СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальной школы"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальной школы"»

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»















Методические рекомендации

по организации проектно-исследовательской работы

учащихся начальной школы























г. Красноярск

2024 г.

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Составители: Чукаленко А. А. - студентка 21 П-1 группы отделения «Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы / Чукаленко А. А., Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2016.- 14 с.

Красноярск, 2024, 14с.



Аннотация.

По стандартам второго поколения  в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается  в  обеспечении   обучающихся  умением учиться.  Следуя современной концепции системно - деятельностного подхода, учителю важно вводить в процесс обучения и воспитания новые формы и методы. В данной работе представлены рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы. Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а так же студентов обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».











СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………

Раздел 1. Исследовательская работа учащихся в современном образовании: назначение, специфика, структура……………………..........

Раздел 2. Типичные ошибки при определении темы цели, задач и гипотезы исследования…….............................................................................

Раздел 3. Оценка детских исследовательских работ по выделенным критериям……………………………………………………………………...

Раздел 4. Проектная деятельность……………..…………………………… .

Раздел 5. Проектная задача…………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………….

Список используемой литературы…………………………………………...

4


5


8

20



30

33

41

42









































ВВЕДЕНИЕ

Жизнь сегодня рассматривается в виде проекта. Именно поэтому ценится то, как человек ставит цели и определяет перспективы развития, может ли он правильно планировать работу и находить нужные ресурсы для реализации своих планов, а также оценивать и корректировать свою деятельность, сверять с поставленными целями. Не это ли требуют ФГОС НОО нового поколения? В современной школе проект рассматривается как средство достижения метапредметных результатов.

Учёные утверждают, что у ребёнка биологически обусловлена потребность познавать мир, исследовать его. Проектная деятельность создаёт  необходимые условия для реализации исследовательских потребностей учащихся как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Цель организации проектно-исследовательской деятельности: раскрытие личностного потенциала ученика и вооружение его инструментами познания. Проектно-исследовательская деятельность предполагает творческое развитие личности ученика делает его способным и компетентным, повышает его собственную значимость. Например, ученик плохо учится, но прекрасно владеет знаниями о том, что его интересует. Проект помогает ему проявить себя, заинтересовать одноклассников своими знаниями и исследованиями, как результат – ему и дальше хочется быть успешным.

















Раздел 1. Исследовательская работа обучающихся в современном образовании: назначение, специфика, структура.

Исследовательская работа даёт возможность осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, умение работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе. Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение. Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей, а умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.

По стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении обучающихся умением учиться. Поэтому главной целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху. Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

- знакомство с проведением учебных исследований;

- развитие творческой исследовательской активности;

- стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

- ознакомление с научной картиной мира;

- вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования. Экспресс-исследование предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития. Долговременные исследования – это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь:

- ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);

- предлагает возможные варианты решения;

- собирает материал;

- делает обобщение;

- готовит проект (доклад, макет и др.);

- защищает проект.

Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:

- выбор темы;

- постановка цели и задач;

- гипотеза исследования;

- организация исследования;

- подготовка к защите и защита работы.

С 1 по 2 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Можно сделать вывод: в учебно-исследовательской деятельности главной целью является образовательный результат, и она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Главное в учебно-исследовательской деятельности не новые факты (это научное исследование), а алгоритм ведения исследования, который может быть затем использован в исследованиях любой сложности и тематики.

Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу обучающемуся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Большими помощниками в исследовательской работе являются родители. Какова роль родителей на каждом этапе исследовательской деятельности?

Любое исследование должно быть защищено. Для этого нужна подготовка. Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

- найти проблему – что надо изучать;

- тема – как это назвать;

- актуальность – почему эту проблему нужно изучать;

- цель исследования – какой результат предполагается получить;

- гипотеза – что не очевидно в объекте;

- новизна – что нового обнаружено в ходе исследования;

- задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально;

- литературный обзор – что уже известно по этой проблеме;

- методика исследования – как и что исследовали;

- результаты исследования – собственные данные;

- выводы – краткие ответы на поставленные задачи;

- значимость – как влияют результаты на практику.


Раздел 2. Типичные ошибки при определении темы, цели, задач и гипотезы исследования.

Выбор темы исследования

Любая исследовательская работа начинается с выбора темы исследования. Учитель, предлагающий тему исследования ребёнку, или ученик, самостоятельность решивший избрать некоторую тему, должны хорошо представлять:

1. направление научного поиска;

2. проблему, которую необходимо решить.

Существует несколько способов выбора темы:

- из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросов

- из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.:

- из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности)

Проблема исследования

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит найти проблему?

Как выявлять проблемы

Увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить. Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Можно предложить подумать и записать проблемы, которые волнуют или интересуют ребенка.

Вопросы в помощь при выборе темы:

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что интересует ребенка в данный момент, какая проблема волнует больше других. Для уточнения можно провести анкету:

  1. Что мне интересно больше всего?

  2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

  3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

  4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

  5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

  6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Возможными являются и результаты исследования школьным психологом интересов и склонностей детей.

Какими могут быть темы исследования?

Все темы можно условно объединить в три группы:

Фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

Экспериментальные, эмпирические - темы, предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

Теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

В ходе проведения экспериментальной работы было выделено несколько важных общих положений, назовем их правилами выбора темы:

  • Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, нести в себе познавательный заряд.

  •  Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. (Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не дает должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, «добровольно-обязательное мероприятие).

  • Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, -задача сложная, но без ее решения работа теряет смысл.

