Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр детского творчества
Методическая разработка занятия
«Шахты и разрезы Кузбасса»
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа юного горняка»
Автор:
Гавриленко Елена Владимировна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ЦДТ
Междуреченск, 2019
Оглавление
Введение | ……………………….…………………....3 |
1. Цель и задачи занятия | …………………………………………….5 |
2. Материалы и оборудование | ……………………………………………5 |
3. Ход занятия | ……………………………………………...6 |
Заключение | …………………….……………………...11 |
Литература | …………………………………………...12 |
Приложение №1 | ………………………………….………..13 |
Приложение № 2 | …………………………………………....15 |
Введение
В настоящее время в современном мире идёт переход к новым социально-экономическим отношениям, который привел к трансформации значимости человека в социуме, задав новые требования к нему, как к профессионалу.
На первый план выходят такие личные качества профессионала как предприимчивость, интеллектуальность, общественная активность, социально-профессиональная мобильность. В современных условиях одной из задач профессионального самоопределения является умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор. Выбор профессии стал серьезной жизненной проблемой для большинства обучающихся общеобразовательных учреждений.
Именно поэтому нужно познакомить старшеклассников, будущих выпускников с различными профессиями и прежде всего с теми, которые актуальны в родном крае и городе. Отсюда и возникла необходимость данной методической разработки, подготовленной в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа юного горняка» для учащихся 13-15 лет, входящей в городской проект «Профессиональное будущее».
Методическая разработка занятия направлена на знакомство учащихся со свойствами и видами угля, с расположением угольных предприятий Кемеровской области – Кузбасса, условиями труда горняков и необходимыми личными качествами работников угольной промышленности.
Она позволяет учащимся соотнести свои возможности и потребности с требованиями, которые предъявляются к профессиям в горнодобывающей промышленности, более детально познакомиться со спецификой трудовой профессиональной деятельности в этой сфере, что может помочь в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Таким образом, методическая рекомендация «Чёрное золото» позволяет учащимся по программе «Школа юного горняка» получить больше полезных и конкретных знаний о горнодобывающей промышленности, способствующие осознанному выбору профиля дальнейшего обучения и будущей профессии.
Цель занятия: знакомство учащихся со спецификой и условиями труда работников угольной промышленности
Задачи:
обучающие:
расширять знания учащихся о мире профессий в горнодобывающей промышленности, познакомив их с видами деятельности горняков, требованиями, предъявляемым к работникам;
дать представление о профпригодности и собственных способностях;
формировать мотивацию учащихся к осознанному социальному и профессиональному самоопределению;
воспитательные:
воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам, понимание значения труда в жизни человека;
формировать позитивный образ современного молодого человека-профессионала;
развивающие:
развивать интеллектуально-познавательную сферу (мышление, внимание, память и воображение);
подготовить к осознанному выбору профиля обучения в школе и в перспективе – будущей профессии.
Материалы и оборудование: кусочки каменного угля, перчатки, лупа, ёмкости с водой, палочки, классная доска или флипчарт, бумага, ножницы, карандаши, ручки, клей-карандаш, изображение карты Кемеровской области, раздаточный материал.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на занятии «Школы юного горняка», посвящённом знакомству со спецификой и условиями труда работников угольной промышленности. Сегодня вы также узнаете о том, какие свойства и виды угля существуют и какие предприятия занимаются добычей угля в Кемеровской области и где они расположены.
2. Основной этап:
- Давайте, определим, что же такое уголь? Какой уголь расположен в нашей местности и как называется его месторождение? (педагог проводит опрос учащихся).
- Правильно, уголь – это полезное ископаемое. А теперь выберите из нескольких вариантов тот вид угля, который добывают в нашем городе:
Бурый уголь
Каменный уголь
Антрацит
- Правильно, в нашей области добывают в основном каменный уголь и самый лучший его вид с большой теплопроводной способностью – антрацит.
Шахты и разрезы Кемеровской области – Кузбасса
- В Кемеровской области не просто много шахт и разрезов, у нас сейчас работают около 15 угольных компаний и сырьевых подразделений металлургических и энергоугольных холдингов, а также 14 самостоятельных угольных предприятий.
