СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»»

Министерство образования Красноярского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»










МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»






Автор: Бровенко Анастасия Дмитриевна

Студентка 3 курса, отделения «ПНК»





















Красноярск, 2023


Содержание

Красноярск, 2023 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 5

1.1 Типичные ошибки при исследовательской деятельности 8

1.2. Оформление и защита паспорта исследования 16

2.В чем различие проектной деятельности исследовательской?................ 17

3. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 11

3.1 Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся? ...25

3.2 Рекомендации к организации проектной деятельности………. ..….….26

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ 27

Приложение1…………………………………………………………………28

































Аннотация

Данное методическое пособие было создано для учителей начальных классов, руководителей школьных методических объединений, заместителям директора по учебной и научной работе, исследующих данную проблему.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Происходящие в начале XXI века широкомасштабные преобразования во всех сферах современного общества потребовали существенных изменений в системе образования, а именно: корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Как известно, классическая парадигма образования, доминирующая в системе образования прежних лет, ориентировала на передачу ученику известных образцов знаний, умений и навыков. Основным видом деятельности обучающегося являлась репродуктивная, а отношения между учителем и обучающимся были монологическими, субъект – объектными. Перемены в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Новая парадигма образования, введение ФГОС второго поколения акцент переносит на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Основным видом деятельности является творческая деятельность обучающегося, где он становится субъектом. Отношения между учителем и учеником становятся диалогическими.

Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.

В школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. По - прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.

Именно поэтому подготовка ребенка к проектно-исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

В данном пособии раскрываются аспекты организации проектной деятельности младшего школьника. Представлены теоретические исследования, раскрывающие актуальность и содержание проектной деятельности, опыт конструирования исследовательских проектов как средства организации проектной деятельности младших школьников.


1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.


В связи с внедрением нового ФГОС в педагогической практике стала актуальна проблема формирования УУД, в число которых можно включить и исследовательские умения; формирования целостной картины мира, основанной на технико – технологических знаниях, реализация деятельностного подхода в урочной и во внеурочной деятельности.

Исследовательской считается работа, направленная на получение новых знаний в той или иной области науки, техники, искусства объясняющая и предсказывающая факты и явления, дающая ответы на наиболее актуальные в данный момент вопросы, обнаруживающие противоречия, имеющие место в практике [6].

Исследовательская деятельность – это направление работы, которое предполагает научное изучение и обоснование определенной темы.

Главной целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

1) знакомство с проведением учебных исследований;

2) развитие творческой исследовательской активности;

3) стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

4) ознакомление с научной картиной мира;

5) вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс. [3]

Исследовательские умения, которые формируются у обучающихся начальной школы: возможность осознать свою значимость, развивать познавательный интерес, любознательность, уметь работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе.

Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Функции учителя - систематическая направляющая, стимулирующая, корректирующая.

Роль учителя - учитель должен чутко и умело направлять исследовательской деятельностью своих учеников, а также является консультантом.

Выделяют основные этапы исследовательской работы:

1 этап: найти проблему – что надо изучать;

2 этап: тема – как это назвать;

3 этап: актуальность – почему эту проблему нужно изучать;

4 этап: цель исследования – какой результат предполагается получить;

5 этап: гипотеза – что не очевидно в объекте;

6 этап: новизна – что нового обнаружено в ходе исследования;

7 этап: задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально;

8 этап: литературный обзор – что уже известно по этой проблеме;

9 этап: методика исследования – как и что исследовали;

10 этап: результаты исследования – собственные данные;

11 этап: выводы – краткие ответы на поставленные задачи;

12 этап: значимость – как влияют результаты на практику.

Характеристика каждого этапа:

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность.

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель исследования – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана.

Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.

В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

Значимость представляет собой четко выраженную пригодность применения результатов исследования, выражаемых в элементах новизны.

Можно сделать вывод, что в своей сущности исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации, работой мыслительных процессов путем «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями, а также является одним из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников.

    1. Типичные ошибки при исследовательской деятельности

Типичные ошибки при выборе темы исследования

Любое исследование начинается с выбора темы. Существует несколько способов выбора темы:

- из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребёнок, вопросов;

- из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.;

- из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности).

Мастрюков А.В. в своей статье «Как выбрать тему исследования?» утверждает, что выбрать тему для исследования несложно, если точно знать, что интересует ребёнка в данный момент, какая проблема волнует больше других. Для уточнения можно провести анкету:

1. Что мне интересно больше всего?

