СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации к выполнению практических заданий по общепрофессиональной дисциплине ОП.03.История народных художественных промыслов России

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности обучающихся и приобретение умений и навыков.  Выполнение обучающимися практических заданий ориентировано на:

-  обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин общепрофессионального цикла;

- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;

- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к выполнению практических заданий по общепрофессиональной дисциплине ОП.03.История народных художественных промыслов России»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Шахтинский профессиональный лицей № 33

имени 96-й гвардейской стрелковой дивизии»






УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

____________С.Н. Ковнеристова

« » ________2021г.






Методические рекомендации к выполнению практических заданий

по общепрофессиональной дисциплине

ОП.03.История народных художественных промыслов России

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

по профессии СПО

54.01.05 Изготовитель художественных изделий из тканей с художественной росписью




















2021г.


Одобрено на заседании методической комиссии профессионального цикла

Протокол № 1

от « » августа 2021г.

Председатель МК________Н.П.Сидорова





Организация-разработчик:Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеРостовской области «Шахтинский профессиональный лицей № 33имени 96-й гвардейской стрелковой дивизии»



Разработчик: Косенко Н.М., мастер производственного обучения





























Содержание


  1. Пояснительная записка

  2. Перечень практических занятий

  3. Содержание практических занятий

  4. Литература для обучающихся








































Пояснительная записка


Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности обучающихся и приобретение умений и навыков. Выполнение обучающимися практических заданий ориентировано на:

- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин общепрофессионального цикла;

- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;

- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Методические рекомендации к выполнению практических заданий, реализуемых на практических занятиях общепрофессиональной учебной дисциплины ОП03 «История народных художественных промыслов России» являются частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих ГБПОУ РО ПЛ № 33 по профессии СПО 072601.02 (54.01.05) Изготовитель художественных изделий из тканей с художественной росписью и разработаны в соответствии с письмом Минобразования РФ от 5 апреля 1999 г. № 16-52-58ин/16-13 «О рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования». Согласно рабочей программе общепрофессиональной учебной дисциплины ОП03«История народных художественных промыслов России» на практические занятия отведено 44 часа.

На выполнение некоторых практических занятийотодится по 2 и 3 учебных часа.

Практические занятия проводятся в течение изучения соответствующих разделов и тем учебной дисциплины

Практические задания, включенные в практические занятия, направлены на достижения соответствующих результатов освоения данной учебной дисциплины предусмотренных ФГОС по профессии СПО 072601.02 и на развитие соответствующий знаний и уменийИзготовитель художественных изделий из тканей с художественной росписьюи на развитие соответствующих учебных действий.

В результате освоения учебной дисциплины ОП03 «История народных художественных промыслов России» обучающийся должен обладать следующими результатами:

У1 - определять вид и давать характеристику изделиям народных художественных промыслов


З1 - историю ремесел в России;

З2 - виды народных художественных промыслов и их национально-культурные традиции и стилистические особенности;

З3- основы технологии изготовления изделий народных художественных промыслов;

З4 - меры государственной поддержки народных художественных промыслов


ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Предполагаемые результаты освоения учебной дисциплины и учебные действия представлены в перечне практических занятий по каждому разделу программы.

Практические задания имеют следующую структуру:

Практические задания к практическому занятию № по теме: «…»


Цель:

Материалы и оборудование:

Сведения из теории (учебник, страницы/ схемы-опоры, лекции преподавателя/или раскрыть теоретический материал здесь же)

Порядок выполнения

  1. Повторить теоретический материал по данной теме.

  2. Получить задание для выполнения на практическом занятии.

Задание:____________________________________________

  1. Выполнить задание.

  2. Подготовить ответы на контрольные вопросы.

5.Предоставить работу на просмотр. Защитить практическое задание.

Алгоритм выполнения задания

1.

2.

3.

(действия алгоритма следует начинать с глагола в неопределенной форме: подобрать, отрезать, отмерить, нарисовать, растушевать и тд.)

Контрольные вопросы

1.

2.


Критериями оценки выполненных заданий практического занятия являются умения:

- обобщать, систематизировать, углублять, закреплять полученные теоретические знания по конкретным темам дисциплины;

- формировать умения применять полученные знания на практике, реализовать единство интеллектуальной и практической деятельности;

- развивать интеллектуальные умения у будущих рабочих, служащих: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;

- вырабатывать при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.


Критерии оценки практических работ.

Оценка «5» ставится, если обучающийся:

а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет практические работы; зарисовки образцов выполняет свободно;

б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;

в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

Оценка «4» ставится, если обучающийся:

а) самостоятельно, но с большими затруднениями выполняет практические работы;

б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нем с трудом;

в) при выполнении работ допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний преподавателя и устраняет самостоятельно без дополнительных пояснений.

Оценка «3» ставится, если обучающийся:

а) практические работы выполняет неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно;

б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью преподавателя.

Оценка «2» ставится, если обучающийся:

а) не выполняет обязательные практические работы;

б) работы выполняет только с помощью преподавателя и систематически допускает существенные ошибки

Данные методические рекомендации предназначены для обучающихся 1 курса, осваивающих общепрофессиональную учебную дисциплину ОП-3 «История народных художественных промыслов России»


Содержание практических занятий


  1. Определение вида и характера изделий народных художественных промыслов и сравнение их с работами профессиональных художников.

  2. Зарисовки орнаментальных композиций, воплощенных в современных промыслах

  3. Зарисовка образцов холмогорской резьбы

  4. Зарисовка изделий хотьковской резьбы

  5. Выполнение эскиза росписи Семеновской матрешки

  6. Зарисовки элементов росписи: «травинки», «капельки», «завитки»

  7. Копирование элементов росписи: «ягодка», «кудрина»

  8. Копирование элементов городецкой росписи

  9. Построение ленточного орнамента

  10. Выполнение композиции федоскинской живописи

  11. Зарисовки традиционных мотивов жостовской росписи.

  12. Зарисовки основных композиционных схем подноса

  13. Зарисовка образцов Гжельского фарфора

  14. Копирование традиционного орнаментального узора Семикаракорской керамики

  15. Зарисовки образцов Дымковской игрушки

  16. Зарисовка образцов Елецких и Вологодских кружев

  17. Выполнение эскиза гобелена

  18. Выполнение основных композиционных схем Павловского платка

  19. Разработка эскиза народного костюма.