Посмотрите на карту и определите города, в которых добывают уголь. А затем мы проведём с вами небольшое соревнование – эстафету. Для участия в соревновании приготовьтесь – познакомьтесь со списком названий компаний и предприятий, расположенных в нашей области: КРУ (ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь»: 12 разрезов в 7 районах области), ЮКУ (ОАО «Объединенная угольная компания «Южкузбассуголь»: 14 предприятий в 5 районах)¸СУЭК (ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания»: 12 шахт, 3 разреза и 15 сервисных предприятий в 6 районах), ОАО «Белон» (более 7 предприятий в 3 районах), ОАО «Кузбассуголь» (6 предприятий в 4 районах), Евраз (более 13 предприятий: РУК и др. в 3 районах: Междуреченск, Новокузнецк, Калтан), Мечел «Южный Кузбасс» (более 18 предприятий в 2 районах), «Прокопьевскуголь (1 район), СДС (ЗАО «Холдинговая компания «Сибирский деловой союз» (более 5 предприятий и институт в 3 районах), «Кузбасская топливная компания» (в Беловском и Прокопьевском районах). Роса Холдинг-Кузбасс больше не добывает уголь в Кемеровской области.
Задание: Перед вами на доске висят две незаполненные карты Кемеровской области. Командам необходимо на скорость отметить на карте области эти компании и предприятия, прикрепив названия в местах их расположения. Это задание команды будут выполнять в виде эстафеты: участники команды будут по одному друг за другом надевать респиратор и каску, брать название предприятия, бежать к карте, крепить его на соответствующее место на карте, возвращаться, передавать эстафету и снимать респиратор и каску.
Обратите внимание, что некоторые компании находятся сразу в двух и более районах Кемеровской области, а значит и их называния нужно прикрепить во всех этих районах.
Та команда, которая быстрее и верно справится с заданием, победит. К тому же вы сможете немного почувствовать себя горняками, использовав элементы их спецодежды - респираторы и специальный головной убор – каску, обеспечивающие безопасность.
Подведение итога занятия:
- Ребята, вы сегодня многое для себя узнали и вспомнили: на занятии мы обсуждали свойства, виды и марки каменного угля, перечисляли горные профессии, качества, знания и навыки, необходимые для работников угольной промышленности, непростые условия труда горняков и назвали основные промышленные компании топливно-энергетического комплекса.
Другие полезные ископаемые
И, хочется отметить, что наша область богата не только каменным углём, но и некоторыми другими полезными ископаемыми. Поэтому сейчас командам на скорость предлагается определить, какие полезные ископаемые находятся в нашем краю, выбрав их из списка. (Золото, уголь, гранит, известь, мрамор, руда, алюминий).
Варианты:
Золото
Нефть
Уголь
Природный газ
Сапфир
Гранит
Изумруд
Известь
Алмаз
Яшма
Мрамор
Агат
Руда
Рубин
Нефрит
Алюминий
В случае если команды набрали одинаковое количество баллов, им предлагается быстро ответить на следующие вопросы:
Решающие вопросы:
1. Во сколько стран экспортируется уголь Кузбасса? (Экспортируется в 25 стран мира).
2. Продолжите фразу: Если весь уголь, добытый горняками погрузить в железнодорожные вагоны, соединить в один состав, то… (его длина опоясала бы земной шар по экватору в полтора раза).
3. Какой праздник отмечает наша страна в августе? (День шахтера)
- Ребята, вы все сегодня очень старались. Узнали много новой и важной информации. Я надеюсь, она будет вам полезна. И, возможно, сегодняшнее занятие повлияет на выбор вашей будущей профессии.
И в заключении хотелось бы сказать: «Несмотря на ваш выбор, уважайте труд горняков! Он очень тяжелый, нужный, полезный и почетный! Гордитесь профессиями своих соотечественников, своих родителей и близких! И сами выберите профессию по душе. Ведь как верно заметил Конфуций: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни»!
А для того, чтобы вам легче было определиться с профессией, я предлагаю вам список нескольких полезных ресурсов для изучения и выполнения теста по профориентации, который раздам каждому из вас. (Приложение №1).
Заключение
В настоящее время профессиональная ориентация учащихся приобретает новое качество. Она является не только важнейшим компонентом образования, но и его приоритетной целью.
