М
УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА № 4»
e-mail: [email protected]
Методические рекомендации
«Развитие голоса у дошкольников, вокальной студии»
Разработчик:
Арышева Светлана Ивановна
педагог дополнительного
образования
Адрес: 654059 Кемеровская область, г. Новокузнецк,
ул. М. Тореза, 82а, тел. 54-63-35
г. НОВОКУЗНЕЦК
2020г.
Пояснительная записка.
Данные методические рекомендации направлены на решение проблемы, которая может возникнуть у педагогов по вокалу, так как у детей 5-6лет, еще не окрепший детский голос, поэтому развитие вокальных данных детей на занятиях должно быть выстроено последовательно, без излишних нагрузок, с постепенным усложнением материала. Примером универсальности приемов служит «концентрический» метод М. И. Глинки . Являясь фундаментом русской вокальной школы, он может быть и основой певческого воспитания детей. Этот метод включает в себя стабильные упражнения которые разработаны М.И. Глинкой для систематического использования из года в год. В них представлены элементы встречающиеся в вокально-хоровых произведениях в различных вариантах. Этот метод может скоординировать педагога, какие упражнения можно использовать для воспитания детских вокальных голосов.
Данные рекомендации нацелены на дошкольников, младшую возрастную группу, 5-7лет. учащихся. Студия должна состоять из 8-10 человек больше десяти не рекомендуется, иначе дети будут отвлекаться и педагогу будет сложнее отслеживать поведение детей, находясь за инструментом.
Форма проведения занятий. Форма занятия выбирается с учётом цели, которую ставит перед собой педагог. В данной ситуации такой целью является развитие детских голосов что позволит также диагностировать природные данные обучающихсяю. Так как дети дошкольного возраста только чтобы они не стеснялись и не комплексовали нужно как можно больше использовать приемов в игровой форме , рекомендуется здороваться в музыкальной форме.
Первая форма проведения занятий – «музыкальное имя»: педагог поет музыкальное приветствие «Здравствуйте ребята» , дети пропевают «Здравствуйте Светлана Ивановна» затем каждый ребенок должен пропеть свое имя »меня зовут Александр» на вопрос педагога « мальчик (девочка) как тебя зовут» , используя такой прием знакомства педагог не только прослушает голос но и использует прием импровизации, так как чтобы пропеть свое имя нужно сочинить как его пропеть и придумать ритмический рисунок.
Следующий этап занятия распевание , на этом этапе рекомендуется использовать «концентрический» метод М.И. Глинки. , сущность его такова:
Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных звуков.
Обьем, диапозон голоса, в пределах которого можно в основном работать, для слабых, певчески мало развитых (как и больных) всего лишь несколько тонов, для здоровых певцов –октава. И в том и в другом случае не должно быть никакого напряжения.
Работать надо постепенно ,без торопливости.
Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.
Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо)
Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.
Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе) Эту работу целесообразно проводить в еще более ограническом диапозоне.
Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.
Хочется отметить ,что абсолютно все рекомендации М.И.Глинки отвечают современным требованиям здоровьясбережения. Основная задача преподователя вокала научить пользоваться голосом во всем многообразии его нюансов, выявить красоту тембра, развить выносливость голосовых связок. Этот метод М.И.Глинки можно использовать применяя вокальные упражнения описанные ниже.
Прием «Эхо»
Сначала вся группа поет распевание «Галя по садочку ходила, свой платочек там обронила» относительно громким звуком, а затем повторяет его же в тихой динамике. Таким образом поется поется ряд распеваний с движением по хроматической гамме, потом предлагается спеть индивидуально каждому ребенку вставляя свое имя а затем имя его мамы , например «Света по садочку ходила, свой платочек там обранила»
Прием перекличка
Педагог делит коллектив на две группы. Сначала распевание поет одна группа «Ты и я , ты и я, мы с тобой друзья, да ты и я ,ты и я мы с тобой друзья!» из мультфильма «Барбоскины» затем его же повторяет вторая.
В переходе на исполнение распевания с другого звука последовательность исполнителей меняется, сначала распевание поет вторая группа, а затем его же повторяет первая.
Прием «Соревнование»
Группа сначала поют всем известную потешку «Дин дон, дин дон, загорелся кошкин дом» с хлопками, а затем следует разделить детей по парам, чтобы они пели и хлопали , использую игру «Ладушки» . Затем каждая пара поет и хлопает , а педагог вместе с детьми оценивает мастерство каждой пары, таким образом выявляются чувство ритма о учащихся, в непринужденной обстановке.
Следующее распевание поможет педагогу определить певческий диапазон каждого ребенка. Детям предлагается спеть вниз по трезвучию в верхнем регистре «ОЙ,Ой,ой»
Так будто мимо пробегала мышка и испугалась, опросить их чтобы они описали какой у нее голос, низкий или высокий, и попросить чтобы они спели также звонко, тоненько и удивленно.
Чтобы прослушать низкий регистр нужно попросить эти же слоги только в низком регистре, нужно детей попросить представить как будто медвежонок забежал к нам в кабинет, испугался , растерялся и убежал, а наша задача изобразить его голос, глухой низкий и глубокий.
После распевания педагог предлагает детям прослушать песню ,которую будем разучивать, желательно взять в репертуар популярную известную несложную песню из современных мультфильмов, и попросить их подвигаться, потанцевать, а кто знает слова подпеть. Используя этот прием педагог может заметить артистичных , эмоциональных и пластичных детей, а также сделать вывод над чем стоить поработать.
Это только небольшая часть упражнений, которыми можно воспользоваться на занятиях по вокалу с дошкольниками.
Использование данной рекомендаций и упражнений на практике, возможно помогут вам на начальном этапе продуктивно развить голос дошкольников, что поможет воспитать настоящих вокалистов ,так и реализации творческого потенциала каждого обучающегося.