  20. Построение симметричной орнаментальной композиции

  21. Выполнение монохромного орнамента

  22. Выполнение полихромного орнамента.


Задания практических занятий по данному разделу направлены на формирование следующих результатов:


У1 - определять вид и давать характеристику изделиям народных художественных промыслов


З1 - историю ремесел в России;

З2 - виды народных художественных промыслов и их национально-культурные традиции и стилистические особенности;

З3- основы технологии изготовления изделий народных художественных промыслов;

З4 - меры государственной поддержки народных художественных промыслов

Практические задания к практическому занятию № 1 по теме:

«Определение вида и характера изделий народных художественных промыслов и сравнение их с работами профессиональных художников

Цель:научитьсяопределять вид и характер изделий народных художественных промыслов и сравнивать их с работами профессиональных художников.

Материалы и оборудование:методические рекомендации по выполнению практических заданий,тетради для практических занятий, иллюстрационный материал,

Сведения из теории

учебник С.Е. Беляева «основы изобразительного искусства и художественного проектирования»стр.80-81

Порядок выполнения

  1. Повторить теоретический материал по данной теме.

  2. Получить задание для выполнения на практическом занятии

Задание:Определить вид и характер изделий народных художественных промыслов и сравнить их с работами профессиональных художников.

  1. Выполнить задание.

  2. Подготовить ответы на контрольные вопросы.

5.Предоставить работу на просмотр. Защитить практическую работу

Алгоритм выполнения задания

1.Подготовить рабочее место.

2.Дать общую характеристикуобразам в народном искусстве и в искусстве профессиональных художников

3.Найтиотличительные черты в народном искусстве и в искусстве профессиональных художников

4.Заполнить таблицу


Образы в народном искусстве

Образы в искусстве профессиональных художников

Общая характеристика









Отличительные черты












Контрольные вопросы:

  1. Что такое декоративное искусство?

  2. В чем особенность народного искусства?

  3. Что общего и различного между профессиональным и народным декоративно-прикладным искусством?



Практические задания к практическому занятию № 2 по теме:

«Зарисовки орнаментальных композиций, воплощенных в современных промыслах»

Цель:определить закономерность влияния древнерусских традиций на стилистику промыслов; научиться выполнять зарисовки орнаментальных композиций

Материалы и оборудование:методические рекомендации по выполнению практических заданий,тетради для практических занятий, образцы орнаментации различных видов промыслов; бумага, карандаши, краски-гуашь, ластик.

Сведения из теории

учебник С.Е. Беляева «основы изобразительного искусства и художественного проектирования»стр.82-83

Порядок выполнения

1.Повторить теоретический материал по данной теме.

2.Получить задание для выполнения на практическом занятии

Задание:выполнить зарисовки орнаментальных композиций, воплощенные в современных промыслах

3.Выполнить задание.

4.Подготовить ответы на контрольные вопросы.

5.Предоставить работу на просмотр. Защитить практическую работу

Алгоритм выполнения задания

1.Подготовитьматериалы и оборудование.

2.Подготовить рабочее место.

3 Провести композиционный поиск, определить формат.закомпоновать зарисовку на Ф-4

4.Провести конструктивный анализ формы основных элементов орнаментальной композиции. Передача пропорций и характера элементов,

5.Передать глубины пространства с использованием средств линейной и воздушной перспективы

6.Оформить работу на лист формата А-4

Контрольные вопросы:

  1. Как отразились семантическиеобразы в народном декоративно-прикладном искусстве?

  2. В чем отличие народных художественных промыслов от народного искусства?



Практические задания к практическому занятию № 2 по теме:

«Зарисовка традиционного сюжета холмогорской резьбы.»

Цель: научиться выполнять зарисовки традиционного сюжета холмогорской резьбы.

Материалы и оборудование:методические рекомендации по выполнению практических заданий, для практических занятий, иллюстрационный материал образцов промысла, репродукции. Бумага, простой карандаш, ластик,учебник С.Е. Беляева «основы изобразительного искусства и художественного проектирования»стр.84

Сведения из теории

учебник С.Е. Беляева «основы изобразительного искусства и художественного проектирования»стр.84

Алгоритм выполнения задания

1.Повторить теоретический материал по данной теме.

2.Получить задание для выполнения на практическом занятии

Задание:выполнить зарисовку традиционного сюжета холмогорской резьбы

3.Выполнить задание.

4.Подготовить ответы на контрольные вопросы.

5.Предоставить работу на просмотр. Защитить практическую работу

Алгоритм выполнения работы

1.Подготовитьматериалы и оборудование.

2.Подготовить рабочее место.

3 Провести композиционный поиск, определить формат.закомпоновать зарисовку на Ф-4

4.Передать пропорции и характер элементов

5.Передать глубину пространства с использованием средств линейной и воздушной перспективы

6.Оформить работу на лист формата А-4

Контрольные вопросы:

  1. С каким материалом работали Холмогорские резчики?

  2. Назовите основные сюжеты холмогорской резьбы?

  3. Перечислите характерные особенности холмогорской резьбы.



Практические задания к практическому занятию № 4 по теме

« Зарисовка изделий хотьковской резьбы»

Цель: научиться выполнять зарисовки традиционного орнамента хотьковсковской резьбы.

Материалы и оборудование:методические рекомендации по выполнению практических заданий,тетради для практических занятий, иллюстрационный материал, образцы промысла, репродукции. Бумага, простой карандаш, ластик

Сведения из теории

учебник С.Е. Беляева «основы изобразительного искусства и художественного проектирования»стр.84


Резьба по кости в Хотькове существует со времени организации художественно-промысловой артели "Народное искусство" в 1947 году. Производство с самого начала ориентировалось на использование нового оборудования. Хотьковские мастера одними из первых осваивали возможности бормашины.

Не имея местных предшественников в обработке кости, коллектив промысла, естественно, опирался на особенности искусства косторезов русского Севера и Сибири, на работы мастеров монастырских мастерских в Сергиевском Посаде. Мастера работали с моржовой костью и костью мамонта, резали и из твёрдых пород дерева.

