Методические советы учителю по сплочению детского коллектива
Пояснительная записка
Период обучения в начальной школе является значимым для личностного развития ребенка младшего школьного возраста, а школьный коллектив представляет собой своеобразную модель общества. В рамках данной социальной группы младший школьник приобретает внутреннюю
социальную позицию, осознает свою роль как члена коллектива, открывает
новые возможности и стратегии межличностного взаимодействия.
Наиболее актуальной на сегодняшний день становится проблема сплочения коллектива школьников, поиск наиболее эффективных методов и приемов формирования сплоченности учебной группы.
Цель занятия: формирование у обучающихся ценностных установок о взаимоотношениях между одноклассниками на основе взаимоуважения и
взаимопомощи, развитие навыков позитивного эффективного общения.
Задачи:
развитие чувствительности и уважения к культурным и психологическим различиям;
воспитание доброжелательного отношения друг к другу, развитие у детей социальных навыков и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
создание благоприятного психологического климата в классе.
Планируемые результаты.
Личностные:
• развивать навыки регуляции своего поведения, эмоционального
состояния;
• проявлять внимание к эмоциональному состоянию одноклассников,
оценивать ситуацию взаимодействия и противостоять негативному
давлению со стороны окружающих;
• осознавать, что дружеские отношения между одноклассниками
являются основой душевного благополучия, интересных совместных
дел, игр и успешной учёбы.
Метапредметные:
• развивать умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и
взрослыми в различных ситуациях;
• работать с информацией: сравнивать информацию, представленную в
текстовом и иллюстративном виде;
• проявлять творчество и фантазию в работе с воображаемыми
ситуациями
Используемые приемы, формы и технологии: беседа, демонстрация видеоряда, творческая работа.
Ход занятия
Учитель.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о нас, какие мы, как
относимся друг к другу. Ребята, сейчас я включу вам отрывок из мультфильма, а вы постараетесь угадать название. Будьте внимательны.
Демонстрация отрывка мультфильма «Гадкий утенок»
-Итак, ребята, что же это за сказка?
Конечно, это сказка о гадком утенке. А теперь давайте вспомним, что
произошло далее.
Ответы детей.
-Правильно, ребята, утенка стали обижать.
Первый день прошел, но затем все стало еще хуже. Бедного утенка гнали все, даже его собственные братья и сестры, сердито называя его «уродом». Его мать добавляла, что лучше бы она не видела его. Утенка щипали, клевали, а девушка, кормившая птиц, отталкивала его ногой.
-Дети, какие чувства вы испытываете к утенку? Хочется ли вам его
защитить? А как вы думаете, почему обижали утенка?
Утенок отличался не только своей внешностью, но в основном тем, что его присутствие им не нравилось. К сожалению, такое проявление встречается и среди людей, особенно в детских коллективах. Дети тоже могут обижать сверстников, которые не пользуются их одобрением. И все это считают игрой и шуткой, не осознавая серьезности своих действий. Однако на самом деле, это совсем не игра. Всем нам приятно, когда у нас есть много друзей рядом! Вместе всегда интереснее поиграть, попрыгать, учиться! Разногласия, обиды и неприятные шутки не должны становиться становятся преградой на пути к дружбе.
Читая эту сказку, мы думаем об утенке. Нам жаль главного героя.
Мы с интересом и напряжением следим за его судьбой, сочувствуем. Сейчас
я хочу, чтобы мы с вами подумали о курах и утках с птичьего двора. С
утенком, мы знаем, всё в будущем будет хорошо. Он улетит с лебедями.
- А куры и утки с птичьего двора? Они так и останутся злобными, неспособными не переживать, не летать. Когда в классе возникает ситуация, как та, что случилась на птичьем дворе, каждому приходится определять свое место: кто он в этой истории? Среди вас есть желающие быть злобными курами и утками? Каков ваш выбор?
Я предлагаю создать свод правил дружбы нашего класса, которые мы с вами красиво оформим, запишем, разместим в школьном уголке и, конечно же, будем соблюдать.
Формулировка правил совместно с детьми: на доске нарисован круг, детям предлагается пририсовать лучик и написать на нем правило дружбы. В итоге получается солнышко.
Друзья, сегодня мы поняли, как важно иметь рядом с собой друга, важно быть дружелюбными и поддерживать друг друга.
Спасибо за вашу прекрасную работу! Смотрите чего мы достигли: по отдельности вы лучи света, но вместе вы солнце дружбы, которое приносит нам радость и тепло.
Ресурсное обеспечение:
Маланцева О.Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О.Д. Маланцева // Социальная педагогика. - 2007. - № 4. - С. 90-92.
Антибуллинговая программа «Каждый важен» (Федеральный научно-
методический центр в области психологии и педагогики толерантности),
https://xn--80aafhhcdvf2b2k.xn--p1ai/
Для школьной администрации, учителей и психологов: руководство по
противодействию и профилактике буллинга / Реан А. А., Новикова М. А.,
Коновалов И. А., Молчанова Д. В., под ред. академика РАО А. А. Реана. –
Москва, 2019. – 64 с.
https://cyberleninka.ru/article/n/bulling-v-obrazovatelnoy-srede-kak-ugroza-zdorovyu-shkolnikov/viewer