Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский электромеханический техникум»
(ОБПОУ «КЭМТ»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ указания
ПО подготовке, оформлению и защите индивидуального проекта
по учебному предмету
ОВПу.02 Физика
(профиль профессионального образования – технический;
базовая подготовка)
Разработчики: Николаенко Наталья Валерьевна,
преподаватель высшей квалификационной
категории ОБПОУ «КЭМТ»
2020
Содержание
Введение 4
1. Организация выполнения индивидуального проекта 6 2. Общие требования к оформлению индивидуального проекта 7
3. Правила оформления основных структурных элементов работы 8
3.1. Содержание 8
3.2. Введение 8
3.3. Основная часть 14
3.4. Заключение 15
3.5. Приложения 15
3.6. Иллюстрации и таблицы 15
3.7. Список литературы 16
Требования к мультимедийным презентациям 17
Требования к защите индивидуального проекта 19
6. Критерии оценки индивидуального проекта 22 Приложение 1. Образец оформления титульного листа индивидуального проекта 23 Приложение 2. Критерии оценивания индивидуальных проектов обучающихся 24
введение
Методические указания определяют самостоятельную работу студентов, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля.
Проектная и исследовательская деятельность студентов является неотъемлемой частью образования, в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебных предметов общеобразовательного цикла и одним из приоритетных направлений модернизации и практико-ориентированного обучения для подготовки конкурентоспособного специалиста и квалифицированного рабочего.
Проектно-исследовательская деятельность есть деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, методы исследования, планирование хода исследования, определение необходимых ресурсов и ожидаемых результатов, оценка результата исследования.
Главной целью исследования является развитие личности, приобретение студентами функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции в образовательном процессе.
Порядок организации деятельности обучающихся по выполнению индивидуального проекта определяет «Положение об индивидуальном проекте в областном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Курский электромеханический техникум» (далее Положение).
Данные методические указания помогут студентам специальностей и профессий технического профиля подготовить свой индивидуальный проект и выступить на его защите.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках времени специально отведенного учебным планом на самостоятельную работу.
Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного, иного.
Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого обучающегося; его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки.
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, в том числе внеучебных, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов, использования правильной терминологии, аналитической и оценочной деятельности.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Выполнение индивидуального проекта является обязательной частью учебной деятельности обучающихся в соответствии с ФГОС СОО и ФГОС СПО.
Выбор темы проекта обучающимися осуществляется из перечня тем предложенных преподавателем или обучающийся имеет возможность инициировать тему проекта самостоятельно.
Руководителем проекта является преподаватель, координирующий деятельность студента по выполнению проекта.
В процессе работы над проектом обучающиеся под контролем руководителя планируют свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительный этап: выбор темы и руководителя проекта.
Основной этап: совместно с педагогом разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка результатов руководителем проекта.
Заключительный этап: защита проекта.
Итоговый продукт индивидуального проекта может быть представлен в следующей форме:
- презентация PowerPoint;
- стендовый доклад;
- видеоролик или видеофильм;
- виртуальная экскурсия;
- Web-сайт;
- газета, журнал (статья);
- социальный плакат;
- научно-исследовательская работа;
- папка с информационными материалами;
- анализ данных социологического опроса;
- коллекция;
- сценарий мероприятия;
- буклет;
- другое.
2. общие ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Исследовательская работа оформляется письменно в указанной ниже последовательности: титульный лист (приложение 1); содержание; введение; основная часть; заключение; список литературы; приложения (если они необходимы).
Объём письменной исследовательской работы – от 10 до 20 печатных страниц формата А4.
Текст проектной работы печатается шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14, полуторный интервал между строчками, поля справа − 1,2 см, слева – 2,5 см, а также сверху и снизу – 2 см, отступ первой строки абзаца 1,25 см, выравнивание по ширине.
Каждый раздел работы начинается с новой страницы.
Название каждого раздела работы печатается по центру, заглавными буквами, полужирным шрифтом.
3. Правила оформления основных структурных
элементов работы
3.1. содержание
Содержание следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы, приложения.
Заголовки в содержании должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности по сравнению с заголовками в тексте. Все заголовки пишутся прописными буквами, полужирным шрифтом, точку в конце заголовка не ставят. В содержании напротив каждого заголовка справа указывается номер страницы, соответствующий ему.
Например:
содержание
Введение 3
Глава 1 4
4
6
Глава 2 9
2.1. 11
2.2. 14
Заключение 16
Список литературы 17
Приложение 1 18
Приложение 2 19
3.2. Введение
Введение представляет собой наиболее ответственную часть индивидуального проекта, т.к. содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Объём введения не должен превышать одной страницы печатного текста.
