СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Задания к урокам истории профессионально-ориентированного содержания.
Профессионально-ориентированное содержание
Тема №1 «По плану ГОЭЛРО»: становление советской энергетики. Работники электростанций в годы великих свершений.
Цель: определить историческую значимость плана ГОЭЛРО для развития советской энергетики и жизни населения в 1920-1930-е годы.
Формируемые общие и профессиональные компетенции:
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ПК 2.4. Производить все виды инструктажей по безопасности и охране труда при производстве работ по благоустройству, озеленению, техническому обслуживанию и содержанию на городских территориях и объектах садово-паркового и ландшафтного строительства.
Критерии оценивания:
5 баллов - знание и понимание анализируемого материала, демонстрация умения работать с документом, анализировать и делать самостоятельные выводы. Полный ответ на вопросы.
4 балла - знание и понимание практически всего изучаемого материала, небольшие затруднения умения делать самостоятельные выводы. Отсутствие полного ответа более чем на один вопрос.
3 балла - знание и понимание только основного учебного материала в объеме, позволяющий вести дальнейшую работу, неумение анализировать документ и делать самостоятельные выводы. Отсутствие полного ответа более чем на половину вопросов.
2 балла - слабое понимание большей части учебного материала. Неумение работать с документом, анализировать и делать самостоятельные выводы. Применение полученных знаний с допущением грубых ошибок, вызывающих необходимость постоянной помощи
Информационные источники:
1. Основные печатные издания
1.Мединский В.Р. История России. 1914-1945 годы: 10 класс: базовый уровень: учебник / Мединский В.Р., Шубин А.В., Мягков М.Ю., Никифоров Ю.А. и другие. – М: АО «Просвещение», 2024
2.Торкунов А.В., История. История России. 1914-1945 гг. (в 2 частях) / Торкунов А.В., Горинов М.М. и другие. – М: АО «Просвещение», 2024
3.Сахаров А.Н., Загладин Н.В., Петров Ю.А. История (с 2 частях). – Издательство ООО «Русское слово», 2024
2. Электронные издания
Библиотека Гумер – гуманитарные науки. – URL: http://www.gumer.info/ (дата обращения:). - Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - URL: http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения:). - Текст: электронный.
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». - URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения). - Текст: электронный.
КиберЛенинка. - URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения:). - Текст: электронный.
Министерство образования и науки Российской Федерации. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/ (дата обращения:). - Текст: электронный.
Научная электронная библиотека (НЭБ). - URL: http://www.elibrary.ru (дата обращения:). - Текст: электронный.
Российская национальная библиотека URL: https://nlr.ru/ (дата обращения:). - Текст: электронный
Федеральный портал «Российское образование». - URL: http://www.edu.ru/ (дата обращения:). - Текст: электронный.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения:). - Текст: электронный.
ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». - URL: https://fipi.ru/ (дата обращения:). - Текст: электронный
Федеральный портал «История.РФ». - URL: https://histrf.ru (дата обращения:). - Текст: электронный
Российское историческое общество. - URL: https://historyrussia.org (дата обращения:). - Текст: электронный
Краткие теоретические сведения:
План ГОЭЛРО был не просто первым системным документом, определяющим развитие отечественной энергетики. Он стал вообще первым единым государственным перспективным планом развития народного хозяйства страны на основе электрификации нашего государства. Это первая в истории России комплексная программа кардинальной перестройки промышленности, транспорта, сельского хозяйства, социально-бытовой и культурной сферы на базе электрификации с целью вывода страны из разрухи. Энергетика должна была стать и стала базой для стремительного превращения аграрной России, разрушенной и опустошенной шестью годами войн, в индустриальную державу, более того, в одного из лидеров мировой экономики. Одной из основных идей плана являлось широкое использование огромных гидроэнергоресурсов страны. Намечалось сооружение Волховской ГЭС, Днепровской ГЭС, двух ГЭС на реке Свирь и других. В 1926 году на северо-западе страны была пущена первая отечественная гидроэлектростанция — Волховская ГЭС, в 1932-м — самая мощная на тот период в Европе и крупнейшая в мире Днепровская ГЭС (знаменитая ДнепроГЭС). Одновременно шло развитие отечественного энергетического машиностроения, что позволило России к 1934 году полностью отказаться от импорта энергетического оборудования. Уже в 1928 году был превышен довоенный уровень по таким важнейшим показателям, как национальный доход, объем валовой продукции и производство средств производства. В 1930 году, в соответствии с планом, был вдвое превзойден довоенный уровень промышленного производства.
К 1935 году вместо запланированных 30 электростанций было построено 40. Мощность районных электростанций составила 4,34 млн кВт — в 2,5 раза больше, чем по плану ГОЭЛРО, а выработка электроэнергии в стране в 13,5 раза превысила уровень 1913 года и в 52 раза — уровень 1921 года. Общий объем промышленной продукции увеличился против 1913 года в 5,7 раза вместо 1,8-2 раза по плану. К 1936 году производительность труда в промышленности превысила довоенный уровень более чем в 2,5 раза по годовой выработке и более чем в 3,5 раза по часовой выработке. По уровню промышленного производства Советский Союз вышел на первое место в Европе и на второе в мире. План ГОЭЛРО был перевыполнен по добыче угля, нефти, торфа, железной и марганцевой руды, производству чугуна и стали. Так план, рассчитанный на 10-15 лет, реализовал идеи электрификации всей страны и создания крупной индустрии.
