СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка воспитательного занятия "Вопросы дедушки Краеведушки"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка воспитательного занятия "Вопросы дедушки Краеведушки"»

Структурное подразделение «Прометей»

государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

Самарской области средней общеобразовательной школы №2 им. В. Маскина

ж.-д. ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ


«Вопросы Дедушки Краеведушки »







Фомина Наталья Константиновна

педагог дополнительного образования






Январь,2021


Занятие рассчитано на детей 7 – 10 лет.

Цель: расширить знания детей о растительном и животном мире леса, воспитывать заботливое отношение к природе родного края.

Оборудование: компьютер, проектор, большая карта области, цветные шнуры, таблички с названием населенных пунктов, рисунки хвойных и лиственных лисов, два цветных конверта, табличка с надписью «Лесная школа».

Действующие лица: Матушка Природа, дедушка Краеведушка.

Матушка Природа: Есть на Земле два царства, которые давно дружат между собой и уже не могут обойтись друг без друга. У них все общее: земля, воздух, реки, моря…

Это Царство растений и Царство животных. Многие представители Царства растений и Царства животных живут в нашем крае. Сегодня мы вспомним, какие растения и животные встречаются у нас, и какую роль они играют в нашей жизни.

Сейчас мы с вами совершим воображаемое путешествие в Царство Природы. Присели, крепко закрыли глаза и представили, что мы находимся на лесной полянке, над нами поют птицы, вдалеке слышен шум ручья, мы чувствуем запах ягод и цветов.

(во время воображаемого путешествия нужно включить музыку со звуками леса, звоном ручья, пения птиц).

Появляется Дедушка Краеведушка.

Дедушка: Здравствуйте ребята! Меня зовут Дедушка Краеведушка. В лес они собрались… А вы знаете, что такое лес?

(ответы детей)

Смотри-ка, знают. Вот я вам сейчас загадку потруднее загадаю. Для этого мне понадобится помощник. Кто из вас самый смелый?

Что-то нашептывает Матушке природе на ухо и она с помощником на прикрепленной карте темным шнуром изображают контур области, голубым помечают реки.

Матушка Природа: Догадались, ребята, что Дедушка хотел изобразить?

(ответы детей).

Дедушка: Так выглядит на карте наша Самарская область. Самая крупная река области – Волга (помечает ее на карте).

Матушка Природа: Дедушка, а где же леса на этой карте? Как мы с ребятами попадем в твой лес?

Дедушка: Чтобы вы попали в мой лес, мне нужно вас проверить. Правильно ответите на мои вопросы, пущу в лес, а если нет, пойдете домой.

Я буду называть разные деревья, если они растут в наших лесах, то хлопайте в ладоши, а если нет – молчок.

Малина, мимоза, береза, яблоня, дуб, апельсин, осина, клен, рябина, кофе, мандарин, облепиха, липа, груша, ель, каштан, сосна, баобаб, тополь (ответы детей). Смотри-ка, молодцы справились с моим заданием. Хорошо сдержу свое слово, пущу вас в свой лес.

В моем лесу растет много разных деревьев (показывает на рисунки с изображением деревьев). Узнаете? Помогите мне разобраться и правильно подписать рисунки (дети помогают). А теперь я проверю, что вы знаете об этих деревьях (задает вопросы).

  1. У какого хвойного дерева иголки расположены попарно? (сосна)

  2. У какого дерева листья крупные с пятью лопастями? (клен)

  3. Какое дерево зацветает самым последним? (липа)

  4. У какого дерева даже в самый жаркий день кора остается прохладной? (береза)

  5. Какое дерево является долгожителем и может дожить аж до 1000 лет? (дуб)

  6. Из какого хвойного растения делают различные части музыкальных инструментов? (ель)

  7. Какое хвойное дерево сбрасывает иголки на зиму? (лиственница)

Молодцы, ребятки! Вы, оказывается про деревья все знаете!

Матушка Природа:

Когда ты входишь в лес,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Дедушка:

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить –

Я могу вас научить.

Все целебные растения

Знаю все без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растения, что пригодны для лечения!

А сейчас, я вам ребятки загадаю-ка загадки.

Матушка Природа:

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его сережки.

Нам он – как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук (подорожник)

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица (крапива)

И в лесу,

И в квасу,

И в конфетке,

И в таблетке (мята)

И матушка родная,

И мачеха злая

Бок о бок живут –

Через стеночку (мать и мачеха)

Матушка Природа: Ребята! Я хочу с вами отправиться в путь на цветочную поляну – самое веселое и красивое место. Посмотрите, сколько цветов на поляне. А вы сможете по описанию узнать о каком цветке говорится?

«Цветочная викторина»

  1. Белая корзинка, золотое донце (ромашка)

  2. Кувшины и блюдца не тонут и не бьются (кувшинки)

  3. Беленький горошек на зеленой полянке (ландыш)

  4. Эй, звоночек, синий цвет! С языком, а звону нет! (колокольчик)

  5. Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает (подснежник)

  6. Рос шар бел, ветер дунул – шар улетел (одуванчик)

  7. Головка голубая и длинный стебелек, ну, кто его не знает? Это… (василек).

Дедушка: Ребята, нам пришло письмо от лесных жителей, а там различные задания, которые мы с вами должны выполнить.

Задание 1 – разминочное

  1. У какой птицы хвост рожками? (ласточка)

  2. Чешуя этой рыбы блестит на солнце как зеркало? (зеркальный карп)

  3. Какой зверь лучший лесоруб? (бобр)

  4. Какая рыба к старости становится горбатой? (горбуша)

  5. Какая птица является ближайшей родственницей Снегурочки? (снегирь)

  6. На какой рыбе ездит водяной в русских народных сказках? (сом)

  7. Какая птица со времен древних греков считается символом мудрости и познания? (сова)

  8. Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (волк)

  9. Какая рыба носит имя человека? (карп)

  10. Какую птицу называют крылатым почтальоном? (голубь)

  11. У него длинные уши, короткий хвост, летом шерсть серая, а зимой белая? (заяц)

Задание 2 –проверочное

Карточка 1

Впишите в пустые клеточки на карточке названия диких животных, обитающих в нашей области.

Матушка Природа:

  • Под кустами, под елками

Лежит мешок с иголками (еж)

  • Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко (лось)

  • Быстрее всех от страха

Несется… (заяц)

  • Рыжая красавица (лиса)


Е Ж Л И С А З А Я Ц Л О С Ь


Карточка 2

Впишите названия птиц, которые обитают в нашей области.

  • Как стрела летает,

Мошек поедает (ласточка)

  • Он в своей лесной палатке

Носит пестренький халатик,

Он деревья лечит,

Постучит и легче (дятел)

  • Возле домика в саду,

На шесте высоком

Поселился певец –

Замечательный… (скворец)


Л А С Т О Ч К А Д Я Т Е Л С К В О Р Е Ц


Карточка 3

Впишите названия рыб, обитающих в наших реках и озерах начинающиеся с буквы «С».


С О М

А З А Н

У Д А К

Дедушка: Ну вот, мы и проверили, как вы знаете наш лесной край.

Лес одаривает человека дикорастущими плодами, ягодами, грибами, березовым соком, лекарственными травами, и наше отношение к нему должно быть бережным.

Матушка Природа:

Деревья, травы и цветы

С тобой по-дружески на «ты»,

Но даже с кустиком травы

Ты будь, пожалуйста, на «Вы»!

Дедушка:

Дерево, трава, цветок, и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

И очень просим каждого из вас:

В любое время, каждый раз

С добрым сердцем в лес ходите,

Все, что есть в нем, берегите!