Методические рекомендации по анализу и реализации мероприятий
школьной внеурочной деятельности с целью создания безопасной среды для успешной самореализации каждого ученика
Все участники образовательного процесса (администрация, педагогический коллектив, психолого-социальная служба, педагоги дополнительного образования, родители) способствуют становлению личности обучающихся, целенаправленно обеспечивают их развитие с учетом индивидуальных особенностей в процессе сотрудничества и взаимоуважения.
Традиции школы
В школе уже сложилась определённая система внеурочной воспитательной работы, в которой большое место отводится традиционным мероприятиям: праздникам «Здравствуй, школа!», «С любовью и заботой» в День пожилого человека, «Спасибо вам, учителя!», «День матери», «С Днем рождения, дорогая школа!», новогодним праздникам и праздникам, посвящённым Дню защитников Отечества и 8 Марта, конечно выпускным вечерам.
Кроме того, традиционными для школы стали акции по БДД, месячник патриотического воспитания, «Протяни природе руку помощи!» - месячник по охране окружающей среды
Праздник «Я и моя семья», посвященный Международному дню семьи, единый урок «Школа – центр здоровья и безопасности». Говоря о целенаправленном формировании школьных традиций, стоит отметить, что мы тем самым стремимся дополнить модель школы в соответствии с потребностями, которые выявляются в процессе диагностики. В своей работе мы сделали акцент на формировании у детей потребности в саморазвитии и самореализации в условиях свободного выбора. Заработала программа работы с одарёнными детьми. Было создано школьное научное общество (группа учащихся), которое сплотило наиболее интеллектуально одарённых детей и создало им условия для самореализации.
Но главная, наша самая давняя традиция – это качественное образование, которое даёт школа. Уровень качества знаний учащихся нашей школы на протяжении последних лет устойчиво высок.
Главной задачей, которую мы перед собой поставили, является выявление, по возможности, всех талантливых и одарённых детей среди наших учащихся, создание условий для их развития. Мы стремимся заметить все успехи наших учеников и всякий их успех, даже небольшой, сделать достоянием всей школы. Не иссякает фантазия и энтузиазм наших школьников. Они объединились и создали детскую организацию. Ребята принимают участие во всех делах школы, сами планируют и координируют свою деятельность и творчество, поддерживают сложившиеся годами традиции школы.
В этом году планируем проведение большого праздника «Ученик года», на котором будет составлен рейтинг успехов наших учащихся и выявлены лучшие из них. Планируется проведение награждения всех учащихся, добившихся успехов в какой-либо сфере (награждение грамотами и дипломами).
В настоящий момент мы стоим перед необходимостью более глубокого закрепления традиций через налаживание тесных и устойчивых связей с нашими выпускниками, которых всегда рады видеть на традиционных встречах выпускников.
Воспитательная система школы Воспитательная система школы – целостный социально-педагогический организм или образ жизни, «дух школы». В нашей школе хорошо сплетаются традиции и новые формы работы. Первичным в структуре воспитательной системы школы является блок целеполагания. Нет цели, нет и системы. Цели задают систему, определяют ее характер. Они как задаются, так и реализуются людьми.
Цель:
Задачи:
Создание программы воспитания учащихся школы;
Совершенствование существующих традиций в учебно-воспитательной работе школы.
Обеспечение новых подходов к организации воспитательного процесса
Из истории становления воспитательной системы школы
Первый этап – становление системы. На этом этапе шло формирование целевой установки, вырабатывались главные ориентиры в организации воспитательного процесса.
Главный вопрос, который наш коллектив ставил перед собой, не что и как нужно делать, а во имя чего, каким должен быть ученик МАОУ СОШ
Управление на первом этапе носит организационный характер. Критерием оценки является:
сколько детей участвовало в том или ином коллективном мероприятии,
какова заинтересованность детей и педагогов, степень удовлетворенности
Методическим руководством на данном этапе являлся эксперимент по теме «Духовная культура школьника» под руководством руководителей школьных объединений. Формы проведения - семинары, коллективно-творческие дела.
Второй этап развития - отработка содержания деятельности и структуры системы. Утверждались виды работы, выбирались эффективные формы и методы воспитательных мероприятий: «С любовью и заботой», посвященный Дню пожилого человека , школьный и городской слет тимуровцев, «Спасибо вам, учителя!» - концерт ко Дню учителя, акция «Школа-центр здоровья и безопасности», «День здоровья», «Здоровью – да, вредным привычкам – нет!» - спортивное ориентирование, «Дорога без опасности – наше общее дело» школьный и городской слет ЮИД, «Путешествуя по любимому городу» - познавательно - образовательный краеведческий проект в День школьной библиотеки.