Этот исторический план осуществлялся в экстремальных условиях. Полуголодные люди работали лишь на собственном энтузиазме, при ненормированном рабочем дне, без выходных, в нечеловеческих условиях, которые сейчас даже трудно представить. Кадры кинохроники донесли до нас исторический факт: основными орудиями труда являлись кирка и лопата. Техники практически не было.
Задание:
1. Изучить историю и цели плана ГОЭЛРО.
2. Проанализировать достижения советской энергетики в указанный период.
3. Исследовать влияние электризации на жизнь работников и общества в целом. 4. Установить связь между электрификацией и социальной структурой.
Профессионально-ориентированное содержание
Тема №2. «Жизнь в катастрофе»: культура повседневности и стратегии выживания в годы великих потрясений.
Цель: выявление причин и последствий гражданской войны 1918-1922 гг.; формирование навыков сравнения, обобщения и анализа информации, содержащейся в источниках различных типов.
Формируемые общие и профессиональные компетенции:
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ПК 2.4. Производить все виды инструктажей по безопасности и охране труда при производстве работ по благоустройству, озеленению, техническому обслуживанию и содержанию на городских территориях и объектах садово-паркового и ландшафтного строительства.
Критерии оценивания:
5 баллов - знание и понимание анализируемого материала, демонстрация умения работать с документом, анализировать и делать самостоятельные выводы. Полный ответ на вопросы.
4 балла - знание и понимание практически всего изучаемого материала, небольшие затруднения умения делать самостоятельные выводы. Отсутствие полного ответа более чем на один вопрос.
3 балла - знание и понимание только основного учебного материала в объеме, позволяющий вести дальнейшую работу, неумение анализировать документ и делать самостоятельные выводы. Отсутствие полного ответа более чем на половину вопросов.
2 балла - слабое понимание большей части учебного материала. Неумение работать с документом, анализировать и делать самостоятельные выводы. Применение полученных знаний с допущением грубых ошибок, вызывающих необходимость постоянной помощи
Информационные источники
Основные печатные издания
1. Мединский В.Р. История России. 1914-1945 годы: 10 класс: базовый уровень: учебник / Мединский В.Р., Шубин А.В., Мягков М.Ю., Никифоров Ю.А. и другие. – М: АО «Просвещение», 2024
2.Торкунов А.В., История. История России. 1914-1945 гг. (в 2 частях) / Торкунов А.В., Горинов М.М. и другие. – М: АО «Просвещение», 2024
3.Сахаров А.Н., Загладин Н.В., Петров Ю.А. История (с 2 частях). – Издательство ООО «Русское слово», 2024
Электронные издания
1.Библиотека Гумер – гуманитарные науки. – URL: http://www.gumer.info/ (дата обращения:). - Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
2.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - URL: http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения:). - Текст: электронный.
3.Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». - URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения:). - Текст: электронный.
4.КиберЛенинка. - URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения:). - Текст: электронный.
5.Министерство образования и науки Российской Федерации. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/ (дата обращения:). - Текст: электронный.
6.Научная электронная библиотека (НЭБ). - URL: http://www.elibrary.ru (дата обращения:). - Текст: электронный.
7.Российская национальная библиотека URL: https://nlr.ru/ (дата обращения:). - Текст: электронный
8.Федеральный портал «Российское образование». - URL: http://www.edu.ru/ (дата обращения:). - Текст: электронный.
9.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения:). - Текст: электронный.
10.ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». - URL: https://fipi.ru/ (дата обращения:). - Текст: электронный
11.Федеральный портал «История.РФ». - URL: https://histrf.ru (дата обращения:). - Текст: электронный
12Российское историческое общество. - URL: https://historyrussia.org (дата обращения:). - Текст: электронный
Вопросы для проверки готовности обучающихся к занятию:
1.В чём причины Гражданской войны в России? Какие она имела последствия? Назовите характерные черты экономической политики большевиков в годы Гражданской войны.
2.Каковы основные принципы образования СССР?
3.Дайте анализ итогам развития СССР в 20-е г.г.
Краткие теоретические сведения: Причины и этапы Гражданской войны в России.
Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 - весной 1918 г. Начало формирования основных очагов сопротивления большевикам. Ситуация на Дону. Позиция Украинской Центральной рады. Восстание чехословацкого корпуса.
Гражданская война как общенациональная катастрофа. Человеческие потери. Причины, этапы и основные события Гражданской войны. Военная интервенция. Палитра антибольшевистских сил: их характеристика и взаимоотношения. Идеология Белого движения. Положение населения на территориях антибольшевистских сил. Будни села: красные продотряды и белые реквизиции.
Политика "военного коммунизма". Продразверстка, принудительная трудовая повинность, административное распределение товаров и услуг. Разработка плана ГОЭЛРО. Создание регулярной Красной Армии. Использование военспецов. Выступление левых эсеров. Красный и белый террор, их масштабы. Убийство царской семьи. Ущемление прав Советов в пользу чрезвычайных органов: ЧК, комбедов и ревкомов.
Особенности Гражданской войны на Украине, в Закавказье и Средней Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке. Польско-советская война. Поражение армии Врангеля в Крыму.
Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. -Вопрос о земле. Национальный фактор в Гражданской войне. Декларация прав народов России и ее значение. Эмиграция и формирование русского зарубежья. Последние отголоски Гражданской войны в регионах в конце 1921-1922 г.
