Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский базовый медицинский колледж» |
| Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК _________________________________ (наименование ЦМК) Протокол № ___ от «______»_________________ 20___ Председатель ЦМК ___________________________________ (подпись, Ф.И.О.) |
Методические указания (разработка)
практического занятия для студентов на ДО
Тема: «Профилактика в акушерстве и гинекологии»
ПМ 04. Профилактическая деятельность
МДК 04.01 Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое образование населения
Специальность 31.02.01 «Лечебное дело»
Курск – 2020
1. Тема занятия: «Профилактика в акушерстве и гинекологии»
2. Цели занятия для студентов:
закрепить теоретические знания по данной теме;
научиться использовать нормативные правовые акты, регламентирующие профилактику в акушерстве и гинекологии;
овладеть навыками организации мероприятий по сохранению и укреплению здоровья женщин.
3. Перечень ОК и ПК, на которые ориентировано освоение темы:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ПК 4.3. – Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 4.4. – Проводить диагностику групп здоровья.
ПК 4.6. – Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.
4. Уровни освоения дидактических единиц
В результате освоения темы студент должен:
Уметь:
- применять в практической деятельности нормы и принципы профессиональной этики;
- определять группы риска развития гинекологических заболеваний;
- осуществлять скрининговую диагностику при проведении диспансеризации населения;
- организовывать диспансеризацию населения на закреплённом участке;
- осуществлять диспансерное наблюдение за беременными женщинами и пациентками с гинекологической патологией;
- организовывать здоровьесберегающую среду;
- проводить санитарно-гигиеническую оценку факторов окружающей среды;
- обучать пациента и его окружение сохранять и поддерживать максимально возможный уровень здоровья;
- проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения различных возрастов;
- организовать и проводить патронажную деятельность на закреплённом участке.
Знать:
- роль и значение диспансерного наблюдения, принципы организации групп диспансерного наблюдения;
- особенности организации диспансеризации женщин и роль фельдшера в ее проведении;
- группы диспансерного наблюдения при гинекологической патологии;
- виды профилактики гинекологических заболеваний;
- методику санитарно-гигиенического просвещения;
- нормативные документы, регламентирующие профилактическую деятельность в акушерстве и гинекологии;
- роль фельдшера в организации и проведении профилактических осмотров женщин разных возрастных групп;
- пути формирования здорового образа жизни;
- роль фельдшера в организации и проведении патронажа беременных женщин.
5. Оснащение занятия:
учебная и учебно-методическая литература;
дидактическая папка студента;
персональный компьютер.
6. Продолжительность занятия: 270 минут.
7. Деятельность студентов в ходе занятия:
Задание 1. Ответьте (письменно) на вопросы:
Назовите факторы риска в акушерстве.
Роль фельдшера в подготовке будущей матери к родам и рождению здорового доношенного ребёнка.
Профилактика привычного невынашивания и других осложнений беременности и родов.
Профилактика острых инфекционных заболеваний у беременных для предупреждения пороков развития плода.
Факторы риска гинекологических заболеваний.
Профилактика наиболее часто встречающихся острых и хронических заболеваний женских половых органов.
Задание 2. Решите задания в тестовой форме (приложение 1).
Задание 3. Составьте беседу по профилактике бесплодия.
Задание 4. Составьте план занятий в «Школе будущих матерей».
Задание 5. Решите ситуационную задачу:
На ФАП обратилась женщина 37 лет с жалобами на схваткообразные боли внизу живота, мажущие кровянистые выделения из влагалища.
Из анамнеза: 3 дня назад стала на учёт в женской поликлинике по поводу второй беременности на сроке примерно 12 недель.
Объективно: состояние удовлетворительное, кожные покровы обычной окраски.
АД – 130/80 рт.ст., пульс 72´. Живот участвует в акте дыхания, мягкий, при пальпации болезненный.
1. Определить диагноз и обосновать состояние беременной.
2. Ваша тактика на ФАПе.
Задание 6. На ФАП обратилась женщина по поводу возможной беременности. Фельдшеру необходимо собрать акушерский анамнез. Что подразумевает под собой данный вид анамнеза? Какие вопросы фельдшер должен задать женщине?
Задание 7. Изучите Приказ МЗ РФ от 01 ноября 2012 №572н «Порядок оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология»» (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий).
Дайте ответы на вопросы:
Назовите этапы оказания медицинской помощи женщинам в период беременности.
Каким образом осуществляется помощь?
Как часто проводятся осмотры беременных при физиологическом течении родов?
Задание 8. Рефлексия
Заполните с листок рефлексии (приложение 2) с ответом на вопросы:
Какие задания были наиболее трудными?
Чему научились?
Каковы ваши главные результаты?
Достигли ли Вы к окончанию занятия поставленной цели?
Задание на дом
Задается к следующему практическому занятию (тема: «Профилактика заболеваний в различных периодах детского возраста»
Задание 1. Повторить тему «Профилактика заболеваний в различных периодах детского возраста».
Задание 2. Подготовить краткую дополнительную информацию по профилактике формирования отклонений в здоровье детей и подростков.
Задание 3. Разработать анкету для родителей по изучению медико-социальных причин отклонений в здоровье детей.
дидактическая папка студента
Приложение 1
Тестовые задания по теме: «Профилактика в акушерстве и гинекологии»
Вариант I.
Найти правильный ответ:
1. Признаки ранней беременности выявляются:
а) визуально;
б) ручным вагинальным исследованием;
в) биологическая проба;
г) всеми названными способами.
2. Вероятным признаком беременности является:
а) изменение объёма матки;
б) изменение формы матки;
в) изменение окружности живота;
г) изменением консистенции матки.
