СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Министерство образования Красноярского края
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 имени М. Горького»
Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»
Выполнила: Пастухова Дарья Максимовна, студентка III курса специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах группы 21П-2
Красноярск, 2024г.
Сборник составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Авторы – составители: Пастухова Д.М. студентка 3 курса КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» отделения «Преподавание в начальных классах».
Сборник методических материалов по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы / Пастухова Д.М. – Красноярск: КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького», 2024г. – № с39.
Аннотация
Данная методическая рекомендация предназначена для учителей и обучающихся, организуемых исследовательскую деятельность в младших классах. В данной методической рекомендации представлены структура и особенности исследовательской и проектной деятельности, и способы их организации.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ. 5
1.1. Исследовательская работа обучающихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 5
1.2. Список возможных ошибок при формулировке темы проектно — исследовательских работ обучающихся начальной школы. 9
1.3. Список возможных ошибок при формулировке цели, задач и гипотезы проектно-исследовательских работ обучающихся начальной школы. 11
1.4. Частые ошибки при формулировке методов проектно-исследовательских работ. 14
1.5. Паспорт исследования 16
1.5.1. Паспорт исследования «Вода. Свойства воды» 16
РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ. 18
2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 18
2.2. Проектная задача 21
2.2.1. Проектная задача «В царстве Берендея» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 31
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с ФГОС НОО 2023г. устанавливает требования по формированию у обучающихся базовых исследовательских действий и умения работать с информацией. Одним из эффективных средств формирования данных умений является применение в образовательном процессе проектно-исследовательской деятельности. Кроме этого, проектно-исследовательская деятельность направлена на достижение большинства метапредметных, предметных и личностных результатов, что в свою очередь благополучно сказывается на формировании личности ребенка и усвоении знаний, умений и навыков ребенком. Стоит отметить, что деятельность учителя должна состоять в том, чтобы через знания и умения организовать исследовательскую деятельность учащихся, научить их приемам исследовательской работы, привить вкус к научному труду.
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, которая предполагает решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Исследовательская деятельность даёт возможность осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, умению работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.
РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
1.1. Исследовательская работа обучающихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.
Готовясь к занятиям, учителя не раз задумывались над тем, как организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы можно было глубже и разностороннее подходить к изучаемым вопросам. В условиях внедрения ФГОС ведущее место принадлежит сегодня проектно-исследовательской деятельности. В стандарте начального общего образования от 17.02.2021 года, в метапредметные познавательные УУД, прописаны начальные исследовательские действия, которые включают в себя такие результаты как:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Анализируя данные результаты, мы можем сказать, что проектно-исследовательская деятельность учит размышлять, прогнозировать и проектировать свои действия, кроме того, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности, сотрудничества, самообразования, а также применение полученных знаний на практике. Поэтому в настоящее время исследовательская деятельность, является эффективным методом обучения, благодаря проектно-исследовательской работе, учащиеся научатся самостоятельно действовать и оценивать результаты своей деятельности, кроме того, развиваются у учеников интеллектуальные и творческие способности.
При проектно-исследовательской деятельности, учащиеся самостоятельно, в некоторых случаях помощью учителя (но не в коем случае без навязывания) выбирают тему, которая действительно интересна им, что повышает мотивацию к познанию мира у обучающихся. Однако темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. В процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.
Проектно-исследовательская деятельность реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного исследования лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Проблема проекта-исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью такой работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах. Они вместе делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы.
Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти к умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности.
Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации.
Структура исследовательской работы стандартна. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части: методологическую и процедурную. Структура включает в себя:
проблема — что надо изучать;
тема — должна быть оригинальной;
актуальность - почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать;
цель – какой результат предполагается получить;
гипотеза — это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное;
задачи исследования — показывают, что вы собираетесь делать;
литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов;
методика исследования. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы;
результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности;
новизна результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые;
чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение;
и завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования.
Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому незаменим. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, то во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям жизни. Все это позволяет считать проектную деятельность одним из самых эффективных методов обучения на современном этапе развития образования.
1.2. Список возможных ошибок при формулировке темы проектно — исследовательских работ обучающихся начальной школы.
Сегодня уже никого не приходиться убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социальной проблемы. Вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценных установок, личностных качеств и отношений.
Чтобы учащиеся могли приступить к исследовательской деятельности им необходимо правильно подобрать тему исследования, с чем и возникают трудности у младших школьников. Выбор темы — это важный этап при исследовательской работе. Тема должна звучать интересно, возможно, необычно, чтобы вызвать желание изучить тот материал, который положен в саму работу. Для обучающихся начальной школы необходимо обратить внимание на то, как звучит тема, с чем она связана. Стоит приложить усилия, чтобы правильно выбрать или сформулировать тему.
Очень часто педагоги встречаются с такой проблемой, как ученик отказывается от темы исследования, и в начале исследования, либо же в его реализации. Чтобы учителю понять, как правильно подобрать тему исследования, учителю необходимо учитывать ряд ошибок.
В данном параграфе вы ознакомитесь с 5 глобальными ошибками:
Поиск проблемы. Для того чтобы начать исследование, необходимо найти проблему, однако проблема должна быть актуальной как для ребёнка, так и для других, кроме того, проблема должны быть решаема, и её решение должно нести пользу для участников исследования.
Тема не должна быть сформулирована или навязана учителем. При выборе темы исследования, главное, чтобы тему выбирал сам обучающийся, т.к. тема должна интересовать его. Тема, навязанная ребёнку учителем, какой бы не являлась важной, интереса у ребёнка может и не проявить.
Тема не соответствует возрастным особенностям. Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.
Скучная и стандартно сформулированная тема. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Главная задача любого исследователя – найти что-то необычное в обычном. Чтобы подобрать тему, ребёнку вместе с наставником, необходимо посмотреть на предмет исследования с разных сторон. Оригинальность в данном случае надо понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Тема глобальна, и на её реализацию требуется много времени. Учитывая возрастные особенности младшего школьного возраста, учитель должен помнить про то, что обучающиеся быстро теряют концентрацию внимания, поэтому тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Если тема будет глобальной, то учащиеся потеряет интерес к данной теме и не доведёт дело до конца.
Если тема исследования будет подобрана правильно, то вероятность реализации и завершения исследования в дальнейшем будет высокой. Поэтому, важно не учителю формулировать тему, а дать возможность — это сделать обучающемуся, помочь ему. Выбрать тему оказывается несложно, если учитывать все вышеперечисленные ошибки.
1.3. Список возможных ошибок при формулировке цели, задач и гипотезы проектно-исследовательских работ обучающихся начальной школы.
Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. Цель указывает общее направление деятельности. Цель формулируется кратко и определённо точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
Следует обратить внимание на возможные ошибки при формулировке цели для проектно-исследовательских работ, чтобы правильно выстроить работу обучающихся:
Несоответствие цели теме и проблеме исследования. Цель исследования — ответ на главный вопрос темы, ожидаемый результат исследования.
Цели исследования завышены. Цель должна быть сформулирована максимально кратко, четко и ясно, чтобы даже человек, не разбирающийся в теме, мог сразу понять, о чем идет речь.
Неясность, неточность формулировки целей. Нельзя писать абстрактные утверждения и общие фразы. Уже на этом этапе необходимо четко представлять себе, возможно ли воплотить в жизнь задуманное и если да, то как это сделать.
Поэтому к постановке цели предъявляют следующие требования.
Цель должна быть:
Конкретна, определяет результат деятельности.
Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать и т.д.)
Достижима.
Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.
Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.
Рекомендации по постановке целей:
Краткосрочные цели – самые важные, при их постановке нужно быть более чем реалистичным.
Убедитесь, что сформулированная цель определяет именно ту деятельность, которую вы задумали.
Прислушайтесь к чувствам, возникающим в момент определения целей – любые сомнения или ощущения дискомфорта свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.