Создание Государственной комиссии по просвещению и Пролеткульта. Наглядная агитация и массовая пропаганда коммунистических идей. Национализация театров и кинематографа. Пролетаризация вузов, организация рабфаков. Антирелигиозная пропаганда и секуляризация жизни общества. Ликвидация сословных привилегий. Законодательное закрепление равноправия полов.
Повседневная жизнь. Городской быт: бесплатный транспорт, товары по карточкам, субботники и трудовые мобилизации. Комитеты бедноты и рост социальной напряженности в деревне. Проблема массовой детской беспризорности
Задание 1. Прочитать документ и ответить на вопросы
Из книги А.И. Деникина " Очерки русской смуты".
«...между тремя основными народными слоями - буржуазией, пролетариатом и крестьянством легли непримиримые противоречия в идеологии, в социальных и экономических взаимоотношениях, существовавших всегда в потенции, углубленные революцией и обостренные разъединяющей политикой советской власти. Они лишили нас вернейшего залога успеха - единства народного фронта. В противобольшевистском стане все усилия политических и общественных организаций - правых и левых…были направлены не на преодоление этих противоречий, а на поиски "вернейшей" ориентации и "наилучших" форм государственного строя. Ни того, ни другого мы не нашли».
В чем видят причины собственного поражения участники белого движения?
Как вы думаете, какую причину поражения деятели белого движения считают основной?
Сделайте вывод об отношении к белому движению широких народных масс.
Задание 2. Прочитать документ и ответить на вопросы
Из политического доклада В.Ленин на VIII Всероссийской конференции РКП (б)
«Было достаточно самого небольшого количества из имевшихся у Антанты армий, чтобы нас задавить. Но мы смогли победить врага, потому, что в самый трудный момент сочувствие рабочих всего мира показало себя…
Второй прием Антанты, вторая система ее борьбы состояла в том, чтобы использовать против нас маленькие государства…Все способы давления, финансового, продовольственного, военного были пущены в ход, чтобы заставить Эстляндию, Финляндию…Латвию, Литву и Польшу…идти против нас…но.. каждое из этих государств после пережитой империалистической войны не может не колебаться в вопросе о том, есть ли им расчет бороться сейчас против большевиков, когда другим претендентом на власть в России…является только Колчак или Деникин, т.е. представители старой империалистической России».
Выделите международные аспекты победы большевиков.
Какие факторы, отмеченные в документах, предопределили победу большевиков в гражданской войне?
Задание 3.
Обобщите ряды персоналий, терминов и обоснуйте свой ответ:
1. Махновцы, басмачество, антоновщина –
2. М. Фрунзе, М. Тухачествий, В. Блюхер –
3. Национализация, всеобщая трудовая повинность, продразвёрстка –
4. А. Каледин, А. Деникин, А. Колчак –
Тема № 3 Медицина в годы Великой Отечественной войны. Подвиг медицинских работников на фронте и в тылу
Цель: изучение роли медиков в годы ВОВ и анализ разрозненных воспоминаний, состояние медицины в годы ВОВ, проанализировать степень готовности медиков к оказанию помощи в условиях военных действий оказание медицинской помощи и способы эвакуации раненых
Формируемые общие и профессиональные компетенции:
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ПК 2.4. Производить все виды инструктажей по безопасности и охране труда при производстве работ по благоустройству, озеленению, техническому обслуживанию и содержанию на городских территориях и объектах садово-паркового и ландшафтного строительства.
Критерии оценивания:
5 баллов - знание и понимание анализируемого материала, демонстрация умения работать с документом, анализировать и делать самостоятельные выводы. Полный ответ на вопросы.
4 балла - знание и понимание практически всего изучаемого материала, небольшие затруднения умения делать самостоятельные выводы. Отсутствие полного ответа более чем на один вопрос.
3 балла - знание и понимание только основного учебного материала в объеме, позволяющий вести дальнейшую работу, неумение анализировать документ и делать самостоятельные выводы. Отсутствие полного ответа более чем на половину вопросов.
2 балла - слабое понимание большей части учебного материала. Неумение работать с документом, анализировать и делать самостоятельные выводы. Применение полученных знаний с допущением грубых ошибок, вызывающих необходимость постоянной помощи
Информационные источники
Основные печатные издания
1. Мединский В.Р. История России. 1914-1945 годы: 10 класс: базовый уровень: учебник / Мединский В.Р., Шубин А.В., Мягков М.Ю., Никифоров Ю.А. и другие. – М: АО «Просвещение», 2024
2.Торкунов А.В., История. История России. 1914-1945 гг. (в 2 частях) / Торкунов А.В., Горинов М.М. и другие. – М: АО «Просвещение», 2024
3.Сахаров А.Н., Загладин Н.В., Петров Ю.А. История (с 2 частях). – Издательство ООО «Русское слово», 2024
Электронные издания
1.Библиотека Гумер – гуманитарные науки. – URL: http://www.gumer.info/ (дата обращения:). - Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
2.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - URL: http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения:). - Текст: электронный.
3.Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». - URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения:). - Текст: электронный.
4.КиберЛенинка. - URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения:). - Текст: электронный.
5.Министерство образования и науки Российской Федерации. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/ (дата обращения:). - Текст: электронный.
6.Научная электронная библиотека (НЭБ). - URL: http://www.elibrary.ru (дата обращения:). - Текст: электронный.
7.Российская национальная библиотека URL: https://nlr.ru/ (дата обращения:). - Текст: электронный
8.Федеральный портал «Российское образование». - URL: http://www.edu.ru/ (дата обращения:). - Текст: электронный.