«Поговори со мной» - неделя психологической поддержки, «Памятные дни России» - правовая неделя, Месячник патриотического воспитания в дни февраля, школьные и городские спартакиады обучающихся «Лыжные гонки», «Силовое троеборье», «Баскетбол», Школьные и городские конкурсы «Читатель года» и «Конкурс чтецов», «Протяни природе руку помощи!» - месячник по охране окружающей среды с выпуском плакатов, конкурсом рисунков, бесед, лекций, просмотром видеороликов, «Школьная организация – детскому саду» - акция (в рамках городской акции «Свой мир мы строим сами») и др. Актив старшеклассников привлекается к управлению. Важнейшим средством развития детского коллектива является организация классного самоуправления.
Критерием оценки воспитательной системы является отношение учащихся, их участие в школьной жизни.
Третий этап - это проверка жизнеспособности системы. Каждый компонент этой системы занимает свое место, крепнут системные связи, появляются другие формы воспитательной работы: школьные объединения: ЮИД, «Тимуровец», «Лесничество»
Воспитательная система школы строится в соответствии с планами, традициями. Воспитательная система школы – это комплекс деятельности детей и педагогического коллектива. Цель и результат – развивающаяся личность ребенка.
Структура воспитательной работы
Воспитание в процессе обучения
Внеурочная деятельность
Внеклассная деятельность
Работа с общественностью и родителями
Структура воспитательного процесса это совместная деятельность воспитательной системы и социально-психологической. В нашей школе социальный педагог специализируется, как правило, на работе с «асоциальными» детьми и семьями. Поэтому основное поле взаимодействия социального педагога, заместителя директора и классного руководителя – осуществление социальной защиты детей, создание безопасной среды и работа с семьей.
Данная работа несет ряд функций:
Диагностическую (изучение индивидуальных особенностей учащихся)
Коррекционную и социокультурную (обеспечение помощи, составление индивидуальной карты)
Профилактическую (решение различных конфликтов, выявление асоциальных поступков)
Охранно-защитную (правовое просвещение учащихся и педагогов)
Посредническую (связь с учреждениями дополнительного образования, социокультурной средой города)
Работа с детьми направлена на развитие личности школьника, на создание, укрепление и развитие школьного коллектива, создание и укрепление общешкольных традиций.
Ежемесячная отчетность:
в Комитет по Образованию
отчетность по плану города (ГИБДД, Пожарная охрана, и т.д.)
Документы, регламентирующие нормативно-правовую базу воспитательной системы нашей школы
Закон РФ «Об образовании»
Конвенция о правах ребенка
Устав школы, права и обязанности
Локальные акты
Приказ МО РФ «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»
Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»
Концепция образовательной программы «Разработка региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью»
Права и обязанности заместителя директора по воспитательной работе определяют сферу деятельности, которая включает работу с взрослыми и детьми. Работа с взрослыми - это руководство и помощь классным руководителям, родителям, педагогам дополнительного образования в планировании, организации и оценке эффективности воспитательного процесса; создание условий для реализации способностей педагогов; координация воспитательного процесса в школе и социуме, обобщение педагогического опыта.
Мероприятия в рамках реализации Приоритетного национального проекта Образование
Конкурс классных руководителей
Конкурс методических разработок классных руководителей
Конкурс «Ученик года»
Конкурс «Учитель года»
Участие в конкурсах учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы
Планирование совместной деятельности школы, управляющего совета, общественных организаций Информирование председателя и членов управляющих советов о деятельности системы образования Проведение пресс - конференций Сетевое взаимодействие (информирование общественности через сайт школы, форум, участие родителей в образовательном процессе в школе через программный комплекс электоронной школы) |
Перечень документов плана воспитательной работы классного руководителя
Методическая копилка
План воспитательной работы на учебный год
Запланированные мероприятия, классные часы разнообразные по тематике, формам проведения, направленности
Диагностика классного ученического коллектива
Анализ внеклассного мероприятия и отметки о выполнении, указаны конкретные даты проведения
Индивидуальная работа с родителями
Индивидуальная работа с учащимися (и с «трудными», и с одаренными)
Занятость учащихся в кружках и секциях
Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя (уровень воспитанности, социометрия, определение уровня тревожности и т.д.)
