встаньте на колени напротив грудной клетки пострадавшего.
2. Сцепите пальцы в замок.
3. Установите руки на центр грудной клетки пострадавшего.
4. Убедитесь, что ваши плечи находятся над грудной клеткой пострадавшего. Во время проведения надавливаний руки в локтях не сгибайте.
5. Начинайте делать надавливания на грудную клетку, не отрывая рук. Произведите 30 надавливаний на глубину 5-6 см со скоростью 100-120 надавливаний в минуту.
6. Сделайте два вдувания в рот пострадавшему.
Техника выполнения вдуваний:
1. Запрокиньте голову пострадавшего назад и приподнимите ему подбородок.
2. Большим и указательным пальцами зажмите нос пострадавшего.
3. Сделайте свой обычный вдох, а затем плотно обхватите губами рот пострадавшего и вдуйте в него воздух.
4.Следите за подъёмом и опусканием грудной клетки.
5.Сделайте второе вдувание.
6. Продолжайте выполнение надавливаний и вдуваний поочередно.
Важно:
При проведении СЛР пострадавший должен лежать на жесткой поверхности.
Перед началом СЛР при необходимости расстегните или снимите одежду пострадавшего (особенно ремни).
3. Повязка на голову: чепец
Повязка чепец – одна из самых распространенных повязок, которая применяется при травмах головы. Правильно наложенная повязка позволяет остановить кровотечение и зафиксировать перевязочный материал. Техника наложения повязки чепец очень простая, благодаря чему она может быть наложена медработником без посторонней помощи. Если все сделать правильно, повязка не сползает и обеспечивает оптимальное давление на рану.
Наложение повязки чепец требуется при травмах, которые имеют следующую локализацию: затылок; теменная часть; лоб. Показанием к наложению повязки является травма волосистой части головы.
Видами повреждений, при которых применяется перевязка чепец являются: различные ожоги; гематомы и ушибы головы; фурункулы и нагноения; рваные, укушенные, резаные и иные скальпированные раны головы.
Для повязки чепца нужно подготовить бинт шириной 10-14 см. Более широкий бинт затруднит движения пациента, сделает повязку неаккуратной, а более узкий – будет врезаться в тело; перед наложением повязки на рану накладывают стерильную повязку. Она может быть чистой или предварительно пропитана медпрепаратами, антисептическим раствором в зависимости от назначений врача; повязка чепец должна при бинтовании накрывать всю площадь травмы. При этом давление на рану должно быть достаточным, но не чрезмерным – это может вызвать отек, вызвать отек и нарушить кровообращение.
Схема наложения
Когда пациенту показана чепец повязка алгоритм наложения бинта является следующим: движение бинта происходит ото лба и затылка к темени, направление в ходе перевязки не меняется; каждый новый тур бинта должен на 50% перекрывать предыдущий; бинт необходимо вести, не отрывая его от поверхности кожи; натяжение должно быть равномерным, при необходимости бинт расправляют; конец бинта необходимо удерживать в одной руке, головку – в правой. Этой же рукой разматывают бинт, вести его необходимо по часовой стрелке; размотанный отрезок бинта должен быть длиной около 15-20 см; середина бинта укладывается на темень, помощник или пациент удерживают его руками; начало завязки находится в левой руке, вокруг затылка и лба делают закрепляющий тур; далее необходимо обернуть бинт вокруг центральной его части и провести его до по затылку до следующего конца; обороты повторяют аналогичным образом до того момента, пока бинтом не будет закрыта вся волосистая часть головы; для фиксации делают два отдельных витка; конца бинта, которые находились в руках у пациента завязывают под подбородком
4. Повязка «варежка»
Показания: накладывается как защитная, асептическая при:
– отморожениях кисти;
– ранениях кисти.
Оснащение:
– бинт средней ширины (8-10 см);
– ножницы;
– перчатки.
Алгоритм наложения возвращающейся повязки на кисть («варежка»)
Вымыть руки. Надеть перчатки.
Взять бинт.
Встать лицом к пациенту.
Сделать 2 закрепляющих тура в области нижней трети предплечья.
Перегнуть бинт под углом 90°.
6. Провести бинт по тыльной поверхности к кончикам пальцев, перегнуть на ладонную поверхность, довести до сгибательной поверхности лучезапястного сустава.
7. Левой рукой фиксировать туры бинта в области лучезапястного сустава, а правой рукой продолжать раскатывать бинт через кисть, закрывая 4 пальца.
8. Повторить возвращающиеся туры 4-5 раз и вернуться к разгибательной поверхности лучезапястного сустава.
9. Перегнуть бинт под углом 90° и круговым ходом бинта закрепить предыдущие туры бинта выше лучезапястного сустава.
10. Провести бинт по тыльной поверхности кисти к кончикам пальцев.
11. Наложить спиральную повязку от кончиков пальцев до лучезапястного сустава, оставляя свободный первый палец.
12. Наложить 2 закрепляющих тура выше лучезапястного сустава.
13. Снять перчатки. Вымыть руки.
6. Алгоритм измерения пульса и сатурации пульсоксиметром
1. Установить контакт с пациентом, объяснить ход и цель процедуры. Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру.
2. Предложить или помочь пациенту занять положение лёжа на кровати или сидя.
