СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации учителям физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возраст 11 —12 лет характерен тем, что темпы развития организма девочек и мальчиков в данный период различны. У девочек это связа­но с началом периода полового созревания и резким ускорением развития двигательной функции. Мальчики же находятся как бы на переходном этапе от детского к подростковому периоду, и у них отмечается временное замед­ление в развитии физических качеств. В связи с этим необходимо было проверить, какие сред­ства и методы физического воспитания наиболее оптимальны для комплексного совершенство­вания двигательных качеств у девочек и маль­чиков 11—12 лет.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации учителям физической культуры»

Методические рекомендации учителям физической культуры

Возраст 11 —12 лет характерен тем, что темпы развития организма девочек и мальчиков в данный период различны. У девочек это связа­но с началом периода полового созревания и резким ускорением развития двигательной функции. Мальчики же находятся как бы на переходном этапе от детского к подростковому периоду, и у них отмечается временное замед­ление в развитии физических качеств. В связи с этим необходимо было проверить, какие сред­ства и методы физического воспитания наиболее оптимальны для комплексного совершенство­вания двигательных качеств у девочек и маль­чиков 11—12 лет.

Нами проанализирована сравнительная эф­фективность развития силовой выносливости методом круговой тренировки, применения упражнений скоростно-силового характера, бега различной интенсивности методами равно­мерной, повторной и переменной тренировки на уроках физической культуры в пятых классах. Занятия проводились в течение 9—10 мин. в конце основной части урока на протяжении учебного года.

При развитии силовой выносливости в каждом занятии ученики выполняли упражнения для развития силы основных мышечных групп (рук, ног, спины, живота). Комплекс состоял из 8 динамических и 1 статического упражнения, выполняемых по «станциям». Соблюдалась следующая дозировка: 30 сек.— работа в темпе 50— 60% от максимального, 30 сек.— переход к следующей «станции» и отдых. Время удержания статических положе­ний составляло от 5—7 сек. в начале до 13—15 сек. в конце учебного года. Класс делился на 5 групп по 4—5 человек в каждой.

Скоростно-силовые упражнения выполнялись поточно-групповым способом, чтобы обеспечить 1—2-минутные интервалы отдыха. В содержа­ние занятий входили: бег (ускорения до 30— 40 м, бег со старта до 20—30 м, бег с высоким подниманием бедра, бег прыжками, бег на месте у опоры с высоким подниманием бедра в максимальном темпе), прыжки (в длину с места и с разбега, тройной с места, с продви­жением вперед на двух, с продвижением впе­ред в приседе, прыжки на месте с чередова­нием высоких и низких, прыжки на одной с продвижением вперед и др.), метания (разно­видности метаний гранаты весом 300 г и набив­ного мяча 1 кг из различных положений), под­вижные игры («Сильные и ловкие», «Охотники и утки», «Бегуны и скакуны», «Эстафеты по кругу», эстафеты с бегом и прыжками). При-

водим содержание одного из занятий: бег 20 м с низкого старта поточно-групповым спо­собом (3 раза); метание набивного мяча 1 кг двумя руками из-за головы в парах или трой­ках (8—10 бросков); тройной прыжок с ме­ста — 5 раз (выполняет поочередно половина класса); эстафета (3 прыжка с продвижением вперед в приседе — бег 15—17 м — прыжок через препятствие высотой 50—60 см — бег 15—17 м; количество игроков в каждой коман­де не превышало 5—6 человек; эстафета по­вторялась 3 раза).

В классе, где проводился бег различной ин­тенсивности, размеры дистанций и продолжи­тельность бега были выбраны на основе требо­ваний школьной программы. В равномерном темпе учащиеся бежали от 3 мин. в начале до 10 мин. в конце учебного года. При пов­торном методе тренировки использовались дистанции 60 м (девочки—11,0—11,5 сек., мальчики —10,8—11,3 сек.) и 100 м (девоч­ки— 18,7—19,6 сек., мальчики—17,9— 18,7 сек.). Примерное содержание занятий: 1-е занятие — медленный бег 4 мин.; 2-е за­нятие — бег 4 мин. с увеличением общего рас­стояния на 50—60 м; 3-е занятие — повторный бег 3X100 м; 4-е занятие — повторный бег 5X60 м; 5-е занятие — переменный бег 3 мин. с ускорениями по 30—40 м через 200 м; 6-е занятие — переменный бег 4 мин. с тем же заданием и т. д.

Полученные результаты показывают, что применяемые в пятых классах упражнения на преимущественное развитие силовой вынос­ливости являются малоэффективным средством при развитии быстроты, скоростно-силовых качеств и выносливости в беге. При применении упражнений скоростно-силового характера в течение учебного года у учащихся возросли показатели всех контрольных испытаний. Де­вочки улучшили результаты в беге на 300 м и в прыжках в длину с места. У мальчиков выявлены наибольшие сдвиги по сравнению с остальными классами в кроссовом беге, беге на 30 м со старта и с хода, приседаниях на одной ноге. В классе, где применялся бег различной интенсивности, у девочек отмечены максимальные приросты в беге на 30 м со старта и с хода, в кроссовом беге, прыжке в длину с места. В сравнении с контрольным классом у них улучшились результаты в беге на 300 м и приседаний на одной ноге. У маль­чиков этого класса возросли показатели в беге на 300 м и в прыжках в длину с места.

Проведенное исследование показало, что на организм девочек в возрасте 11—12 лет более глубокое и разностороннее воздействие ока­зывает бег различной интенсивности. У маль­чиков этого возраста всестороннее воздействие оказывают упражнения скоростно-силового характера. Таким образом, в целях обеспе­чения гармоничного физического развития и повышения работоспособности детей необ­ходимо уже в возрасте 11—12 лет для маль­чиков и девочек применять различные средства и методы физического воспитания.



Учитель физической культуры О.А.Богазов

МКОУ СОШ с. Карджин

Учитель физической культуры Э.Х.Гаппаева

МКОУ СОШ с. Карджин