Тематика и протоколы родительских собраний
Сценарии, праздники, фото-отчет
Отчетность проводится 1 раз за полугодие
Компоненты программы развития МАОУ СОШ
Патриотическое воспитание
Экологическое воспитание
Здоровьесберагающие технологии
План воспитательной работы школы
Планы воспитательной работы классных коллективов
План работы по профилактике правонарушений
План совместной работы школы и ОДН
Программа летней оздоровительной компании
Здоровье сберегающие технологии в школе
Сегодня нужна школа, которая будет обучать здоровью, вырабатывать единый подход к решению вопросов сохранения здоровья, основанный на научном обосновании оздоровительного воспитательно-образовательного процесса с учетом личностных, психофизиологических, конституциональных, половых и возрастных особенностей учащихся, экологической обстановки, в которой находится школа.
Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
Следует особо отметить, что поступление в школу, переход к предметному обучению и в старшие классы вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма ребенка и может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов. Нельзя забывать и о возрастных кризисах в процессе обучения. Гормональная перестройка, неустойчивость самооценки и другие показатели – все это способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может привести не только к развитию или обострению психосоматических заболеваний, но и к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения, ухода от реальности.
В реальных условиях, при проявлении поведенческих нарушений и снижении успеваемости на фоне перегрузок, ребенку предлагается облегченный вариант учебной программы, вместо того, чтобы обучить его снимать напряжение, овладеть навыками самоконтроля, самопознания, самореализации. Происходит так называемая коррекция учебной программы, а основной целью становится приспособление ребенка к новому сниженному интеллектуальному статусу. В этом случае дальнейшее обучение тормозит формирование всех психических процессов и приводит к искажению эмоционально-личностного развития. В условиях повышенного эмоционального напряжения формируются неадекватные формы поведения.
С другой стороны, детско-подростковый возраст – это тот уникальный сенситивный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и самореализации, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.
Оздоровление общества в широком понимании немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей.
Здоровый образ жизни – залог счастливой и благополучной жизни ребёнка в гармонии с миром сегодня и в будущем.
Принципы организации здоровъесберегающей работы в школе:
- системный подход - взаимодействие различных специалистов всех уровней (администрации школы, психологов, врачей, педагогов и т. д.);
- комплексный подход - использование целого комплекса различных методик и приемов при организации здоровьесберегающей среды;
- индивидуальный подход - учет индивидуально-типологических и психофизиологических особенностей учеников при обучении работе на уроке;
- личностно ориентированный подход - опора на уже сформированные личностные структуры учеников (их мотивацию, ценности, самосознание);
- позитивный подход - опора на сильные стороны в личности и поведении ребенка; позитивная ориентация работы (учить тому, что нужно делать для сохранения здоровья, а не бороться с недостатками);
- гуманистический подход - признание активной роли самого ребенка в сохранении собственного здоровья, его право на выбор, вера в способность учащегося делать правильные выборы (ребенок - не пассивный объект воздействия, а активный субъект).
Здоровьесберегающее образование детей в общеобразовательной школе (формирование культуры здоровья) осуществляется через урочные и внеурочные формы деятельности.
На уроках через предметы, входящие в стандарт образования, а также через курсы, программы, факультативные часы.
Здоровье является признаком культуры. Оно даёт здоровому человеку значительно больше возможностей для реализации себя во всех сферах жизни.
Изучение состояния здоровья подрастающего поколения является важнейшей медико-социальной задачей. Ежегодное проведение углубленных медицинских осмотров учеников 1-11 классов является обязательным, и результаты комплексной оценки состояния здоровья школьников должны стать отправной точкой при планировании мероприятий по здоровьесберегающим технологиям.
Цель: Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса; Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни, стремления укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей.
Задачи:
Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса.
Формирование у учащихся и педагогов потребности в физическом и психическом саморазвитии.
Совершенствование санитарно-гигиенической, просветительской, консультативной, информационной работы со всеми участниками образовательного процесса.
Пропаганда среди обучающихся и их родителей здорового образа жизни. Профилактика наркомании, СПИДа, алкоголизма, курения у школьников.
Повышение результативности методической работы по вопросам здоровьесбережения образовательного процесса и предупреждения травматизма.
Обновление материально-технической базы, используемой для реализации программы «Путь к здоровью».
Привлечение внимания семьи, органов местного самоуправления, широкой общественности реализации программы «Путь к здоровью».
Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся.
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня физического, психического и социального здоровья учащихся;
- самореализация личности;
- социальная адаптация;
- снижение уровня заболеваемости детей простудными заболеваниями, заболеваниями позвоночника и глаз.
- повышение уровня профилактической работы;
- создание оптимального режима учебного труда;
- осознанное отношение детей, их родителей (законных представителей), педагогов к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
- 100% охват учащихся школы горячим питанием в школьной столовой.
Основные направления деятельности:
1. Совершенствование нормативно-правовых условий, сохранение и
развитие здоровья учащихся.
1.1. Анализ состояния здоровья учащихся. Оформление аналитических и статистических отчетов о состоянии здоровья учащихся в школе.