9.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения:). - Текст: электронный.
10.ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». - URL: https://fipi.ru/ (дата обращения:). - Текст: электронный
11.Федеральный портал «История.РФ». - URL: https://histrf.ru (дата обращения:). - Текст: электронный
12Российское историческое общество. - URL: https://historyrussia.org (дата обращения:). - Текст: электронный
Краткие теоретические сведения
В годы войны на фронте трудилось более 700 тысяч медицинских работников. С первых дней войны они спасали бойцов, не жалея себя, вытаскивали раненых с поля боя и оперировали по нескольку суток без сна — все это ради достижения одной цели – Победы. В 1941-1945 годах погибли или пропали без вести более ста тысяч медицинских работников, среди которых более пяти тысяч врачей, свыше десяти тысяч средних медицинских работников и почти восемьдесят тысяч санитарных инструкторов и санитаров. Смертность медицинских работников была на втором месте после гибели на полях сражений бойцов стрелковых подразделений.
Интересным моментом является и то, что прямо в полевых госпиталях врачи разрабатывали и начинали применять на практике совершенно новые, более прогрессивные технологии лечения, которые приносили ощутимые плоды, и помогали многим тяжело раненым солдатам гораздо раньше вернуться к исполнению своих обязанностей.
На фронтах люди в белых халатах спасали воинов от эпидемий и массовых инфекционных заболеваний, которые зачастую уносили больше жизней, нежели сами боевые действия.
Война воспитала огромное количество настоящих профессионалов своего дела, обладающих стальными нервами, и способными мгновенно справится с самыми сложными проблемами. Они добились поразительных результатов, и за все время войны, благодаря медицинским работникам в строй вернулось около 72 процентов раненых солдат и 90 процентов больных, то есть приблизительно 17 миллионов человек.
Эти высочайшие показатели ярко демонстрируют профессионализм и невероятную самоотдачу советских медиков, сумевших выполнять свой долг даже в самых сложных и непредвиденных обстоятельствах.
За время войны 116 тысяч медицинских работников были награждены орденами и медалями Советского Союза, из них 47 стали Героями Советского Союза, среди которых 17 женщин.
Каждый медицинский работник, отважно сражавшийся за жизни солдат во времена Великой Отечественной войны, заслуживает глубокого уважения и почтения, ведь выполняя свой долг, они внесли огромный вклад в общую победу, а многие из них заплатили за нее собственными жизнями.
Задание:
1. Изучить состояние медицины в годы ВОВ
2. Проанализировать степень готовности медиков к оказанию помощи в условиях военных действий
3. Рассмотреть кадровый состав
4. Рассмотреть оказание медицинской помощи и способы эвакуации раненых
Профессионально-ориентированное содержание
Тема №4. Успехи и проблемы атомной энергетики в СССР. Советские атомщики на службе Родине
Цель: проанализировать успешные моменты и вызовы, с которыми столкнулась атомная энергетика в СССР, и изучить их влияние на советских атомщиков на службе Родине.
Формируемые общие и профессиональные компетенции:
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ПК 2.4. Производить все виды инструктажей по безопасности и охране труда при производстве работ по благоустройству, озеленению, техническому обслуживанию и содержанию на городских территориях и объектах садово-паркового и ландшафтного строительства.
Критерии оценивания:
5 баллов - знание и понимание анализируемого материала, демонстрация умения работать с документом, анализировать и делать самостоятельные выводы. Полный ответ на вопросы.
4 балла - знание и понимание практически всего изучаемого материала, небольшие затруднения умения делать самостоятельные выводы. Отсутствие полного ответа более чем на один вопрос.
3 балла - знание и понимание только основного учебного материала в объеме, позволяющий вести дальнейшую работу, неумение анализировать документ и делать самостоятельные выводы. Отсутствие полного ответа более чем на половину вопросов.
2 балла - слабое понимание большей части учебного материала. Неумение работать с документом, анализировать и делать самостоятельные выводы. Применение полученных знаний с допущением грубых ошибок, вызывающих необходимость постоянной помощи
Информационные источники
1. Основные печатные издания
1. Мединский В.Р. История России. 1946 год – начало XXI века: 11 класс: базовый уровень: учебник / Мединский В.Р., Шубин А.В., Мягков М.Ю., Никифоров Ю.А. и другие. – М: АО «Просвещение», 2024
2.Торкунов А.В., История. История России. 1946 г. – начало XXI века (в 2 частях) / Торкунов А.В., Данилов А.А. и другие – М: АО «Просвещение», 2024
3.Сахаров А.Н., Загладин Н.В., Петров Ю.А. История (с 2 частях). – Издательство ООО «Русское слово», 2024
2. Электронные издания
1.Библиотека Гумер – гуманитарные науки. – URL: http://www.gumer.info/ (дата обращения:). - Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
2.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - URL: http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения:). - Текст: электронный.
3.Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». - URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения:). - Текст: электронный.
4.КиберЛенинка. - URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения:). - Текст: электронный.
5.Министерство образования и науки Российской Федерации. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/ (дата обращения:). - Текст: электронный.
6.Научная электронная библиотека (НЭБ). - URL: http://www.elibrary.ru (дата обращения:). - Текст: электронный.
7.Российская национальная библиотека URL: https://nlr.ru/ (дата обращения:). - Текст: электронный
8.Федеральный портал «Российское образование». - URL: http://www.edu.ru/ (дата обращения:). - Текст: электронный.
