Государственное казенное общеобразовательное учреждение "Перевозская коррекционная школа-интернат" Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству "Изготовление панно "Подводный мир" Воспитатель: Макарова С. Н. "Изготовление панно "Подводный мир" Пояснительная записка Занятие дает представление о технике, приемах и способах лепки из теста и дает практические навыки по изготовлению панно "Подводный мир". Продолжительность занятия – 35 мин. Возраст детей – 10 -16 лет. Тип занятия – коллективная работа. Тема: панно "Подводный мир". Цель: знакомство обучающих с таким материалом, как солёное тесто и изготовление панно "Подводный мир". Задачи: - активизировать и расширить знания детей о технике и приемах лепки; - стимулировать развитие мелкой моторики и умение лепить; - развивать воображение, фантазию, внимание, творческий потенциал, творческие способности детей; - научить соединять отдельные элементы в единое целое – композицию; - научить изготавливать своими руками рыбок из солёного теста; - воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца. Оборудование: солёное тесто, стеки, зубочистки, влажные салфетки, подкладочный материал, основа для панно с рамкой, цветная бумага, Краски, клей «ПВА», наглядные пособия. План занятия 1. Организационная часть: - организационный момент. 2. Теоретическая часть. Введение в тему: - ознакомительная справка; - основные способы, приемы и техника лепки; - знакомство и назначение инструментов. 3. Практическая часть: - техника безопасности; - вводный инструктаж, технология лепки; - практическая работа, лепка рыбки из солёного теста; - физкультминутка; - текущий инструктаж, педагог оказывает необходимую помощь детям; лепка других рыбок и ракушек; - заключительный инструктаж, педагог дает советы ребятам по оформлению коллективного панно. 4. Итоговая часть. Подведение итогов, анализ и обсуждение готового изделия. Повторение и закрепление теоретической части занятия. Ход занятия 1. Организационная часть: Педагог здоровается с детьми, следит за тем, чтобы все обучающиеся правильно организовали своё рабочее место (проверили наличие на столах необходимых инструментов и приспособлений). 2. Теоретическая часть. Знакомство детей с темой занятия, материалами и инструментами для работы. Творчество – это воображение, чувство красоты, умение выразить себя и сегодня я помогу вам в этом. На этом занятии мы будим лепить, лепка – это умение чувствовать и видеть пальцами. Посмотрите на ваши руки и пальцы, действительно, они могут многое, но прежде они должны быть чистыми. Возьмите влажные салфетки и протрите руки, как следует… (Дети протирают руки.) Теперь ваши руки чистые и мы можем продолжить. Сей час у вас на столах порядок, надеюсь, что к концу занятия он тоже будет. Сегодня в течение занятия мы сделаем панно (объемную картину) "Подводный мир"»; вы научитесь лепить рыбок и ракушки из очень интересного материала. Посмотрите на него, он перед вами на столе, в коробочке. На что он похож? … (на пластилин), но это не он, это солёное тесто. Так же у вас на столах лежат необходимые для работы инструменты и материалы, назовите их (зубочистки, стеки, подкладочный материал, клей…), все они пригодятся нам сегодня. Возьмите в руки любой кусочек солёного теста и помните ее немного, скажите мне, чем она отличается от пластилина (ответы детей). Солёное тесто в отличие от пластилина не жирное. А еще главная отличительная особенность солёного теста, его можно запечь в обычной духовке при 130 С около 10 мин, в зависимости от размера поделки. Но запекать поделки только под присмотром взрослых, а то можно обжечься или сжечь сами поделки. Можно просто высушить на воздухе. Затем раскрасить поделки красками. Лепить можно различными приемами и способами, назовите, которые вы знаете (ответы детей). Основные приемы лепки: сминание, раскатывание, придавливание, расплющивание, скручивание, вытягивание, примазывание, притирание, разглаживание. Основные способы объемной лепки: - Конструктивный. Предмет (игрушку) лепят из отдельных частей: головы, рук, ног, а затем они прикрепляются (примазываются, притираются, придавливаются) с помощью зубочистки и стек; - Пластический. Изделия выполняются из цельного куска солёного теста, из которого вытягиваются детали, элементы. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление. - Комбинированный. Смешанный. Использование конструктивного и пластического способа лепки. Скажите, для лепки, какие можно использовать инструменты? (Ответы детей.) Кроме стек, очень удобны в использовании зубочистки, ими можно соединять отдельные детали, процарапывать, делать углубления и дырочки, поднимать и приделывать мелкие детали и многое другое. 