ПРОВЕРОЧНЫЕ ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ
ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ПО ИТОГАМ 4 ЧЕТВЕРТИ
ДПОП
ДМШ им. М.И.Глинки
преподаватель теоретических дисциплин
Климова С.Н.
Итоговая контрольная работа для 3 класса
«Инструменты симфонического оркестра»
Вопрос 1
Назови инструменты, которые относятся к группе струнных в симфоническом оркестре.
скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа
скрипка, альт, виолончель, контрабас, ксилофон
скрипка, альт, виолончель, контрабас, орган
Вопрос 2
Флейта, гобой, кларнет, фагот - это ………….......................... инструменты.
медные духовые инструменты
деревянные духовые инструменты
струнные смычковые инструменты
Вопрос 3
К какой группе инструментов относится ксилофон?
К группе медных духовых инструментов
К группе ударных инструментов
К группе деревянных духовых инструментов
Вопрос 4
Одиночными инструментами в оркестре являются:
Фортепиано, орган, челеста, арфа
Фортепиано, орган, челеста, виолончель
Фортепиано, туба, орган, челеста
Вопрос 5
Назови ударные инструменты.
Барабан, литавры, ксилофон, скрипка, треугольник
Тарелки, маракасы, барабан, литавры, треугольник
Литавры, тарелки, барабан, ксилофон, треугольник
Вопрос 6
Валторна, туба, труба, тромбон - это
Вопрос 7
Как называют музыканта, который играет на арфе?
Вопрос 8
Каких инструментов по численности больше всего в симфоническом оркестре?
Ударных инструментов
Струнных инструментов
Духовых инструментов
Вопрос 9
Что такое симфонический оркестр?
Большой коллектив музыкантов, исполняющих музыкальное произведение на разных музыкальных инструментах.
Маленький коллектив музыкантов, исполняющих музыкальное произведение на разных музыкальных инструментах.
Ансамбль музыкантов, исполняющих музыкальное произведение на разных инструментах.
Вопрос 10
Кто управляет симфоническим оркестром?
Концертмейстер
Слушатель
Дирижёр
Вопрос 11
Что такое партитура?
Полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов
Нотная запись конкретного музыкального инструмента или певческого голоса
Нотный сборник
Викторина (отгадайте какой это музыкальный инструмент).
1.________________ 6.__________________
2.________________ 7.__________________
3.________________ 8.__________________
4.________________ 9.__________________
5._________________ 10._________________
Итоговая контрольная работа по музыкальной литературе для 4 класса
Запишите определение. Балет – это… ___________________________________
_____________________________________________________________________
Вопрос 1. Какой русский композитор первый стал писать балеты в России?
______________________. Сколько балетов он написал? ___
Как они назывались? ____________________________________________________
Вопрос 2. Композитор, написавший музыку к балету Щелкунчик:
Сергей Сергеевич Прокофьев
Пётр Ильич Чайковский
Модест Петрович Мусоргский
Вопрос 3. Сказка какого писателя легла в основу балета?
Вопрос 4. Как называлась эта сказка?
Щелкунчик
Щелкунчик и Мышиный король
Рождественские приключения Клары и Щелкунчика
Вопрос 5. Кто из балетмейстеров сочинил сценарий балета Щелкунчик?
Лев Иванов
Юрий Григорович
Мариус Петипа
Вопрос 6. Сколько актов в балете Щелкунчик? В каком акте происходят основные события?
Два акта. Основный события происходят во втором акте.
Два акта. Основные события происходят в первом акте.
Три акта. Основные события происходят в первом акте.
Вопрос 7. Один из актов балета перемещается в сказочное царство сластей. Как оно называется?
Штрудельбургер
Чизкейкбургер
Конфитюренбургер
Вопрос 8. Во втором акте балета несколько танцев образуют дивертисмент. Что означает это слово?
сюита танцевальных номеров, связанных с развитием действия
сюита танцевальных номеров, не связанных с развитием действия
сюита танцевальных номеров, исполняемых кордебалетом
Вопрос 9. Какой танец не входит в дивертисмент?
Вопрос 10. В царстве сластей танцуют гости из разных стран мира. Какой танец исполняют гости из России?
чай
трепак
танец трёх пастушков
Вопрос 11. Какой музыкальный инструмент автор музыки выписал из Парижа специально для постановки балета Щелкунчик? Как переводится это слово с французского?
Вопрос 12. В каком танце П. И. Чайковский использовал этот инструмент?