Основной материал, с которым работают мастера - простая животная кость. Из нее изготавливают броши, бусы, пуговицы, ножи для бумаг (рис. 7), миниатюрную скульптуру. В отличие от холмогорского, хотьковский орнамент основан на конкретных формах живой природы. Рельефная резьба приобрела отличительные черты, а использование различных материалов (кость, рог, дерево), позволяет расширить ассортимент.

Порядок выполнения

1.Повторить теоретический материал по данной теме.

2.Получить задание для выполнения на практическом занятии

Задание:выполнитьзарисовки образцов различных видов хотьковскойрезьбы по дереву.

3.Выполнить задание.

4.Подготовить ответы на контрольные вопросы.

5.Предоставить работу на просмотр. Защитить практическую работу

Алгоритм выполнения задания

1.Подготовитьматериалы и оборудование

2.Подготовить рабочее место.

3 Провести композиционный поиск, определить формат.закомпоновать зарисовку на Ф-4

4.Передать пропорции и характер элементов

5.Передать глубину пространства с использованием средств линейной и воздушной перспективы

6.Оформить работу на лист формата А-4

Контрольные вопросы:

  1. С каким материалом работали Хотьковские резчики?

  2. Назовите основные сюжеты хотьковской резьбы?

  3. Перечислите характерные особенности хотьковской резьбы.





Практические задания к практическому занятию № 5по теме

« Выполнение эскиза росписи Семеновской матрешки»

Цель: освоение традиционной росписи Семеновской матрешки.

У1, З1, З2, З3, ОК2, ОК3, ОК4

Материалы и оборудование:методические рекомендации по выполнению практических заданий,тетради для практических занятий,видеоролик «Семеновская роспись», иллюстрационный материал, образцы промысла, репродукции. Бумага, простой карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра.

Сведения из теории

учебник С.Е. Беляева «основы изобразительного искусства и художественного проектирования»стр.84

На фабрике в городе Семенове, находящемся в 70 километрах от Нижнего Новгорода, изготавливают известных во всем мире матрешек. Посредством популярного русского сувенира семеновская роспись сделалась национальным культурным достоянием. А местом рождения ее стало село Мериново, неподалеку от Семенова. О том, как возникла семеновская матрешка и роспись, о сегодняшнем положении ремесла, а кроме того, о специфичности техники росписи — мы рассказываем в нашей статье.Особенности росписи

Семеновская матрешка выделяется среди остальных тем, что она многоместная и включает в себя 15-18 различающихся по окраске фигурок. Эта матрешка с цветочным платьем и расписным платком. Расписывают семеновскую матрешку, не следуя определенным правилам.

Основой семеновской росписи являются красочные, выразительные, большие цветы, которые увенчивают ягоды рябины, банты, точки и мелкий цветочек. Зачастую матрешку из Семенова сопоставляют с сергиевской: они схожи, но разукрашенные изделия из Семенова более орнаментированны.Для матрешки семеновской росписи свойственны:

  • значительный объем незакрашенной древесины;

  • передник куклы, на котором нарисованы большие цветы;

  • синий, желтый и красный – цветовое доминирование которых должно гармонично вписаться в оформление платка, фартука матрешки, сарафана;

  • асимметричность местоположения букета на фартуке с незначительным смещением в правую сторону;

  • токарная обработка, при которой матрешка получается более статная (по сравнению с сергиевской), со сравнительно тонким верхом.

До 1953 года семеновские матрешки находились в тени загорских и сергиевских, однако первый раз попав за границу, они стали составлять конкуренцию более известным образцам. И соперничество было выгодным — красочное, колоритное исполнение семеновской росписи помогало матрешкам увеличить потребительский спрос.

Алгоритм выполнения задания

1.Повторить теоретический материал по данной теме.

2.Получить задание для выполнения на практическом занятии

Задание:выполнить эскиз росписи Семеновской матрешки

3.Выполнить задание.

4.Подготовить ответы на контрольные вопросы.

5.Предоставить работу на просмотр. Защитить практическую работу

Алгоритм выполнения работы

1. Подготовить инструменты и материалы .

2.Подготовить рабочее место.

3 Провести композиционный поиск, определить формат.закомпоновать зарисовку на Ф-4

4Провести конструктивный анализ формы основных элементов в зарисовке,

5.Нанести на зарисовку основную узорную орнаментацию

6.Выполнить эскиз в цвете, соблюдая традиционную цветовую гамму

7.Очертить черным контуром, согласно технологии, край платка, фартука и рукавов рубахи

8.Прорисовать черты лица

9.Оформить работу на лист формата А-4

Контрольные вопросы:

  1. Расскажите о деревянных художественных промыслах?

  2. Перечислите характерные черты семеновской росписи матрешки.

  3.  Назовите особенности семеновской росписи матрешки.

Практические задания к практическому занятию № 6 по теме:

Зарисовки элементов росписи: «травинки», «капельки», «завитки»

Цель: научиться выполнять простые элементов росписи: «травинки», «капельки», «завитки»

Материалы и оборудование:методические рекомендации по выполнению практических заданий,тетради для практических занятий, иллюстрационный материал, образцы промысла, репродукции. Бумага, гуашь, кисти, палитра.

Сведения из теории

учебник С.Е. Беляева «основы изобразительного искусства и художественного проектирования»стр.84

Для выполнения элемента «капелька» возьмите кисточку у самого черенка тремя пальцами, наберите краску. Поставьте черенок перпендикулярно плоскости бумаги, оперев всю кисть руки на мизинец, и легким движением сделайте мазок.

Чтобы получился мазок «травинка» нужно поставить кончик кисти на лист, а затем, ведя кисть на себя, плавно прижимать ее к бумаге. Чтобы написать мазок с изгибом, кисть следует вращать в ту сторону, куда должна изгибаться «травка». В конце мазка кисть остановите и только тогда отнимите ее от плоскости листа



Порядок выполнения

1.Повторить теоретический материал по данной теме.

2.Получить задание для выполнения на практическом занятии

Задание:выполнить простые элементов росписи: «травинки», «капельки», «завитки»


3.Выполнить задание.

