ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ
Ведущим принципом русского правописания является морфологический принцип.
Сущность морфологического принципа русского правописания заключается в том, что общие для родственных слов значимые части (морфемы) сохраняют на письме единое начертание, хотя в произношении различаются в зависимости от фонетических условий, в которых оказываются звуки, входящие в состав значимых частей слова.
Вне зависимости от произношения морфологический принцип правописания применяется при написании корней (ср.: ход, ходок, ходовой — [хот], [хад]оˆк, [х ъд]овой, суффиксов (ср.: дубовый, липовый — дуб[оˆв]ый, лиˆп[ъв]вый), приставок (ср.: подписать, подпись — [път]писаˆть, [поˆт]пись) и окончаний (ср.: на реке, на речке — на рек[еˆ], на речк[ь]).
Помимо морфологического принципа, который является основным в русской орфографии, применяются также фонетические написания, т. е. написания, соответствующие произношению. Наиболее ярким примером таких написаний является написание приставок, оканчивающихся на з: без-, воз-, из-, низ-, раз-, чрез-/через-. Конечный звук з в этих приставках перед глухими согласными корня оглушается, что и находит отражение на письме; ср.: бездушный — бестолковый, возглавить — воскликнуть, издать — истолковать, низвергать — ниспослать, разбить — расформировать, чрезмерный — чересседельник.
Наконец, существуют еще т р а д и ц и о н н ы е, или исторические, написания, являющиеся пережитком прошлого. Примером здесь может служить написание буквы и после твердых шипящих ж, ш и после ц: в древнерусском языке звуки [ж], [ш] и [ц] были мягкими и написание после них буквы и было закономерным, так как соответствовало произношению.
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ
Проверяемые безударные гласные
В неударяемых слогах корня пишутся те же гласные, которые произносятся в этой части слова под ударением: знамена развеваются (веять) — события развиваются (развитие).
П р и м е ч а н и е. Гласные о — а в неударяемых корнях глаголов нельзя проверять формой несовершенного вида на -ывать (-ивать). Например: кормить — кормит (хотя выкармливать).
Упражнение 1. Проверьте неударяемые гласные в словах выделенных слов. Сопоставьте эти слова попарно. 1. Первые свои стихи поэт посвятил детям. — Мальчик посветил нам в темном коридоре. 2. Белье необходимо полоскать несколько раз. — Детям хотелось поласкать пушистую собачонку. 3. Не давайте козлам залезать в огород. — Убежавший волк пытался зализать рану. 4. Следует разредить частые всходы. — Пришлось разрядить ружье. 5. Ласточка свила гнездо под крышей дома. — Мать свела ребенка по лестнице за руку. 6. Не следует умалять значение этого факта. — Раненый продолжал умолять о помощи. 7. Легкий ветерок обвевал лицо. — Плющ обвивал ствол дерева. 8. Сестра примеряла новое платье. — Учительница примиряла поссорившихся школьников.
Упражнение 2. Перепишите, вставляя пропущенные гласные. 1. Наступление разв…валось по всему фронту. — Волосы разв...вались на ветру. 2. Раск...ли железо, прежде чем его ковать. — Раск...ли полено и подбрось его в огонь. 3. Скр...пите разрозненные листы. — Не скр...пите перьями. 4. Осл...пительный свет молнии озарил небо. — Глаза сл...пались от усталости. 5. Ребята зап...вали в...селые песни. — Лекарство зап...вают водой. 6. Лесоруб закл...нил топор. — Зря не кл...ните судьбу. 7. Нельзя об...жать слабых. — Попробуйте об...жать эту территорию. 8. Не так легко ст...чать сапоги. — Нужно было ст...чить зазубрину на ноже.
Непроверяемые безударные гласные
Упражнение 3. Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы. В случае затруднений обратитесь к орфографическому словарю.
Арт...ллерия, б...тальон, б...нзин, б...седа, б...чевка, б...дон, велос...пед, вер...ница, в...стибюль, вин...грет, гард...роб, гастр...ном, гр...мадный, д...легат, д...сциплина, иде...логия, интелл...генция, к...блук, к...лач, к...рниз, к...нфорка, к...рнишон, л...леять, мач...ха, м...тель, нав...ждение, об...яние, об...няние, од...леть, п...л...садник, папор...тник, п...скарь, предв...рительный, проп...ганда, сков...рода, сн...гирь, ст...пендия, т...бурет, ур...ган, ф...нарь, экзам...натор, экспл...атация.
Упражнение 4. Составьте предложения с приведёнными ниже словами. Обратите внимание на выделенные буквы. В случае затруднения обратитесь к информационно-справочному порталу Грамота.ру
Балагур, ватрушка, гегемония, гигиена, дизентерия, инженер, кавычки, колчан, манифест, привилегия, университет, ярмарка.