Периодическая коррекция или кардинальная смена целей естественны – мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.
Время, потраченное на целеполагание, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний.
Задачи — это пошаговый план реализации цели. Как правило, когда исследователь формулировал цель, у него уже были идеи по ее осуществлению. Поэтому после того, как определили ЗАЧЕМ, надо решить – КАК ДЕЛАТЬ. Задачи – это, как правило, конкретизированные или более частные цели (цель, подобно вееру, развёртывается в комплекс взаимосвязанных задач). Задачи по отношению к цели выступают как самостоятельные «цели». Как и при формировании темы и цели, здесь тоже существует ряд ошибок:
Задачи формулируются не в той последовательности. Задачи — это шаги достижения цели, поэтому они должны быть в той последовательности в какой шла работа над исследованием.
Задачи формулируются общими фразами. Каждая из задач при ее прочтении не должна вызывать массу вопросов.
Переизбыток задач. Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления и, как правило, их не бывает более 4-5.
Задачи избыточно детализируют ход работы. Некоторые слишком частные задачи следует объединить в общую либо же наоборот.
Выдвижение гипотезы (научного предположения) – важная часть исследования. Гипотеза – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Гипотеза исследования представляет собой утверждение, нуждающееся в проверке. Наличие гипотезы придает исследовательской работе проблемный характер, превращает её из простой компиляции в исследование.
При постановке гипотезы необходимо избегать таких ошибок, как:
Избран ошибочный стиль при формулировке. Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Гипотеза должна быть сформулирована утвердительно, чтобы в конце предложения стоял знак препинания «точка», а не «вопросительный знак».
Гипотеза формулируется тогда, когда уже получены результаты исследования. Гипотезы должны разрабатываться и формулироваться на начальном этапе работы.
Гипотеза плохо сформирована. Гипотеза должна быть сформирована, так чтобы её можно было проверить: опровергнуть ее или доказать;
Перед тем как проводить исследование, обязательно необходимо ставить цель и гипотезу и через задачи, т.е. малейшие шаги начинать достигать с помощью исследования. Тема, цель и задачи должны быть взаимосвязаны, и из темы обязательно должна вытекать гипотеза. Гипотеза лежит в основе любой научной теории, она позволяет будущему ученому начать поиск, собрать и проанализировать факты, чтобы обоснованно подтвердить или опровергнуть выдвинутое предположение. Поставив правильно цель, задачи и гипотезу обучающемуся сразу видно, что нужно делать в исследовании, чтобы достичь конечного результата и завершить исследование.
1.4. Частые ошибки при формулировке методов
проектно-исследовательских работ.
Для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента. Выбор конкретных методов и методик исследования определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования.
Методика – совокупность приёмов, способов исследования, порядок их применения и вид интерпретации полученных с их помощью результатов.
Метод – способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит возможность реализации исследования – его проведения и получения определенного результата.
При выборе методов исследования, необходимо учитывать список возможных типичных ошибок:
Не корректность выбора методов исследования. Выбранные методы не соответствуют заявленной теме исследования и не позволяют проверить гипотезу;
Методы не обоснованы поставленным задачам. При выборе методов исследования, нам необходимо опираться на прописанные задачи.
Результаты методов следуют элементарной логике. Так как учащиеся проводят исследование, очевидные и логические факты, как результаты метода не соответствуют данной работе, методы нуждаются в особых подтверждениях.
Методы не соответствуют сделанным из них выводам. Выводы формулируются по результатам метода, и должны быть взаимосвязаны.
Выбор метода исследования не проверяет гипотезу. Правильно подобранные методы исследования либо доказывают, либо опровергают гипотезу исследования.
Непродуктивность и некорректность метода. Метод выбранный исследуемым, не несёт никакой пользы для исследования, а только затрачивает время.
Слишком краткое описание методов. При выборе метода, необходимо его подробно расписывать, так как на основе методов идёт подведение выводов.