На первый взгляд может показаться. Что это правило противоречит первому. На самом деле идеальная для каждого ребенка в данный момент его развития тема исследования - результат, находящийся на грани между первым и вторым правилом. Искусство педагога при проведении данной работы в том и состоит, чтобы подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим выбором.

  • Увлечь других может лишь тот, кто увлечен сам. Эта мысль всем хорошо известна и доказательств не требует. О ней не следует забывать при разработке тематики детских исследований. Тема, как отмечено выше, зависит в первую очередь от интересов ребенка, но, двигаясь навстречу им, следует держаться ближе к той сфере, где вы сами чувствуете себя одаренным.

  • Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае надо понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека - сверхчувствительности к проблемам. Это способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные объекты отличает истинного творца от творчески не развитого человека.

  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у младших школьника ограничена. Часто дети не доводят дело до конца. Выполнить задание «на одном дыхании» практически очень сложно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Ошибки в определении цели, задач и гипотезы исследования

Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. Цель указывает общее направление деятельности.

В литературе выделяют следующие недостатки формулировки целей:

1. Цели исследования завышены.

2. Несоответствие цели теме и проблеме исследования.

3. Неясность, неточность формулировки целей.

Поэтому к постановке цели предъявляют следующие требования.

Цель должна быть:

1. Конкретна, определяет результат деятельности.

2. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать..)

3. Достижима.

4. Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.

5. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Рекомендации по постановке целей:

1. Краткосрочные цели – самые важные, при их постановке нужно быть более чем реалистичным.

2. Убедитесь, что сформулированная цель определяет именно ту деятельность, которую вы задумали.

3. Прислушайтесь к чувствам, возникающим в момент определения целей – любые сомнения или ощущения дискомфорта свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.

4. Периодическая коррекция или кардинальная смена целей естественны – мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.

5. Время, потраченное на целеполагание, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний.

Деление цели на задачи происходит для того, чтобы:

1. выделить более простые и доступные для выполнения операции;

2. создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей;

3. смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы.

Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить) и, как правило, их не бывает более 4-5.

Задачи могут решаться в различной последовательности, иногда можно работать над решением нескольких задач. Каждая задача может дробиться на шаги (отдельные действия, которые ученик выполняет полностью за ограниченный промежуток времени). Затем ученик составляет план работы, расставляя шаги в определённой последовательности, учитывая то, что некоторые действия он не сможет выполнить без предварительного завершения других шагов. На основании полученного списка шагов ученик может спланировать необходимые для их реализации ресурсы (например, информационные). В начальной школе предложения по шагам, которые следует выполнить в ходе работы, могут исходить от учителя.

Выделяют классы задач:

1. Связанные с изучением теории: изучить состояние проблемы…, провести анализ…

2. Связанные с изучением состояния практики и проявлением предмета исследования: охарактеризовать …, описать опыт…, определить роль и место…

3. Связанные с созиданием новых теорий, идей, учений: разработать…, классифицировать…, систематизировать…, обобщить…, выявить…, подготовить.

4. Связанные с экспериментом: экспериментально проверить, изучить…

5. Разработанные на протяжении всего исследования методические рекомендательные материалы: рекомендации по использованию…., комплекс заданий…

Формулирование гипотезы исследования

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, то есть развёртывается следующая фаза мыслительного процесса – фаза решения проблемы. Ответ на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок или гипотез. Новое знание впервые осознаётся исследователем в форме гипотезы, последняя выступает необходимым и кульминационным моментом мыслительного процесса.

Часто именно этап выдвижения гипотез исследования вызывает у учителей трудности. Избежать их возможно, если применять специальные методы:

  1. Метод подбрасывания идей. Суть его в том, что чужая идея не так вдохновляет на деятельность, как своя. Поэтому необходимо в процессе обсуждения подбрасывать разные темы, идеи, решать вместе задачи, и не выяснять далее чьи были предположения.

  2. Метод личного примера. Если учитель излагает материал увлечённо и заинтересованно, то проблем не бывает. Материал должен нравиться ученику и учителю.

  3. Мозговой штурм. Это метод свободного генерирования идей.

  4. Дискуссия. Рассматривая дискуссию, как коллективное обсуждение какого-либо спорного или важного вопроса с целью нахождения истины, необходимо помнить, что многое здесь зависит от ведущего. В этой роли лучше всего выступить учителю.

  5. Деловая игра.

Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления.

Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.

Требования к гипотезе:

Она должна:

- содержать предположение

- быть проверяема, подтверждена

- быть логически непротиворечивой

- быть реально опровергаемая или доказуемая

В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. Вот простое упражнение: давайте вместе подумаем: как птицы узнают дорогу на юг?… Бывают и совершенно иные, особенные, неправдоподобные гипотезы, их обычно называют провокационными идеями. В нашем случае это может быть, например, такая идея: «Птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса». Гипотезы, предположения, а также различные, провокационные идеи позволяют ставить реальные и мысленные эксперименты. Для того чтобы научится вырабатывать гипотезы, надо научиться задавать вопросы. При каких условиях это применимо?

Выбор методов исследования

Для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента.

Наблюдение – древнейший общенаучный метод познания. Оно включается во все виды деятельности и позволяет получить некоторую первичную информацию об объектах окружающего мира. Для того чтобы проводить наблюдение, необходимо развивать такое качество, как наблюдательность, которую можно охарактеризовать как деятельность, направленную на анализ изучаемого, факта, события с целью выявления определённой закономерности. Этот метод относится в науке к числу наиболее употребимых.