3. Практическая часть. Вводный инструктаж. Прежде чем, приступить к работе, обязательно нужно повторить технику безопасности, назовите основные правила. Ребята называют правила техники безопасности, при необходимости педагог дополняет их. На стуле сидим ровно, держим спинку, не качаемся, острые и другие предметы мы ни на кого не направляем, материал, с которым вы поработали, складываем обратно в коробочку или пакет и плотно закрываем, держим свое рабочее место в чистоте. У вас на столах лежит подкладочный материал, что бы не пачкать столы. Посмотрите внимательно на картинки и фотографии рыбок. Их огромное разнообразие, они бывают различных цветов и формы, поэтому при их лепке вы можете проявить все свое воображение и фантазию. Для лепки мы будим пользоваться комбинированным, смешанным способом лепки. Хвостовой плавник можно вытянуть из овального тела; верхний и боковые плавники примазываются, глаза вдавливаются в головную часть тела. С помощью стек и зубочисток можно нарисовать чешуйки, жабры и полоски. Так же сегодня мы слепим разные ракушки, они могут быть сплющенными с рисунком или закрученные в спираль (показ картинок). Сейчас мы с вами слепим комбинированным способам рыбку. Скажите, что значит комбинированный способ? (Ответы детей.) Из каких частей состоит рыбка; сколько у нее плавников и где они расположены? (Ответы детей.) Посмотрите на изображения рыб, какие они бывают разные (показ различных изображений рыб). Есть очень редкие виды рыб, которые занесены в "Красную книгу" и их надо оберегать, охранять, а то они могут исчезнуть. Этапы работы: Возьмите средний кусочек для тела: разомните и скатайте овал. 2) Из этого овала аккуратно вытяните хвост и разгладьте все получившиеся трещинки и складки. 3) Из маленьких кусочков солёного теста сделайте плавники: верхний плавник самый большой, остальные поменьше. Скатайте овалы и расплющите их. 4) Затем все плавники прикрепляются к телу с помощью стек или зубочисток. Если не примазать детали, то после обжигания поделки они могут при сильном нажатии просто отломаться. 5) Теперь выровняйте поделку, разгладьте ее и сделайте глаза, рот, так же с помощью тонкой стеки можно нарисовать на теле рыбки чешую, жабры и полоски на плавниках. Физкультминутка. А сейчас мы немного поиграем, вставайте. Игра называется "Выныривающая рыбка": я буду показывать руками плавающую в воде рыбку, а когда она будет выныривать вы должны хлопать в ладоши, смотрите внимательно (играют). А теперь наоборот, вы показываете все вместе плавающую рыбку, а когда я хлопаю в ладоши, ваши рыбки должны выныривать (играют). А сей час пальчиковая гимнастика: я буду называть слова, а вы повторяйте за мной движения рук и пальцев: Рыбки в море плывут, Хвостиком влево, вправо вильнут, То из воды прыгнут, то нырнут, А потом опять вперед плывут. В море живет осьминог; У него целых восемь ног, Он дрыгает ими невпопад, Шевелит, то так, то сяк. Мы поиграли, теперь продолжим работу. Если у вас возникли трудности, я помогу вам. Кроме рыбки для панно нужно слепить различные ракушки. Вы видите на картинках, что они бывают разного цвета и различной формы, вы можете взять солёное тесто и размять его, раскатать в колбаску, немного расплющить и скатать в спираль. Спираль можно скатать одну полоску накладывая на другую или сверху, тем самым наращивая будущую ракушку. Так же можно слепить камушки и другие дополнительные детали для нашего панно…(Дети лепят ракушки.) Вот вы и познакомились с солёным тестом, слепили рыбку, ракушки и многое другое. Когда поделки высохнут, мы их раскрасим и оформим панно, нам пригодится все то, что лежало в коробочках, и не было востребовано. Делаем фон из цветной бумаги. Все это мы приклеим на панно, сначала составим композицию, приложите к фону свои поделки (педагог помогает правильно разложить работы); возьмите клей и понемногу наносите его на поделку, а затем прикладывайте к панно. К сожалению, мы не сможем сегодня оформить в коллективное панно (панно – это объемная картина). Итоговая часть. Подведение итогов, анализ и обсуждение готового изделия. Повторение и закрепление теоретической части занятия. Посмотрите, что у нас получилось… Вам нравится? (Ответы детей.) Панно получилось замечательное, теперь им можно украсить любое помещение. Мы оставим его здесь, что бы им любовались другие и восхищались вашей работой. Молодцы! Давайте вспомним с каким материалом мы работали сегодня; какими инструментами пользовались; с помощью, каких приемов и способов лепки пользовались? (Ответы детей.) Проанализируйте свою работу, скажите, что у вас получилось лучше всего, а что не очень? (Ответы детей.) Если у вас есть ко мне какие-нибудь вопросы, задавайте. Наше занятие подошло к концу, вы закончили работу, проверьте свои рабочие места, сложите оставшиеся материалы и инструменты в коробочки. Спасибо за работу, вы постарались на славу, до свидания. |