4.Подготовить ответы на контрольные вопросы.

5.Предоставить работу на просмотр. Защитить практическую работу

Алгоритм выполнения задания

1.Подготовитьматериалы и оборудование

2.Подготовить рабочее место.

3Наметить карандашом на Ф-4, прямые горизонтальные линии

4.Выполнить элемент росписи «травинки»

5.Выполнить элемент росписи «капельки»

6.Выполнить элемент росписи «заветки»

Контрольные вопросы:

  1. Назовите основные приемы выполнения элемента «травинка»?

  2. Назовите основные приемы выполнения элемента «капелька»?

  3. Назовите основные приемы выполнения элемента «завитки»?

  4. Расскажите о традиционных изделиях украшаемых хохломской росписью?




Практические задания к практическому занятию № 7 по теме:

Копирование элементов росписи: «ягодка», «кудрина»

Цель: научиться выполнять элементы росписи: «ягодка», «кудрина»

Материалы и оборудование:методические рекомендации по выполнению практических заданий,тетради для практических занятий, иллюстрационный материал, образцы промысла, репродукции. Бумага, гуашь, кисти, палитра.

Выполните зарисовку травного орнамента, используя при этом полученные навыки письма простых элементов росписи, и схему ведения работы над травным орнаментом

Сведения из теории

В травной росписи весь орнамент держится на стебле, к которому приписывают кустики, капельки, травки. Поэтому на первом этапе работы следует провести ведущую линию, или стебель. Для этого наметьте волнообразную линию на листе бумаги.

Проведите прописку крупных элементов росписи «кустики»

Выполните мелкую прорисовку «травинок» и «усинок»

Скопируйте элементы росписи «ягодка» и «кудрина» , используя ранее полученные навыки пропишите образцы в соответствующей цветовой гамме, не нарушая традиции промысла

Порядок выполнения

1.Повторить теоретический материал по данной теме.

2.Получить задание для выполнения на практическом занятии

Задание:выполнить зарисовки травного орнамента.

3.Выполнить задание.

4.Подготовить ответы на контрольные вопросы.

5.Предоставить работу на просмотр. Защитить практическую работу

Алгоритм выполнения задания

1..Подготовитьматериалы и оборудование

2.Подготовить рабочее место.

3Наметить карандашом на Ф-4, прямые горизонтальные линии

4.Выполнить зарисовки травного орнамента

5.Оформить работу на лист формата А-4

Контрольные вопросы:

  1. С чего начинается работа над травяной росписью?

  2. Какие элементы росписи называются кустики?

  3. Назовите основные приемы выполнения элемента «ягодка»?

  4. Назовите основные приемы выполнения элемента «кудрина»?




Практические задания к практическому занятию № 8 по теме:

«Копирование элементов Городецкой росписи»

Цель: Освоение элементов Городецкой росписи.

Материалы и оборудование:методические рекомендации по выполнению практических заданий,тетради для практических занятий, иллюстрационный материал, образцы промысла, репродукции. Бумага,, гуашь, кисти, палитра

Сведения из теории

учебник С.Е. Беляева «основы изобразительного искусства и художественного проектирования»стр.84

В копировании основных элементов Городецкой росписи главным является то, что все элементы городецкой росписи рисуются сразу кистью (кисть №1), без предварительной прорисовки карандашом. Чтобы получить дугу красивой формы, ее начинают аккуратно прописывать кончиком кисти, едва касаясь поверхности, затем к середине дуги нажим усиливается и заканчивается рисование элемента опять без нажима. Кисть необходимо держать перпендикулярно расписываемой поверхности

Для выполнения элемента «капелька» возьмите кисточку у самого черенка тремя пальцами, наберите краску. Поставьте черенок перпендикулярно плоскости бумаги, оперев всю кисть руки на мизинец, и легким движением сделайте мазок

Чтобы получился мазок «травинка» нужно поставить кончик кисти на лист, а затем, ведя кисть на себя, плавно прижимать ее к бумаге. Чтобы написать мазок с изгибом, кисть следует вращать в ту сторону, куда должна изгибаться «травка». В конце мазка кисть остановите и только тогда отнимите ее от плоскости листа

Порядок выполнения

1.Повторить теоретический материал по данной теме.

2.Получить задание для выполнения на практическом занятии

Задание:выполнить копирование элементов городецкой росписи.

«ягодка» и «купава»

3.Выполнить задание.

4.Подготовить ответы на контрольные вопросы.

5.Предоставить работу на просмотр. Защитить практическую работу

Алгоритм выполнения задания

1.Подготовитьматериалы и оборудование

2.Подготовить рабочее место.

3.Выполнить, на листе ф-А4,копирование элемента «ягодка»

4.Выполнить, на листе ф-А4,копирование элемента «купава»

5.Оформить работу на лист формата А-4

Контрольные вопросы:

  1. В чем отличие Городецкой росписи от других видов росписи по дереву?

  2. Расскажите о традиционных изделиях украшаемых городецкой росписью?



Практические задания к практическому занятию № 9 по теме

«Построение ленточного орнамента»

Цель: Освоение навыков построения ленточного орнамента

Материалы и оборудование:методические рекомендации по выполнению практических заданий,тетради для практических занятий, иллюстрационный материал, образцы орнаментов, репродукции. Бумага ф-А4, , карандаш, линейка, ластик

Сведения из теории

учебник С.Е. Беляева «основы изобразительного искусства и художественного проектирования»стр.117-121

Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон — сверху и снизу.

Ленточный орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму.

Бордюр — это замкнутая композиция, имеющая ритмический повтор элементов в две противоположные стороны и образующая орнаментальную полосу Обычно подчеркивает края какой-либо плоскости или объемной формы.

Кайма тоже представляет собой узорную полосу, обрамляющую плоскость. Широко применяется на скатертях, коврах, блюдах .

Рапорт (мотив) - повторение одной и той же группы элементов в узоре

Порядок выполнения

1.Повторить теоретический материал по данной теме.

2.Получить задание для выполнения на практическом занятии

Задание:Построить ленточный орнамент

3.Выполнить задание.

4.Подготовить ответы на контрольные вопросы.