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? [5, с. 92].

Выбор темы-это важнейшая составляющая содержания исследовательской работы. Именно поэтому надо очень внимательно подходить к формулировке и выбору темы, выбирать точные и правильные слова, понятия, термины.

В статье «Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников», учитель русского языка и литературы Островская И.Ю. выделяет типичные ошибки, которые допускают младшие школьники при выборе и формулировании темы исследования.

1. Взята слишком узкая тема исследования («Реалистические черты в рассказе «Бирюк», «Образ моря в элегии А.С. Пушкина «Погасло дневное светило»).

2. Тема исследования сформулирована слишком широко («Внимание, Акулы!»).

Правильное название темы исследования: «Исследование причин и факторов нападения акул на человека».

3. Тема не соответствует возрасту и уровню учащегося («Непристойная лексика в переписке школьников на страницах Интернета»).

4. Отсутствие познавательного интереса учащихся к теме исследования или к исследовательской деятельности в целом.

Как правило, эта проблема возникает или при навязывании неинтересной учащемуся темы, или при отсутствии желания (способностей) к исследовательской деятельности.

5. Некорректная формулировка темы исследования.

Например: «Пушкин и одиночество» (грамматическая ошибка: разнородные понятия оформлены как однородные без пояснения).

6. Не оригинальность темы исследования.

7. Название темы не соответствует проблеме исследования [8, с.147-148].

Педагог начальной школы и дополнительного образования Самсонова В.П. дает следующие рекомендации при выборе и формулировании темы исследования.

1. Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его, нести в себе познавательный заряд.

Не стоит навязывать ученику тему исследования. Необходимо предоставить ему выбор, так как исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребёнку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не дает должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлечённым в очередное скучное, «добровольно-обязательное мероприятие.

3. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае надо понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

4. Название работы должно чётко отражать её содержание.

5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у младших школьника ограничена. Часто дети не доводят начатое дело до конца. Выполнить задание «на одном дыхании» практически очень сложно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали от ребёнка длительного времени.

6. Тема должна быть конкретной.

7. Название работы может и не включать в себя слово проблема, но, тем не менее, она должна подразумеваться [9, с. 8]

Таким образом, формулируя тему исследования, необходимо помнить, что это детское исследование, ограниченное объёмом, возрастом, педагогическими задачами и временем, которого у современных школьников не так много. Ответственность за формулировку темы лежит на научном руководителе, несмотря на то, что часто тему выбирают сами учащиеся.

Типичные ошибок при выборе методов исследования

Ошибки, допускаемые при отборе методов исследования:

• Выбранные методы не соответствуют заявленной теме исследования и не позволяют проверить гипотезу;

• Методы не подходят для проведения обучающимися, основываясь на их возрастные особенности.

Для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента.

Наблюдение – общенаучный метод познания. Оно включается во все виды деятельности и позволяет получить некоторую первичную информацию об объектах окружающего мира. Для того, чтобы проводить наблюдение, необходимо развивать такое качество, как наблюдательность, которую можно охарактеризовать как деятельность, направленную на анализ изучаемого, факта, события с целью выявления определённой закономерности. Этот метод относится в науке к числу наиболее употребимых.

Виды наблюдения:

- Неструктурированное (отсутствует детальный план, определён только объект)

- Структурированное (наблюдение по плану)

- Полевое (наблюдение в естественной обстановке)

- Лабораторное (наблюдение, при котором объект находится в искусственно созданных условиях)

- Открытое (наблюдение протекает в условиях осознанного факта присутствия исследователя, при этом исследователь своим присутствием не должен менять привычную обстановку)

- Скрытое (наблюдение ведётся с применением технических средств или визуально с такой позиции, когда присутствие наблюдателя не обнаруживается)

- Непрерывное (исследование контролируемого процесса ведётся от начала до конца)

- Непосредственное (при котором между объектом и исследователем имеются прямые отношения. Это наблюдение с помощью органов чувств).

- Опосредованное или косвенное (дополняет непосредственное наблюдение. Оно проводится с помощью тех или иных технических средств).

Научный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научно-обоснованную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы. В отличие от наблюдения, эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия его проведения.

Выделяют два вида экспериментов:

1. Лабораторный. Проводится в специально подготовленных условиях – лаборатории, где объект вычленяется из сложной системы взаимосвязей. Основные достоинства метода – активная позиция исследователя.