1.2.Издание и анализ локальных и нормативных актов по сохранению и развитию здоровья обучающихся.
1.3.Формирование секции «Здоровье» в составе Управляющего совета школы.
1.4.Утверждение режима питания, средней стоимости питания на заседании родительского комитета
2. Создание комплекса управленческих условий, включающих: организационно-содержательные, информационно-аналитические, мотивационно-целевые, планово-прогностические, организационно-исполнительские, контрольно диагностические, регулятивно-коррекционные.
2.1.Организация оздоровительных режимных моментов в организации занятий в первой половине дня (зарядка, физкультминутки).
2.2.Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса, отсутствие чувственно- эмоционального фона на уроке).
2.3. Составление расписания уроков, предусматривающее чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся.
2.4. Составление расписания второй половины дня, предусматривающее чередование занятий и отдыха.
2.5. Своевременное информирование субъектов образовательного процесса о состоянии здоровья учащихся и условиях, способствующих сохранению и развитию здоровья.
2.6. Мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медосмотра.
2.7. Анализ состояния психического здоровья вновь поступивших учащихся.
2.8. Проведение общешкольных родительских собраний по актуализации ценности здоровья.
2.9. Проведение методических совещаний на тему «Учет индивидуальных особенностей детей».
2.10. Проведение психологических тренингов для формирования благоприятного морально-психологического климата среди всех субъектов образовательного процесса.
3. Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся
3.1. Оборудование спортзала.
3.2. Оборудование спортивной площадки во дворе школы.
3.3. Оборудование кабинетов школы.
3.4. Обеспечение учебно-методической литературой.
3.5. Приобретение ТСО.
3.6. Приобретение лекарственных препаратов для витаминизации детей.
4. Формирование информационно-экспертных условий с целью обеспечения эффективности управления образовательным процессом по сохранению здоровья учащихся.
4.1.Развитие системы информирования субъектов образовательного процесса по вопросам сохранения и развития здоровья
4.2.С целью контроля сохранения и развития здоровья учащихся: организация социологических исследований, опросов, анкетирования учащихся, родителей и учителей; анализ способов и форм доведения информации до родителей; анализ использования информационного обеспечения для создания здоровьесберегающих условий; коллективный анализ качества педагогических условий, обеспечивающих сохранение и укрепление психофизического здоровья.
Софинансовое обеспечение Программы:
Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: местный бюджет и внебюджетные средства (спонсорские средства, средства грантов, добровольные пожертвования, доходы от дополнительных образовательных услуг, ТОС «Степной»).
Методы и методики, используемые при реализации мероприятий здоровьесберегающих технологий:
Лекционные занятия;
Тренинги;
Индивидуальные и групповые консультации;
Тесты и анкетирование;
Диспуты;
Родительские лектории;
Ролевые игры;
Рефераты;
Выпуск газет; листовок;
Просмотр учебных фильмов;
Экскурсии;
Конкурсы;
Спортивные мероприятия.
Управленческие мероприятия
- информационно-аналитическое;
- мотивационно-целевое;
- планово-прогностическое;
- организационно-исполнительское;
- контрольно-диагностическое;
- регулятивно-коррекционное.
Здоровьесберегающая инфраструктура МАОУ СОШ включает в себя следующие объекты:
Спортивный зал оснащен необходимым оборудованием для проведения уроков физкультуры и внеклассных занятий по физкультуре и спорту. Имеются: гимнастические снаряды (снаряды для опорного прыжка, подкидной мостик, гимнастические маты), легкоатлетические снаряды (канат, планка для прыжков в высоту), оборудование и инвентарь для игр в баскетбол (корзины, мячи) и волейбол (сетка, мячи), стол и ракетки для игры в настольный теннис, гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, гимнастические палки, обручи, скакалки, туристическое снаряжение (спальные мешки и палатки), боксерские груши и перчатки, гири, гантели. При использовании оборудования в спортивном зале неуклонно соблюдаются санитарно- гигиенические нормы и правила техники безопасности.
Столовая. Школьная столовая имеет пищеблок и обеденный зал. Столовая оснащена необходимым оборудованием для приготовления горячей пищи и выполнения санитарно-гигиенических норм и правил.
Учебные кабинеты оснащены разноростовой мебелью, кабинеты для занятий начальных классов оборудованы ученическими столами.
Рациональная организация образовательного процесса и использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности
Учебные нагрузки в школе не превышают возрастные нормативы, оговоренные в СанПиНах. В план работы школы на год включены позиции содействия здоровью. В школе выработана стратегия содействия здоровью согласно принятым нормативам и правовым документам. Данная стратегия предполагает вовлечение всех сотрудников, учащихся школы и их родителей, а также другие учебные учреждения района и общественность района.
