МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. Вернадского»
ПРИБРЕЖНЕНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ (ФИЛИАЛ)
| | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебно-методической работе _____________ А.Н.Хаирова «____» ____________2019 г. |
ОГСэ.07. экономика труда
Методические указания и контрольные задания
для обучающихся заочной формы обучения
по специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства.
Преподаватель: Радченко Е.В.
Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК
агроэкономических дисциплин
Протокол № 5 от 06.12. 2019 г.
Председатель ________ Радченко Е.В.
2019г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности организаций, предприятий, но и методы управления ими. Учебная дисциплина входит в состав общего гуманитарного и социально-экономического цикла, является частью основной профессиональной образовательной программы (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства / укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (УГС) 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять терминологию экономики труда в решении социально-экономических проблем;
- использовать статистические данные для анализа ситуаций, связанных с занятостью населения, безработицей, трудовой миграцией, спросом и предложением рабочей силы на рынке труда на микро - и макроэкономических уровнях;
- давать оценку государственным мероприятиям по регулированию трудовых отношений на микро - и - макро уровнях;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- суть экономки труда как динамичной общественно организованной системы, в которой происходят процессы воспроизводства рабочей силы и взаимодействия работника со средствами производства и предметами труда;
- проблемы экономики труда и пути формирования эффективной экономики труда;
- зарубежный и региональный опыт формирования трудовых ресурсов, регулирования рынка труда и занятости, оплаты труда и социальной защиты;
- суть социально-экономической политики, направленной на повышение экономической эффективности.
В соответствии с действующим учебным планом студенты-заочники по специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства по дисциплине ОГСэ.07. экономика труда выполняют одну контрольную работу.
Контрольная работа включает ответы на теоретические вопросы и выполнение практического задания.
При выполнении контрольной работы следует придерживаться указанных ниже правил:
Контрольную работу следует выполнять в тетради (написав текст от руки) или листах формата А4 с применением печатающих и графических устройств ЭВМ); межстрочный интервал 1,5; тип шрифта Times New Roman, размер шрифта – 14. Цвет символов – чёрный.
Каждая страница контрольной работы оформляется со следующими полями: верхнее – 20 мм; нижнее – 20 мм; правое – 15 мм; левое – 30 мм. Таблицы, формулы, рисунки и т.д. должны быть оформлены непосредственно после текста, в котором упоминается впервые, или на следующей странице. Слово «Таблица» пишется полностью. Наличие у таблицы собственного названия по ГОСТу не обязательно, но если его требуют, то название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через дефис (например, Таблица 3 - Доходы фирмы). Точка в конце названия не ставится. При переносе таблицы на следующую страницу пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы (например, Продолжение таблицы 1).
Страницы контрольной работы нумеруются арабскими цифрами в правом нижнем углу без точки в конце. Отсчет нумерации страниц контрольной работы начитается с титульного листа, при этом номер 1 страницы на титульном листе не печатается. Нумерация работы заканчивается на последнем листе списка литературы.
На титульном листе сообщаются сведения об образовательном учреждении, курсе, группе, указываются название дисциплины, номер варианта, фамилия, имя и отчество студента.
Контрольная работа включает: 1. План, в котором указываются номер и наименование задания, номера страниц; 2. Основная часть – ответы на задания; 3. Список использованной литературы.
Последовательность изложения материала и содержание контрольной работы должны соответствовать плану.
В работе могут быть приведены расчетные формулы. Каждому расчету должно предшествовать краткое пояснение его сущности. Перед каждой расчетной формулой (См. ГОСТ 7.32-2001 Отчет о научно-исследовательской работе) записывается название определяемой величины.
Пояснения значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Первую строку пояснения начинают со слов "где" без двоеточия.
Пример, Эр = Эв : Зв,
где (Эр)- экономическая эффективность ветеринарных мероприятий на рубль затрат;
Эв – экономический эффект, руб.;
Зв – затраты на проведение ветеринарных мероприятий.