вальс цветов
адажио
танец феи Драже
ВИКТОРИНА
1.____________________________
2.____________________________
3.____________________________
4.____________________________
5.____________________________
6.____________________________
7.____________________________
Итоговая контрольная работа по музыкальной литературе для 4 класса
Запишите определение. Балет – это… ___________________________________
_____________________________________________________________________
Вопрос 1. Какой русский композитор первый стал писать балеты в России?
______________________. Сколько балетов он написал? ___
Как они назывались? ____________________________________________________
Вопрос 2. Композитор, написавший музыку к балету Щелкунчик:
Сергей Сергеевич Прокофьев
Пётр Ильич Чайковский
Модест Петрович Мусоргский
Вопрос 3. Сказка какого писателя легла в основу балета?
Вопрос 4. Как называлась эта сказка?
Щелкунчик
Щелкунчик и Мышиный король
Рождественские приключения Клары и Щелкунчика
Вопрос 5. Кто из балетмейстеров сочинил сценарий балета Щелкунчик?
Лев Иванов
Юрий Григорович
Мариус Петипа
Вопрос 6. Сколько актов в балете Щелкунчик? В каком акте происходят основные события?
Два акта. Основный события происходят во втором акте.
Два акта. Основные события происходят в первом акте.
Три акта. Основные события происходят в первом акте.
Вопрос 7. Один из актов балета перемещается в сказочное царство сластей. Как оно называется?
Штрудельбургер
Чизкейкбургер
Конфитюренбургер
Вопрос 8. Во втором акте балета несколько танцев образуют дивертисмент. Что означает это слово?
сюита танцевальных номеров, связанных с развитием действия
сюита танцевальных номеров, не связанных с развитием действия
сюита танцевальных номеров, исполняемых кордебалетом
Вопрос 9. Какой танец не входит в дивертисмент?
Вопрос 10. В царстве сластей танцуют гости из разных стран мира. Какой танец исполняют гости из России?
чай
трепак
танец трёх пастушков
Вопрос 11. Какой музыкальный инструмент автор музыки выписал из Парижа специально для постановки балета Щелкунчик? Как переводится это слово с французского?
Вопрос 12. В каком танце П. И. Чайковский использовал этот инструмент?
вальс цветов
адажио
танец феи Драже
ВИКТОРИНА
1.____________________________
2.____________________________
3.____________________________
4.____________________________
5.____________________________
6.____________________________
7.____________________________
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ДЛЯ 6 КЛАССА.
М. И. ГЛИНКА
1.Назовите годы жизни и смерти композитора_________________________________
2. М.И. Глинка был основоположником ___________________________________ музыки.
3. Современником каких исторических событий являлся М.И.Глинка?_______________
__________________________________________________________________________
4. С 1817 года Глинка живет в Петербурге. С кем из выдающихся людей того времени встречался композитор?__________________________________________________________
5. В 1830 году М.И. Глинка уезжает за границу (Италия, Германия). Какие произведения им создавались в этот период?______________________________________________________________________
6. Глинка написал две оперы: а) народно – патриотическая________________________
б) сказочно-эпическая________________
7. Создав новый тип народно-музыкальной драмы, М.И. Глинка оказал огромное влияние на творчество последующих композиторов. Их имена…________________________________________________________________________
8. Назови наиболее значительные произведения для оркестра______________________
9. Какое симфоническое произведение представляет собой вариации на две русские темы?______________________________________________________________________
10. Какое симфоническое произведение Глинки первоначально было написано для фортепиано (позже расширено и оркестровано)?__________________________________
11. Назови фамилии поэтов, на слова которых создавались романсы М.И. Глинки______________________________________________________________________
12. Назови несколько романсов на слова А.С. Пушкина ____________________________
13. Какое общее название имеет вокальный цикл М.И.Глинки, созданный на слова Н. Кукольника? _____________________________________________________________________
14. Назови несколько романсов из этого цикла ____________________________________
15. Среди романсов и песен Глинки встречаются разнообразные жанры…____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ДЛЯ 6 КЛАССА.
М. И. ГЛИНКА (Дополнительное задание)
«Я вас любил», «Руслан и Людмила», «Ночь в Мадриде», «Попутная песня», «Я помню чудное мгновенье», «Камаринская», «Иван Сусанин», «Вальс-фантазия».
Знаете ли вы, что:
С детских лет М.И. Глинка проникся любовью к музыке.