Создан комплекс управленческих условий, к их числу относится:
Организация оздоровительных режимных моментов и организация занятий в течение дня (зарядка, физкультминутки, факультативные и индивидуальные занятия, кружки, спортивные секции)
Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса, отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке)
Составление расписания уроков, предусматривающее чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся
Своевременное информирование субъектов образовательного процесса о состоянии здоровья учащихся и условиях, способствующих сохранению и развитию здоровья
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной работоспособности учащихся и шкалы трудности учебных предметов, с одним подъемом в течение недели.
Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Все педагоги школы активно используют технологии, признанные здоровьесберегающими: педагогика сотрудничества, игровые технологии, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии. Данные технологии решают проблему эргономичности обучения, так как они являются эффективными, безопасными для здоровья обучаемых и способствуют развитию личности.
Выполняются все основные условия здоровьесберегающих технологий:
• в содержание и организацию преподавания всех учебных предметов интегрированы вопросы, связанные с охраной здоровья, с учетом межпредметных связей и схемы общего структурирования учебно-тематических блоков;
• процесс обучения строится с учетом возрастных анатомофизиологических и психологических особенностей детей (биологического возраста, их базовых потребностей, ведущей деятельности, психологических новообразований и др), закономерностей становления их психических функций (переход от совместных действий к самостоятельным, от действий материального плана к действиям речевого и умственного планов и т.д.)
• обучение строится по единицам, а не по элементам, отдается предпочтение значимому, осмысленному материалу, учитываются закономерности угасания следа при запоминании;
• учтены индивидуальные особенности учеников, разработаны приемы работы с разными типами учащихся, особое внимание детям группа риска;
• учащиеся стимулируются к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, что способствует их саморазвитию;
• работой всех учителей обеспечивается достаточный уровень мотивации учащихся, они эмоционально вовлечены в процесс обучения, заинтересованы в его результатах;
• учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование представлений, а не на передачу знания, на развитие личности ребенка как субъекта обучения;
• обеспечивается предупреждение переутомления учащихся, перегрузки их памяти и связанные с этим состояния дистресса путем чередования периодов напряженной работы и расслабления, адекватного восстановления после периодов интенсивной деятельности, смены видов деятельности и т.д.;
• вся образовательная технология строится на приоритете позитивных воздействий, у ученика планомерно формируются сознание успешности его деятельности, адекватная •
самооценка, для чего выбираются соответствующие по сложности задания;
учитель использует показатель успешности ученика для позитивных начал личности;
• оценка деятельности ученика выполняет стимулирующую роль и осуществляется не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
• учебный процесс ориентирован на развитие творческого начала в учебной деятельности учащихся.
сохранению психического здоровья школьников ведется в нескольких направлениях: психологическая диагностика, психологическое консультирование, развивающая и коррекционная работа.
Организация физкультурно- оздоровительной работы.
В школе введен спортивно-двигательный режим, включающий в себя утреннюю зарядку, подвижные перемены, динамические паузы, физкультминутки на уроках, дни здоровья, работу спортивных секций.
В школе отсутствуют пропуски занятий физкультуры без уважительных причин, учащиеся, освобожденные по состоянию здоровья от занятий по физкультуре, работают спортивные секции (пионербол, волейбол, туристический кружок, хореографический кружок , ритмика, работа с детьми ОВЗ). Разработан и действует комплекс физкультминуток и динамических пауз на уроках для учащихся начальной школы, в стадии апробации находится такой комплекс для учащихся основной школы, разрабатывается для учащихся старших классов.
Регулярно (1 раз в четверть) проводятся дни здоровья, в которых участвуют все участники образовательного процесса.
Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
С целью формирования у учащихся осознанной потребности в сохранении и укреплении здоровья, в плане воспитательной работы школы имеется раздел, направленный на формирование здорового образа жизни, который включает в себя следующие мероприятия:
Дни здоровья,
Уроки оздоровительной физкультуры,
Конкурсы рисунков:
«Курить – здоровью вредить»,
«Нет наркотикам»;
Конкурс сочинений «Мы против СПИДа»,
Тематические классные часы,
Уроки нравственности и здоровья 1-11 кл.
Большую роль в формировании ЗОЖ и сохранения здоровья учащихся школы призваны сыграть внеклассные уроки нравственности и здоровья, которые проводятся у нас с 1 по 11 классы. Они включают в себя этические занятия и динамическую разминку.
Программа уроков нравственности и здоровья разрабатываются творческой группой учителей под руководством заместителя директора по воспитательной работе Рахимзяновой Г.Ш, 20-минутка этих уроков проводится в течение недели классным руководителем в форме этических бесед, психологических тестов, аналитических игр.