При выборе метода исследования, необходимо учитывать задачи и гипотезу исследования. Кроме того, при выборе методов, необходимо учитывать их достоинства и недостатки. После того как методы исследования выбраны, ученики активно работают, анализируют и обобщают полученные материалы, проводят исследование.
1.5. Паспорт исследования
1.5.1. Паспорт исследования «Вода. Свойства воды»
№ | Компоненты паспорта | Описание исследования |
1 | Тема исследования | «Свойства воды» (3 класс) |
2 | Актуальность исследования | В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. А между тем ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без воды. Вода в жизни человека и всего живого на Земле играет главную роль. Вода - простое вещество, однако при этом она обладает рядом необычных свойств, которые не перестают удивлять людей. Изучение уникальных свойств воды постоянно открывает нам все новые и новые тайны, задает нам новые загадки и бросает новые вызовы. |
3 | Проблема исследования | Является ли жидкость в сосуде – водой? |
4 | Объект исследования | Объект исследования: вода. Предмет исследования: свойства воды. |
5 | Цель исследования | Узнать, что находится в сосуде |
6 | Задачи исследования | - систематизировать и расширить представления о воде; - узнать, свойства воды; - подтвердить опытным путем свойства воды; - оформить результаты исследования. |
7 | Гипотеза исследования | Вода имеет вкус, цвет, запах, плотность. |
8 | Методы исследования | Подбор и анализ источников информации, наблюдение, анализ, сравнение, обобщение, эксперимент, опыт. |
9 | Тип исследования (по продолжительности) | Экспресс (от 1–2 недель до 1–2 месяцев.) |
10 | Этапы реализации исследования, краткое их описание | Изучить свойства воды. Узнать значения воды в жизни человека. В ходе эксперимента узнать свойства воды. Оформить выводы исследования. |
11 | Оборудование для проведения исследования | Стаканчики, вода, кофе, монетки, сок. |
12 | Продукт исследования | сравнительная таблица: свойства воды. |
13 | Перспектива исследования | В дальнейшем хотелось бы, изучить не только свойства воды, но и её агрегатные состояния. |
14 | Используемые источники | https://obrazovaka.ru/okruzhayushhiy-mir/svoystva-vody-v-zhidkom-sostoyanii-3-klass.html https://втораяиндустриализация.рф/morskaya-voda/ https://ecoteco.ru/library/magazine/zhurnal-13/ekologiya/znachenie-vody-v-zhizni-cheloveka/ |
РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.
Проектная деятельность в учебном процессе и внеурочной деятельности особенно актуальна в настоящее время.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа и методов проектно-исследовательской деятельности, которые определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. ФГОС ставит целью привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации, саморазвитии и социализации.
Проектная деятельность обучающихся начальных классов — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Задачи проектной деятельности в школе:
формирование умения четко определить цель, описывать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
формирование умения анализировать (креативность и критическое мышление);
формирование умения составлять письменный отчет (уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять работу и приложения, иметь понятие о библиографии);
формирование познавательной активности и позитивного отношения к работе (проявлять интерес к изучению темы, инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Результатом проектной деятельности учащихся является продукт: словарь, лэпбук, дневник, энциклопедия и т.д. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
Особое значение проектной деятельности младших школьников заключается в том, что в процессе интересной для них деятельности они готовятся к весьма серьезному учебному труду в основной школе: получают опыт элементарного исследования проблемы, поиска информации по теме в разных источниках (компьютерные программы, энциклопедии, справочники).
Проектная деятельность отличается от учебной. Главное отличительное качество учебной деятельности состоит в том, что логика учебной деятельности задается логикой развертывания учебного содержания. Проектная же деятельность строится «от результата», т. е. и по структуре, и по последовательности отдельных действий выстраивается применительно к конкретной задаче. (Поливанова К.Н.)
Работа над проектом ведется по :
Определить тему проекта.
Поставить цель и задачи. Определить проблему.
Знакомство с содержанием, лежащим в основе проекта.
Выявление необходимых для изготовления проекта материалов и инструментов.