Закончи цитату «Музыка – …____________________________________________
Преподавателем русской словесности Глинки в Благородном пансионе был друг Пушкина, будущий декабрист. Его имя _____________________________________________
Премьера оперы «Иван Сусанин» состоялась 27 ноября 1836 года. Однако, опера имела и другое название… ________________________________________________________________________________
В опере «Иван Сусанин» поляки представлены не народными песнями, хорами как русский лагерь, а четырьмя танцами… ______________________________________________
Побывав в Испании, Глинка создал две симфонические увертюры: __________________________________________________
9. Проверь себя:
1. Симфоническая фантазия на две русские темы?
2. Симфоническая увертюра «… хота»?
3. Романс на слова Кукольника?
4. Симфоническое произведение «Вальс – … »?
5. Опера – сказка «Руслан и … »?
2. Распредели в нужные колонки:
10. Романс | Опера | Симфонические произведения |
| | |
| | |
Итоговая контрольная работа.
М.И.Глинка
1. Назовите самые известные произведения М.И. Глинки.
2. Назовите выдающихся музыкантов и литераторов - современников и друзей Глинки.
3. Какие страны посетил М.И. Глинка и зачем? К какому выводу пришел композитор после поездки за рубеж?
4. Назовите сочинения М.И. Глинки, в основе которых произведения А.С. Пушкина.
5. Назовите имена поэтов, на чьи стихи писал романсы Глинка.
6. Перечислите названия знакомых романсов Глинки:
7. Какой вокальный цикл сочинил М.И. Глинка?
Кто автор стихов?
Какие вы помните названия песен из цикла?
8. Назовите жанр оперы «Иван Сусанин». Как сам композитор называл свою оперу, определяя её жанр?
9. Кто был автором либретто оперы «Иван Сусанин»?
10. Какое второе название имеет опера «Иван Сусанин» и почему?
11. Назовите главных героев оперы и их певческие голоса.
12. Как начинается опера?
13.Что такое интродукция?
14. Как в опере создается образ русского народа?
15. Каковы особенности музыкальной характеристики поляков.
16. Перечислите основные вокальные номера главных героев оперы.
17. Назовите симфонические произведения Глинки. В чем новаторство Глинки-симфониста?
18. Расскажите об основных темах «Камаринской», в какой форме написано это произведение?
7 класс
Контрольная работа по опере «Евгений Онегин»
П.И. Чайковского
Как П.И. Чайковский относился к жанру опера?
Сколько опер написал композитор? Вспомните самые известные.
Как П.И.Чайковский называл свою оперу?
Жанр оперы «Евгений Онегин»
Кто является автором либретто?
Какова композиция оперы?
Кто дирижировал первым исполнением оперы «Евгений Онегин», кто занимался её постановкой?
Вспомните, идею написать оперу на сюжет «Евгения Онегина» А.С. Пушкина подала Чайковскому …?
По желанию Чайковского первыми исполнителями оперы были…
Перечислите главных героев оперы с певческим голосом бас-… , тенор-…, сопрано-… .
В какой картине композитор даёт наиболее полную характеристику Татьяны? «Краткое содержание картины).
Какие и где в опере состоялись балы, из каких танцев они состояли?
Перечислите последовательность сцен в 1 картине.
Объясните оперные термины: лейтмотив, либретто, ария, ариозо, увертюра…
8 класс
Вопросы к устному опросу (коллоквиуму)
Тема – «Музыка и литература»
Вокальная и инструментальная музыка
На чьи слова написан «Вокализ» Рахманинова? Что такое «вокализ»? Как еще исполняется «Вокализ» Рахманинова?
Кто является автором оды «К радости»? В каких музыкальных произведениях использован этот текст?
Назовите романсы и песни Даргомыжского и авторов стихов в них.
Назовите симфонические произведения Римского-Корсакова, связанные со сказочными сюжетами.
Назовите музыкальные произведения, которые были созданы как музыка к драматическому спектаклю, а затем обрели самостоятельную концертную жизнь.
Назовите программные симфонические произведения Чайковского и их литературные первоисточники.
В каких сочинениях Прокофьева использована сказка Андерсена? сказка Гоцци? сказы Бажова?
Назовите вокальные циклы Шуберта, на чьи стихи они написаны? Какие песни из этих циклов вам известны?
Назовите романсы Глинки. На чьи стихи они написаны?
Назовите вокальный цикл Глинки и автора стихов в нем. Какие еще произведения написаны на текст этого автора?
Назовите симфонические произведения Чайковского, связанные с пьесами Шекспира.