3. Госпитализация показана при рвоте беременных:
а) лёгкой;
б) средней степени тяжести;
в) чрезмерной;
г) по желанию беременной.
4. Факторами, повышающими риск невынашивания беременности, считаются все, кроме:
а) возраст женщины старше 30 лет;
б) аномалии старения матки;
в) многоплодная беременность;
г) 4 и более родов в анамнезе.
5. Акушерская тактика в 3 периоде родов зависит от:
а) объёма кровопотери;
б) появления признаков отделения плаценты;
в) продолжительностью послеродового периода;
г) числа родов в анамнезе.
6. На ФАПе оказывают помощь:
а) консультативную;
б) принимают роды;
в) лечебную;
г) неотложную.
7. Что такое дисменорея?
а) обильные менструации;
б) короткие менструации;
в) болезненные менструации;
г) отсутствие менструации.
8. Перечислите возможные причины бесплодия:
а) ановуляторные циклы;
б) непроходимость маточных труб;
в) заболевания почек;
г) нервные болезни.
9. Какой вид контрацепции наиболее оптимальный для подростков
а) КОК + презерватив;
б) ВМС;
в) мини-пили;
г) ритмический метод.
10. Какие заболевания шейки матки относятся к предраковым?
а) цервицит;
б) кондиломы;
в) псевдоэрозия;
г) цервикальная неоплазия.
11. Назовите немедикаментозные методы профилактики заболеваний в гинекологии
а) лечение воспалительных процессов;
б) соблюдение диеты;
в) избегать абортов;
г) внутриматочная спираль.
12. Сроки проведения патронажа беременной женщины фельдшером
а) на 1 неделе беременности;
б) после того, как станет на учёт в женской консультации;
в) перед родами;
г) по желанию беременной.
13. В чём заключается профилактика непланируемой беременности:
а) пользование презервативом;
б) прерванный половой акт;
в) хирургическая стерилизация;
г) все ответы верны.
14. Инфицирование каким микроорганизмом, вызывающим кольпит, требует лечение и полового партнёра?
а) стрептококк;
б) вирус простого герпеса;
в) кандида;
г) влагалищная трихомонада.
15. Какое заболевание обусловлено продолжительным применением оральных контрацептивов?
а) аменорея;
б) гипертензия;
в) тромбоэмболия;
г) сахарный диабет.
Вариант II.
1. Какие заболевания шейки матки относятся к предраковым?
а) цервицит;
б) кондиломы;
в) псевдоэрозия;
г) цервикальная неоплазия.
2. Назовите немедикаментозные методы профилактики заболеваний в гинекологии
а) лечение воспалительных процессов;
б) соблюдение диеты;
в) избегать абортов;
г) внутриматочная спираль.
3. Сроки проведения патронажа беременной женщины фельдшером
а) на 1 неделе беременности;
б) после того, как станет на учёт в женской консультации;
в) перед родами;
г) по желанию беременной.
4. В чём заключается профилактика непланируемой беременности:
а) пользование презервативом;
б) прерванный половой акт;
в) хирургическая стерилизация;
г) все ответы верны.
5. Инфицирование каким микроорганизмом, вызывающим кольпит, требует лечение и полового партнёра?
а) стрептококк;
б) вирус простого герпеса;
в) кандида;
г) влагалищная трихомонада.
6. Какое заболевание обусловлено продолжительным применением оральных контрацептивов?
а) аменорея;
б) гипертензия;
в) тромбоэмболия;
г) сахарный диабет.
7. Признаки ранней беременности выявляются:
а) визуально;
б) ручным вагинальным исследованием;
в) биологическая проба;
г) всеми названными способами.
8. Вероятным признаком беременности является:
а) изменение объёма матки;
б) изменение формы матки;
в) изменение окружности живота;
г) изменением консистенции матки.
9. Госпитализация показана при рвоте беременных:
а) лёгкой;
б) средней степени тяжести;
в) чрезмерной;
г) по желанию беременной.
10. Факторами, повышающими риск невынашивания беременности, считаются все, кроме:
а) возраст женщины старше 30 лет;
б) аномалии старения матки;
в) многоплодная беременность;
г) 4 и более родов в анамнезе.
11. Акушерская тактика в 3 периоде родов зависит от:
а) объёма кровопотери;
б) появления признаков отделения плаценты;
в) продолжительностью послеродового периода;
г) числа родов в анамнезе.
12. На ФАПе оказывают помощь:
а) консультативную;
б) принимают роды;
в) лечебную;
г) неотложную.
13. Что такое дисменорея?
а) обильные менструации;
б) короткие менструации;
в) болезненные менструации;
г) отсутствие менструации.
14. Перечислите возможные причины бесплодия:
а) ановуляторные циклы;
б) непроходимость маточных труб;
в) заболевания почек;
г) нервные болезни.
15. Какой вид контрацепции наиболее оптимальный для подростков
а) КОК + презерватив;
б) ВМС;
в) мини-пили;
г) ритмический метод.
Приложение 2
листок рефлексии
Запишите кратко:
К началу работы на занятии | | Мои цели | Достижения |
Знаю | | Хочу узнать: | Сегодня я узнал(а) |
| | | |
| | | |
| | | |
Умею | | Научиться | Теперь я умею |
| | | |
| | | |
| | | |
Выскажи свое мнение:
Что понравилось на занятии или не понравилось? Почему?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что Вас удивило на сегодняшнем занятии?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что Вам дала работа на занятии??
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Преподаватель _____________________ А.Ю. Лазарева