2. Естественный. По принципу организации он похож на наблюдение, но отличается от него активной позицией исследователя. Исследователь незаметно для испытуемых организует их деятельность таким образом, чтобы проявились необходимые особенности и качества. Либо экспериментатор, находясь в естественных условиях, наблюдает исходное состояние объекта, его развитие и исчезновение. При этом объект может быть подвергнут определённому воздействию со стороны экспериментатора.

Оценивание детских исследовательских работ

Критерии оценки исследовательских работ учащихся (максимальное количество баллов – 16 баллов)


Критерии

Показатели


Оценка исследовательской работы

1. Актуальность

– Обоснована актуальность темы исследования

- Докладчик может обосновать только личную заинтересованность темой.

0б – Актуальность не обосновывается.


2. Научность исследования

3б – Полный цикл исследования, включающий собственную программу наблюдений, или проведение эксперимента, обработку и анализ полученного материала; результаты достоверны, методики валидны ИЛИ исследование, проведённое на основе литературных источников, опубликованных работ, в котором выполнено сравнение по самостоятельно разработанным критериям, сделано обобщение, или классификация

2б - Исследование с привлечением первичных наблюдений, выполненных другими авторами, но есть собственная обработка результатов, анализ.

1б - Имеются элементы исследования, или результаты не вполне достоверны.

0б - Элементарная компилятивная работа, изложение известных фактов, истин.


3. Достижения автор

2б – Высокая степень проработанности темы автором (продемонстрирована глубина знания автором избранной области исследования)

1б - Усвоение и ретрансляция знаний сверх учебной программы.

0б - Слабое ориентирование в исследуемой области


4. Креативность исследования

2б – Оригинальность проблемы и / или оригинальность ее решения

1б – Есть оригинальные подходы к решению проблемы

0б – Оригинальность отсутствует как в постановке проблемы, так и в ее решении


5. Структура работы

2б – В работе соблюдены все требования к ее структуре: введение, основная часть, заключение, список литературы, наблюдается полное соответствие выводов целям и задачам работы

1б - Часть требований к структуре работы не выполнена, или наблюдается неполное соответствие выводов целям и задачам работы

0б - Отсутствует логика изложения, выводы не соответствуют целям и задачам


6.Информационная компетентность

3б - Используемые источники соответствуют замыслу работы, в тексте работы представлены цитаты, или имеются ссылки на список источников, список оформлен в соответствии с ГОСТом.

2б - Используемые источники соответствуют замыслу работы, в тексте работы представлены цитаты, или имеются ссылки на список источников, но список оформлен не по ГОСТу

1б – Список используемых источников недостаточен, или не соответствует замыслу работы; в тексте работы нет цитат, или ссылок на источники

- Используемая терминология недостаточна или некорректна. Источников для раскрытия темы недостаточно.


7. Качество оформления работы

2б – Высокое качество оформления текста работы в соответствии с требованиями.

– В целом качество оформления текста работы хорошее, есть небольшие погрешности в оформлении

– Качество оформления текста работы низкое, требования к оформлению не соблюдаются



1.2. Оформление и защита паспорта исследования

Паспорт исследовательской работы должен строиться по следующему алгоритму: (основание)

1. определение темы в рамках обозначенного объекта исследования;

2. обоснование актуальности;

3. определение и формулировка научного аппарат исследовательской работы: проблема исследования, объект, цель, задачи, гипотеза, методы и тип исследования;

4. определение этапов работы над исследованием с указанием содержания деятельности;

5. определение оборудования для проведения исследования;

6. определение предполагаемого продукта исследования;

7. определение перспективы исследования;

8. оформление используемых источников.

Исходя из данного алгоритма был составлен паспорт собственной исследовательской работы по теме «» (см. табл.).


Паспорт исследования Бровенко Анастасии


Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Как выбрать качественный гранатовый сок?

2

Актуальность исследования

У моих родителей проблема с давлением, а также недавно я столкнулась с пониженным гемоглобином, поэтому частый гость в моем доме, гранат. Гранат имеет множество полезных свойств, но много зерен этого фрукта не съесть, поэтому есть такое изобретение как гранатовый сок, из-за которого легче получить полезные вещества. На прилавках часто встретишь соки разных фирм и марок, разной ценовой категории, в бутылках или коробке. Часто при покупке наша семья долго думает какой сок взять и какой полезнее. Поэтому стала исследовать гранатовый сок.

3

Проблема исследования

Люди от незнания показателей качества, выбирают сок, не имеющий полезные свойства.