9.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения:). - Текст: электронный.
10.ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». - URL: https://fipi.ru/ (дата обращения:). - Текст: электронный
11.Федеральный портал «История.РФ». - URL: https://histrf.ru (дата обращения:). - Текст: электронный
12.Российское историческое общество. - URL: https://historyrussia.org (дата обращения:). - Текст: электронный
Краткие теоретические сведения
Первые цепные реакции ядерного распада производились еще в 1940‑х годах, а первая электроэнергия была получена в 1951 году. В 1954 году в СССР была запущена первая в мире атомная электростанция – Обнинская АЭС. В 1955 году в Швейцарии состоялась первая Международная научно-техническая конференция по мирному использованию атомной энергии, где ядерная энергетика была официально признана новым направлением в отрасли.
В мире насчитывается 443 действующих атомных реактора в 34 странах мира, еще 52 реактора строятся. Порядка 70 % АЭС приходится на пять государств – РФ, США, Францию, Китай, и Южную Корею.
Активное развитие атомной генерации пришлось на 1970‑е годы. В этот период мировое потребление электроэнергии начало бурно расти и существующие гидроэнергетические ресурсы большинства развитых стран уже не могли удовлетворить спрос. В результате начали резко расти цены на основные виды топлива.
Во второй половине прошлого века СССР активно наращивал компетенции в атомной энергетике. В 1964 году в стране запустили первый водо-водяной реактор ВВЭР‑210 на Нововоронежской АЭС. В 1973 году был введен в эксплуатацию первый в мире энергетический реактор на быстрых нейтронах БН‑350, а в 1974 году – первый реактор РБМК на Ленинградской атомной станции. Также советские специалисты построили более 30 энергоблоков за рубежом – в Чехословакии, Венгрии, Болгарии, ГДР, Финляндии.
После периода замедления темпов развития отрасли в 1980–1990 годы, связанного с авариями на американской АЭС Три-Майл-Айленд и советской Чернобыльской АЭС, а также периода «перезагрузки» мировой атомной отрасли в результате аварии 2011 года на японской АЭС «Фукусима‑1» – в последнее десятилетие мы видим значительный рост интереса к атомной энергетике, в том числе со стороны развивающихся стран. По данным аналитической системы PRIS (МАГАТЭ), сегодня в мире насчитывается 443 действующих ядерных энергетических реактора в 34 странах мира, еще 52 реактора находятся в процессе строительства. Порядка 70 % мировой атомной генерации приходится на пять государств – Россию, США, Францию, Китай, и Южную Корею. Такие страны, как Турция, Белоруссия, Бангладеш, Египет и ряд других, в недавнем прошлом приняли решение о строительстве первых АЭС на своей территории и уже сегодня на практике реализуют эти планы
Текущее состояние и перспективы российской атомной энергетики.
Сегодня Госкорпорация «Росатом» – одна из крупнейших генерирующих компаний России. Доля АЭС в выработке электроэнергии в России превышает 20 %, а в европейской части страны достигает 40 %. Всего в 2020 году было выработано 216 млрд кВт·ч, что является абсолютным максимумом за всю историю существования отечественной атомной энергетики. Достигнутые показатели превзошли рекорд 1988 года, установленный совместно всеми АЭС Советского Союза.
Наша страна является признанным лидером по количеству иностранных заказов: в настоящее время подписаны контракты на строительство за рубежом 35 атомных энергоблоков в 12 странах. В стадии реализации находятся 24 блока в 9 странах – это свыше 70 % мирового рынка строительства АЭС.
Будущее российской и мировой атомной промышленности связано с такими направлениями, как развитие двухкомпонентной ядерной энергетики с замыканием топливного цикла, развитие водородной энергетики и массовое коммерческое производство атомных станций малой мощности (АСММ) для энергоснабжения удаленных регионов. Отмечу, что единственная в мире действующая АСММ – плавучий энергоблок «Академик Ломоносов» – уже работает в России с 2019 года и обеспечивает электроэнергией предприятия и жителей Чукотки.
В начале июня 2021 года в Томской области стартовало строительство инновационного реактора «БРЕСТ» – российский проект «Прорыв» по замыканию ядерного топливного цикла (ЗЯТЦ) перешел из теоретической в практическую фазу реализации. С этим достижением российских атомщиков поздравили многие международные эксперты и ученые, а некоторые из них назвали это событие историческим для мировой энергетики. Все дело в том, что технология ЗЯТЦ позволит повторно использовать уже отработавшее в реакторах АЭС топливо бесконечное количество раз (причем каждый последующий цикл в реакторе будет производиться больше топлива, чем было загружено). Это сделает ресурсную базу для развития атомной энергетики практически безграничной и решит проблему накопления и дорогостоящего хранения отработавшего ядерного топлива. Как результат, сама технология замкнутого цикла сможет экономически конкурировать с самыми передовыми видами генерации. Важно и то, что конструкция реактора «БРЕСТ» исключает даже гипотетические аварии на АЭС. Таким образом, проект «Прорыв» нацелен на создание источника чистой, безопасной и практически неисчерпаемой энергии, что обеспечит России лидерство в мировой атомной энергетике на десятилетия вперед.
Вклад атомной энергетики в борьбу с изменениями климата.