Медицинским работником школы выпускается санбюллетень по вопросам соблюдения санитарно- гигиенических норм, профилактики инфекционных заболеваний, профилактики вредных привычек. Проводятся индивидуальные и коллективные санитарно- просветительские беседы. Заместителем директора по ВР школы проводится индивидуальная и групповая работа с учащимися группы риска по предупреждению девиантного поведения и профилактике вредных привычек.
Организация системы работы с педагогами и родителями.
Для педагогов школы организован психологический лекторий, включающий здоровьесберегающую тематику:
Зона ближайшего развития в современной психологической практике
Школьная тревожность
Признаки употребления ПАВ
Особенности личностных изменений ребенка при неправильном воспитании
Как педагогу учитывать природные особенности ребенка, чтобы сохранить их психическое здоровье в процессе обучения
Мед работник школы выступает перед педагогическим коллективом и родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников.
Проводится родительский всеобуч по темам:
- Курение и статистика;
- Наркомания - дело не личное;
- Проблема здоровья детей.
- Как сохранить здоровье ребенка?
- Режим дня и его значение.
- Путь к здоровью, силе, бодрости.
- Физкультура и спорт в жизни школьника.
- СПИД – реальность или миф.
- Наркомания. Что о ней нужно знать?
Для того, чтобы здоровьесберегающие технологии прочно вошли в практику работы каждого педагога школы, на педагогических советах и заседаниях школьных методических объединений рассматриваются технологии и методики, позволяющие оптимально построить урок и внеурочную работу.
Тематика вопросов на совещании при директоре, ориентирующих учителя на здоровьесберегающие технологии, разнообразна: « Ориентация учителя на здоровьесберегающее обучение и воспитание», «Приоритет духовности в условиях здоровьесберегающего обучения и воспитания», «Методика диагностики педагогических технологий здоровьесберегающих технологий», «Реализация задач сохранения и укрепления здоровья школьников через систему воспитательной работы» и др.
Регулярно проводятся круглые столы по тематике здоровьесберегающего обучения, где педагоги школы могут обменяться опытом, получить ответы на интересующие их вопросы: «Влияние разноуровневой дифференциации на психофизиологическое состояние ученика», «Здоровьесберегающие технологии (из опыта работы)», «Современные здоровьесберегающие образовательные технологии в системе личностно-ориетированного обучения воспитания».
Медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья
В школе организована регулярная профилактическая работа. Медицинской сестрой проводится комплекс профилактических упражнений лечебной физкультуры.
В целях профилактики простудных заболеваний, организуется витаминизация питания (овощные салаты, соки), общая витаминизация (аскорбиновая кислота в драже), фиточаи.
Для профилактики нарушения зрения и болезней глаз в ходе уроков проводится:
упражнения для снятия зрительного утомления во время физкультминуток на уроках (особенно письменных уроках и уроках с применением компьютерной техники).
Режим смены динамических поз, использование конторок, физкультминутки на уроках позволяют провести профилактику дидактогенных заболеваний.
Регулярные беседы позволяют организовать профилактику травматизма, инфекционных заболеваний, вредных привычек.
Администрацией школы и медицинской сестрой осуществляется контроль за соблюдением санитарно- гигиенических норм и правил техники безопасности на всех этапах учебно- воспитательного процесса.
Большая работа в школе проводится по наблюдению за состоянием здоровья учащихся. На каждого ученика заведена мед карта, в которую заносятся данные о физическом и психологическом здоровье учащихся. Наблюдение учащихся ведется по этапной программе:
1 этап - доврачебное обследование (выполняется м/с)
2 этап - осмотр детей 2 раза в год школьным мед работником
3 этап - плановый медосмотр специалистами поликлиники (1 раз в год)
По результатам обследований проводится мониторинг уровня здоровья, уровня физического развития.