5.Предоставить работу на просмотр. Защитить практическую работу

.Алгоритм выполнения задания

1.Подготовитьматериалы и оборудование

2.Подготовить рабочее место.

3.Закомпоновать на листе ф-А4. выбранную структуру орнамента

4.Разметить рапорт орнамента

5.Организовать ритмический строй элементов орнамента

6.Создать композиционный центр-доминанту

Контрольные вопросы:

  1. Опишите схему составления ленточного орнамента?

  2. Что такое мотив в орнаменте?



Практические задания к практическому занятию № 10 по теме:

«Выполнение композиции федоскинской живописи»

Цель: Копирование традиционной композиции Федоскино.

Материалы и оборудование:методические рекомендации по выполнению практических заданий,тетради для практических занятий, иллюстрационный материал, образцы промысла, репродукции, картон,акрил, кисти, палитра, акриловый лак

Сведения из теории

учебник С.Е. Беляева «основы изобразительного искусства и художественного проектирования»стр.85

Порядок выполнения

1.Повторить теоретический материал по данной теме.

2.Получить задание для выполнения на практическом занятии

Задание:выполнить зарисовки традиционной композиции Федоскино

3.Выполнить задание.

4.Подготовить ответы на контрольные вопросы.

5.Предоставить работу на просмотр. Защитить практическую работу

Алгоритм выполнения задания

1.Подготовитьматериалы и оборудование

2.Подготовить рабочее место.

3.Составить композицию оформления лаковой миниатюры

4.Проверить пропорциональные соотношения

5.Выбрать цветовое решение работы.

6.Нанести на поверхность сплошной белильный грунт.

7.Перенести рисунок с помощью выполнения кальки

8.Нанести локальный цвет в пределах заданной формы.

  1. Покрытьработу акриловым лаком

Контрольные вопросы:

1.Расскажите о русских художественных лаках ?

2. Отличие Федоскинской росписи от лаковой миниатюрной живописи?




Практические задания к практическому занятию № 11 по теме

«Зарисовки традиционных мотивов жостовской росписи.»

Цель: изучить технику жостовского кистевого мазка,освоить основные элементыросписи

Материалы и оборудование:методические рекомендации по выполнению практических заданий,тетради для практических занятий, иллюстрационный материал, образцы промысла, репродукции.картон, акрил, кисти, палитра

Сведения из теории

учебник С.Е. Беляева «основы изобразительного искусства и художественного проектирования»стр.87-88

Для выполнения элемента «сердечко» возьмите кисточку у самого черенка тремя пальцами, наберите краску. Поставьте черенок перпендикулярно плоскости бумаги, оперев всю кисть руки на мизинец, и легким движением сделайте мазок, таким же образом выполняются элементы «лепесток», при его нанесении кисточку стоит немного больше протянуть по основе.

Чтобы получился мазок «в полкисти» нужно поставить кончик кисти на лист, а затем, ведя кисть на себя, плавно прижимать ее к бумаге. Чтобы написать мазок с изгибом, кисть следует вращать в ту сторону, куда должен изгибаться «мазок». В конце мазка кисть остановите и только тогда отнимите ее от плоскости листа

Скопируйте мотивы росписи, используя ранее полученные навыки пропишите образцы в соответствующей цветовой гамме, не нарушая традиции промысла


Порядок выполнения

1.Повторить теоретический материал по данной теме.

2.Получить задание для выполнения на практическом занятии

Задание:выполнить копирование традиционных мотивовжостовской росписи

3.Выполнить задание.

4.Подготовить ответы на контрольные вопросы.

5.Предоставить работу на просмотр. Защитить практическую работу

Алгоритм выполнения задания

1.Подготовитьматериалы и оборудование

2.Подготовить рабочее место.

3.Составить композицию оформления жостовской росписи

4.Проверить пропорциональные соотношения

5.Выбрать цветовое решение работы.

6.Скопировать мотивы росписи,

7.Перенести рисунок с помощью выполнения кальки

8.Нанести локальный цвет в пределах заданной формы.

  1. Покрытьработу акриловым лаком

Контрольные вопросы:

  1. Перечислите основные кистевые мазки.

  2. Назовите характерные особенности Жостовской росписи?

  3. Каковы особенности выполнения основных элементов Жостовской росписи?



Практические задания к практическому занятию № 12 по теме

«Зарисовки основных композиционных схем подноса»

Цель: Зарисовка традиционной композиционной схемы росписи подноса

Материалы и оборудование:методические рекомендации по выполнению практических заданий,тетради для практических занятий, иллюстрационный материал, образцы промысла, репродукции.картон, акрил, кисти, палитра

Сведения из теории

учебник С.Е. Беляева «основы изобразительного искусства и художественного проектирования»стр.87-88




Порядок выполнения

1.Повторить теоретический материал по данной теме.

2.Получить задание для выполнения на практическом занятии

Задание выполнить зарисовку традиционной композиционной схемы росписи подноса

3.Выполнить задание.

4.Подготовить ответы на контрольные вопросы.

5.Предоставить работу на просмотр. Защитить практическую работу

Алгоритм выполнения задания

1.Подготовитьматериалы и оборудование

2.Подготовить рабочее место.

3.Составить композицию оформления жостовской росписи с соблюдением традиций русской лаковой миниатюры.

4. Перености рисунок с помощью выполнения кальки на загрунтованную черную бумагу

5.Выполнить заливку намеченного рисунка цветом. Замалевок

6.Уточнить детали, пропись контура. Выявить объем цветом. Тенежка.

7.Завершить этап работы над композицией подноса – чертежка, привязка тонкими травинками и усиками

Контрольные вопросы:

  1. Назовите основные композиционные схемы росписи подносов?

  2. Какова последовательность выполнения росписи подноса?

  3. К какому виду росписи вы бы отнесли Жостовскую роспись?



Практические задания к практическому занятию № 13 по теме

«Зарисовка образцов Гжельского фарфора»

Цель: Освоение основных элементов Гжельской росписи.

Материалы и оборудование:методические рекомендации по выполнению практических заданий,тетради для практических занятий, иллюстрационный материал, образцы промысла, репродукции. Бумага, гуашь, кисти, палитра

Сведения из теории

учебник С.Е. Беляева «основы изобразительного искусства и художественного проектирования»стр.88-89



Порядок выполнения

1.Повторить теоретический материал по данной теме.