Развитие атомной энергетики приобретает особое значение в контексте реализации Парижского соглашения, которое ставит цель сокращения выбросов в атмосферу. Многие страны, включая страны ЕС, США, Китай и Японию, принимают различные стратегии по достижению углеродной нейтральности на горизонте 2030–2060 годов. В этой связи важно помнить, что атомная энергетика является низкоуглеродным источником генерации, прямые выбросы СО2 от АЭС практически равны нулю.
По данным Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), выбросы парниковых газов от атомной энергетики на всем жизненном цикле равны 12 тоннам СО2‑эквивалента на ГВт·ч. Для сравнения: ветроэлектростанции – 11 т СО2‑эквивалента на ГВт·ч, гидростанции – 24 т СО2‑эквивалента на ГВт·ч, солнечные установки – 48 т СО2‑эквивалента на ГВт·ч, газ – 490 т СО2‑эквивалента на ГВт·ч, уголь – 820 т СО2‑эквивалента на ГВт·ч. АЭС в России обеспечивают недопущение выбросов более 100 млн тонн СО2‑эквивалента ежегодно, что составляет порядка 7 % от всех выбросов парниковых газов в стране. Если же оценивать планетарные масштабы, то работа всех АЭС в мире дает экономию выбросов парниковых газов на уровне 2 млрд тонн СО2‑эквивалента в год, что соразмерно поглощающей способности всего лесного массива планеты.
Задание.
1. Изучить историю развития атомной энергетики в СССР.
2. Проанализировать успешные технологии и решения в этой области.
3. Выявить проблемы и вызовы, с которыми столкнулась атомная энергетика в СССР.
Профессионально-ориентированное содержание
Тема № 5 Международное сотрудничество и противостояние в спорте. Достижения российских спортсменов.
Цель: рассмотреть изменения, произошедшие в Российской Федерации в XXI веке; развить навыки самостоятельной работы; развить умения анализировать рабочую ситуацию, организовывать, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы; осуществлять поиск информации.
Формируемые общие и профессиональные компетенции:
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ПК 2.4. Производить все виды инструктажей по безопасности и охране труда при производстве работ по благоустройству, озеленению, техническому обслуживанию и содержанию на городских территориях и объектах садово-паркового и ландшафтного строительства.
Критерии оценивания:
5 баллов - знание и понимание анализируемого материала, демонстрация умения работать с документом, анализировать и делать самостоятельные выводы. Полный ответ на вопросы.
4 балла - знание и понимание практически всего изучаемого материала, небольшие затруднения умения делать самостоятельные выводы. Отсутствие полного ответа более чем на один вопрос.
3 балла - знание и понимание только основного учебного материала в объеме, позволяющий вести дальнейшую работу, неумение анализировать документ и делать самостоятельные выводы. Отсутствие полного ответа более чем на половину вопросов.
2 балла - слабое понимание большей части учебного материала. Неумение работать с документом, анализировать и делать самостоятельные выводы. Применение полученных знаний с допущением грубых ошибок, вызывающих необходимость постоянной помощи
Информационные источники
1. Основные печатные издания
1. Мединский В.Р. История России. 1946 год – начало XXI века: 11 класс: базовый уровень: учебник / Мединский В.Р., Шубин А.В., Мягков М.Ю., Никифоров Ю.А. и другие. – М: АО «Просвещение», 2024
2.Торкунов А.В., История. История России. 1946 г. – начало XXI века (в 2 частях) / Торкунов А.В., Данилов А.А. и другие – М: АО «Просвещение», 2024
3.Сахаров А.Н., Загладин Н.В., Петров Ю.А. История (с 2 частях). – Издательство ООО «Русское слово», 2024
2. Электронные издания
1.Библиотека Гумер – гуманитарные науки. – URL: http://www.gumer.info/ (дата обращения 10.05.2022). - Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
2.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - URL: http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения: 10.05.2022). - Текст: электронный.
3.Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». - URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 10.05.2022). - Текст: электронный.
4.КиберЛенинка. - URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 10.05.2022). - Текст: электронный.
5.Министерство образования и науки Российской Федерации. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/ (дата обращения: 10.05.2022). - Текст: электронный.
6.Научная электронная библиотека (НЭБ). - URL: http://www.elibrary.ru (дата обращения: 10.05.2022). - Текст: электронный.
7.Российская национальная библиотека URL: https://nlr.ru/ (дата обращения: 10.05.2022). - Текст: электронный
8.Федеральный портал «Российское образование». - URL: http://www.edu.ru/ (дата обращения: 10.05.2022). - Текст: электронный.
9.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 10.05.2022). - Текст: электронный.
10.ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». - URL: https://fipi.ru/ (дата обращения: 10.05.2022). - Текст: электронный
11.Федеральный портал «История.РФ». - URL: https://histrf.ru (дата обращения: 10.05.2022). - Текст: электронный
12.Российское историческое общество. - URL: https://historyrussia.org (дата обращения: 10.05.2022). - Текст: электронный
Вопросы к занятию:
Какие подходы к реформированию экономики России существовали в конце 1991 г.? Какой из них победил? Кто его представлял?
Каковы результаты и основное содержание социально-экономического развития России в 1992-2000 гг.?
Каковы основные этапы становления государственности в современной России? Каким образом определена политическая система Российской Федерации в Конституции 1993 г.?
Чем было обусловлено и в чем проявилось обострение межнациональных отношений в России?
Какие меры применялись российским правительством для разрешения межнациональных конфликтов? Какова была их эффективность?
Какие проблемы определяли процесс становления СНГ? В чем выразились центростремительные и центробежные тенденции?