Введение включает в себя:
Объект исследования − определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.
Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Именно предмет исследования определяет тему работы.
Тема – визитная карточка исследования. Формулировка темы должна отражать сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного. Тема не должна быть слишком общей, глобальной, не содержащей проблематики, лишенной научной составляющей, содержащей метафорические названия.
Обосновать актуальность темы – объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Следует указать, почему именно данная тема и именно в данный момент является актуальной. Желательно кратко осветить причины, по которым ее изучение стало необходимым и что мешало ее раскрытию раньше. Освещение актуальности не должно быть многословным.
Гипотеза – предположительное, вероятностное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом, требующее обоснования указывающее на путь исследовательского поиска. Научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Это утверждение вида: «если А, то В», которое описывает, как намереваемся разрешить проблему.
Основные свойства гипотезы:
Неопределенность истинного значения;
Направленность на раскрытие данного явления;
Выдвижение предположения о результатах разрешения проблемы;
Возможность выдвинуть «проект» решения проблемы;
Быть логически непротиворечивой;
Быть проверяемой.
Схемы гипотезы:
Если то …
Так как …, то …
Можно предположить, что …
При условии, что …
Гипотезу составляют следующие предположения …
Цель исследования – это его конечный желаемый результат, решение научной проблемы, к чему в итоге нужно прийти.
В общем виде цель и задачи должны уточнять направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.
Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций.
Формулировку цели исследования можно представить следующими клише:
Изучить;
Разработать;
Выявить;
Установить;
Обосновать;
Определить;
Проверить;
Доказать.
Задачи исследования – это способы достижения цели. Формулировка задач исследования необходима для конкретизации целей исследования. Задачи могут быть направлены на выявление, анализ, обобщение, обоснование, разработку отдельных составляющих общей проблемы.
Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.
Задач ставится несколько, и каждая из них четкой формулировкой раскрывает ту сторону темы, которая подвергается изучению. Определяя задачи, необходимо учитывать их взаимосвязь. Каждая поставленная задача должна иметь решение, отраженное в одном или нескольких выводах.
Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, структуры изучаемого объекта.
Вторая задача связана с анализом реального состояния предмета исследования.
Третья задача связана с преобразованиями предмета исследования, т.е. выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления или процесса.
Четвертая задача – с опытно-экспериментальной проверкой эффективности предлагаемых преобразований.
Названия глав рождаются из формулировок задач.
Метод – это способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит сама возможность реализации исследования – его проведение и получение определенного результата.
Теоретические методы
Абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от всего несущественного и фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон предметов. Следует различать процесс абстрагирования и его результат – абстракцию. Процесс абстрагирования – это совокупность действий, ведущих к получению такого результата (абстракции).
Моделирование позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные или практические действия с «заместителем» этого объекта – моделью.
Анализ – это метод исследования путем разложения предмета на составные части. Синтез, напротив, представляет собой соединение полученных при анализе частей в целое. Анализ и синтез существуют вместе и дополняют друг друга. Методами анализа и синтеза проводится в частности начальный этап исследования – изучение специальной литературы по теории вопроса.
Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.
Суть его состоит в том, что изучаемый объект не должен подвергаться воздействию со стороны наблюдателя, т.е. объект должен находиться в обычных, естественных условиях.
Требования к наблюдению: Планомерность;
Целенаправленность;
Активность;
Систематичность.
Этапы наблюдения:
Определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);
Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);
Выбор способа наблюдения (как наблюдать);
Выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);
Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).
Сравнение – один из наиболее распространенных методов познания. Этот метод позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Выявление общего, повторяющегося в явлениях – это серьезный шаг к познанию закономерностей и законов окружающего нас мира.
Измерение – представляет собой процедуру определения численного значения величины посредством единицы измерения. Ценность этого метода заключается в том, что он дает точные, количественно определенные сведения об окружающем мире.
Эксперимент – активное и целенаправленное в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.
Особенности эксперимента:
Более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту, вплоть до его изменения и преобразования;
Многократное воспроизведение изучаемого объекта по желанию исследователя;
Возможность обнаружения таких свойств и явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях;
Возможность рассмотрения явления в «чистом виде», путем изоляции его от усложняющих и маскирующих его ход обстоятельств, а также путем изменения, варьирования условий эксперимента;
Возможность контроля за «поведением» объекта исследования и проверки результатов.