Следует различать обыденное наблюдение (то есть непроизвольная деятельность человека, связанная с получением информации о внешнем мире) и научное наблюдение. Научное наблюдение отличается от обыденного по нескольким параметрам:

  • Целенаправленностью (внимание наблюдателя должно фиксироваться только на интересующих объектах);

  • Активностью (наблюдатель должен активно искать, выделять нужные ему моменты в наблюдаемом явлении, привлекая для этого свои знания и опыт, используя различные технические средства наблюдения);

  • Планомерностью (наблюдение должно проводиться строго по плану, составленному исходя из задачи исследования);

  • Систематичностью (все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках);

  • Наличие элементов контроля (информация, полученная путём наблюдения должна поддаваться контролю на обоснованность).

Виды наблюдения:

- Неструктурированное (отсутствует детальный план, определён только объект)

- Структурированное (наблюдение по плану)

- Полевое (наблюдение в естественной обстановке)

- Лабораторное (наблюдение, при котором объект находится в искусственно созданных условиях)

- Открытое (наблюдение протекает в условиях осознанного факта присутствия исследователя, при этом исследователь своим присутствием не должен менять привычную обстановку)

- Скрытое (наблюдение ведётся с применением технических средств или визуально с такой позиции, когда присутствие наблюдателя не обнаруживается)

- Непрерывное (исследование контролируемого процесса ведётся от начала до конца)

- Непосредственное (при котором между объектом и исследователем имеются прямые отношения. Это наблюдение с помощью органов чувств).

- Опосредованное или косвенное (дополняет непосредственное наблюдение. Оно проводится с помощью тех или иных технических средств).

Получить качественную информацию помогает тщательная процедура планирования.

Выделяются следующие этапы планирования наблюдения:

  1. Определение задачи и цели (для чего? с какой целью?)

  2. Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?)

  3. Выбор способа (вида) наблюдения (как наблюдать?)

  4. Выбор способов регистрации наблюдения (как вести записи?)

  5. Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?)

Когда все обстоятельства продуманы, составляется план наблюдения.

В методике наблюдения одним из самых важных вопросов является регистрация (запись) наблюдаемых объектов. Основное требование к фиксации данных в том, чтобы запись велась на месте наблюдения ив момент совершения наблюдаемых событий. Универсального способа записи не существует и зачастую зависит от вида наблюдения. Предлагаются следующие варианты записи:

    • кратковременная запись, проводимая на месте наблюдения

    • дневник

    • карточки, которые служат для регистрации информации

    • протокол наблюдения

    • видео-фото-кино, звукозапись

Недостатки метода:

- возможность вмешательства исследователя в наблюдаемые события;

- однократность исследуемой ситуации;

- результаты наблюдения зачастую зависят от наблюдателя;

- методу доступны лишь внешние проявления процесса, ведь наблюдать можно лишь то, что поддаётся восприятию органов чувств.

Достоинство метода:

+ наблюдение является весьма важным методом эмпирического познания, обеспечивающим сбор обширной информации об окружающем мире. Как показывает история, при правильном использовании этого метода, он является весьма плодотворным.

Научный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научно-обоснованную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы. В отличие от наблюдения, эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия его проведения.

  1. Эксперимент (лат. «experimentum») – проба, опыт.

  2. Опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез. (Большая советская энциклопедия)

  3. Опыт. Попытка сделать, предпринять что-нибудь. (Ожегов)

Выделяют два вида экспериментов:

1. Лабораторный. Проводится в специально подготовленных условиях – лаборатории, где объект вычленяется из сложной системы взаимосвязей. Основные достоинства метода – активная позиция исследователя, придающая такому эксперименту следующие положительные черты:

- оперативность: исследователь не ждёт проявления необходимых фактов, а сам создаёт ситуацию, условия, которые вызывают изучаемый процесс;

- повторяемость;

- высокая точность благодаря использованию современной измерительной аппаратуры.

Получаемые в результате лабораторные данные должны проверяться в естественных условиях.

2. Естественный. По принципу организации он похож на наблюдение, но отличается от него активной позицией исследователя. Исследователь незаметно для испытуемых организует их деятельность таким образом, чтобы проявились необходимые особенности и качества. Либо экспериментатор, находясь в естественных условиях, наблюдает исходное состояние объекта, его развитие и исчезновение. При этом объект может быть подвергнут определённому воздействию со стороны экспериментатора.

В зависимости от характера проблем, решаемых в ходе экспериментов, последние обычно подразделяются на:

- исследовательские

- проверочные

Исследовательские эксперименты дают возможность обнаружить у объекта новые, неизвестные свойства. Результатом такого эксперимента могут быть выводы, не вытекающие из имеющихся знаний об объекте исследования.

Проверочные эксперименты служат для проверки, подтверждения тех или иных теоретических построений.

Исходя из методики проведения и получаемых результатов, эксперименты можно разделить на:

- качественные

- количественные.

Качественные эксперименты носят поисковый характер и не приводят к получению каких-либо количественных соотношений. Они позволяют лишь выявить действия тех или иных факторов на изучаемое явление.

Количественные эксперименты направлены на установление точных количественных зависимостей в исследуемом явлении. В реальной практике экспериментального исследования оба указанных типа экспериментов реализуются, как правило, в виде последовательных этапов развития познания.

Подготовка проведения эксперимента:

  1. Выбор числа экспериментальных объектов (обязательно наличие контрольного объекта).

  2. Определение продолжительности эксперимента.