3. Обработать руки гигиеническим способом.
4. Включить пульсоксиметр: прибор откалибруется и выполнит самотестирование.
5. Выбрать подходящий датчик, обращая особое внимание на нужный размер и местоположение (обычно палец кисти или стопы, мочка уха). При использовании на пальце убедиться, что кожа пальца чистая и сухая.
6. Аккуратно надеть пульсоксиметр на палец, чтобы фотоприёмник прилегал к мягким тканям, а излучатель был над ногтевой пластиной (чтобы фиксация была надёжной, но отсутствовало излишнее давление).
7. Подождать несколько секунд (до полминуты), пока пульсоксиметр ищет пульс и рассчитывает кислородную сатурацию.
8.Зафиксировать частоту пульса и кислородную сатурацию, отображаемые на экране прибора.
9. Аккуратно снять пульсоксиметр с пальца (обычно отключается сам через 10 секунд).
10. Сообщить пациенту о результатах пульсоксиметрии и дальнейших действиях.
7.Алгоритм измерения артериального давления механическим тонометром
Предупредить пациента о предстоящем исследовании за 5-10 минут до его начала
№ | Наименование этапа | Что нужно выполнить | Почему нужно делать именно так |
1 | Подготовить пациента к процедуре | 1. Идентифицировать пациента | Для исключения риска выполнения назначения не тому пациенту |
2.Объяснить пациенту ход и суть предстоящей процедуры и получить согласие | Для обеспечения права пациента на информацию о процедуре |
2 | Обработать руки | Провести гигиеническую обработку рук согласно алгоритму | Для обеспечения инфекционной безопасности |
3 | Подготовить прибор | 1.Обработать антисептической салфеткой: - мембрану фонендоскопа; - трубки оголовья, оливы | Для обеспечения инфекционной безопасности |
2. Поместить салфетку в емкость для отходов класса «Б» |
4 | Наложить манжету и фонендоскоп | 1.Наложить манжету на руку пациента на 2-3 см выше локтевого сгиба Между манжетой и рукой должен свободно проходить палец | Для достоверности результата |
2. Приложить мембрану фонендоскопа к месту пульсации | Для прослушивания пульса |
3.Убедиться, что стрелка манометра находится на нулевой отметке * Если заметны отклонения от нулевой отметки, заменить тонометр | |
5 | Измерить давление | 1. Закрыть вентиль на груше и накачать в манжете воздух * Воздух нагнетать до исчезновения пульсации на лучевой артерии и + 20-30 мм.рт.ст. | Для нагнетания воздуха в манжет |
2. Открыв вентиль, медленно выпускать воздух из манжеты | Для начала выслушивания тонов |
3.Запомнить цифру появления первого удара пульсовой волны на шкале манометра | Чтобы отметить систолическое АД |
4.Запомнить цифру последнего громкого удара пульсовой волны на шкале манометра | Чтобы отметить величину диастолического АД |
5. Выпустить оставшийся воздух из манжеты | ‑ |
6 | Завершить процедуру | 1. Сообщить пациенту результат исследования | Для обеспечения права пациента на информацию |
2. Снять манжету и фонендоскоп | Для завершения процедуры |
7 | Обработать инструменты | 1.Обработать антисептической салфеткой: - мембрану фонендоскопа; - трубки оголовья, оливы | Для обеспечения инфекционной безопасности |
2.Поместить салфетку в емкость для отходов класса«Б» |
8 | Обработать руки | Провести гигиеническую обработку рук согласно алгоритму | Для обеспечения инфекционной безопасности |
9 | Зафиксировать результат | Отметить результат в листе наблюдения | Для последующего наблюдения за состоянием пациента |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ внезапных смертей пострадавших показывает, что причина гибели значительной части людей является необоснованной. Смерть их наступает от несвоевременно оказанной первой помощи.
Первая помощь – это совокупность простых, целесообразных мер по охране здоровья и жизни пострадавшего от травмы или внезапно заболевшего человека. Правильно оказанная первая помощь сокращает время специального лечения, способствует быстрейшему заживлению ран и часто является решающим моментом при спасении жизни пострадавшего. Первая помощь должна оказываться сразу же на месте происшествия быстро и умело еще до прихода врача или до транспортировки пострадавшего в больницу.
Спасибо за внимание! Будьте здоровы! Готовы ответить на ваши вопросы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Глущенко В.А Основы базовой сердечно-легочной реанимации уч. пособие / В. А. Глущенко. Коллектив авторов. – СПб. Феникс, 2024. – 60 с.
2. Десмургия: Обучение технике наложения мягких повязок [Текст] : учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов / Урал. гос. пед. ун-т ; сост. Д. Е. Чернов. – Екатеринбург. 2021. – 88 с.
3. Рекомендации Европейского совета по реанимации, 2021 г. – www.cprguidelines.eu. (дата обращение 04.02.2025)
4. Сердечно-легочная реанимация: учебное пособие для студентов, ординаторов, аспирантов и врачей / под ред. В. В. Мороз. – М.: Миа, 2017. – 72 с.
5. Учебное пособие «Основы сестринского дела» / Т.П. Обуховец, О.В. Чернова. – Ростов/ на Дону: Феникс, 2021. – 776 с.