Распределение обязанностей между участниками проектной деятельности.
Поиск и сбор материалов.
Изготовление проекта.
Представление и защита готового проекта.
Таким образом, проект — это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта — это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Мы должны понимать, что проектирование — это не творчество в полной мере, это творчество по плану, в определенных контролируемых рамках. В методическом плане важно учитывать, что метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п.
Таким образом, организация проектной деятельности обучающихся начальной школы: имеет ряд качественных особенностей. Она интегрирует различные учебные предметы и должна соответствовать ориентирам развития личности на данном возрастном этапе, быть мотивированной, осуществляться поэтапно и постепенно изменять позицию обучающегося, его отношение к образовательному процессу с пассивно-репродуктивной на творчески-поисковую.
2.2. Проектная задача
2.2.1. Проектная задача «В царстве Берендея»
1. Замысел проектной задачи
Проектная задача состоит из пяти заданий, стратегия выполнения заданий не позволит выполнять их в любом порядке — необходима определенная последовательность при выполнении большей части заданий. в соответствии с заданиями в проектной задаче класс делится на группы, каждая из которых независимо от других участвует в разработке своего проекта подготовки к общешкольному празднику.
Задание № 1. Ученикам необходимо определить диких животных и их количество. на основе классификации по заданному основанию и знаний представителей домашних и диких животных второклассники осуществляют свой выбор. результат выполнения задания — определены виды животных, которые будут представлены на празднике.
Задание № 2. Ученикам необходимо применить комбинаторные умения для верного выполнения задания — расстановки участников во время танца. Для выполнения задания ученики должны продемонстрировать предметные умения — точное использование геометрической терминологии (сторона
квадрата, диагональ квадрата).
Результат выполнения задания № 2 — верно определено месторасположение каждого вида животного.
Задание № 3. правильная расстановка танцоров в соответствии со схемой в костюмах разных видов животных позволит определить их количество.
Результат — подсчитано общее количество костюмов животных каждого вида.
Задание № 4 предполагает подготовку сметы расходов для заказа на пошив заявленного количества костюмов. Ученики демонстрируют умение применять таблицу умножения и производить действия умножения в концентре «сотня». Кроме того, ученики демонстрируют умение читать и дополнять таблицы в соответствии с заданием.
Результатом выполнения задания станет составленная смета расходов с определением итоговой суммы для выполнения заказа.
Задание № 5 потребует от третьеклассников соотнести временные рамки работы банка и ателье для того, чтобы стало возможным снять деньги и оплатить услуги ателье. в этой связи ученики должны продемонстрировать умение работать с единицами времени: переводить из больших единиц в меньшие, сравнивать, вычислять. Отвлекающими факторами в данном задании являются, во-первых, разные рабочие дни для банка и ателье — это ставит учеников перед выбором оптимального дня; во-вторых, разные часы работы с клиентами, что опять должно привести ребят к выбору наиболее приемлемого варианта.
Результат выполнения этого задания — день и время определены оптимально.
Для выполнения проектной задачи рекомендуется выделить до 2-х занятий внеурочной деятельности.
Итоговое задание – синтез результатов, полученных во всех заданиях: определены виды животных – костюмы для выступления, составлена смета расходов, определено время для выполнения финансовых операций.
Кроме того, в итоговом задании ученики должны определиться с целью данной проектной задачи — подготовка костюмов для общешкольного праздника «В царстве Берендея».
После выполнения всех заданий проектной задачи происходит защита разработок. Продуктом данной проектной задачи должна стать схема с расположением выбранных видов животных — участников праздника, предложена смета расходов на пошив костюмов и определен день и время оплаты услуг ателье. Частично итог может быть представлен в виде электронной презентации с выделением всех слайдов-номеров заданий. В то же время итогом может стать и обычный устный отчет о выполненной проектной задаче.