Сведения об источниках, указанных в списке, должны включать следующие данные в алфавитном порядке: Ф.И.О. автора; наименование публикации; место и название издательства; год издания; страницы, откуда взята ссылка.
Контрольная работа должна выполняться самостоятельно, в противном случае студент лишается возможности проверить степень своей подготовленности по дисциплине.
Получив прорецензированную контрольную работу, студент должен исправить все отмеченные рецензентом ошибки и недочеты и выполнить все рекомендации рецензента.
Защита контрольной работы проходит в форме собеседования.
Критерии оценивания выполненных заданий:
Оценка за выполнение контрольной работы выставляется согласно существующему положению по четырёхбальной системе: «Отлично», «Хорошо», «Удовлетворительно», «Неудовлетворительно».
«5 - отлично» можно поставить, если студент:
Полностью раскрывает содержание учебного материала в объеме требований программы.
Дает четкое определение и раскрывает содержание понятий.
Дает полный самостоятельный ответ, излагая материал логично, последовательно.
Демонстрирует умения анализировать информацию.
Проявляет творческие способности в понимании материала.
Правильно осуществляет расчет показателей.
«4 - хорошо» можно поставить, если студент:
Усвоил основное содержание учебного материала.
Допустил в раскрытии содержания понятий незначительные неточности.
Сделал незначительные нарушения в логике изложения материала.
Демонстрирует умения самостоятельно делать выводы.
«3 - удовлетворительно» можно поставить, если студент:
Усвоил основное содержание, но изложение фрагментарно, непоследовательно.
Допустил ошибки и неточности при использовании терминологии, раскрытии содержания понятий, проведении расчетов.
Допустил нарушения в логике изложения учебного материала.
«2 - неудовлетворительно» можно поставить, если студент:
Не усвоил основное содержание учебного материала.
Допустил значительные ошибки в определении терминов, раскрытии содержания понятий, осуществлении расчетов.
Неграмотно, непоследовательно, неправильно излагал ответы на поставленные вопросы либо вообще не выполнил задание.
Вопросы к контрольной работе:
Раскройте содержание понятия «труд» и основные проблемы экономики труда.
Раскройте понятие рынка труда и его особенности.
Охарактеризуйте понятия спрос, предложение, конкуренция и ценообразование на рынках труда.
Изложите структуру рынка труда.
Раскройте типы рыночных структур.
Раскройте Понятие и сущность экономики труда.
Изложите особенности качественной неоднородности рынка труда.
Раскройте экономико-теоретические и региональные модели рынка труда.
Охарактеризуйте современные виды и модели рынка труда.
10. Раскройте сущность трудовых ресурсов и их состав.
11. Охарактеризуйте занятость населения и ее структуру.
12. Изложите сущность эффективной занятости.
13 Раскройте сущность занятые и безработные.
14 Дайте понятия естественная безработица, ее нормы и виды.
15. Охарактеризуйте виды безработицы.
16.Рынок труда и его регулирование.
17.Изложите основные направления государственного регулирования рынка труда.
18. Охарактеризуйте меры активной политики занятости населения в России.
19.Дайте понятие мотивации труда и раскройте особенности..
20. Охарактеризуйте административная и экономическая мотивация труда.
21. Раскройте понятие, виды трудовой мотивации.
22.Изложите цели и средства достижения мотивации.
23.Дайте понятие «качество рабочей силы». Раскройте сущность Человеческий потенциал.
24.Раскройте сущность инвестиций в человеческий капитал.
25. Охарактеризуйте рынок труда специалистов.
26. Охарактеризуйте инвестиции предприятий в человеческий капитал.
27.Раскройте понятие и сущность мобильности рабочей силы.
28.Раскройте особенности территориальной (географической) мобильности рабочей силы.
29. Охарактеризуйте сальдо миграции.
