«Разные виды чтения и как им обучать на уроке английского языка»
Чтение бывает разным. В обучении языкам выделяют extensive reading (ознакомительное чтение) и intensive reading (изучающее чтение). Ознакомительное чтение часто задается на дом. Изучающее чтение, тренирующее разные навыки чтения, отрабатывается обычно на уроке.
- Какие же навыки чтения важны обучающимся?
- Те, которые пригодятся в реальной жизни.
Skimming
Первый важный навык — это skimming или reading for general comprehension или reading for gist.
Ещё эту методику называют «беглым» чтением. Смысл в том, чтобы быстро сориентироваться в тексте. После прочтения должно быть понятно, о чём текст в целом и что говорится в каждом абзаце. Методика похожа на то, как читают газеты: сначала смотрят заголовки, чтобы понять, какие новости есть на развороте, а потом уже переходят к содержанию.
Как организовать работу по развитию навыка «беглого» чтения?
Ученики «пробегают» глазами текст, не вчитываясь в детали. Цель такого чтения — понять общий смысл или найти ответ на краткий вопрос. При этом не нужно читать текст полностью, вчитываться и понимать каждое слово, а также читать от и до. Нужно именно пробежать по тексту глазами. Чтобы ученики привыкли к такому навыку, помимо объяснения, что это и зачем, попробуйте следующие задания:
- прочитайте текст и подберите самый подходящий заголовок;
- прочитайте текст и соедините с верной картинкой;
- прочитайте текст и проверьте свои предположения и т.д.
Данный вид чтения обычно проводится с лимитом по времени (1-2 минуты) и во время инструкций важно сообщить ученикам, что не нужно понимать каждое слово и читать текст от первого слова до последнего.
Scanning
Еще один немаловажный навык — scanning (быстрое чтение) или reading for specific information (чтение с поиском информации).
Эта методика помогает находить конкретную информацию в тексте. Этот вид чтения нацелен на поиск информации, которая легко бросится в глаза, например, дату, имя, номер, название чего-то. Таким образом мы просматриваем телефонную книгу, чтобы выбрать нужный нам номер; оглавление книги, чтобы найти нужную главу; учебный текст, чтобы найти тот фрагмент, который мы хотим прочесть детально; статью, в которой хотим найти определенное имя или дату и т.д.
Как организовать работу по развитию навыка чтения с поиском информации?
Рекомендую следующие упражнения:
- найти в тексте дату, когда…
- найти в тексте имя человека, который…
- найти в тексте название музея, который…
- найти год, когда…
- задания на True/False с цифрами/датами и именами (то, что легко увидеть в тексте) и т.д.
На данные формы заданий дается лимит по времени. Даже если в тексте встречается несколько дат, имен, названий и т.д., довольно просто определить их местоположение, не читая всего текста, и только после этого, посмотреть, что стоит вокруг этой информации и выбрать нужный вариант.
Reading for details
Более привычный всем вид чтения, который еще называют reading for deeper comprehension (чтение с пониманием детальной информации или изучающее чтение)
Техника detailed reading сводится к одному - внимательному прочтению текста с целью понимания каждого или практически каждого слова. Изучающее чтение - наиболее привычный вид чтения. Так мы читаем все, что вызывает наш интерес и требует внимания, от книги до отчета по работе. В данном случае текст читается полностью, происходит поиск деталей, более глубокое понимание.
Как организовать работу по развитию навыка изучающего чтения?
В данном случае на чтение текста дается больше времени, предварительно разбираются вопросы, а также вводится блокирующая лексика, если необходимо. Рекомендую следующие виды заданий:
- True/False;
- ответы на вопросы;
- исправление утверждений;
= соединение высказываний с говорящими и т.д.;
- множественный выбор и т.д.
Inference
Еще один важный навык, используемый нами в повседневной жизни, и который необходимо развивать на уроках inference reading или попросту «чтение между строк».
Данный навык предполагает нахождение ответа на вопрос не прямо из текста, а из намеков автора, из ситуации в целом, т.е. нужно понять, что автор имел в виду на самом деле.
Как организовать работу по развитию навыка «чтения между строк»?
Данный навык требует не только простого понимания слов в тексте и общего смысла, но и требует развития критического мышления. Это уже не просто чтение ради понимания о чем речь, а начала анализа текста, понимание скрытого смысла, скрытой шутки, отсылки к чему-то, а также непрямого намека на то, как, например, закончилось повествование. Обучение данному навыку важно, поскольку в некоторых культурах не принято говорить о чем-то прямо. Умение понять, что на самом деле имел в виду автор или говорящий, поможет учащимся избежать недопониманий и неловких ситуаций. Рекомендую начать обучение данному навыку с простых задания типа:
- прочтите диалог/текст и скажите, кто говорит, откуда они, в каких они отношениях и т.д.