Технологическая карта занятия по решению проектной задачи
«В царстве Берендея»
| Часть 1 (деятельность учителя) |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Название проектной задачи | «В царстве Берендея» |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Предмет | Межпредметная (математика, окружающий мир) проектная одновозрастная задача |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Класс | 3 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) | 1.Проверка умений учащихся пользоваться предложенной информацией , представленной в различных видах, и на ее основе осуществлять выбор оптимального решения. 2.Развитие навыков сотрудничества в малых группах. 3. Формирование коммуникативных компетентностей |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача | 1.Комплексное использование знаний из разных учебных дисциплин. 2.Работа согласно инструкции. 3.Умение вычленять требуемую информацию, представленную в различных вариантах ( таблица, текст, схема). 4.Умение выбирать оптимальный вариант решения. 5.Сопоставление фактов и умение делать выводы на основе их анализа. 6.Обработка информации, формулировка выводов. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Общеучебные умения | 1. Владение комбинаторными умениями. 2. Умение обобщать полученную информацию (для выполнения итогового задания). 3. Умение читать и дополнять таблицы, пользоваться условной схемой для решения задания. 4. Умение договариваться для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач. 5. Умение классифицировать объекты по заданному основанию классификации. 6. Умение работать согласно алгоритму (умение действовать по плану). 7. Работа с разными видами информации. 8.Планирование учебного сотрудничества (взаимодействие, взаимопомощь). 9. Умение объективно оценивать себя, рефлексировать |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Планируемый педагогический результат | 1. Демонстрация знаний о диких и домашних животных. 2. Демонстрация навыка табличного умножения. 3. Усвоение предметного материала 3 класса по разделам программы «Внетабличное умножение», «Сравнение величин» и возможность применять его в нестандартных условиях 4.Применение навыков работы во взаимодействии. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Способ и формат оценивания результатов работы | В процессе решения задачи оценивается: - владение учащимися необходимым предметным материалом; - умение правильно выполнять отдельные задания и выстроить с их помощью решение задачи в целом; - умение взаимодействовать в малой группе при решении общей задачи; Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем заполнения листа самооценки и наблюдения учителя. На основании этого делается общий вывод об уровне работы в малой группе. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Оборудование и материалы | Раздаточный материал с заданиями, листы самооценки. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Часть 2 (деятельность ученика) |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Учащиеся действуют по алгоритму решения проектной задачи: 1. Определите роль каждого участника групповой работы. 2. Познакомьтесь с условием задачи. 3. Обсудите организацию работы в группе по решению проектной задачи. 4. Ознакомьтесь с инструкцией (содержанием заданий). 5. Выполните задания, сформулированные в инструкции. 6. Подготовьтесь к презентации (защите) решения проектной задачи. 7. Предъявите готовый продукт. 8. Рефлексия своей деятельности (с выходом на причины). 9. Оцените свой продукт по форме (каждого, группы в целом, взаимооценка между группами) |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Замысел проектной задачи | Проектная задача состоит из пяти заданий, выполнения заданий не позволит выполнять их в любом порядке — необходима определенная последовательность при выполнении большей части заданий. В соответствии с заданиями в проектной задаче класс делится на группы, каждая из которых независимо от других участвует в разработке своего проекта подготовки к общешкольному празднику. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Результат, который должны получить дети | Выполняя задания, учащиеся должны определить виды животных – костюмы для выступления, составить смету расходов, определить время для выполнения финансовых операций. Кроме того, ученики должны определиться с целью данной проектной задачи — подготовка костюмов для общешкольного праздника «В царстве Берендея». |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Описание проектной задачи | К общешкольному празднику «в царстве Берендея» решено представить инсценировку песни о животных. Для этого необходимы костюмы лесных зверей. В ателье могут сшить следующие костюмы: лисы, зайца, волка, кошки, цыпленка, медведя, овечки. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Комментарии | В первую очередь необходимо вспомнить правила работы в группе. Последовательность выполнения заданий учащиеся должны определить сами. Учитель сообщает о том, что контроль за временем будет осуществлять он, но дети должны подумать каким образом распределить время. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Задание 1 | Задание 1. определите, костюмы каких животных необходимо заказать в ателье (отметьте галочкой в квадратике). □ лисы □ зайца □ волка □ кошки □ цыпленка □ медведя □ овечки |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Комментарии к заданию 1 | Учащиеся должны обратить внимание на то, что среди предложенных животных названия лесных животных. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Задание 2
| Для начала необходимо определить общее количество танцоров в костюмах лесных животных. Для этого нужно расставить их в виде квадрата так, чтобы в каждом ряду были по одному виду каждого животного, причем по одной из диагоналей должны стоять танцоры в костюме животного, которое, в отличие от других, зимой впадает в спячку. Задание 2. Помогите определить на схеме, где и в каких костюмах должны стоять танцоры (впишите букву, с которой начинается название животного).
