Методические рекомендации к авторскому игровому пособию
Лэпбук «В гостях у сказки о глупом мышонке»
Предлагать ребятам лэпбук по развитию речи можно уже в раннем дошкольном возрасте. Только в младшей и средней группе воспитатель сам обращает внимание малышей на пособие, занимается с ними по нему.
Наш лэпбук называется «В гостях у сказки о глупом мышонке» — это функциональная, интерактивная папка, информация в которой представлена в виде открывающихся кармашках. За основу взята сказка о глупом мышонке. С помощью лэпбука мы знакомим с этой сказкой, все игры связаны с героями или предметами этой сказки. Лэпбук имеет обучающее, познавательное и воспитательное значение, так как развивает речь, память, мышление, мелкую моторику, творческие способности ребёнка, все, что помогает расти и развиваться.
Актуальность:
Проблема развития речи является одной из актуальнейших в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работая с такими детьми, специалисты нередко отмечают отсутствие мотивации у детей, снижение познавательной активности и это заставляет нас, педагогов, использовать в своей работе не только традиционные, но и современные, более актуальные способы обучения наших воспитанников. Данное пособие предназначено для детей младшего дошкольного возраста. Может использоваться как в индивидуальной работе, так и в работе с небольшой подгруппой детей.
Цель:
расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире и формирование правильной речи детей.
Задачи:
Образовательные:
- формирование познавательной активности детей;
- формирование правильного произношения звуков русского языка;
- формирование правильного речевого выдоха у детей;
- пополнение активного и пассивного словаря детей.
Развивающие:
- развитие мелкой моторики рук детей;
- развитие артикуляционной моторики детей;
- развитие логического мышления, памяти, внимания;
- способствование развития коммуникативных навыков;
- развитие связной речи детей.
Воспитательные:
- воспитание у детей моральных качеств личности: доброжелательности, отзывчивости, умения сопереживать, умения общаться с детьми и взрослыми.
Описание лэпбука: Лэпбук представляет собой папку, состоящую из 5 страниц. В него включены дидактические игры, игровые упражнения, картотеки, которые размещаются в отдельных кармашках.
В него входит 10 познавательно - развивающих заданий:
-театр;
-расскажи сказку по картинкам;
-пальчиковые игры;
-артикуляционные игры;
-назови ласково;
- один-много;
-назови одним словом;
-четвертый лишний;
-подборка стихов;
-подборка загадок.
Содержание лэпбука:
Театр
Цель:
-учить интонационно выразительно проговаривать фразы;
-учить детей обыгрывать литературный текст,
-стимулировать самостоятельность в деятельности .
- развивать эмоционально-волевую сферу (учиться сопереживать персонажам, ярко выражать эмоции радости, грусти, а также учиться контролировать свои чувства).
Дидактическая игра «Назови одним словом»
Цель игры:
-развитие внимания, мышления, сообразительности;
-формирование умения классифицировать предметы;
-воспитание выдержки, чувства товарищества, интереса к игре;
-расширение кругозора;
-пополнение словарного запаса.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
Развитие мышления и внимания дошкольников.
Развивать умение детей классифицировать предметы по одному признаку.
Дидактическая игра «Один-много»
Цель упражнения: учить согласовывать существительные в единственном и множественном числе, правильно называть их. На одних карточках изображены предметы, а на других по два таких же предмета.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Картинки с предметами, от названия которых нужно образовать уменьшительно-ласкательную форму
«Расскажи сказку по картинкам»
Детым предлагаются герои сказок и с их помощью нужно разыграть сказку.
Задачи:
- обучение связному последовательному рассказу;
- развитие мыслительных операций;
- формирование грамматически правильной речи дошкольников;
- развитие разговорной речи детей.
Пальчиковые игры
Задачи пальчиковых игр:
-общее речевое развитие, стимуляция центра речи в мозге;
-расширение индивидуального словаря;
-развитие усидчивости, внимательности, заинтересованности в образовательном процессе;
-улучшение слуховой и зрительной памяти;
- тренировка мелкой моторики, улучшение гибкости кистевых суставов
творческое развитие, улучшение воображения.
Артикуляционная гимнастика
Задачи:
- выработка правильных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.
В младшем дошкольном возрасте идёт активное становление детской речи, поэтому такие упражнения будут иметь большое значение для формирования речевого аппарата. Сюда входят карточки с описаниями упражнений, которые воспитатель использует в работе с малышами.
Подборка стихов
Подборка загадок
Задачи:
- развитие мыслительных операций;
- формирование грамматически правильной речи дошкольников;
- развитие разговорной речи детей.
Лэпбук стал незаменим в нашей работе. Он создаёт отличную мотивацию у детей к занятиям, позволяет педагогу решить сразу множество задач. При этом отпадает необходимость использовать множество различных пособий, которые не всегда удаётся держать под рукой.
Лэпбук – замечательный помощник педагогу в работе с детьми.