Каковы основные направления сотрудничества России со странами “ближнего” и “дальнего” зарубежья?
Охарактеризуйте основные направления внешней политики России в 90-е годы. Каковы перспективы международного развития России в начале XXI века?
2. Почему показателями государственной мощи в начале XXI в. стали не объемы добываемых природных ресурсов и производства стали, алюминия, различных сплавов, металлообрабатывающих станков и т.д., а развитие и массовое использование новых высоких технологий, в первую очередь, информационных?
Краткие теоретические сведения
Россия в XXI в.: вызовы времени и задачи модернизации.Политические и экономические приоритеты. Вступление в должность Президента В.В. Путина и связанные с этим ожидания. Начало преодоления негативных последствий 1990-х гг. Основные направления внутренней и внешней политики. Федерализм и сепаратизм. Создание Федеральных округов. Восстановление единого правового пространства страны. Разграничение властных полномочий центра и регионов. Террористическая угроза и борьба с ней. Урегулирование кризиса в Чеченской Республике. Построение вертикали власти и гражданское общество. Военная реформа.
Экономический подъем 1999-2007 гг. и кризис 2008 г. Структура экономики, роль нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Крупнейшие инфраструктурные проекты. Сельское хозяйство. Россия в системе мировой рыночной экономики. Начало (2005) и продолжение (2018) реализации приоритетных национальных проектов.
Президент Д.А. Медведев, премьер-министр В.В. Путин. Основные направления внешней и внутренней политики. Проблема стабильности и преемственности власти.
Избрание В.В. Путина Президентом Российской Федерации в 2012 г. и переизбрание на новый срок в 2018 г. Вхождение Крыма в состав России и реализация инфраструктурных проектов в Крыму (строительство Крымского моста, трассы "Таврида" и других). Конституционная реформа (2020).
Новый облик российского общества после распада СССР. Социальная и профессиональная структура. Занятость и трудовая миграция. Миграционная политика. Основные принципы и направления государственной социальной политики. Реформы здравоохранения. Пенсионные реформы. Реформирование образования, культуры, науки и его результаты. Начало конституционной реформы. Снижение средней продолжительности жизни и тенденции депопуляции. Государственные программы демографического возрождения России. Разработка семейной политики и меры по поощрению рождаемости. Пропаганда спорта и здорового образа жизни и их результаты. XXII Олимпийские и XI Паралимпийские зимние игры в Сочи (2014), успехи российских спортсменов, допинговые скандалы и их последствия для российского спорта. Чемпионат мира по футболу и открытие нового образа России миру.
Повседневная жизнь. Социальная дифференциация. Качество, уровень жизни и размеры доходов разных слоев населения. Постановка государством вопроса о социальной ответственности бизнеса. Модернизация бытовой сферы. Досуг. Россиянин в глобальном информационном пространстве: СМИ, компьютеризация, Интернет. Массовая автомобилизация. Военно-патриотические движения. Марш "Бессмертный полк". Празднование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне (2020).
Внешняя политика в конце XX - начале XXI в. Утверждение новой Концепции внешней политики Российской Федерации (2000) и ее реализация. Постепенное восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях. Современная концепция российской внешней политики. Участие в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов. Оказание помощи Сирии в борьбе с международным терроризмом и в преодолении внутриполитического кризиса (с 2015 г.). Приближение военной инфраструктуры НАТО к российским границам и ответные меры. Односторонний выход США из международных соглашений по контролю над вооружениями и последствия для России. Создание Россией нового высокоточного оружия и реакция в мире.
Центробежные и партнерские тенденции в СНГ. «Оранжевые» революции. Союзное государство России и Беларуси. Россия в СНГ и в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС). Миротворческие миссии России. Приднестровье. Россия в условиях нападения Грузии на Южную Осетию в 2008 г. (операция по принуждению Грузии к миру). Отношения с США и Евросоюзом. Вступление в Совет Европы. Сотрудничество России со странами ШОС (Шанхайской организации сотрудничества) и БРИКС. Деятельность "Большой двадцатки". Дальневосточное и другие направления политики России. Сланцевая революция в США и борьба за передел мирового нефтегазового рынка.
Государственный переворот на Украине 2014 г. и его последствия для русскоязычного населения Украины, позиция России. Воссоединение Крыма и Севастополя с Россией и его международные последствия. Минские соглашения по Донбассу и гуманитарная поддержка Донецкой Народной Республики (ДНР) и Луганской Народной Республики (ЛНР). Специальная военная операция (2022). Референдумы в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях и их воссоединение с Россией. Введение США и их союзниками политических и экономических санкций против России и их последствия для мировой торговли.
Россия в борьбе с коронавирусной пандемией, оказание помощи зарубежным странам.
Мир и процессы глобализации в новых условиях. Антиглобалистские тенденции. Международный нефтяной кризис 2020 г. и его последствия. Россия в современном мире.
Религия, наука и культура России в конце XX - начале XXI в. Повышение общественной роли СМИ и Интернета. Коммерциализация культуры. Ведущие тенденции в развитии образования и науки. Модернизация образовательной системы. Основные достижения российских ученых и недостаточная востребованность результатов их научной деятельности. Религиозные конфессии и повышение их роли в жизни страны. Особенности развития современной художественной культуры: литературы, киноискусства, театра, изобразительного искусства. Процессы глобализации и массовая культура
Задание 1. Составить план-конспект лекции.