4

Объект исследования

Гранатовый сок.

5

Предмет исследования

Показатели качества гранатового сока.

6

Цель исследования

Изучить показатели качества для выбора гранатового сока.

7

Задачи исследования

1.Проанализировать интернет-ресурсы.

2.Создать презентацию «Польза гранатового сока»

3.Разработка листа наблюдения.

4.Проведение наблюдения.

5.Анализ листа наблюдения.

6.Подвести итоги.

8

Гипотеза исследования

Лучший сок- выжатый своими руками.

9

Методы исследования

1.Анализ интернет-ресурсов и составов сока.

2.Наблюдение.

3.Дегустация.

4.Систематизация и обобщение информации.

10

Тип исследования (по продолжительности)

Краткосрочный (экспресс)

11

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1.Организационный

планирование деятельности:

1.Анализ источников (интернет-ресурсы, состав сока)

2.Систематизировать полученную информацию.

3.Разработать лист наблюдения.

4.Провести наблюдение

5.Подвести итоги.

2.Основной.

Лист исследования:

Марка сока

Состав

Вкус

Цвет

Запах

Упаковка


























Предлагается оценить несколько видов сока. На основе листа наблюдения сделать вывод, о том какой сок качественный.

Проведение наблюдения.

Наливается каждый сок в стаканчики и с помощью листа наблюдение проводится исследование.

3.Заключительный.

Оформление буклета и вывод.

12

Оборудование для проведения исследования

Стаканчики, лист наблюдения, гранатовый сок свежевыжатый, гранатовый сок, нектар гранатового сока.

13

Продукт исследования

Буклет.

14

Перспектива исследования

Дополнение буклета для других видов сока.

15

Используемые источники

Интернет-ресурсы, состав сока.



2. Чем исследовательская деятельность отличается от проектной?

 

Довольно часто учителя задают вопрос «Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?». Это достаточно серьезный вопрос.

Во-первых, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:

цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,

а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.

 Основными этапами проектной деятельности являются:

•    Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

•    Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

•    Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;

•    Подготовка и защита презентации;

•    Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Этапы научного исследования:

  • Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.

  • Постановка цели и конкретных задач исследования.

  • Определение объекта и предмета исследования.

  • Выбор метода (методики) проведения исследования.

  • Описание процесса исследования.

  • Обсуждение результатов исследования.

  • Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

В-четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

В заключении, основным отличием проекта от исследования состоит в том, что работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной лично значимой или социально-значимой проблемы, исследование же не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта. Исследование – по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний. Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

 

3. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура


Под проектной деятельностью понимают учебно-познавательную активность школьников, основанную на мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого продукта через выполнение последовательных действий с обязательной презентацией результата.

По видам проектов:

1.Практико-ориентированный проект. Имеет на выходе конкретный продукт и направлен на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи;

2.Исследовательский проект. Направлен на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы.

3.Информационный проект. Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

4.Творческий проект. Направлен на создание какого-то творческого продукта; проект, предполагающий свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы;

5.Ролевой проект.

Назначение

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Специфика

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий .

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны».

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили.

Структура

Выделяют следующую структуру проектной деятельности в начальной школе:

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (пробле­мы) - исследовательской, информационной, практической.

2.         Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования са­мого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

3.         Каждый проект обязательно требует исследовательской рабо­ты учащихся.

4.         Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз­работали участники проектной группы для разрешения поставлен­ной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказ­чику и (или) представителям общественности, и представлен до­статочно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка. Она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному. Проектная деятельность в начальной школе необходима. Она помогает развивать творческие способности, самостоятельность, воображение учащихся, а так же умения сотрудничать и договариваться в коллективе. Можно сказать, что проектная деятельность является средством обучения и развития личности младших школьников.

Оформление паспорта проекта

Название проектной задачи

«Рождественская открытка»

Предмет

математика

Класс, время

2-3, третья четверть (январь)

Вид задачи

Обучающая, проектная, однопредметная, разновозрастная

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

1. Планирование работы, распределение обязанностей внутри группы.

2. Выполнение действий самооценки (прогностическая и рефлексивная).

3. Освоение различных образовательных пространств: консультационный пункт.

4. Организация разновозрастного сотрудничества учащихся.

5. Решение предметных заданий.

6. Корректировка своих действий на основе внешней проверки.

7.Создание итогового продута.

Знания, умения и способы действия, на которые опираются задача

1.Работают с информацией.