  3. Выбор конкретной методики изучения, то есть действия в процессе изучения.

  4. Продумывание форм записи результатов эксперимента. Эксперимент требует ведения протокола, в котором с помощью текста, символов, схем заносятся факты экспериментальной деятельности

  5. План эксперимента может быть зафиксирован в виде рабочей таблицы:

Этапы проведения эксперимента:

1. Подготовка эксперимента. Перед началом исследования необходимо составить рабочий план, где будут рассмотрены действия по подготовке и проведению эксперимента. С учётом специфики творческого процесса такой план должен предусмотреть:

  • базу, на которой будет производиться исследование

  • необходимый для проведения эксперимента инструментарий

2. Собственно проведение (технологический этап). Делается качественный и количественный анализ результатов исследования.

3. Аналитический, рефлексивный этап. Анализ полученных результатов (насколько они позволяют подтвердить выдвинутую в начале исследования гипотезу или опровергнуть). Важным элементом анализа результатов эксперимента является умение исследователя разрабатывать научно-практические рекомендации.

4. Оформление результатов эксперимента.

Раздел 3. Оценка детских исследовательских работ по выделенным критериям.

Нами были разработаны следующие критерии для оценки детских исследовательских работ.

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

1

2

3

4

1

Актуальность выбранной темы

0-1


0

0

1

1

2

Сформулирована проблема исследования

0-1

0

0

0

0

3

Цель соответствует теме исследования

0-1

1

1

1

1

4

Задачи соответствуют теме и цели

0-1

1

1

1

1

5

Гипотеза соответствует теме и цели исследования

0-1

1

1

1

1

6

Соответствие методов исследования гипотезе

0-1

1

1

1

1

7

Результаты соответствуют и теме и содержанию исследовательской работы

0-1

1

1

1

1

8

Соответствие структуры работы по требованиям

0-1

1

1

1

1

9

Представлены научные факты, обоснование

0-1

1

1

1

1

10

Выводы соответствуют результатам исследования

0-1

1

1

1

1

11

Верно выделены предмет и объект исследования

0-2

2

2

1

2

Итого:

12

10

10

10

11

Таблица 1. Критерии оценки детских исследовательских работ.

Нами была изучена и оценена следующая детская исследовательская работа:

Содержание

Введение 3

Глава 1. Особенности породы моего кота ………………………………………4

Глава 2. Особенности породы моей собаки……………………………………..6

Глава 3. Почему коты и собаки враждуют?..........................................................7

Глава 4. Кот и собака в моей семье………………………………………………9

Глава 5. Мои исследования……………………………………………Ошибка! Закладка не определена.

Заключение 11

Список использованной литературы 11

Введение

«Живут как кошка с собакой» – так говорят про людей, отношения которых не назовешь дружелюбными. О войне двух самых любимых домашних животных знают даже дети. Но не всем известно, почему собаки не любят кошек, и по какой причине кошки надменно относятся к собакам. Что же не поделили хвостатые упрямцы? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо рассмотреть, что из себя представляют кошки и собаки по отдельности.

Актуальность: Кошки и собаки – это самые близкие спутники человека. В каждом втором доме обязательно живет хотя бы один такой питомец, а в некоторых домах собака и кошка даже уживаются друг с другом, хотя это получается далеко не у всех. Хотелось бы разобраться почему? Причин тому множество, но вражду между животными, заложенную, казалось бы, на генетическом уровне, можно и нужно предотвращать.

Проблема: Почему отношения между моими питомцами – котом Кейси и собакой Рэмом, резко меняются от враждебных до дружеских?

Гипотеза. Кошка и собака не могут жить дружно, потому что они относятся к разным видам животных, общаются на разных языках, имеют разные повадки.

Цель - исследование отношений кошки и собаки в одной семье.

Задачи:

  1. Выявить черты характеров моих кошек и собак, фактов вражды.

  2. Описать биологические особенности моих питомцев.

  3. Исследовать факты совместного и дружелюбного проживания кошки и собаки.

Объект исследования: домашние кошки и собаки.

Предмет исследования: отношения между котом Кейси и собакой Рэмом.

Методы: анализ литературы, наблюдение за домашними питомцами.

Место исследования: библиотека, моя квартира.

Время исследования: с января по март 2019 года.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Особенности породы моего кота

Внешность британских котов очаровывает с первого взгляда []. Он как плюшевый мишка с улыбкой чеширского кота. Эти солидные и одновременно трогательные животные точь-в-точь соответствуют названию своей породы. Они кажутся настоящими леди и джентльменами. Но как ведут себя британцы? Может быть, у них сложный нрав?

Представители этой породы от природы сдержанны и спокойны. Но за внешней невозмутимостью прячется оригинальный темперамент. Первое, что бросается в глаза хозяевам, – независимость британского котенка. Он будет одинаково любезен со всеми членами семьи, но вряд ли сразу ляжет на колени к человеку. И мяуканье от него услышишь редко, только если что-то очень нужно. Но весьма скоро проявятся положительные свойства британского кота: преданность; дружелюбие; доброта; терпеливость; аккуратность.

Все эти положительные качества сочетаются с высоким чувством собственного достоинства.

Постоянный в своих привычках и предпочтениях, «чисто английский кот» не унизится до капризов и глупых шалостей. У него очень высокий интеллект. При этом британский кот умеет быть ласковым и даже смешным.

