Методическая разработка
воспитательного мероприятия,
посвященного 300-летию города Нижний Тагил
«Мой Тагил, я с тобой навсегда»
Нижний Тагил
2021г.
«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно, расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству». Д.С. Лихачев |
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва) говорится, что «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».
Закон Свердловской области о патриотическом воспитании граждан в Свердловской области (принят Законодательным Собранием Свердловской области 16 февраля 2016 года № 11–ОЗ)одной из задач ставит «формирование чувства уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям ее народов, к историческим святыням и памятникам Отечества».
Детство - ответственный этап в становлении личности и её нравственной сферы. Еще В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира, поэтому, надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
Доступны ли детям дошкольного возраста такие понятия, как Родина, Отечество?В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе. Знакомство детей с родным городом с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного города, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
ФГОС ДО ориентирует педагогов ДОО на то, что к концу дошкольного возраста ребенок должен достичь следующих результатов: ребенок инициативен и самостоятелен в различных видах деятельности; любознателен; подчиняется правилам, социальным нормам, способен к волевым усилиям.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает знания детей о Родине, особенностях природы, многообразии народов и т.п.
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста.
Роль и место воспитательного мероприятия в системе воспитательной работы педагога (связь с другими мероприятиями, преемственность): представляет собой динамический воспитательный процесс, предполагающий в своем развитии несколько взаимосвязанных стадий.
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста начальных представлений об истории родного города, его достопримечательностях. Задачи:
Образовательные.
- Уточнять и расширять знания детей о истории и достопримечательностях родного города.
- Совершенствовать умения детей последовательно и логично строить связные высказывания об объекте согласно предложенному алгоритму.
- Учить детей задавать вопросы.
Развивающие.
- Развивать познавательный интерес к родному городу.
- Способствовать развитию аналитических способностей и готовности включаться в проектную деятельность, связанную с родным городом.
- Развивать умения высказываться последовательно и логично отражая свои впечатления о малой родине.
- Способствовать развитию эмоционального отклика на события истории родного города и его достопримечательностей.
Воспитательные.
- Воспитывать чувство гордости и бережного отношения к городу и его достопримечательностям.
- Способствовать проявлению доброжелательных отношений и готовности к совместной деятельности.
Планируемый результат:
- Проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности
- Знают историю родного города, его достопримечательности (цирк, драматический театр, памятник «Танк Т34», лисья гора, кукольный театр, мемориал боевой славы металлургов, фонтан, памятник братьям Черепановым, музей искусств, краеведческий музей, парк им. Бондина).
- Узнают объект по описанию, последовательно и логично строят связные высказывания о нем.
- Выражают свое эмоционально-положительное отношение в разных видах совместной и самостоятельной деятельности.
Форма проведения: тематический клубный час.
Педагогические технологии: технология эффективной социализации автор Н.П. Гришаева, игровая, элементы ТРИЗ.
Методы и приемы: утренний сбор, совет – обсуждение, беседа, сюрпризный момент, игровая ситуация, практический.
Этап | Содержание деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Результат |
Утренний сбор | Обсуждение маршрутов детей. | Рассказывает о путешествии, знакомит с видами деятельности на каждой станции клубного часа. Напоминает о необходимости соблюдения правил поведения в ходе клубного часа. | Внимательно слушают воспитателя, включаются в диалог, высказывают свои предположения. | Проявляют интерес. Принимают поставленную цель. Планируют собственную деятельность. |
Основной Работа на станциях | Станция «Экскурсионная» Виртуальная экскурсия «Мой город» Станция «Рукотворная» Станция «Карусельная» Подвижная игра «Угадай и назови» Станция «Музыкальная» | Стимулирует любознательность и интерес. Отвечает на детские вопросы. Стимулирует детей к демонстрации личного опыта и знаний. Предлагает сюжеты картин «Танк 34», «Паровоз», «Тагильский поднос». Помогает советом детям. Поощряет на самостоятельное изготовление. Закрепляет приемы лепки. Организует игру. Поощряет детей к составлению связных высказываний Музыкальный руководитель организует прослушивание песни «Малахитовая шкатулка» и проводит беседу по ее содержанию. Приглашает детей в «Уральский хоровод». | Проявляют интерес, внимательно смотрят видео, слушают, задают вопросы. Демонстрируют личный опыт и знания о достопримечательностях родного города. С помощью техники пластилинографии выполняют работу по самостоятельно выбранному сюжету. Узнают по описанию объект и рассказывают о нем согласно предложенному алгоритму. Слушают рассказ музыкального руководителя. Слушают песню «Малахитовая шкатулка». Высказывают свои впечатления. Исполняют «Уральский хоровод». | Проявляют интерес, самостоятельность, инициативу, готовность общаться. Проявляют знания и навыки в использовании приемов пластилинографии, творческую инициативу, самостоятельность в выборе темы, старательность, аккуратность в продуктивной деятельности. Последовательно и логично строят связные высказывания об объекте. Задают вопросы сверстникам. Проявляют интерес. Выражают свое эмоционально-положительное отношение. |
Заключительный Презентация детского познавательно практико-ориентированного проекта «Лисья гора». Рефлексивный круг. | Поведение итогов, обмен впечатлениями. | Задает детям вопросы: Где ты был? Что тебе запомнилось? Хочешь ли ты ещё раз туда пойти и почему? Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смог ли ты это осуществить, и если нет, то почему? Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему? Предлагает детям составить совместно с родителями свой проект о достопримечательности родного города и презентовать его. | Отвечают на вопросы, обсуждают презентацию. Задают свои вопросы. Высказывают предположения, пожелания. Делают выбор. | Развиваются аналитические способности. Проявляют готовность к общению. |
Ресурсы:
- кадровые - воспитатель, музыкальный руководитель;
- методические – ОП ДО, картотека дидактических игр, подвижных игр с рекомендациями по организации и проведению.
- материально – технические – проектор, ноутбук, оборудование для игры «Карусель», дидактические игры по теме «Мой город».
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы воспитателя:
Уточнить события истории и достопримечательностей родного города доступные для детей дошкольного возраста.
Определить виды детской деятельности.
Активизировать родителей на совместную деятельность по реализации данного проекта.
Внести дополнения РППС в соответствии с темой.
Согласовать план проекта со специалистами.
Приложение
Игра «Карусель»