Начало XXI в.: в поисках новых решений |
На президентских выборах, состоявшихся 26 марта 2000 г., В.В. Путин одержал убедительную победу. В годы его президентства произошли положительные изменения в экономической и социальной жизни страны. К числу достижений исполнительной власти можно отнести переход от дефицитного бюджета к профицитному (прибыльному), уменьшение роста инфляции, рост ВВП и инвестиций, улучшение положения с выплатой пенсий и зарплат работникам бюджетной сферы, своевременное погашение внешнего долга. В 2002 г. Россия была признана страной с рыночной экономикой, делались шаги к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), в которую наша страна была принята в 2012 г. Одной из проблем России являлась разница в доходах между Москвой и регионами, между бедными и богатыми. Необходимость повышения благосостояния народа России вызвала к жизни четыре Приоритетных проекта (сентябрь 2005 г.): «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие аграрно-промышленного комплекса». В 2007 г., подводя промежуточные итоги, первый заместитель председателя правительства Д.А.Медведев, ответственный за реализацию проектов, отметил позитивную динамику по всем направлениям, что стало возможным благодаря стабильности развития российской экономики и совершенствованию политической жизни общества. В период правления Путина поддерживающей его партии «Единая Россия» (образованной в 2001 г. на базе объединения движений «Единство» и «Отечество – вся Россия») удалось получить большинство в Государственной думе в 2003 г. Это открыло возможность принятия давно назревших законов. Важным шагом к созданию сильного государства стала административная реформа. Были созданы 7 федеральных округов (в мае 2000 г.), призванных, не посягая на права субъектов Федерации, обеспечить единство конституционного пространства, верховенство федеральных законов, упрочить властную вертикаль власти. Произошли изменения в структуре высших институтов власти. После реорганизации Совета Федерации его членами стали работающие на постоянной основе представители регионов, избираемые местными законодательными органами. Для того, чтобы обеспечить постоянное участие глав регионов в разработке государственной политики, в августе 2000 г. был создан Государственный Совет - совещательный орган власти при главе государства. В декабре 2000 г. Госдумой была утверждена государственная символика РФ. Гербом стало изображение золотого двуглавого орла, флагом - бело-сине-красное полотнище, одобрение получил гимн на слова С.В. Михалкова и музыку А.В. Александрова. Завершилась судебная реформа: были введены в действие новые кодексы - Гражданский процессуальный, Уголовно-процессуальный, Налоговый (введен единый 13 % подоходный налог), Трудовой. Реформа предусматривала введение суда присяжных по всей стране с 2003 г., введение института мировых судей, арест граждан только по решению суда. Принимались меры и по реорганизации Вооруженных сил. Была поставлена задача постепенного перевода армии на контрактную основу, превращения ее в профессиональную. Началось повышение зарплаты военнослужащим, выделение средств на закупки новой техники. В начале XXI в. Россия смогла выйти из затянувшегося кризиса. Удалось навести конституционный порядок, предотвратить распад страны, укрепить вертикаль власти, стабилизировать экономику, остановить войну на Северном Кавказе, расширить и укрепить авторитет на международной арене. |
1. Каким образом в начале ХХI складывались отношения России с бывшими союзными республиками?
2. Почему показателями государственной мощи в начале XXI в. стали не объемы добываемых природных ресурсов и производства стали, алюминия, различных сплавов, металлообрабатывающих станков и т.д., а развитие и массовое использование новых высоких технологий, в первую очередь, информационных?
Задание 2. Провести сравнительный анализ экономического развития России
Итоги политического и экономического развития России (2000-2008г.г.)
| С чего начинал В.В.Путин | Что досталось Д.А.Медведеву |
Субьекты Федерации | 89 | 83 |
Войны, миротворческие акции | Боевые действия в Чечне, контингент в Косово, Абхазии, Таджикистане | Миротворческие миссии в Абхазии и Южной Осетии |
Золотовалютный запас | 15 млрд. долл. | 490,7 млрд. долл. (на 1 марта 2008 г.) |
ВВП | 5 трлн.350 млрд. руб. | 32 трлн.988,6 млрд, руб. (за 2007 г.) |
Состояние бюджета | Дефицит – 57,9 млрд. руб. (1,8% ВВП) | Профицит за 2007 г. – 1 трлн.782 млрд. руб. (5,5% ВВП) |
Внешний долг | 137 млрд. долл. | 44,84 млрд. долл. (на 1 февр.) |
Инфляция на год | 25, 06% | 11,9% |
Цена нефти (средняя экспортная) | 175 долл. за 1 т. | 609 долл. за 1 т. |
Цена газа (средняя экспортная) | 85,9 долл. за 1000 м3 | 233,7 долл. За 1000 м3 |
Курс доллара | 28,31 руб. | 23,8 руб. (март 2008 г.) |
Средняя пенсия | 612,5 руб. | 3682 руб. |
Средняя зарплата | 1830 руб. | 15 059 руб. |
Олигархи | Абрамович, Чубайс, Вяхирев, Алекперов, Березовский, Авен | Дерипаска, Абрамович, Лисин, Фридман, Мордашов, Потанин, Прохоров |
Богатые | 4,3 % населения | 7% населения |
Беднейшие | 29,9 % населения | 14,8% |
Потребление хлеба (на человека в год) | 120 кг. | 107,1 кг. |
Потребление мяса (на человека в год) | 58 кг. | 60кг. |
Потребление водки (на человека в год) | 15 л. | 12 л. |
Задание 3. Подготовить презентацию - Достижения российских спортсменов в начале XXI века
15