30.Изложите сущность и особенности межфирменной и внутрифирменной мобильности труда.
31. Охарактеризуйте внешняя и внутренняя миграция: иммиграция и эмиграция.
32.Изложите издержки и выгоды трудовой миграции на национальном и мировом уровнях.
33.Раскройте цели и задачи организации труда.
34.Раскройте сущность научной организации труда.
35.Изложите особенности организации и управления трудовым коллективом.
36. Охарактеризуйте разделение и кооперация труда на уровне предприятия.
37.Раскройте сущность организация рабочего места.
38.Изложите характеристику труда как экономического ресурса.
39.Раскройте сущность и значение трудового потенциала.
40.Изложите показатели эффективности труда.
41. Охарактеризуйте производительность труда и ее рентабельность. 42.Раскройте факторы и резервы роста производительности труда.
43.Раскройте понятие и сущность заработной платы.
44.Изложите значение и виды социальных выплат.
45. Охарактеризуйте структуру дохода работников предприятия.
46. Раскройте особенности и сущность социального партнерства.
47.Раскройте понятие доходы и их классификацию.
48.Изложите общий механизм распределения доходов.
49. Охарактеризуйте уровень жизни и его показатели.
50.Изложите сущность понятия бедность и ее измерение.
51. Охарактеризуйте неравенство доходов, его причины и методы измерения. 52.Раскройте коллективно-договорное регулирование доходов и заработной платы.
53.Раскройте особенности современного мирового рынка труда.
54. Охарактеризуйте организационно-финансовую основу рынка труда.
55. Охарактеризуйте взаимодействия государства, профсоюзов и предпринимателей с трудовыми массами.
56.Раскройте особенности международной организации труда, ее цели и задачи.
57. Изложите дискриминационные различия в заработной плате.
58. Раскройте сущность производственной среды и производственных условий труда.
59. Изложите государственную активную и пассивную политику занятости.
60. Раскройте сущность занятости и безработицы: экономической динамики.
Задачи:
61. Рабочий-сдельщик 6 разряда произвел 600 единиц изделий в месяц. Норма времени на изготовление единицы изделия 0,3 часа. Тарифная часовая ставка 6 разряда составляет 64 руб. Определить полный заработок рабочего за месяц.
62. Рабочий-повременщик 6 разряда отработал 168 часов и в течение месяца сэкономил материалов на 2000 рублей. Определить полный заработок рабочего, если на предприятии действует Положение о премировании за экономию материалов в размере 40% от суммы экономии. Тарифная часовая ставка 6 разряда 64 руб.
63. Рабочий IV разряда отработал за месяц 23 смены Дневная тарифная ставка - 34 ден.ед. За выполнение плана начисляется премия в размере 14% от основного заработка. За каждые 1,5% перевыполнения плана насчитывается еще 2,4% от заработка За экономию материалов - 35% от сэкономленной стоимости. Определить заработную плату рабочего, если план выполнен на 102,5%, а экономия материалов составляет 285 ден.ед.
64. Рабочий-сдельщик 6 разряда выполнил норму выработки на 120%. Его заработок по прямым сдельным расценкам составил 11 520 рублей на норму продукции. По положению сдельные расценки за продукцию, выработанную сверх 105% нормы, повышаются на 30%. Определить полный заработок рабочего за месяц.
65. Рабочий за месяц произвел 850 ед продукции Норма выполнения работ - 700 ед. Расценка за изделие составляет 10,9 ден.ед. Определить месячный заработок по системе:
- прямой сдельной оплаты труда;
- сдельно-премиальной, если премия - 10% от основного заработка и за каждые 2% перевыполнения плана начисляется дополнительно 1,5% от заработка;
- сдельно-прогрессивной, если расценки за сверхурочные работы выше обычных па 65%.