2.Выполняют вычислительные операции.

3.Решают выражения с 2 и более действиями.

4.Расшифровывают несложный математический шифр.

Планируемый педагогический результат

Освоение учащимися 2—3 классов коммуникативных навыков при работе в разновозрастной группе. Овладение способами прогностической оценки при планировании совместной работы. Умение представлять результаты своей работы в различных формах.

Способ и формат оценивания результатов работы

1. Оценка решения заданий, выполненных группой.

2. Оценка коммуникативных умений младших школьников.

3. Оценка промежуточного и итогового продуктов учителем и другими учащимися.


Разработка по данному паспорту проекта представлены в приложении 1.


3.1 . Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?


Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:

1. Провести подготовительную работу.

Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта. Новое знание для обучающихся в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности обучающимися. Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.

Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные .

Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:

а) выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

в) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

д) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

е) проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым:

•   материально-техническое и учебно-методическое оснащение,

•   кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты),

•   информационные ресурсы (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.).

•   информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),

•   организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет),

•   отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека).

При этом разные проекты потребуют разное обеспечение. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной деятельности может свести на нет все ожидаемые положительные результаты.

2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.

3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.

4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.

5. Создавать группу не более 5 человек.

Для работы над проектом класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом». Этот вопрос словно гипотеза, только в отличие от гипотезы он имеет другую структуру. Гипотеза имеет вид «если… то», а проблемный вопрос не может содержать в себе предполагаемого ответа или новых терминов. Но он сужает рамки проекта для данной группы до размеров их части работы.

6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.

Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

7. Учесть и избежать «подводных камней».

Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.

Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.

Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать реферируемые источники.

Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.

Это связано с тем, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка балы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу отчета учащегося или портфолио проекта («проектной папке»). Грамотно составленный отчет (портфолио) характеризует ход проекта, когда сам проект уже завершен.


3.2 Рекомендации к организации проектной деятельности


Для организации проектной деятельности нужно всегда помнить о самостоятельности учеников. Проекты помогают школьникам проявлять свои исследовательские качества: им приходится предлагать идеи, высказывать свое отношение к проблеме, оценивать предложения одноклассников. Учителю важно поддерживать активность учеников, даже если идеи пока сложны в реализации. Не стоит давить авторитетом — нужно задавать правильные вопросы, чтобы школьники поняли, получится ли у них реализовать проект, так как они задумали.

Нельзя забывать о социальной и личной значимости проекта. Важно, чтобы проект не превращался в формальность. Ученикам важно работать, хорошо представляя себе «заказчиков» — тех, на кого ориентирован проект: создавать стенгазету, которую прочитают ребята из других классов, придумывать концерт для ветеранов. Также важно, чтобы проект стал личностно значимым для каждого ученика, вызывал эмоции. Дети могут понимать, что концерт нужен ветеранам, но быть к нему равнодушными. Тогда стоит обсуждать значимость проекта, чтобы школьники «зажглись» и не потеряли интерес в процессе работы.

Всегда обсуждайте проект с классом! Если учитель ведет диалог только с несколькими учениками, то проектная деятельность теряет смысл. Если время или количество детей не позволяет услышать каждого, делите класс на микрогруппы. Но важно уделять внимание каждой группе, чтобы контролировать степень участия каждого ученика и у всех ли есть возможность высказаться.



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.05.2020 №286)- М: Просвещение, 2021

2. Самсонова В.П., Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности младших школьников. – 2018 г. – 32 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru.

3. Жакулина, И.В. Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся? – 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru.

4. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии – 2 / Н.И. Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2017 г. – 256 с.

5. Залуговская, В.М., Развитие исследовательской компетентности учащихся. Учимся выдвигать гипотезы. – 2017г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://urok.1sept.ru.

6. Малиновская, Е.А. Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся. – 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://urok.1sept.ru.

7. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классах/ Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – Москва: Вентана – Граф, 2017. - 106 с.

8. Островская, И.Ю. Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников. - 2017 г. – 147-155 с.

9. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая рос. энцикл., 2017г. - 527 с.

10. Поливанова, К.Н., Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд.— М.: Просвещение, 2011. — 192 с.

11. Поляк, Н.С., Специфика организации исследовательской деятельности в начальной школе. – 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru.

12. Прохорова, О.Г., Методические рекомендации по организации по содержанию учебно – исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальных классов.– 2019 г. – 19 с.















































Приложение 1

ИТОГОВАЯ ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 2-3 КЛАССА

«Рождественская открытка»


Дорогой ученик!