Чередующиеся гласные
Корень -гар- — -гор-
В корне -гар- — -гор- под ударением пишется а, без ударения о (загар — загореть).
И с к л ю ч е н и я. Специальные и областные слова: выгарки (остатки от сгорания, перетопки), изгарь (что-нибудь перегоревшее), пригарь (привкус гари).
Упражнение 5. Образуйте возвратные и невозвратные приставочные глаголы от корня -гор-.
Корень -зар- — -зор-
В корне -зар- — -зор- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения — а (зарево — зорька, зарница). И с к л ю ч е н и е: зоревать.
Упражнение 6. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Горит восток з...рею новой (П.). 2. На минуту оз...ренный молнией, перед нами — ствол березы (М. Г.). 3. А потом ее будто что оз...рило (Т.). 4. Лица оз...ряются пламенем костра.
Корень -кас- — -кос-
В корне -кас- — -кос(н)- пишется о, если после гласного следует согласный н, в остальных случаях пишется а (касаться — коснуться).
Упражнение 7. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Проведите к...сательную линию к окружности. 2. Имел он счастливый талант без принужденья в разговоре к...снуться до всего слегка (П.). 3. В своей жизни ему пришлось соприк...саться с различными людьми. 4. Прик...сновение к оголенной электропроводке опасно для жизни. 5. Ветви ивы наклонялись над рекой и почти к...сались воды.
Корень -клан- — -клон-
В корне -клан- — -клон- под ударением пишется та гласная, которая слышится; без ударения — о (кланяться — поклон, наклониться).
Упражнение 8. Образуйте невозвратные и возвратные глаголы с различными приставками от глагола клонить, а также отглагольные существительные с суффиксом -ени (е).
Корень -лаг- — -лож-
В корне -лаг- (перед г) пишется а (дальше следует суффикс а), в корне -лож- (перед ж) пишется о: предлагать — предложить. И с к л ю ч е н и е (в безударном положении): полог.
Упражнение 9. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
I. Изл...жение было написано хорошо. 2. Надо изл...гать свои мысли кратко и ясно. 3. Имя прил...гательное обозначает признак предмета. 4. Я не распол...гаю свободным временем. 5. От перемены мест сл...гаемых сумма не меняется. 6. Предпол...жения не оправдались. 7. На ученика возл...жили обязанности старосты кружка. 8. Пол...гаю, что он прав. 9. На юного музыканта возл...гали большие надежды. 10. Прил...жение — это особый вид определения.
Корень -мак- — -мок-
Корень -мак- пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» (макать сухарик в чай); корень -мок- пишется в глаголах со значением «пропускать жидкость» (обувь промокает). Правило распространяется и на производные слова.
Упражнение 10. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Мы вым...кли под дождем. 2. Резиновые сапоги не пром...кают 3. В тетрадь вложен лист пром...кательной бумаги. 4. Обм...кните перо в чернила. 5. Вым...кшую рожь пересеяли. 6. Для компресса нельзя пользоваться пром...кающей бумагой. 7. Нужно предупредить вым...кание озими в низинах.
Корень -равн- — -ровн-
Корень -равн- пишется в словах со значением «равный, одинаковый» (уравнение), корень -ровн- пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» (уровень, но: равнина).
Упражнение 11. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Всадник пор...внялся с повозкой. 2. Ср...внение было не в мою пользу. 3. Мы с товарищем р...весники. 4. Раздалась команда: «Р...внение направо!» 5. Ребята зар...вняли участок и подр...вняли клумбу посередине школьного двора. 6. За этой возвышенностью начиналась обширная р...внина. 7. Существуют неср...внимые математические величины. 8. Кривые строчки надо было выр...внять.
Корень -раст- — -рос-
В корне -раст- — -рос- пишется а перед следующим ст (также перед щ), в остальных случаях — о (растение — наращение, выросший). И с к л ю ч е н и я: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав.
Упражнение 12. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Р...стет и крепнет движение за мир. 2. В п...л...саднике р...сли цветы. 3. Некоторые морские водор...сли употребляются в пищу. 4. Нужно было определить прир...щение скорости. 5. Р...стовщический капитал душил мелких производителей. 6. Это был человек зрелого возр...ста. 7. Необходимо беречь молодую пор...сль. 8. Организован ряд отр...слевых научных институтов. 9. Шум потока возр...стал по мере приближения к нему.
Корень -скак- — -скоч-
В корне скак- (перед к) пишется а, в корне скоч- (перед ч) пишется о: скакать — вскочить. Исключения (в неударяемом положении): скачок, скачу.
Упражнения 13. Образуйте приставочные глаголы от корня -скак- — -скоч- .
Корень -твар- — -твор-
В корне -твар- — -твор- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения — о (тварь — творчество, творить). И с к л ю ч е н и е: утварь
Упражнения 13. Образуйте приставочные глаголы от глагола творить.