Назовите вокальные циклы Мусоргского и авторов текста в них.
Назовите музыкальные произведения, в которых русские композиторы воплотили образ Бабы-Яги и прочей сказочной нечисти.
Театральная музыка
Назовите оперы (не сказочные) на пушкинские сюжеты
Назовите сказочные оперы на пушкинские сюжеты.
Сюжетом какой оперы является произведение древнерусской литературы? Как композитор работал над этим сюжетом?
Назовите сказки Перро, ставшие сюжетами для балетов, авторов этих балетов. Какие еще балеты на сказочные сюжеты есть у этих композиторов?
Какие литературные произведения стали основой сюжета балетов Чайковского?
Назовите оперы на сюжеты Гоголя.
Назовите оперы Прокофьева и литературные источники их либретто.
Назовите оперы Чайковского и их литературные источники
Назовите оперы Рахманинова и сочинения, по которым они написаны
Назовите не менее трех балетов на сказочные сюжеты, написанные в 20 веке.
Какие два произведения на сюжет «Снегурочки» вы знаете? Кто автор пьесы?
Очень популярный марш был написан немецким композитором 19 века для постановки пьесы Шекспира. Назвать композитора и пьесу.
Два русских композитора-современника написали оперы на одно и то же произведение Гоголя. Назовите произведение, композиторов, оперы.
Какую свою оперу Римский-Корсаков назвал «весенняя сказка»?
Назовите произведения Чайковского, связанные с сюжетами Островского.
Назовите произведения Стравинского, в которых фигурируют герои русских сказок.
Какие балеты на сказочные сюжеты были написаны в 20 веке?
На какой сюжет написана опера Моцарта «Свадьба Фигаро», на каком языке и кто сделал ее первый перевод на русский язык?
Что такое либретто (два значения)? Бывает ли либретто у балета?
Какая опера русского композитора имеет два разных либретто и два разных названия?
Что такое «Маленькие трагедии» Пушкина? Какое воплощение получили они в музыке?
Литература, высказывания, биографические факты
Как называются автобиографические книги Глинки? Римского-Корсакова? Стравинского? Прокофьева?
«Хроника моей жизни», «Записки», «Автобиография», «Летопись моей музыкальной жизни». Кто из композиторов что написал?
Кто автор этих слов: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды»? Кто назвал этого композитора «Великим учителем музыкальной правды»?
Кто и о ком написал такие строки: «Он чувствовал гармониями света. Он слиться звал в одни плавучий храм». Назовите других поэтов-современников этого композитора.
Правда ли, что Глинка обратился к Пушкину с просьбой создать либретто оперы «Руслан и Людмила», Пушкин откликнулся на предложение и в кратчайший срок составил либретто, а после премьеры оперы в 1842 году выразил композитору глубокое восхищение?
Назовите поэтов, с которыми был знаком Глинка. Какие произведения на их тексты он создал?
Кто и каком произведении сказал, что в нем, «как дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая музыка»? Какие еще симфонические произведения создал этот композитор?
Назовите русских композиторов, писавших песни, романсы, оперы на собственные тексты.
Назовите произведения Прокофьева, имеющих в названии или определении жанра слово «сказка»
«Еще одно, последнее сказанье…» Какой герой, в каком произведении поет такие слова? Откуда взят сюжет?
«Достиг я высшей власти..» Какой герой, в каком произведении поет такие слова? Откуда взят сюжет?
«О поле, поле, кто тебя усеял …» Какой герой, в каком произведении поет такие слова? Откуда взят сюжет?
«В ногу, ребята, раз-два..». Из какого произведения эти слова, кто его автор, на чьи стихи оно написано?
«Ах, плачу я….» Какой герой, в каком произведении поет такие слова? Откуда взят сюжет?
«Я к вам пишу…» Какой герой, в каком произведении поет такие слова? Откуда взят сюжет?
«Ни сна, ни отдыха измученной душе…» Какой герой, в каком произведении поет такие слова? Откуда взят сюжет?
«Сбирались птицы, сбирались певчие…»
«И слушаешь, и таешь…» Какой герой, в каком произведении поет такие слова? Откуда взят сюжет?
Билет 1
Каких композиторов и почему мы называем «венскими классиками»?
Кто из великих композиторов был выдающимся музыкантом-исполнителем? (желательно указать страну и время, когда жил этот музыкант)
Когда и где возникли первые консерватории в России, кем они основаны, чьи имена носят?