Нам прислал письмо самый позитивный герой из морозного мультфильма Олаф и попросил о помощи.

Письмо

От кого: Олаф.

Кому: моим давним друзьям.

Привет всем! Пишу вам, чтобы попросить о помощи. Скоро наступит всеми известный праздник «Рождество». Я задумался о подарках своим друзьям. Тем, кто живет далеко я решил отправить открытки по почте, но у меня возникла проблема. Когда я создавал первую открытку в написании инструкции мне помогала Эльза. Сейчас она уехала за подарками и вернется не скоро, а понять инструкцию, написанную ей я не могу. Помогите создать открытки, чтобы я смог порадовать своих друзей.

P.S: я буду поэтапно отсылать вам инструкцию, чтобы вы не запутались как я.

С любовью, Олаф!





























Задание 1. Олаф отправил сообщение…..

Олаф: отправляю первые записи Эльзы.

Рождественская открытка «Теплые пожелания Олафа»

«Олаф взял лист А4 и сложил его пополам. Вскоре понял, что открытка получилась сильно большой и обрезал ее. После этого получилось, что ширина открытки составила половину от длины, когда длина равнялась сумме 12см и 6 см.»

Запишите в пустые окошки, какая длина и ширина открытки получилась у Олафа, после, того, как он обрезал сложенный лист А4.

Длина: см

Ширина: см



Сложите лист А4 и обрежьте его, также как указано в инструкции Эльзы. *Не забывайте о своих вычислениях.

*Задание 2. Олаф отправил сообщение…..

Олаф: вот второй этап. Почему все так сложно?(

«Олаф решил украсить рождественскую открытку ёлочкой, но он запутался и не смог подобрать равносторонние треугольники нужной длины. Первый равносторонний треугольник был со стороной суммой 2см и 1см, второй равносторонний треугольник со стороной равной сумме 3см и 2см, а сторона третьего равностороннего треугольника равна сумме 4см и 3см.»

Запишите в пустые окошки, какие стороны по длине получились у трёх равносторонних треугольников.

1 равносторонний треугольник: см

2 равносторонний треугольник: см

3 равносторонний треугольник: см

Отмерьте и вырежете три равносторонних треугольника, как указано в инструкции Эльзы.

Задание 3. Олаф отправил сообщение…..

Олаф: это этап, когда я не мог определиться со строчками. Эльза, что-то записала. Присылаю запись.

«Вот этап строчек. Их должно быть……Сначала он начертил пятнадцать строчек, отнял четыре раза по две строчки, потом отнял одну строчку и полученное количество уменьшил вдвое»

Запишите в свободное окошко, сколько строк должно получится в открытке.

Количество строк= .

Начертите в открытке строки, в том количестве, которое написали в пустое окошко. *Между строками расстояние 1,5 см»

*Задание 4. Олаф отправил сообщение…..

Олаф: это последний этап, Эльза перепутала язык в инструкции и мое пожелание написала на неизвестном языке. Отправляю записи Эльзы с отрывком из переводчика.

«Наконец-то последний этап! после того как Олаф определился со строчками он написал: «Б3А4В4Г1Б1Г5 А5Б2Г5 А3В4Г3Г2Г3А5В2, Б2В5А2Б2Б1Г4А1А5В2, Г4В1Б3А1В3В2,

Б4Г3Б2Б6Г3В4Г3В3 Б5Г2А2В6А1В3В2!»»

6


П

Н


5

В

Х

Ч

Е

4

У

Г

Д

Л

3

З

Б

М

О

2

А

С

Ы

Р

1

И

Т

Ю

Ь


А

Б

В

Г





Используя отрывок из переводчика, переведите пожелание Олафа.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Запишите пожелание в открытку. *Будьте аккуратны.

Задание 5.

Ура, у вас получилось выполнить инструкцию Эльзы!

Возьмите все элементы, которые вы вырезали ранее, приклейте и соберите открытку. А теперь сделайте фотографию выполненной открытки с наружной и внутренней стороны, чтобы потом ее отправить Олафу и он смог порадовать своих друзей.

Пришло письмо от Олафа….

Письмо.

От кого: Олаф.

Кому: моим друзьям помощникам.

Всем привет! Пишу, чтобы сказать вам большое спасибо, благодаря вам, я смог отправить открытки в нужное время.

С любовью, Олаф!