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Комментарии к заданию 2 | Следует обратить внимание на то, что в каждом ряду должны быть по одному виду каждого животного, причем по одной из диагоналей уже стоят танцоры в костюме животного, которое, в отличие от других, зимой впадает в спячку (м) |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Задание 3 | Задание 3. По предыдущей схеме определите общее количество танцоров и количество костюмов каждого вида (количество костюмов каждого животного, участвующего в инсценировке, впишите в клеточку). □ лисы □ зайца □ волка □ кошки □ цыпленка □ медведя □ овечки В ателье выдали следующий бланк для заказа костюмов:
Инструкция: 1. Напротив каждого названия лесного зверя в графе "Кол-во костюмов" напишите , сколько костюмов надо сшить. 2. Умножьте количество материала на один костюм на количество костюмов. которое надо сшить и запишите в графе "Кол-во материала на все костюмы этого вида". 3. Узнайте стоимость материала на каждый вид костюма (умножьте количество материала на цену 1 м ткани на данный вид костюма) 4. Узнайте общую стоимость всего материала (сложите все стоимости) |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Комментарии к заданию 3 | Обратить внимание, что в данной таблице должны быть заполнены строки только с названиями лесных животных. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Задание 4. | Задание 4. Заполните бланк для заказа костюмов, чтобы знать, какую сумму необходимо снять со счета в банке и оплатить услуги ателье. Банк выдает деньги по вторникам, средам и пятницам. Ателье принимает оплату за услуги по понедельникам, средам и пятницам.
От банка до ателье можно доехать на троллейбусе или маршрутном такси. Время в пути на троллейбусе займет 1 ч 20 минут, а на маршрутном такси в 2 раза меньше. Инструкция: 1. Выберите дни, когда банк выдаёт деньги и ателье принимает оплату. 2. Выберите время, когда удобно будет взять деньги в банке и заплатить в ателье. 3. Выберите, на каком транспорте можно быстрее добраться до ателье. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Комментарии к заданию 4 | Внимательно изучите периоды, когда банк выдаёт деньги и когда принимает оплату. Найдите сначала дни, когда это можно сделать. Потом найдите время, когда можно одновременно взять деньги и внести оплату. Определите, на каком транспорте быстрее добраться от банка до ателье. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Задание 5 | Задание 5. В какой день недели удобнее произвести все расчеты за услуги по пошиву костюмов? (отметьте галочкой точное время.) Понедельник: с ________ до __________ Вторник: с ________ до________ Среда: с ________до________ Четверг: с ___________до____________ Пятница: с _____________до____________ |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Комментарии к заданию 5 | Записать нужно только время в тот день, который определили в задании 4. Обратите внимание на слова "все расчёты за услуги по пошиву костюмов". |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итоговое задание | 1. Ответьте на вопросы:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов | Составьте рассказ о вашей работе. 1. Мы выполняли проектную задачу под названием «Общешкольный праздник „В царстве Берендея”» 2. Определите цель проектной задачи «„В царстве Берендея”» ________________________________________________________ __________________________________________________________________ 3. Достигли ли вы поставленной цели? _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 4. Для этого мы (что сделали?): _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 5. Работа получилась… 6. Группа работала… 7. При работе над задачей хотим отметить…. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Комментарии | Каждая группа выбирает одного представителя, который представляет результат работы. Начинает отвечать группа, которая закончила работу первой. Дальше группы отвечают по часовой стрелке. Группа представляет решение одного задания. Другие группы дополняют ответ. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | -Удалось ли вам достичь поставленной цели? - Какие качества и умения помогли вам решить поставленную задачу? - Оцените свою работу и работу группы, используя лист самооценки. Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе). Поставь галочку на оценочной шкале: 1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Общешкольный праздник “в царстве Берендея”».