Методы опроса:
а) Беседа – самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
б) Интервьюирование – разновидность беседы. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.
в) Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.
9. Математические методы: статистические методы; методы и модели теории графов и сетевого моделирования; метод визуализации данных (функции, графики) и др.
3.3. Основная часть
Основная (содержательная) часть работы может содержать параграфы или 2 – 3 главы. В главе 1 обычно содержатся итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования. В главах 2 и 3 описываются практические этапы работы, интерпретация данных, выявленные закономерности в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами.
Оформление экспериментальной части (материалы и методы)
В настоящем разделе указываются этапы исследования, описываются материалы и методы, использованные в работе, методика выполнения эксперимента.
Этапы исследования:
Определение формы исследования (тестирование, социологический опрос, эксперимент, создание авторского видеофильма и т.д.).
Составление теста, вопросов социологического опроса и т.д.
Проведение исследования.
Качественный и количественный анализ и синтез данных, полученных в результате исследования.
Сопоставление результатов исследования, проведенного среди респондентов различных категорий (возрастных групп, юношей и девушек и т.д.)
Обобщение полученных данных, формулирование выводов.
3.4. Заключение Заключение обычно составляет не больше 1 – 2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.
Выводы – это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором. Решение каждой из перечисленных во введении задач должно быть определенным образом отражено в выводах.
3.5. приложения
Приложение – это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста.
По содержанию приложения различаются на копии документов, статистические материалы и т.п.
По форме они представляют собой графики, таблицы, карты, тексты и т.д.
Основные требования при оформлении приложений следующие:
Они размещаются после списка литературы;
В содержании приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;
Каждое приложение оформляется на отдельном листе и в правом верхнем углу указывается номер приложения, например, Приложение 1 и ниже строчкой по середине указывается заголовок.
3.6. Иллюстрации и таблицы
Иллюстрации к исследовательской работе размещаются в целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности. Все иллюстрации (фотографии, схемы, диаграммы и т.п.) нумеруются последовательно в пределах всей работы. Все рисунки сопровождаются подписью непосредственно после номера рисунка (Times New Roman, размер шрифта 12, например: Рис. 1. Схема опыта Фарадея).
Рисунки лучше размещать сразу же после первого упоминания о них в контексте работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок можно разместить на следующей странице.
Таблицы, как и рисунки, располагаются после первого упоминания о них в тексте работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении.
Размеры таблиц не должны превышать размеры текстового блока. Таблица выравнивается по ширине окна. Размер шрифта текста в таблице 12. Номер таблицы проставляется справа над таблицей, например: Таблица 5. Заголовок таблицы располагают над таблицей, с красной строки, размер шрифта 14.
3.7. список литературы
В список литературы входят все использованные в работе источники. Наиболее удобен алфавитный (по алфавиту фамилий авторов или заглавий) способ группировки литературных источников.
Сведения о книгах (монографиях, учебниках, справочниках и т.д.) должны включать следующие необходимые элементы: фамилию, инициалы автора; заглавие; данные о последующих изданиях; место издания, издательство; год издания и объем в страницах.
Например,
Список литературы
Кордемский Б.А. Великие жизни в математике. – М: Просвещение, 2011. – 190 с.