66. Определить основные показатели использования трудовых ресурсов по следующим данным:
стоимость валовой продукции, тыс. р. – 15000;
численность работников – 500 чел.;
совокупная трудоѐмкость производства продукции – 1100 тыс. чел.-ч;
фактические затраты живого труда – 1050 тыс. чел.-ч;
потенциальный фонд рабочего времени – 999,8 тыс. чел.-ч.
67. В хозяйстве произведено продукции на сумму 55200 тыс. руб. зерна 31450 ц. Среднегодовая численность работников по хозяйству 290 чел., или отработано 452 тыс. чел/час. Затраты труда на производство зерна составили 33200 чел/час. Рассчитайте показатели производительности труда.
68. Рассчитайте показатели уровня производительности труда.
Данные для выполнения задания.
А) В хозяйстве произведено зерна 7435 ц. Прямые затраты труда составили 8015 чел/час.
Б) Стоимость валовой продукции за год в хозяйстве составила 23847933 руб. Среднегодовое количество работников 1125 чел. Или отработано 2450 тыс. чел/час.
69. Определите уровень производительности труда.
Рассчитайте сумму прибыли от реализации товарной с/х продукции. Установите уровень рентабельности производства через полную себестоимость.
Данные для выполнения задания.
Стоимость валовой с/х продукции с учетом незавершенного производства составила 13,5 млн. руб. Денежные доходы от реализации продукции сельского хозяйства (денежная выручка) составила 10,5 млн. руб., а затраты на производство и реализацию товарной продукции с/х (полная себестоимость) 7,2 млн. руб. В производстве с/х продукции в хозяйстве было занято 600 человек.
70. Рассчитайте показатели производительности труда при условии. В хозяйстве произведено 160320 тыс. руб. валовой продукции. Среднегодовое число рабочих 920 человек, ими отработано 2015 чел/час. На производство зерна затрачено 8145 чел/час, произведено 7217 ц. зерна.
71. Фактически в производстве брали участие 325 лиц, а существенная их численность 412 лиц. Определить коэффициент привлечения трудовых ресурсов в общее производство.
72. Фактически отработано 95200 чел/дней, возможный фонд рабочего дня 112360 чел/дней. Определить коэффициент использования трудовых ресурсов.
73. Определить коэффициент использования рабочего времени дня, если фактически отработано 6 часов 36 мин., установленное время смены 7 часов.
74. Определить общий коэффициент рабочего времени, если коэффициент использования рабочего времени смены 0,985. Численность работников 312 лиц, которые фактически отработали 265 дней. Число рабочих дней 285.
75. Фактически отработано 87100 чел/дней, возможный фонд рабочего дня 123350 чел/дней. Определить коэффициент использования трудовых ресурсов.
76. Фактически в производстве брали участие 285 лиц, а существенная их численность 350 лиц. Определить коэффициент привлечения трудовых ресурсов в общее производство.
77. Бригада рабочих (четыре человека) выполнила аккордное задание за 12 день вместо 14 дней по плану и заработала 50 тыс.руб. При этом было сэкономлено материалов на сумму 30 тыс.руб. Рассчитать общий заработок бригады, если за выполнение задания на 100 % предусматривается премия в размере 15%, а за каждый процент перевыполнения – 1,5 % сдельного заработка. Сверх этого предусмотрена выплата премии за экономию материала в размере 15 % фактической экономии. Определить заработок бригады.
78. Определить месячный заработок электрика с месячным окладом 25 тыс. руб. В рассматриваемом месяце по плану 23 рабочих дня. Фактически работником было отработано 19 дней. По результатам работы предприятия специалисты премируются в размере 30% от фактического месячного оклада
79. Рассчитать заработную плату рабочего сдельщика при сдельно-прогрессивной системе оплаты труда, если норма времени на обработку 1 детали – 2 часа, за месяц (22 раб. дня) рабочий обработал 100 деталей по расценке 69 руб. за одну деталь. За детали, изготовленные сверх нормы, оплата прогрессивная, по удвоенным расценкам.