О сновная черта породы – лояльность к людям. Британец не выбирает себе любимца в семье, как обычно делают кошки. Он будет одинаково ласков с хозяйкой, ее мужем и детьми. Но с малышами питомец особенно нежен и терпелив.Невозмутимый британский кот не любит энергичной деятельности. В детстве он игрив, как все котята, но, взрослея, предпочитает сидеть на окне и с важным видом созерцать улицу. Любимое занятие британца – спать на солнышке. Он сам выбирает время для забав и члена семьи, с которым хочет поиграть в данный момент. Специальные кошачьи игрушки не обязательны. Природная смекалка помогает коту сделать игрушку из всего, что он найдет в доме, – прищепки, детского носка, фантика от конфеты.

Владельцам не приходится тратить много сил на воспитание. В британских кошках с рождения заложены хорошие манеры. Котенок быстро приучается к лотку, не лазит на стол. Единственное, к чему нужно побуждать британского любимца – это к движению. От природы тяжеловесный, котик быстро превратится в толстяка, если не будет прыгать и бегать. Этой породе не свойственны приступы агрессии. Даже если серьезно обидеть кота, он вырвется, убежит, надолго спрячется, но не даст волю когтям и зубам.

Добродушный и спокойный характер британского кота подходит как большим семьям, так и одиноким людям. Симпатичный вальяжный толстячок оказывается верным другом, который согреет душу своей искренней любовью. [1]

Взаимоотношения между британской кошкой и собакой складываются хорошо если их берут в дом одновременно, еще меленьким, но это слишком идеальный вариант, который случается крайне редко. Тогда, животные становятся друзьями на всю жизнь, и ни одна «кошка» между ними не пробежит.

Если в доме есть взрослая собака, а вы собираетесь завести котенка, то сначала, нужно позаботиться, чтобы британский котенок не стал для собаки инопланетянином, и познакомить собаку с представителем семейства кошачьих заранее.

Опытные заводчики утверждают, что отношения между британскими кошками и собаками складываются проще, если в семью к взрослому коту берут щенка. Маленькому щенку намного проще адаптироваться, ведь он уже привык получать трепку от собаки-матери. Поэтому, есть большая вероятность, что он подчиниться правилам кошки-старожила.

Бывают случаи, когда взрослая собака начинает всячески опекать котенка, тогда можно считать, что это чистое везение. Сложнее всего наладить контакт, когда кошка и собака знакомятся уже взрослыми, тогда удачей можно считать, если они хотя бы на время заключат перемирие. [2]

Глава 2. Особенности породы моей собаки

Западносибирская лайка выведена для охоты на крупного зверя (кабана, оленя, медведя) []. Также считается незаменимой при добыче соболя и других зверей семейства куньих. У северных народов используется как промысловая охотничья собака.

Западносибирская лайка — одна из немногих пород, сочетающих красоту и выносливость. Эти лайки красивы, но при этом сильны и хорошо переносят перепады температур. Грация этих собак может ошибочно сделать их слишком стройными в глазах обывателя, но такое мнение ошибочно. Этих собак отличает крепкий костяк и мускулистое тело.

Г устой подшерсток этих питомцев обеспечивает практически стоячее положение волосков собаки, благодаря чему создается впечатление равномерно пышной и красивой одёжке западносибирской лайки. На голове и ушах волос плотный, короткий. На шее и плечах его больше, и он образует своеобразный воротник (муфту). Шерсть хорошо приспособлена к любым условиям жизни. Обычная шерсть, дополнительный уход не требуется. Регулярного расчесывания вполне достаточно.

Характер западносибирской лайки сильный, неутомимый и жизнерадостный. Это умная и добрая собака, которая безгранично предана своему хозяину. Прекрасно подойдет жителям деревень или хозяевам больших угодий, став незаменимым помощником во всех «собачьих» делах. При содержании в городе требует тщательной дисциплинарной дрессировки.

Хорошо ладит с домашними животными, к людям агрессии не проявляет.

Западносибирская лайка подходит для города, но лучше чувствует себя в сельской местности. Желательно наличие большого пространства для жилья и выгула.

Требуются длительные прогулки по несколько часов в день на большой (желательно открытой) территории. [3]

Глава 3. Почему коты и собаки враждуют?

Начнём с причин, по которым кошке и собаке так трудно друг друга понять [4].

Во-первых, энергетика, которой обмениваются животные (как одна из составляющих невербального общения). Вспомните, как приветствуют друг друга кошки: спокойно обнюхивают друг друга, в знак своего расположения тычутся лбом в бок или касаются друг друга изогнутыми хвостами. Делают они это спокойно и почти безэмоционально. А собака? Она несётся, радостно улыбаясь, активно лезет под хвост, скачет, старается лизнуть предмет своего обожания в лицо (или в морду, если это другое животное). Шум, наскоки, энергии через край. Если пёс так налетает на кошку, его энергия приветствия идёт в полный разрез с её спокойными ритуалами. Ни одна кошка не одобрит, когда на неё налетают и лижут в морду. В подобной ситуации инстинкт подсказывает кошке обороняться или бежать. У собаки же рефлекс – преследовать того, кто убегает.

Вторая составляющая невербального общения – знаки, которые наши животные подают своей позой, положением ушей, хвоста, лап.

Когда щенок припадает на передние лапы, задирая виляющий хвост вверх - это приглашение поиграть. Кошка виляет хвостом, выражая разную степень своего раздражения. Приподнятая передняя лапа щенка – дружелюбный игривый жест, у кошки же это готовность к нападению. Прижатые уши собаки говорят о его миролюбии, иногда о трусости, частенько это жест «я мил и спокоен, я хорошо к тебе отношусь и признаю твоё превосходство». А какая кошка прижимает уши? Правильно – очень сильно разозлённая. Вот и получается, что собаки и кошки говорят на разных языках.