Одной из важнейших задач образования является сохранение здоровья школьников. Все образовательные учреждения наравне с решением педагогических задач должны сопоставлять учебную нагрузку с индивидуальными особенностями учащихся для сохранения их здоровья
План учебной – воспитательной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся на учебный год
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Организация работы с учащимися, мотивированными на успешное обучение, с целью профилактики учебных перегрузок | В течение года | Зам. директора по УВР, психолог, социальный педагог |
2 | Проведение вводного инструктажа по правилам техники безопасности, пожарной безопасности и охраны труда | Сентябрь, март | |
3 | Проведение классных часов и бесед, включающих инструктажи по правилам дорожного движения | По отдельному плану | Классные руководители, учителя ПДД |
4 | Проведение семинаров «Здоровый образ жизни» по темам: Для учащихся 1-4-х классов: «Болезни века» «Экология и здоровье ребёнка» «Организация режима жизни в школе и дома» Для учащихся 5-8-х классов: «Профилактика заболеваний: контроль массы тела» «Повышение иммунитета» «Питание и здоровье» «Сложные отношения в переходном возрасте» «Вредные привычки: как избежать увлечения ими» «Вред телевизора и компьютерных игр» «Сохраняем остроту зрения» Для учащихся 9-11-х классов: «Учёба на высоком пределе трудности. Как сохранить здоровье?» «Методы предотвращения перегрузок» «Профилактика переутомлений в последние месяцы учёбы и в период подготовки к экзаменам | В течение года | Директор школы, зам. директора по воспитательной работе, классные руководители, врач-нарколог, врач-педиатр, социальный педагог, психолог |
5 | Родительские лектории «Как сберечь здоровье школьника» | Раз в четверть | Зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог |
6 | Проведение консультаций для родителей по проблеме сбережения здоровья детей | Постоянно | Зам. директора по воспитательной работе, психолог, врачи поликлиники |
7 | Контроль соблюдения режима дня учащимися | Постоянно | Классные руководители, социальный педагог |
8 | Организация классных часов по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся | По отдельному плану | Зам. директора по воспитательной работе, классные руководители |
9 | Оказание социальной поддержки детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации | Постоянно | Классные руководители, социальный педагог |
10 | Проведение медосмотра педагогов школы | Май, июнь | Администрация школы |
11 | Озеленение учебных кабинетов и территории школы | Май- сентябрь | Заместители директора по воспитательной работе, ХЧ, учителя биологии |
12 | Проведение дней здоровья | Ежемесячно | Зам. директора по воспитательной работе, учителя физкультуры |
13 | Организация летней оздоровительной кампании | Июнь | Зам. директора по воспитательной работе, организаторы |
14 | Обеспечение своевременного проведения профилактических прививок | По графику | Медицинская сестра |
15 | Проведение медицинского осмотра учащихся | Октябрь | Медицинская сестра |
16 | Профилактика у учащихся близорукости и сколиоза, обеспечение соблюдения режима проветривания классных комнат на переменах | Постоянно | Зам. директора по УВР, учителя |
Методические рекомендации по разработке и реализации мероприятий «Программы развития воспитательной системы школы и создания безопасной среды для обучающихся»
Воспитательная программа охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство
Одной из основных социальных функций образовательного учреждения является функция воспитания.
Развитие воспитания в системе образования рассматривается сегодня как условие и один из способов решения существующих в современном российском обществе наиболее острых, актуальных социальных проблем детства - преодоления детской безнадзорности, бродяжничества, преступности, наркомании, других видов девиантного поведения детей за счет организации жизнедеятельности школьников во внеурочное время, предоставления им широких возможностей самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности, образцов высокой культуры, нравственности, духовности, позитивного взаимодействия человека с окружающей социоприродной средой; за счет объединения усилий учреждений образования с семьей и различными социальными институтами в решении задач воспитания.
Усиление воспитательной функции школы направлено на повышение эффективности реализации конституционных прав ребенка в процессе образования, расширение возможностей реализации творческого потенциала одаренных детей, формирование мотивации школьников к обучению, профессиональному самоопределению, активному участию в решении социально-политических и экономических проблем развития своей страны, защите Отечества, подготовку детей к будущей семейной жизни.
В разработке механизмов развития воспитания школы мы основывались на представлениях о том, что:
воспитательный процесс является одним из основных компонентов целостного педагогического процесса в школе наряду с учебным процессом;
воспитание представляет собой создание условий для развития личности, двусторонний процесс взаимодействия педагога и воспитанника, направленный на духовно-нравственное становление личности, ее ценностное самоопределение; стимулирование самовоспитания;
содержание образовательных программ обладает значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от специальной, продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействий детей и взрослых в процессе образования:
Субъект-субъектные отношения участников воспитательного процесса, принципы сотрудничества, содружества, сотворчества детей и взрослых во имя саморазвития, созидания, поиска прогрессивных путей развития.
Развитие воспитания обеспечивает ориентацию подростков на ценности демократического общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений ребенка с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование у подростков готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, профессионализма, самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности, таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, мирное сосуществование народов разных стран, межэтническое, экологическое благополучие; формирование у подростков уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, старшим поколениям; родителям, толерантности, ответственности за будущее своей страны и современной цивилизации в целом.