80. Месячный оклад начальника отдела кадров фирмы составляет 1800 ден. ед. Рассчитать сумму его заработной платы за текущий месяц, если из 23 рабочих дней по графику от отработал 20 дней: 3 дня исполнял государственные обязанности с сохранением средней заработной платы. Размер премии из фонда материального поощрения в текущем месяце – 30% оклада, в прошлом месяце было 22 рабочих дня по графику, размер премии составляет 25% оклада.
81.Определить численность населения трудоспособного возраста на конец года, если за текущий год есть такие данные:
численность населения трудоспособного возраста на начало года – 70 млн. чел.;
численность умерших в трудоспособном возрасте на протяжении года – 0,2 млн. чел.;
численность молодежи, достигшей в текущем году трудоспособного возраста – 2 млн. чел.;
численность лиц, достигших пенсионного возраста в текущем году – 1,6 млн. чел.
82. Население трудоспособного возраста составляет 80 млн. чел., в том числе неработающие инвалиды 1 и 2 групп – 1,2 млн. чел., работающие подростки – 0,1 млн. чел., работающие пенсионеры – 4,5 млн. чел.Определить численность трудовых ресурсов.
83.В таблице представлены данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом году рассматриваемого периода (в тыс. чел.):
Рассчитать численность безработных и уровень безработицы в первом и пятом году рассматриваемого периода.
84. Дневная заработная плата – 120 ден. ед. Продолжительность рабочего дня – 8 часов. Определите, как изменится цена 1 часа труда, если: рабочий день увеличится до 10 часов, а повременная заработная плата – до 130 ден. ед. за день; интенсивность труда возрастет на 10%, а заработная плата – на 5%.
85. Продолжительность рабочего дня – 8 часов, цена 1 часа труда – 48 ден. ед. Определите повременную заработную плату и ее изменение, если: цена рабочего часа понизилась до 45 ден. ед. при неизменном рабочем дне; продолжительность рабочего времени увеличится на 1 час при той же цене часа труда.
86. Продолжительность рабочего дня – 8 часов, повременная заработная плата – 520 ден. ед. Какой будет расценка за одно изделие при переводе рабочего на сдельную заработную плату, если норма выработки – 20 изделий?
87. Определите, как изменится число занятых работников, интенсивность труда, средний заработок рабочего и расход предпринимателя на упаковку одного изделия, если произойдет замена старой системы организации труда на новую (исходные данные приведены в таблице).
Данные об упаковочном производстве | Старая система | Новая система |
Число рабочих, занятых упаковкой производимой продукции | 50 | 30 |
Средняя интенсивность труда одного рабочего, шт. | 20 | 48 |
Средний заработок одного рабочего, ден. ед. | 200 | 300 |
88. В годовом плане предприятия установлены следующие показатели:
Показатель | Отчетный период | Плановый период |
Выпуск продукции, тыс. руб. | 500 000 | 550 000 |
Выработка продукции на одного рабочего, руб. | 125 000 | 135 000 |
Определить прирост объема производства за счет роста производительности труда и числа работников.
89. Определить производительность труда рабочих, работающих на предприятии, если известно, что объем товарной продукции составляет 2950 тысячруб., а численность рабочих равна 58 человек.