2.Получить задание для выполнения на практическом занятии

Задание: Выполнить копирование мотива «птица» гжельская росписи.

3.Выполнить задание.

4.Подготовить ответы на контрольные вопросы.

5.Предоставить работу на просмотр. Защитить практическую работу

Алгоритм выполнения задания

1.Подготовитьматериалы и оборудование

2.Подготовить рабочее место.

3.Выполните кистевую роспись мотива птица в технике «мазок с тенью»

4.Выполните роспись опираясь на полученные практические навыки

Контрольные вопросы:

1.Какова последовательность выполнения гжельскойросписи?

2.Какие особенности у «Мазка с тенью»?




Практические задания к практическому занятию № 14 по теме

«Копирование традиционного орнаментального узора Семикаракорской керамики»

Цель:освоение основных элементов традиционного орнаментального узора Семикаракорской керамики

Материалы и оборудование:методические рекомендации по выполнению практических заданий,тетради для практических занятий, иллюстрационный материал, образцы промысла, репродукции. Бумага, , гуашь, кисти, палитра

Сведения из теории

учебник С.Е. Беляева «основы изобразительного искусства и художественного проектирования»стр.89



Порядок выполнения

1.Повторить теоретический материал по данной теме.

2.Получить задание для выполнения на практическом занятии

Задание:Выполнить копирование элементов росписи.

3.Выполнить задание.

4.Подготовить ответы на контрольные вопросы.

5.Предоставить работу на просмотр. Защитить практическую работу

Алгоритм выполнения задания

1.Подготовитьматериалы и оборудование

2.Подготовить рабочее место.

3Нарисовать форму декоративного панно на формате А4.

4.Выполнить легкий рисунок будущей композиции.акварельными краскамитехникой «растяжки»

5.Расписать крупные элементы, затем средние и мелкие.

6.Выполнить соединительные элементы и дополнительные.

Контрольные вопросы:

1.Расскажите о народном промысле Семикаракорская керамика?

2. Сравните Гжельскую и Семикаракорскую роспись по керамике



Практические задания к практическому занятию № 15 по теме

«Зарисовки образцов Дымковской игрушки»

Цель: копирование Дымковской игрушки

Материалы и оборудование:методические рекомендации по выполнению практических заданий,тетради для практических занятий, иллюстрационный материал, образцы промысла, репродукции. Бумага, гуашь, кисти, палитра

Сведения из теории

учебник С.Е. Беляева «основы изобразительного искусства и художественного проектирования»стр.90

Порядок выполнения

1.Повторить теоретический материал по данной теме.

2.Получить задание для выполнения на практическом занятии

Задание:Выполнить копирование с образца Дымковской игрушки «Петух»

3.Выполнить задание.

4.Подготовить ответы на контрольные вопросы.

5.Предоставить работу на просмотр. Защитить практическую работу

Алгоритм выполнения задания

1.Подготовитьматериалы и оборудование

2.Подготовить рабочее место.

  1. Выполнить копированиеформы птицы на формат- А4.

  2. Разметить основную орнаментацию, свойственную Дымковской игрушке.

  3. Выполнить эскиз в цвете

  4. Выполнить соединительные элементы и дополнительные прописки, детализация

Контрольные вопросы:

1.В чем особенность дымковской игрушки?

2Основные герои дымковской игрушки?



Практические задания к практическому занятию № 16 по теме

«Зарисовка образцов Елецких и Вологодских кружев»

Цель: копирование различных мотивов орнаментов кружева

Материалы и оборудование:методические рекомендации по выполнению практических заданий,тетради для практических занятий, иллюстрационный материал, образцы промысла, репродукции. Бумага, миллиметровка, красная и черная гелиевая ручка

Сведения из теории

учебник С.Е. Беляева «основы изобразительного искусства и художественного проектирования»стр.95-98

Вековая история кружева рассказывает, что кружево шьют, вяжут, плетут и даже куют. Русские мастерицы выбрали самый сложный путь — плетение. Коклюшки, валик, бубен, деревянные булавки «спички». Нехитрые приспособления и не оставляющая никаких сомнений кропотливость мастерства. В одном узоре могут переплетаться до ста нитей…

В Вологде ремесло зародилось в ХVI веке, а уже спустя три столетия во всех помещичьих усадьбах были свои кружевные «фабрики». Сначала вологодские мастерицы прорисовывали завитушки на бумаге. Эту схему (скол) и плели из нити, перебирая коклюшки. В Вологде отличительная особенность кружева — плотная тесьма узора, так называемая велюшка, а любимый орнамент — снежинка с белой опушкой.В ХVIII веке кружево пришло в Елец. Тонкие и ажурные нитяные паутинки. Елецкое кружево со своим характером: растительный и геометрический узор выполняют в основном сеткой. Любимый орнамент — «елецкий край» и «шашки», «пустушка» и «сливочки». К началу ХIХ столетия елецкое кружево по объемам занимало первое место в России, а в 1873 году изящные салфетки и скатерти покорили изысканную Вену.


Вологодское кружево Елецкое кружево


Вятское кружево


Порядок выполнения

1.Повторить теоретический материал по данной теме.

2.Получить задание для выполнения на практическом занятии

Задание:Копирование трех орнаментов Вологодского, Елецкого, Вятского кружева с образцов

3.Выполнить задание.

4.Подготовить ответы на контрольные вопросы.

5.Предоставить работу на просмотр. Защитить практическую работу

Алгоритм выполнения задания

1.Подготовитьматериалы и оборудование

2.Подготовить рабочее место.

3.Выполнить набросок с образца Вологодского кружева в карандаше.

4.Выполнить набросок с образца Елецкого кружева в карандаше.

5.Выполнить набросок с образца Вятского кружева в карандаше.

6.Оформить работу на формат А4

Контрольные вопросы:

1.Какие отличительные особенностиВологодского кружева?

Вчем особенность Елецкого кружева?