2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.
3.Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).
4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.) да нет Почему? _______________________________________________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Комментарии | Учащиеся заполняют листы самооценки. Учитель предлагает высказаться детям по результатам работы в группе, рассказать, что получилось и, в чем испытывали затруднения. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проектно-исследовательская деятельность является эффективным средством в образовательной деятельности. Преимущества применения данного метода в образовательном и воспитательном процессе: повышение активности и самостоятельности, разных по уровню развития и способностям учащихся; проявление познавательных и творческих способностей; повышение самооценки; стимулирование познавательной мотивации и повышению интереса к предметам. Исследовательская деятельность дает возможность детям работать с книгой, газетой, журналом, в сети Интернет. Ребята ведут себя по-разному: одни с азартом самостоятельно добывают информацию для своих исследований, другие втягивают в свою работу родителей, друзей. Тем не менее, ребенок, чувствуя свою значимость, вовлекается в исследовательскую работу.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у учащегося ощущение гордости за полученный результат очень важно. Чтобы дети получили положительные эмоции от проделанной работы. Для получения положительных эмоций во время детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу учащихся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.
Организуя проектную деятельность младших школьников, мы воспитываем у детей интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин. Наблюдения за учащимися показали, что от занятия к занятию растёт самостоятельность детей в проведении исследований, в основании проблем, в планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в проектную деятельность способствует формированию у учащихся обще - учебных умений и навыков. Это в свою очередь способствует формированию у детей самостоятельности и самовоспитания, что соответствует современным запросам общества касательно личности ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Утвержден приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от «17» февраля 2023 г. № 286. - 2023. – 40 с.
Зубова О.А. Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС НОО (из опыта работы). Статья «Исследовательская работа в начальной школе».
Малиновская Е.А. Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся.
Комарова Л.В. Методическое пособие «Проектная деятельность в начальной школе» (в условиях реализации ФГОС). [Электронный ресурс] https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-proektnaya-deyatelnost-v-nachalnoj-shkole-v-usloviyah-realizacii-fgos-4498509.html свободный.
Лубенцова В.А. «Типичные ошибки при выборе темы исследования» [Электронный ресурс] https://multiurok.ru/files/metodicheskie-rekomendatsii-organizatsiia-proekt-2.html свободный.
Мартынова А.В., Салаватова А.М. Основы исследовательской деятельности студентов в определениях, таблицах и схемах. Учебно-методические пособие. [Электронный ресурс] https://nvsu.ru/ru/Intellekt/2281/Martynova,_Salavatova_Osnovy_issled_deyat-ti_stud_UMP_2020.pdf свободный – с.9
Методические рекомендации к написанию исследовательской работы. Памятка для научных руководителей и обучающихся по написанию и оформлению научно – исследовательской работы [Электронный ресурс] http://urencollege.ucoz.ru/pamjatka_ir-chast_2.pdf свободный.
Савенкова А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников». [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/04/12/metodicheskie-rekomendatsii-kak свободный.
Хабибуллина, Ф. Г. Проектно-исследовательская работа в начальных классах / Ф. Г. Хабибуллина, Н. А. Куренова, Г. Г. Зиганшина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 100-103. — URL [Электронный ресурс]: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14089/ (дата обращения: 30.03.2023).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Сравнительная таблица: «Вода. Свойства воды»
Свойства воды | Имеет (Да) / Не имеет (НЕТ) |
Цвет/прозрачность | |
Запах | |
Вкус | |
Текучесть | |