Но на территории хозяина собака и кошка будут стремиться к обоюдному мирному существованию и не смогут находиться долго в состоянии вражды. Объясняется это тем, что собака считает кошку частью имущества хозяина, а кошка воспринимает собаку как часть обстановки, с которой вынуждена мириться, а зачастую лучше держаться подальше как от страшного пылесоса, газовой плиты и гудящего холодильника. Не хочешь проблем – избегай их, обходи стороной – по такому принципу будет строить отношения кошка. Этот зверь мне не очень нравится, но это зверь моего хозяина, а значит, я должен его терпеть – так будет вести себя собака.

Больше всего шансов стать друзьями имеет маленький котёнок и взрослая крупная собака. Меньше всего – взрослая кошка и щенок. Хороший вариант, когда животные одного возраста и принесены в дом маленькими.

Как же вести себя и что можно сделать изначально, чтобы подружить кошку и собаку?

1. Кошка и собака появляются в доме будучи еще щенком и котенком. Наиболее идеальная ситуация. В этом возрасте четвероногие друзья еще не имеют видов на территорию и своего хозяина. Детское любопытство, игривость и желание поиграть могут сильно сблизить на долгие годы необычную животную семью. Кроме того, в разлуке с хозяином данный факт может сблизить питомцев еще больше, заставив даже спать их вместе – ведь так уютней, теплее и даже безопасней. Такое первое знакомство может сильно сблизить необычных соседей и выработать в них потребность все делать вместе – играть, питаться, защищать территорию. Если кошка дружелюбна к собаке-соседу, то это вовсе не значит, что с другой собакой она будет поступать также, если застанет последнюю на своей территории.

2. Собака уже имеется в доме и там появляется кошка, или наоборот. Этот случай самый сложный. Здесь главное не торопиться знакомить обоих любимцев. Новичку, разумеется, лучше дать познакомиться с территорией, немного освоиться с запахами, впечатлениями. А «хозяину-старожилу» - лучше освоиться с новым непонятным запахом от новичка. Для этого необходимо менять территории пребывания четвероногих друзей. Только в этом случае кошка и собака смогут узнать лучше друг друга, не испытывая визуального контакта. Так, например, стоит закрыть на время их в разных комнатах и периодически менять местами.

Взаимоотношения старой собаки и молодой кошки.

Первое знакомство должно быть непродолжительным и происходить под бдительным присмотром человека. Кроме того, необходимо учитывать специфику характеров обоих особей и особенность натуры. В первую очередь нужно помнить, что кошки – существа очень ревнивые. И если новичок – собака, то при встрече большую часть внимания должна быть ориентирована на кошку. А собака в этом случае поймет – что кошка – очень дорога человеку и с ней обращаться надо бережно.

В доме уже имеется животное в возрасте, новичок – котенок или щенок. Развитие такой ситуации очень опасно для новичка, так как может наблюдаться агрессия у собак или кошек. А последствия могут быть непоправимы, вплоть до гибели новичка. Утверждение, что взрослая особь нейтральна к молодняку – неверно, а при таком знакомстве человек в первую очередь должен быть начеку.

При правильной встрече таких питомцев может быть и положительный исход. Бывают случаи, когда котенок или щенок уже взрослого питомца считает за некоторого покровителя, а старожил – новичка за своего детеныша. За такие отношения между животным волноваться не стоит. Это первый шаг к теплой привязанности, долгой, продолжительной дружбе и совместной жизни на одной территории!

Глава 4. Кот и собака в моей семье

У меня есть собака по кличке Рэм, её порода западносибирская лайка. Ещё у меня есть кот Кейси, он британец. Кейси у нас появился раньше, ему два года, а Рэму один год.

Рэм любит кушать кашу. Кейси любит корм. Утром они едят вместе в 7:20 и вечером они тоже едят вместе в 20:00. Днём Рэм не ест, а Кейси днём ест в 14:00. Рэм ест гречневую кашу. Кейси раньше ел сухой корм, а сейчас он его не ест из-за того, что он заболел. Мы ему сейчас даем жидкий корм.

Они любят играть иногда. Кот хитрит: залезает на шкаф и кусает Рэма за щеку. Рэм очень любит с нами ездить отдыхать один раз с ним случилась одна история на него напали кошки. А когда мы уезжаем Кейси оставляем дома с бабушкой или с тётей Таней. Рэм и Кейси любят воровать со стола колбасу или фарш. С Ремом мы гуляем в ‎7:30, 14:10, 20:30 – 3 раза в день.

Но Кейси и не такой игривый, но с шариками и палочками он не против поиграть. Они любят погрызть искусственную елку. Рэм любит погрызть вещи и особенно новые. Кейси нельзя молоко из-за того, что он плохо ходит в туалет. Рэм иногда сбегает с поводка, но, когда на улице минус 30 он бегает минут 20, а когда тепло он может бегать и час. Ещё Рэм дрессированный, он выполняет команды «сидеть», «лежать», «ко мне», «кувырок», «потанцуй», «прыгать», «стоять».

Кейси всегда ждёт у двери, а когда мы заходим, он мяукает. Они всегда хотят кушать. Иногда они воруют еду друг у друга, например, Кейси начал есть косточки у Рэма, а Рэм всегда ворует колбасу кота.