Практические задания к практическому занятию № 17 по теме

«Эскиз гобелена»

Цель: разработка эскиза для создания узорного ткачества

В ходе выполнения практической работы обучающиеся получают навыки работы над созданием эскиза

Материалы и оборудование:методические рекомендации по выполнению практических заданий,тетради для практических занятий, иллюстрационный материал, образцы промысла, репродукции. Бумага, миллиметровка, гуашь, кисти, палитра

Сведения из теории

Гобеле́н (фр. gobelin), или шпалера, — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную по живописному рисунку-образцу( картону) из шерстяных, шелковых (иногда с включением серебряных и золотых ) нитей. Первый гобелен на Руси появился в XVII веке. Тогдашнему монарху Алексею Михайловичу подарил картину-ковер французский посол. Однако реальное производство гобеленов было налажено по указу императора Петра I только в начале XVIII века. Пётр Великий пригласил в Петербург мастеров по плетению гобеленов. Они и основали первое на Руси гобеленовое ателье. Русская шпалера соединила в себе европейские традиции и самобытность русского искусства. Первые мастера воспроизводили из шерсти, шёлка и льна картины русских и французских художников.

Каждый из ткачей специализировался в изображении определённых мотивов, выполнение лиц и фигур персонажей считалось самым сложным и доверялось опытным работникам. Один квадратный аршин шпалеры четыре мастера ткали около месяца.

В механическом отношении, техника производства гобеленов очень проста, но требует от мастера много терпения, опытности и художественных познаний: хорошим ткачом гобеленов может быть только образованный художник, в своём роде живописец, отличающийся от настоящего только тем, что средства его состоят не в полотне, палитре с красками и кистях, а в нитяной основе, шпульках с разноцветной шерстью и искусных пальцах.





Порядок выполнения

1.Повторить теоретический материал по данной теме.

2.Получить задание для выполнения на практическом занятии

Задание:Разработать эскиз гобелена

3.Выполнить задание.

4.Подготовить ответы на контрольные вопросы.

5.Предоставить работу на просмотр. Защитить практическую работу

Алгоритм выполнения задания

1.Подготовитьматериалы и оборудование

2.Подготовить рабочее место.

4.Выполнить композиционные поиски 2-3 эскизных наброска

5.Выберитеь наиболее оптимальный вариант, нарисовать его в размере 15*20.

6.Выполнить эскиз в цвете

7.Уточнить детали эскиза

8.Оформить работу на формат А4

Контрольные вопросы:

1.Расскажите о русском узорном ткачестве ?

2Чем отличается гобелен от узорного ткачества?



Практические задания к практическому занятию № 18 по теме

«Выполнение основных композиционных схем Павловского платка».

Цель: разработка эскиза для Павлопосадского платка

Материалы и оборудование:методические рекомендации по выполнению практических заданий,тетради для практических занятий, иллюстрационный материал, образцы промысла, репродукции. Бумага, карандаш, гуашь, кисти, палитра

Сведения из теории

учебник С.Е. Беляева «основы изобразительного искусства и художественного проектирования»стр.98-99

Порядок выполнения

1.Повторить теоретический материал по данной теме.

2.Получить задание для выполнения на практическом занятии

Задание: Разработать эскиз Павлопосадского платка

3.Выполнить задание.

4.Подготовить ответы на контрольные вопросы.

5.Предоставить работу на просмотр. Защитить практическую работу

Алгоритм выполнения задания

1.Подготовитьматериалы и оборудование

2.Подготовить рабочее место.

3.Выполнить эскиз платка на размере15*15

4.Выполнить эскиз в цвете

5.Уточнить детали эскиза

6.Оформите работу на формат А4

Контрольные вопросы:

1.Расскажите об особенностях павлопосадских платков ?

2. Основные композиционные схемы павлопосадских платков?



Практические задания к практическому занятию № 19 по теме

«Разработка эскиза народного костюма».

Цель: зарисовка праздничного женского наряда Руси

Материалы и оборудование:методические рекомендации по выполнению практических заданий,тетради для практических занятий, иллюстрационный материал, образцы промысла, репродукции. Бумага, карандаш, гуашь, кисти, палитра

Сведения из теории

учебник С.Е. Беляева «основы изобразительного искусства и художественного проектирования»стр.100-103


Порядок выполнения

1.Повторить теоретический материал по данной теме.

2.Получить задание для выполнения на практическом занятии

Задание:Выполнитьзарисовки образцов праздничного женского наряда

3.Выполнить задание.

4.Подготовить ответы на контрольные вопросы.

5.Предоставить работу на просмотр. Защитить практическую работу

Алгоритм выполнения задания

1.Подготовитьматериалы и оборудование

2.Подготовить рабочее место.

3.Выполнить зарисовку частей народного костюма, душегреи, епанечки, коротени

4.Выполнить эскиз в цвете

5.Нанести орнаментацию на народный костюм

6.Оформить работу на формат А4

Контрольные вопросы:

1.Как в народном костюме отразилась связь с природой ?

2.какую роль играл узор на русском костюме?





Практические задания к практическому занятию № 20 по теме

«Построение симметричной орнаментальной композиции»

Цель: научить выполнять построение симметричной орнаментальной композиции

Материалы и оборудование:методические рекомендации по выполнению практических заданий,тетради для практических занятий, иллюстрационный материал, образцы симметричных орнаментальных композиций. Бумага, карандаш, линейка, гуашь, кисти, палитра

Сведения из теории

учебник С.Е. Беляева «основы изобразительного искусства и художественного проектирования»стр.117-125


Порядок выполнения

1.Повторить теоретический материал по данной теме.

2.Получить задание для выполнения на практическом занятии

Заданиевыполнить построение симметричной орнаментальной композиции

3.Выполнить задание.

4.Подготовить ответы на контрольные вопросы.

5.Предоставить работу на просмотр. Защитить практическую работу

Алгоритм выполнения задания

1.Подготовитьматериалы и оборудование

2.Подготовить рабочее место.

3.Закомпоновать выбранную орнаментальную структуру в полоске

4.Выполнить членение плоскости на части. Соблюдение раппорта

5.Организоватьритм элементов на плоскости мотивом

6.Создать композиционный центр-доминанта.

7.Выполнить орнамент в цвете

8.Оформить работы на лист формата А4

Контрольные вопросы:

1. Что такое симметрия в орнаменте? Назовите виды симметрии.