Матицин В.Ю. 100 знаменитых ученых. – М.: Просвещение, 2010г. – 205 с. – С. 127-131
Сайты знаменитостей (эл. ресурс) http://lichnosti.net/people_2872-art_4198.html
Академик Николай Маркович Эмануэль. Очерки. Воспоминания. Избранные статьи и письма // Вестник Российской академии наук. – 2001. – №10. – С. 562-563
Требования к мультимедийным презентациям
| Требования |
Основные слайды презентации | Титульный лист (Тема проекта, Фамилия имя отчество, учебная группа автора) Гипотеза Цели и задачи исследования Методы исследования Основные пункты презентации Список литературы |
Стиль оформления | Необходимо соблюдать единый стиль оформления. Следует избегать стилей (в том числе и в выборе фона для слайдов), отвлекающих от содержания выступления и от самой презентации. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов (например, один для фона, один для заголовков, один для текста). |
Размещение текстовой информации | Текстовая часть слайда должна способствовать восприятию тезисов доклада, иллюстрировать выступление, не дублируя его. Текст должен хорошо читаться, заголовки должны привлекать внимание аудитории. Шрифт текста не менее 18, заголовков – не менее 22. Нецелесообразно использовать разные шрифты в одной презентации. Для выделения информации следует использовать полужирный шрифт или курсив. Для иллюстрации наиболее важных сведений следует использовать рисунки, диаграммы, схемы и т.д. |
Размещение изображений (фотографий) | Используемые фотографии сопровождаются поясняющими подписями, следует избегать некачественных фотоснимков. |
Использование списков | Списки используются там, где нужны. Возможно, использовать 3 – 5 пунктов. Большие списки и таблицы разбивайте на два слайда. |
Содержание информации | При подготовке слайдов в обязательном порядке должны соблюдаться принятые правила орфографии и пунктуации, сокращений и правила оформления текста (отсутствие точки в конце заголовка и т.п.) |
Расположение информации на слайде | Проще считывать информацию, расположенную горизонтально, а не вертикально. Наиболее важная информация должна располагаться в центре слайда. Желательно форматировать текст по ширине. |
Объем информации на слайде | Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. |
Анимация | Возможно использование компьютерной анимации для представления информации на слайде, если это способствует раскрытию содержания выступления, соответствующему эмоциональному настрою. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. |
Размещение видео и аудио | В презентации (при необходимости) могут использоваться звук, видео, анимация. Следует избегать шумовых помех, некачественного изображения, немотивированно продолжительных видеофрагментов. |
Требования к защите индивидуального проекта
Вы должны помнить, что на все выступление отводится не более 5 – 7 минут. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Бытует ошибочное представление, что причина неудачного выступления – это недостаток времени. Однако это представление ошибочно. Если вы не сумели заинтересовать аудиторию за отведенное по регламенту время, его продление только усилит непонимание и раздражение слушателей.
Подготовку доклада лучше начать с продумывания его структуры. Четкое и ясное представление о работе у самого докладчика – залог понимания его аудиторией. Доклад можно разделить на три части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков.
Первая часть, по сути, кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы. Для того, чтобы ваш доклад вызвал интерес аудитории, очень важно правильно настроить слушателей с самого начала вашего выступления. Вот некоторые способы привлечения внимания аудитории: вы можете начать выступление с приведения примера, интересной цитаты, образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, с истории, случая, задания проблемы или оригинального вопроса.
Во второй части, самой большой по объему, вам нужно представить содержание глав или параграфов. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведения исследования, на личный вклад в него автора. Поэтому не забудьте после краткого изложения содержания глав или параграфов реферата отдельно подчеркнуть, в чем состоит новизна предлагаемой вами работы, это могут быть использованные впервые по отношению к данному материалу методики, достигнутые вами результаты исследования.
При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, таблицы, видеоролики, слайды. Демонстрируемые материалы должны оформляться так, чтобы они не перегружали выступление и были видны всем присутствующим в аудитории.
Особое внимание обратите на речь докладчика. Она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной. Если докладчик старается говорить быстро, проглатывая окончания слов, тихо, невнятно, то качество его выступления снижается. Спокойно последовательное и хорошо аргументированное изложение материала импонирует слушателям. Но использование научного стиля отнюдь не означает пренебрежение к использованию образных сравнений, контрасте необычных фактов, позволяющих удерживать внимание аудитории.
В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам. Постарайтесь в заключении создать кульминацию выступления, предложите слушателям поразмышлять над проблемой, покажите возможные варианты дальнейших исследований, используйте цитату по теме известного ученого.
После того, как докладчик закончил свое выступление, члены комиссии задают вопросы. Вопросов не нужно бояться: это еще одна возможность продемонстрировать обстоятельность и глубину изучения темы. Существует представление, что задавание вопросов продиктовано исключительно желанием «потопить» докладчика. Это ошибочное мнение. Скорее всего, если вам задают вопросы, это значит, что тема заинтересовала, привлекла внимание слушателей. При ответах на вопросы не забудьте о нескольких простых правилах.
Если заданный вопрос выходит за рамки вашего исследования, не стоит на ходу придумывать ответ, неподкрепленный результатом исследования. Вполне допустимо сказать, что это не было предметом вашего исследования. Таким образом, вы только поддержите образ вдумчивого исследователя.
Очень важным условием ответа на вопрос является правильное понимание того, что именно спрашивает оппонент. Поэтому будет целесообразно уточнить вопрос и, согласовав понимание вопроса, отвечать на него. В противном случае есть опасность, что вы отвечаете не на вопрос, который вам задали, а на свою версию этого вопроса; не следует впадать и в другую крайность – начинать уточнять очевидные и понятные вещи. Везде хороша мера.
И еще. По сложившейся этике проведения научной дискуссии перед тем, как отвечать по существу на заданный вопрос, принято благодарить его автора. Ведь спрашивающий проявил интерес к вашей работе. Кроме того, вопросы часто позволяют увидеть новые направления для дальнейшего исследования.