Кейси любит спать на стуле, на котором мы сами часто сидим. Мои животные очень милые, когда спят, а когда что-то сделали не так они понимают это.

Я за ними понаблюдала: кот у меня пьет один раз в день по 10 секунд выпивает треть миски. Рэм пьет поменьше, он пьет два раза в день, выпивает пол миски. Ещё коту нельзя молоко из-за того, что у него перестал вырабатывается фермент, который переваривает молоко.

Кейси иногда нападает на нас.

Заключение

Кошка с собакой могут жить дружно. Главное правило тут одно – животные не должны ревновать хозяина друг к другу, иначе ссоры неизбежны. Также проблемы могут возникнуть, если один питомец появляется в доме значительно позже другого, и "новенькому" уделяют больше внимания, чем "старожилу". Поэтому таких ситуаций нужно избегать. Ну а если вы хотите вообще свести проблемы к минимуму, постарайтесь начать дружбу собаки и кошки с ранних лет обоих любимцев. В этом случае один зверь будет всегда узнавать другого, считая его "своим", а содержание кошек и собак на одной территории окажется максимально простым и для вас, и для самих животных.

Выводы

  1. Выявили черты характеров моих кошек и собак, фактов вражды.

  2. Описали биологические особенности моих питомцев.

  3. Исследовали факты совместного и дружелюбного проживания кошки и собаки.



Список использованной литературы

  1. http://www.wday.ru/dom-eda/soh/chisto-angliyskiy-temperament-harakter-britanskogo-kota/

  2. http://brit-cats.ru/vospitanie-kotenka/britanskie-koshki-i-sobaki/

  3. https://www.pedigree.ru/hochu-sobaku/porody/zapadno-sibirskaya-lajka

  4. Почему коты и собаки враждуют? Электронный ресурс. Режим доступа. https://about-dog.livejournal.com/3707.html













Раздел 4. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Проектирование применяется при решении проблем развития системы образования на различных уровнях. Как результат появляется сбалансированная программа развития. С помощью проектирования осуществляется разработка отдельных занятий, на которых с конкретными детьми необходимо достичь конкретных педагогических целей.

  1. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

  2. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

  3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

  4. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

  5. Ролевой проект.

По содержанию:

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

Основные требования к проекту

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (пробле­мы) - исследовательской, информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования са­мого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской рабо­ты учащихся.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз­работали участники проектной группы для разрешения поставлен­ной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказ­чику и (или) представителям общественности, и представлен до­статочно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Формы продуктов проектной деятельности.

Приведем перечень возможных выходов про​ектной деятельности:

Web-сайт;​ Анализ данных социологического опроса; Атлас; Атрибуты несуществующего государства; Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Действующая фирма; Журнал; Законопроект; Игра; Карта; Коллекция; Костюм; Макет; Модель; Музыкальное произведение; Мультимедийный продукт и т.д.

Презентация проектов.

Виды презентационных проектов могут быть различными, например: воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа); деловая игр; демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий; диалог исторических или литературных персонажей; защита на Ученом Совете; игра с залом; иллюстративное сопоставление фактов и т.д.




























Раздел 5. Проектная задача.

ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.

А. Б. Воронцов под проектной задачей понимает задачу, в которой через систему или набор заданий, целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.

В образовательной практике используются разные типы задач: учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Но все эти виды задач не позволяют: научить самостоятельному выбору способа решения задачи (проблемы) в ситуации; стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто (включая учителя) не знает до решения; содержательно мотивировать поиск решения в малой группе, оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации, но с использованием известных способов действия способны задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов. А именно эти действия лежат в основе формирования новых образовательных результатов современной школы. Проектные задачи отвечают данным требованиям.

Структура

Проектная задача, как прообраз «полноценного» проекта имеет свою структуру. Общая структура проектной задачи связана напрямую с общим способом решения проблемных ситуаций и, как правило включает в качестве основных этапов анализ, моделирование и синтез.

Прежде всего, должна быть описана проблемная (модельная) ситуация, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации. Таким образом, формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации. Проблемная ситуации должна быть такой, чтобы путей ее преодоления, а, следовательно, и возможных вариантов конечного «продукта» было несколько.

На этапе моделирования исходной ситуации проводится анализ общей задачи, выделяются в ней отдельные предметные составляющие задачи, что диктует выбор соответствующих средств и способов работы с этими составляющими. На этапе синтеза полученные результаты, касающиеся отдельных сторон рассматриваемой ситуации, объединяются в единый (цельный) «продукт».

Ориентирование

Выполнение проектной задачи носит групповой характер и задает общий способ проектирования с целью получения нового, до этого неизвестного результата.

Основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Именно такие задачи, по мнению А. Б. Воронцова, дают возможность учителю наблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и целой группы школьников. Основной метод – встроенное наблюдение. К такой работе можно привлекать других учителей, родителей и старшеклассников. Эксперты на протяжении всех этапов наблюдают за процессом решения задачи, ни в коем случае не вмешиваясь в него, фиксируют свои наблюдения в экспертных листах. Таким образом, постоянный сбор и анализ данных позволяют учителю вести мониторинг формирования учебного сотрудничества.

Нами была разработана проектная задача.

Тип проектной задачи: межпредметная (окружающий мир, русский язык, математика, изобразительное искусство, технология)

Возрастная категория: 2 класс

Цель: обобщить знания учащихся о водоплавающих птицах на примере утки, опираясь на жизненный опыт.