90. Определить, как изменится трудоемкость изготовленного изделия, если известно, что изменение производительности труда равно 20%
Таблица распределения вопросов контрольной работы
Предпос- ледняя цифра шифра | Последняя цифра шифра |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
0 | 2, 28 59, 69 | 3, 29, 60, 68 | 4, 30, 59, 67 | 5, 31, 58, 66 | 6, 32, 57, 65 | 7, 33, 56, 64 | 8, 34, 55, 63 | 9, 35, 54, 62 | 10, 36, 53, 61 | 11, 37 52, 90 |
1 | 12, 38, 51, 89 | 13, 39, 50, 88 | 14, 40, 49, 87 | 15, 41, 50, 86 | 16, 42, 49, 85 | 17, 43, 48, 84 | 18, 44, 47, 83 | 19, 45, 46, 82 | 20, 46, 45, 81 | 21, 47 44, 80 |
2 | 20, 48, 59, 89 | 19, 47 58, 88 | 18, 46, 57, 87 | 17, 45, 56, 86 | 16, 44, 55, 85 | 15, 43, 54, 84 | 14, 42, 53, 83 | 13, 41, 52, 82 | 12, 40, 51, 81 | 11, 39, 50, 80 |
3 | 23, 38, 53, 89 | 22, 37, 52, 88 | 21, 36, 51, 87 | 20, 35, 50, 86 | 19, 34, 49, 85 | 18, 33, 60, 84 | 17, 32, 59, 83 | 16, 31, 58, 82 | 15, 30, 57, 81 | 14, 29, 56, 80 |
4 | 10, 38, 49, 79 | 9, 37, 50, 78 | 8, 36, 51, 77 | 7, 35, 52, 76 | 6, 34, 53, 75 | 5, 33, 54, 74 | 4, 32, 55, 73 | 3, 31, 56, 72 | 2, 30 57, 71 | 1, 29, 58, 70 |
5 | 3, 38, 57, 69 | 2, 39, 56, 68 | 1, 40, 55, 67 | 27, 41, 54, 66 | 26, 42, 53, 65 | 25, 43, 52, 64 | 24 , 44, 51, 63 | 23, 45, 50, 62 | 22, 46, 49, 61 | 21, 47, 60, 90 |
6 | 21, 48, 51, 81 | 22, 47, 50, 82 | 23, 46, 49, 83 | 24, 45, 60, 84 | 25, 44, 59, 85 | 26, 43, 58, 86 | 27, 42, 57, 87 | 26, 41 56, 88 | 25, 40, 55, 89 | 24, 39 54, 90 |
7 | 13, 28, 55, 79 | 12, 29, 54, 78 | 11, 30, 53, 77 | 10, 31, 52, 76 | 9, 32, 51, 75 | 8, 33, 50, 74 | 7, 34, 49, 73 | 6, 35, 60, 72 | 5, 36, 59,71 | 4, 37, 58, 70 |
8 | 1, 28, 49, 61 | 2, 29, 50, 62 | 3, 30 51, 63 | 4, 31 52, 64 | 5, 32 53, 65 | 6, 33 54, 66 | 7, 34 55, 67 | 8, 35 56, 68 | 9, 36, 57, 69 | 10, 37 58, 70 |
9 | 11, 38, 59, 71 | 12, 39, 60, 72 | 13, 40, 59, 73 | 14, 41, 58, 74 | 15, 42, 57, 75 | 16, 43, 56, 76 | 17, 44, 55, 77 | 18, 45, 54, 78 | 19, 46, 53, 79 | 20, 47, 52, 80 |
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Экономика труда: Учебник / Под. ред. П.Э. Шендлера и Ю.П. Кокина. – М.: Юрист, 2011. – 592 с.
Петранева Г.А., Коваленко Н.Я., Романова А.Н., Моисеева О.А. Экономика сельского хозяйства: ООО «Издательский Дом «Альфа-М», 2011.
Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: ОИЦ «Академия», 2013.
Дополнительные источники:
1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник /Б.М. Генкин. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2010. – 416 с.
Интернет-ресурсы:
Российское образование Федеральный портал. Форма доступа - http://www.edu.ru
Справочно-правовая система «Гарант».
Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
Интернет ресурсы по менеджменту. Форма доступа: http://www.new-management.info/
Интернет ресурсы по маркетингу. Форма доступа: http://www.marketolog.ru/-маркетолог
Федеральный образовательный портал Экономика социология, менеджмент. Форма доступа - http://ecsocman.hse.ru/