Какие виды оркестров вы знаете, в чем их различие?
Какое произведение старинной музыки включено в вашу экзаменационную программу? Что вы знаете об авторе (страна, годы жизни), жанр, форма произведения.
Билет 2
Назовите русских композиторов рубежа XIX-XX веков. Кто из них являлся также выдающимся исполнителем.
Перечислите оперы: с историческими сюжетами, со сказочными сюжетами (автор, название).
Перечислите произведения, созданные на сюжеты произведений
А. С. Пушкина (автор, жанр, название).
Назовите указанные ниже произведения в порядке их создания: «Евгений Онегин», «Шехерезада», «Иван Сусанин», «Борис Годунов», «Руслан и Людмила». Кто написал эту музыку?
Какие этюды включены в вашу экзаменационную программу? Что вы знаете об авторах (страна, годы жизни). Уметь дать характеристику жанра – этюд и рассказать о разновидностях этюда.
Билет 3
Кто из великих композиторов жил в XVIII веке, в каких странах?
В чем сходство и в чем различие сонаты и симфонии?
Что вы знаете о творчестве М.И.Глинки? Основные сочинения…
Назовите группы инструментов симфонического оркестра. Какие инструменты используются в оркестре, но не входят ни в одну из этих групп? Эпизодическими инструментами оркестра являются …
Назовите известные Вам театры и концертные залы, находящиеся в городах России.
Билет 4
Когда и где существовала «Могучая кучка», кто входил в ее состав, кому принадлежит это название?
Какие произведения мы называем программными? Какие признаки указывают на то, что это программное произведение? Приведите несколько примеров (автор, жанр, название).
Назовите композиторов, в творчестве которых особое значение принадлежит полифонии. Укажите, в какой стране и в какое время они жили.
Какие вы знаете неоконченные произведения? Почему они остались незавершенными? Завершил ли их кто-нибудь?
Какое произведение крупной формы входит в вашу экзаменационную программу? Что вы знаете об авторе? Сколько частей в этом произведении, в каких тональностях написаны?
Билет 5
1. Что вы знаете о Моцарте? Расскажите о композиторе и перечислите его самые известные сочинения
2. Что такое цикл? Приведите примеры разных циклов.
3. Кто из известных русских композиторов получил образование в консерватории, и кто сам преподавал в консерватории?
4. Что такое партитура и в каком порядке она записывается?
5. Назовите известные вам концертные залы и театры вашего города.
Билет 6
1. П.И.Чайковский. Расскажите о творчестве композитора. Перечислите его самые известные сочинения.
2. Какое важное историческое событие оказало влияние на мировоззрение и творчество Бетховена?
3. В чем сходство и в чем отличие заключительной партии и коды?
4. Приведите примеры симфонических произведений, где используется хор (назовите автора, жанр, какой текст использован).
5. Назовите известных современных музыкальных исполнителей.
Билет 7
1. И.С.Бах. Расскажите о творчестве композитора. Перечислите его основные произведения.
2. Какие произведения мы называем программными? Какие признаки указывают на то, что это программное произведение? Приведите несколько примеров (автор, жанр, название).
3. Кто из великих композиторов жил в XVIII веке, в каких странах?
4. В какой исторической последовательности возникли эти жанры: симфония, соната, опера, концерт.
5. Какое музыкальное сочинение из вашего репертуара любимое и почему?
Билет 8
1. Что вы знаете об Антоне и Николае Рубинштейнах, в чем значение их деятельности для русской музыки?
2. Приведите примеры симфонических произведений, где используется хор (назовите автора, жанр, какой текст использован).
3. Объясните термины: лейттема, каденция, речитатив, гомофония, увертюра?
4. Назовите музыкальные театры Москвы.
5. Какое произведение крупной формы входит в вашу экзаменационную программу? Что вы знаете об авторе? Сколько частей в этом произведении, какие в них тональности?
Билет 9
1. Что вы знаете об Антоне и Николае Рубинштейнах, в чем значение их деятельности для русской музыки?
2. Назовите отечественных композиторов 20 века.
3. Кто является автором следующих сочинений: ХТК, «Свадьба Фигаро», «Прекрасная мельничиха», «Прощание с Петербургом», «Иван Сусанин», «Шехеразада», «Алеко», «Ленинградская» симфония, «Александр Невский», «Ромео и Джульетта».
4. Назовите сочинения И.Ф.Стравинского.
5. Расскажите об истории своего музыкального инструмента.