Предметные знания и умения, на которые опирается задача

Окружающий мир: птицы, их многообразие, среда обитания, способ питания; работа с картой

Русский язык: преобразование текста (символы - буквы)

Математика: решение задач на сложение

ИЗО: рисунки домиков для уток

Содержание задачи

Дорогие Ребята!

Вам предстоит показать умение работать вместе при решении общей задачи. Задача - необычная, ее нельзя отнести к какому-то определенному предмету, но для ее решения вам потребуются некоторые знания и некоторое время. Надеюсь, что вам понравится эта задача, и вы с интересом будете ее решать.

Желаю вам успеха!

Неожиданно мне пришло письмо от лесника из Национального парка

«Лосиный остров», он просит нас о чем-то, но дело в том, что у него на компьютере сломалась клавиатура и работали только две клавиши. (точка) и - (тире) чтобы узнать, нам надо расшифровать его послание.

Задание 1

Письмо

._. . _... ._._ _ ._

_ ._. . _... .._ .._ _ _ … ._._

_.. _ _ _ _ _ .. _._ ..

..

_._ _ _ _ ._. _ _

._ _. ._. .. _.. .._ _ _ ._ ._ _ _ _.

_.. _ _ _ _ _ .. _._ ..

._.. . … _. .. _._


Расшифруйте письмо.

К люч к расшифровке приложен.




Азбука Морзе

Русский алфавит

Задание 2

Понятно, что нужна помощь в домиках и нужен корм. Но кому?

Выдаются ребусы

Задание 3

Чтобы вы поняли, что из себя представляет Национальный парк

«Лосиный остров», лесник выслал еще вам и карту.

Ребята, найдите на данной карте озера и болота и отметьте эти места.

Посмотрите, сколько домиков можно поставить для уток.

Задание 4

Чтоб утки могли спокойно переждать зиму, нужны не только домики, но и корм.

А какой же корм самый полезный для уток?

Основой питания диких уток в природе является растительная пища. Весьма охотно утки собирают питательную ряску с поверхности водоема. Сочные водные растения можно считать их любимым кормом, доступным и обильным на дне, поверхности и берегах природных водоемов в летнее время. Если при этом им попадается улитка или личинка насекомого, утки не отказываются и от них. Процеживая воду сквозь клюв, утки с успехом ловят рыбью молодь и головастиков.

Зимой диких уток можно кормить зерновой смесью: ячмень, горох, овес, кукуруза, пшеница. Овес - прекрасный корм для птиц, питательный, с высоким содержанием растительных жиров и аминокислот. Наиболее полезен взрослым диким птицам ячмень, богатый необходимыми белками и клетчаткой. Пшеница не менее ценна, в ее составе содержатся витамины группы В и белки. Высокобелковый продукт, горох, лучше давать раздробленным, например, на половинки или гороховую крупу. Желтые разновидности кукурузы, кроме белков и клетчатки, обогатят организм уток каротином.

Надо помочь леснику с кормом.

Известно, что в каждом мешке содержится 10 килограмм корма, с разными пропорциями круп. Сколько потребуется мешков корма на зиму? Какие крупы самые питательные и полезные для уток?

Задание 5

Лесник в свое письмо вложил еще фотографии уток, проживающих в парке.

С помощью атласа-определителя найдите названия видов уток.

Задание 6

Для вдохновения лесник вложил в конверт еще и фото разных утиных

домиков, которые он фотографировал в своих дальних поездках.

Придумайте и нарисуйте, какие домики подошли бы уточкам, живущим в Национальном парке «Лосиный остров».


















Заключение.

Проектно-исследовательская деятельность в дополнительном образовании становится всё более популярной. Изначально внедрение данной деятельности происходило только в основном процессе обучения, но позже стало ясно, что она может быть полезна и применима на различных кружках, факультативах и курсах. Эта сфера образования только начинает развиваться, поэтому печатных трудов, посвященных данной теме, практически нет.

Каждый желающий может обратиться к ФГОС. Проектная и исследовательская деятельность, описываемая в государственном стандарте, позволит понять основные моменты данного подхода. Наиболее активно он применяется в сфере информационных технологий. Это позволяет воспитать компьютерно - грамотного человека, который сумеет выразить свои идеи и проекты при помощи современной техники и оборудования. Первые опыты применения данного подхода уже дали свои положительные результаты. Обучение проводится с учащимися 7-16 лет. Поскольку работа должна быть творческой, то каждый волен сам выбирать желаемую тему и способы её представления.





















Список используемой литературы.

  1. Гузеев, В. В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы / В. В. Гузеев, И. Б. Курчаткина // Школьные технологии. – 2010. – № 5. – С.49 – 52.

  2. Дереклеева, Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. / Н. И. Дереклеева. – М.: 5 за знания, 2008. – 224 с.

  3. Дроговоз, И.Г. Как организовать исследование и получить результат / И. Г. Дроговоз // Столичное образование. – 2011. – № 5.– С.49 – 51.

  4. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии – 2 / Н. И. Запрудский. – Минск, 2010. – 256 с.

  5. Зачёсова, Е. В. Написание текстов: рекомендации юным авторам учебных исследований и их руководителям. / Е. В. Зачёсова // Школьные технологии.– 2006.– № 5. – С.105 -111.

  6. Котельникова, Я.А. Некоторые особенности организации и оформления исследовательской работы учащихся: методическое пособие для педагогов, организующих исследовательскую деятельность школьников / Я. А. Котельникова // Исследовательская работа школьников. – 2009. – № 1. – С. 49–61.