Одна из важнейших задач, стоящих перед молодым человеком в начале его жизненного пути – это планирование профессионального будущего. Очень многое зависит от того, насколько успешно будет решена эта задача. Ведь никто так не заинтересован в выборе профессии, как выпускник.
Поэтому данная методическая разработка очень актуальна. Она подготовлена в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа юного горняка», в которой систематизированы сведения о профессиях в горнодобывающей промышленности, идёт сотрудничество с Междуреченский горно-строительным техникумом (МГСТ) и включены практико-ориентированные экскурсии на предприятия горнодобывающей промышленности.
Таким образом, данное занятие способствует профессиональной ориентации, осознанию учащихся значимости правильного выбора будущей профессиональной деятельности и предоставляет учащимся возможность расширить знания о мире профессий в горнодобывающей промышленности. Информация, полученная на занятии, помогает учащимся понять, интересна ли им данная сфера деятельности и профессии, с ней связанные.
Так или иначе, в результате у учащихся формируется свой взгляд на деятельность и профессии горняков, осознание своих возможностей и желаний, способность к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектирование собственной жизни и карьеры.
Литература:
«Южный Кузбасс». 25 лет. – Новосибирск: ЗМТ, 2018. – 280 с.
Григорьев, Д. Воспитательные результаты и эффекты внеучебной деятельности / Д.Григорьев, П.Степанов //Журнал заместителя директора по воспитательной работе. - 2009. - № 8. - С. 16-21.
Пряжникова, Е.Ю. Профориентация./Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – 5-е изд. – М.: Академия, 2010. – 496с.
Пряжников, Н.С. Профоринтация в школе и колледже. Игры, дискуссии, задачи-упражнения: методическое пособие/Н.С. Пряжников, Л.С. Румянцева.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.-304с. – (Серия «Профессиональная ориентация»).
Пряжников, Н. Школьная профориентация: реальность и мечты. / Н.Пряжников //Школьный психолог. – 2003. - №4.
Ресурсы удаленного доступа
Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ свободный. - Загл. с экрана.
Бизнес – портал «Континент Сибирь Online» [Электронный ресурс] /Пасьянс сложился. Экономика; Ольга Гулик; «ООО Континент Сибирь. Холдинг». – Н, 2016. - Режим доступа: https://ksonline.ru/nomer/ks/-/id/1967/ свободный.
Приложение №1
Полезные ссылки по профориентации:
Официальный сайт муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-медико-социального сопровождения" г. Междуреченска (МБОУ "Центр ПМСС")
http://www.profvibor.ru/ - Электронный музей профессий
https://www.rabotka.ru/infoworker/ Справочник профессий
Бесплатные тесты на профориентацию
http://metodkabi.net.ru/ Методики, тесты самодиагностики, статьи и фрагменты из книг и фильмов известного психолога-профконсультанта Галины Резапкиной
https://moeobrazovanie.ru/ Портал для абитуриентов
http://www.moeobrazovanie.ru/ Поиск ВУЗов и колледжей, он-лайн-тесты ЕГЭ, психологические тесты и тесты на выбор профессии для старшеклассников
Всероссийская программа по развитию системы ранней профориентации «Zасобой», направленная на работу со специалистами в области профессионального самоопределения, а также на работу с учащимися:
http://www.xn--80acqkxbs.xn--p1ai/
Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» (профориентация для любого возраста):
https://proforientator.ru/
Технология выявления и развития талантов (Определяют таланты и связывают их с профессиями, способными максимально реализовать весь потенциал личности. Анализируют перспективы рынка труда и разрабатывают умные системы для выстраивания персональных траекторий развития):
https://profilum.ru/
Учёба.ру — это самый большой каталог учебных заведений и программ в России и за рубежом (помогают людям выбирать образование, а учебным заведениям — находить своих студентов):
https://www.ucheba.ru/
Проектория – твоя профессиональная траектория:
https://proektoria.online/
Электронный музей профессий ПрофВыбор.ру:
http://www.profvibor.ru/
Образование зарубежом с UNIPAGE:
https://www.unipage.net/
Видеоинтервью о профессиях:
https://profview.ru/
Атлас профессий высшего и среднего профессионального образования (список профессий, ВУЗы России):
https://postupi.online/professii/
Приложение №2
К
узнецкий угольный Бассейн