Цель программы
Развитие, обобщение, распространение опыта работы по созданию воспитательной системы на основе изучения жизни и творческого наследия русских писателей с целью формирования гражданского, правового и демократического самосознания и воспитания патриотизма.
Задачи
Гуманизация школьного образования, формирование гуманистических идеалов добра, справедливости, сострадания, равноправных отношений между людьми, на основе развития, обобщения.
Укрепление и развитие воспитательных функций школы, укрепление взаимодействия семьи и школы;
Определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся школы с учетом специфики и возможностей школы.
Приобщение школьников к духовным ценностям нации, к основам ее исторического, нравственного самосознания, традициям и нормам приоритетных сфер жизнедеятельности
Программа реализуется на основе
положений Конвенции ООН о правах ребенка,
ценностно-нормативных положений Конституции РФ,
Закона РФ «Об образовании»,
Программы развития воспитания в системе образования России
Традиции являются основой в воспитательной работе школы и охватывают
Единый воспитательный коллектив школы
Центральной фигурой образовательного процесса в школе является ученик как личность. Все участники образовательного процесса /администрация, педагогический коллектив, психолого-социальная служба, руководители дополнительного образования, родители/ способствуют становлению личности обучающихся, целенаправленно обеспечивают их развитие с учетом индивидуальных особенностей в процессе сотрудничества и взаимоуважения.
Результативность воспитательной системы
В соответствии с целями и задачами сформулированы основные критерии оценки эффективности развития воспитательной системы:
Развитая личность ребенка;
Создание развивающей безопасной среды среды;
Формирование коллектива;
Действие Актива школы, как соуправления
Создание психолого-социальных условий для становления и развития воспитательной системы.
Приложение Положение
ежегодного конкурса «Ученик года»
1. Основные положения
Конкурс «Ученик года» – добровольное направление деятельности учащихся, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы. Деятельность конкурса осуществляется на основе данного Положения.
Участником конкурса может быть любой учащийся школы. Конкурс проходит в течение всего учебного года в четыре этапа, и считается законченным в момент подведения итогов и награждения победителей. Подведение итогов осуществляется по четырём номинациям. Итоги конкурса подводит жюри конкурса.
2. Цели и задачи
В целях развития и систематизации творческой и научной деятельности учащихся проводится конкурс «Ученик года» (далее конкурс). Основными задачами конкурса являются:
содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний;
развивать у школьников познавательную активность и творческие способности;
знакомить школьников с методами и приемами научного поиска: работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию, выявлять и формулировать исследовательские проблемы, грамотно оформлять научную работу;
способствовать овладению учащимися искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами;
содействовать профессиональному самоопределению учащихся.
3. Организация и сроки проведения
Конкурс учащихся проводится в четыре этапа.
На первом этапе, организационном, разрабатывается план и поэтапные сроки проведения, определяется состав жюри, конкурсантов, руководителей-консультантов. Утверждаются темы научно-исследовательских работ. Подготовительный период длится до 25 января текущего года.
Второй этап – заявка на участие. Проводится путем саморекламы учащегося. Этап длятся с 1 по 25 февраля текущего года.
Третий этап – научно-исследовательский. На этом этапе учащиеся подводят итоги по поисковой, научно-исследовательской работе под руководством руководителей-консультантов. Учащиеся выступают с докладами, участвуют в дискуссиях на заявленную тему. Этот этап длится с 1 февраля по 20 марта текущего года.
Четвертый этап включает смотр - концерт творческих работ учащихся. Он проходит в апреле текущего года. В заключительной части проводится церемония награждения победителей и лауреатов конкурса.
4. О жюри конкурса
В состав жюри конкурса входят:
один представитель администрации школы;
три представителя педагогического коллектива школы;
один представителей ученического коллектива.
Председателем конкурсного жюри считается представитель администрации школы.
В обязанности жюри входит:
следить за успешностью обучения, за достижениями учеников в различных учебных областях, за проведением и обнародованием результатов школьных предметных олимпиад, за поведением учащихся, за активностью при подготовке и проведении школьных и классных мероприятий;
из числа претендентов на четвертом этапе определить победителя, лауреатов по каждой из четырёх номинаций конкурса:
научно-исследовательская деятельность;
творческо-поисковая деятельность;
оригинальный подход;
зрительская симпатия.
принимать активное участие в подготовке и проведении конкурса.
5. Подведение итогов конкурса и награждение победителей
Приказом директора школы объявляется благодарность всем учащимся, показавшие хорошие результаты по итогам трех этапов конкурса.
Учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов в трех этапах, допускаются к четвертому (не менее 4 участников).
Участнику конкурса, получившему наибольшее число баллов по итогам всех этапов, присваивается звание «Ученик года».