Поскольку устное выступление является своего рода сценическим искусством, т.е. включает в себя владение голосом, правильно выбранные жесты и позу, не лишней будет предварительная тренировка чтения доклада в знакомых вам условиях. Вы можете попросить прослушать ваш доклад друзей или родителей. Можно читать его и самостоятельно – «для себя», но обязательно вслух. При этом контролируйте время своего «выступления»: это поможет вам ориентироваться в условиях настоящего выступления (т.е. правильно выбирать темп и интонацию речи). Можно потренировать свое умение выступать перед аудиторией, записывая его как аудио- или видеофайл. После чего постараться оценить его по следующим характеристикам:
Логичность;
Точность;
Ясность;
Доступность;
Убедительность;
Выразительность;
Уверенность;
Контакт со слушателями;
Уместность жестов и т.д.
Чтобы ваш доклад был интересным и убедительным, не забудьте снабжать теоретические положения и выводы примерами из текстов, постарайтесь использовать простые предложения, как можно более точные формулировки. Меняя темп и интонацию речи в соответствии со смыслом читаемого, вы сможете избежать монотонности выступления.
6. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Для оценки индивидуального проекта применяются критериальная система в оценочных баллах (приложение 2).
Оценка представленных проектов осуществляется на основании следующих критериев:
актуальность поставленной проблемы;
теоретическая и \ или практическая ценность;
качество содержания проектной работы;
оформление работы;
речевое оформление, владение специальной терминологией по теме работы в выступлении.
В случае неявки на защиту индивидуального проекта по неуважительной причине обучающийся получает неудовлетворительную оценку. В случае неявки на защиту индивидуального проекта по уважительной причине обучающемуся будет предоставлено право на защиту в другое время.
Приложение 1. Образец оформления титульного листа индивидуального проекта
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский электромеханический техникум»
АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА – ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Индивидуальный проект
Специальность 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
Выполнил
студент 1 курса
группы КСК-11
________________ Иванов И.И.
(подпись)
Руководитель индивидуального проекта -
Преподаватель: ____________С.С. Сидоров
(подпись)
Оценка __________________
20… г.
Приложение 2. Критерии оценивания индивидуальных проектов обучающихся
Критерии оценки проекта | Содержание критерия оценки | Количество баллов |
Актуальность поставленной проблемы (до 4 баллов) | Обоснование актуальности | От 0 до 1 |
Определение целей | От 0 до 1 |
Определение и решение поставленных задач | От 0 до 1 |
Новизна работы | От 0 до 1 |
Теоретическая и \ или практическая ценность (до 7 баллов) | Соответствие заявленной теме, целям и задачам проекта | От 0 до 2 |
Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость | От 0 до 2 |
Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проекта проблемные теоретические вопросы в определенной научной области | От 0 до 2 |
Возможность применения на практике результатов проектной деятельности | От 0 до 1 |
Технологический процесс (до 2 баллов) | Целесообразность применяемых методов и техник | От 0 до 1 |
Соблюдение технологии использования методов и техник | От 0 до 1 |
Качество содержания проектной работы (до 6 баллов) | Структурированность и логичность, которая обеспечивает понимание и доступность содержания | От 0 до 2 |
Выводы работы соответствуют поставленным целям | От 0 до 2 |
Наличие исследовательского аспекта в работе | От 0 до 2 |
Оформление работы (до 9 баллов) | Оформление титульного листа | 0т 0 до 1 |
Оформление оглавления, заголовков разделов, подразделов | 0т 0 до 2 |
Оформление рисунков, графиков, таблиц, приложений | 0т 0 до 2 |
Оформление информационные источники | 0т 0 до 2 |
Форматирование текста, нумерация и параметры страниц | 0т 0 до 2 |
Речевое оформление, владение специальной терминологией по теме работы в выступлении (до 12 баллов) | Речевое оформление | 0т 0 до 3 |
Владение специальной терминологией | 0т 0 до 3 |
Научность речи | 0т 0 до 3 |
Ответы на вопросы | 0т 0 до 3 |
Итого: | До 40 |
Таблица соответствия баллов пятибальной системе оценивания индивидуальных проектов обучающихся
Количество баллов при оценивании индивидуального проекта | Оценка по пятибалльной системе |
33-40 | 5 (отлично) |
29-32 | 4 (хорошо) |
24-28 | 3 (удовлетворительно) |
Меньше 24 | 2 (неудовлетворительно) |