2. Перечислите выразительные средства орнаментальной композиции?

3.Какова последовательность при построении симметричной орнаментальной композиции?



Практические задания к практическому занятию № 21 по теме

«Выполнение монохромного орнамента»

Цель: научиться выполнять копирование монохромного орнамента

Материалы и оборудование:методические рекомендации по выполнению практических заданий,тетради для практических занятий, иллюстрационный материал, образцы промысла, репродукции. Бумага, миллиметровка, красная и черная гелиевая ручка

Сведения из теории

учебник С.Е. Беляева «основы изобразительного искусства и художественного проектирования»стр.117-121

Порядок выполнения

1.Повторить теоретический материал по данной теме.

2.Получить задание для выполнения на практическом занятии

Задание:Выполнить копирование монохромного орнамента

3.Выполнить задание.

4.Подготовить ответы на контрольные вопросы.

5.Предоставить работу на просмотр. Защитить практическую работу

Алгоритм выполнения задания

1.Подготовитьматериалы и оборудование

2.Подготовить рабочее место.

3.Разметить орнаментальную полосу на листе миллиметровки размером 15*4,5 см

4.Выполнить орнамент красной гелиевой ручкой в соответствии с образцом

5.Оформить работы на лист формата А4

Контрольные вопросы:

1.Что такое монохромный орнамент ?

2. В чем заключается отличие монохромного орнамента от полихромного?



Практические задания к практическому занятию № 22 по теме

«Выполнение полихромного орнамента»

Цель: научиться выполнять копирование полихромного орнамента

Материалы и оборудование:методические рекомендации по выполнению практических заданий,тетради для практических занятий, иллюстрационный материал, образцы промысла, репродукции. Бумага, гуашь, кисти

Сведения из теории

Полихромный (от греч. polys – многочисленный и chroa — цвет) - это многоцветный орнамент, в котором фигурирует вся цветовая палитра (Рисунок 2.37). Полихромный орнамент более популярен, чем монохромный. Рисунок 2.37

Орнамент выступает в неразрывной связи с другими видами искусства: для украшения интерьера и экстерьера зданий, при создании тканей, мебели, всевозможной утвари и других изделий. Живопись, архитектура, скульптура широко пользуются этой формой декора. Как сложная и специфическая художественная структура, орнамент чаще всего составляет неотъемлемую часть предмета, подчеркивает его архитектонические особенности.


Порядок выполнения

1.Повторить теоретический материал по данной теме.

2.Получить задание для выполнения на практическом занятии

Задание:выполнить копирование полихромного орнамента

3.Выполнить задание.

4.Подготовить ответы на контрольные вопросы.

5.Предоставить работу на просмотр. Защитить практическую работу

Алгоритм выполнения задания

1.Подготовитьматериалы и оборудование

2.Подготовить рабочее место.

3.Выполнить копирование геометрического орнамента

4.Выполнитьчленение плоскости на части. Соблюдение раппорта

5.Организоватьритмэлементов на плоскости мотивом

6.Выполнить орнамент в цвете

7.Оформить работы на лист формата А4

Контрольные вопросы:

1.Что такое полихромный орнамент?

2. Какова последовательность работ при выполнении копирования полихромного орнамента?

3. Как выполняется ритмическая организация элементов на плоскости мотивом?




4.Литература

  1. Терминологический словарь. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. - М., 1997.

  2. Батажкова В.И. Вклад советских исследователей в науку о народном искусстве //Проблемы развития советского искусства и искусства народов СССР. - Вып. 14. - М.,1983.

  3. Байбурин А.К. О жизни вещей в народной культуре //Живая старина. -1996.- №3.

  4. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры (товароведение и организация торговли): Учеб.для ПТУ. - М., 1990.

  5. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М., 1971.

  6. Вагнер Г.К., Велецкая Н.И. О народном искусстве и его проблемах //Искчсство.-1978. - № 5.

  7. Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ вв. - М., 1974.

  8. Возрождение традиций в искусстве народных художественных промыслов /Сб. трудов НИИ ХП. - М., 1985.

  9. Воронов В.С. О крестьянском искусстве. Избранные труды. - М., 1972.

  10. Искусство художественной промышленности на современном этапе. - М.,

1982.

  1. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. - М., 1980.

  2. Колчин Б.А. Новгородские древности. Деревянные изделия. САИ, 1968.

  3. Колчин Б.А. Новгородские древности. Резное дерево. САИ, 1971.

  4. Народные художественные промыслы РСФСР. - М., 1982.

  5. Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций: Мат. Всесоюзной научно-творч. конф. /Под ред. М.А.Некрасовой, К.А.Макарова. - М.: НИИ теории и истории изобраз. искусств АХСССР, 1991.

  6. Народные мастера. Традиции, школы. - Вып. 1: Сб ст. /НИИ теории и истории изобраз. искусств АХ СССР /Под ред. М.А.Некрасовой. - М., 1985.

  7. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. -М., 1983.

  8. Некрасова М.А. Народное искусство России: Народное искусство как мир целостности. - М., 1983.

  9. Некрасова М.А. Проблема ансамбля в декоративном искусстве //Искусство ансамбля /Сост. и науч. ред М.А. Некрасова. -М., 1988.

  10. Некрасова М.А. Проблемы народного искусства. - М., 1982.

  11. Некрасова М.А. Современное народное искусство. - Л., 1980.

  12. Основы художественного ремесла: Практ. пособие для руководителей школьных кружков /В .А. Барадулин, Б.И. Коромыслов и др. - М., 1979.

  13. Просвиркина С.К. Русская деревянная посуда. - М., 1955.

  14. Рождественская С.Б. Народное искусство и народные художественные промыслы //Русские. - М., 1997.

  15. Русское декоративное искусство от древнейшего периода до XVIII в. В 3-х томах.-М., 1962-1965.

  16. Русское народное искусство XVIII -ХХвв. - М., 1986.

  17. Типология основных элементов традиционной культуры. - М., 1984.

  18. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. -Л., 1981.

  19. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы: Учеб.для проф. учеб. заведений. – М., 1992.

  20. Чекалов А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. - М., 1962.

  21. Художественные промыслы РСФСР. Справочник.-М., 1973.