СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
На основе стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АОП с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА.
Тема: Реализация содержания адаптированной образовательной программы по физической культуре для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3 и 6.4)
Слайд 1
АОП для умственно отсталых обучающихся с НОДА учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Слайд 2
Общая характеристика АОПАдаптированная образовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это программа, которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АОП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее — ИПР) в части создания специальных условий получения образования.
Определение одного из вариантов АОП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ― ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом индивидуальной программы развития инвалида (далее ― ИПР) и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Слайд 3
Варианты АОП обучающихся с НОДА.
На основе стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА.
Вариант 6.1. - адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме, и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками.
Вариант 6.2. - рекомендуется обучающимся, обнаруживающим помимо двигательных нарушений, негрубую задержку психического развития.
Вариант 6.3. предназначен для образования обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Обязательными являются организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей и использование СИПР, которая при необходимости индивидуализируется. Рабочее место каждого обучающегося организуется в соответствии со специфическими потребностями детей с НОДА, особенностями развития и особыми образовательными потребностями конкретного ребёнка.
Вариант 6.4. - предназначен для образования детей, имеющих тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР). В структуре ТМНР — умственная отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, сочетающаяся с двигательными нарушениями, а в ряде случаев еще и с другими расстройствами (сенсорной, эмоционально-волевой патологией), а также соматическими расстройствами.
Слайд 4
Целевое назначение АОПЦелостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и коммуникации в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.
Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, воспроизводить учебные операции. Производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку и др.
Формирование готовности к самообразованию, определенный уровень познавательной культуры и познавательных процессов обучающихся.
Для достижения этой цели необходимы:
расширение прав ребенка и родителей;
уважение к личности ребенка;
учет образовательных интересов каждого ученика;
соответствие образовательного процесса возрасту;
обеспечение полноценного психического и физического развития;
охрана здоровья детей.
создание условий для достижения учащимися определенного уровня ключевых компетенций;
создание условий для развития новообразований младшего школьника произвольность, внутренний план действий, рефлексия, эмпатия);
развитие культуры учебного труда, коммуникативных навыков;
организация обучения учащихся начальной школы, ориентированная на
психологические и личностные особенности младших школьников.
Слайд 5
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
- формирование основ учебной деятельности;
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) на основе усвоения государственного образовательного стандарта;
- адаптация и социализация обучающихся с ОВЗ и инвалидностью к жизни в обществе;
- сохранение и укрепление здоровья;
- предоставление обучающимся возможности накопления социального опыта, сформированных в процессе изучения учебных предметов и знаний, умений и способов деятельности;
- обеспечение планируемых результатов по освоению целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, особыми образовательными потребностями;
- развитие личности обучающихся с НОДА в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости.
Слайд 6
подходы к формированию АОП
В основу разработки заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АОП для детей с НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это предусматривает возможность создания с учетом типологических (скорость, интенсивность, длительность протекания психических реакций) и индивидуальных особенностей развития разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АОП создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с НОДА требованиями к:
структуре образовательной программы;
условиям реализации АОП;
результатам образования.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержания образования.
В контексте разработки АОП реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
прочное усвоение обучающимися с НОДА знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с НОДА на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
Слайд 7
принципы формирования АОП
В основу формирования АОП образования обучающихся с НОДА и УО положены следующие принципы:
принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
онтогенетический принцип – разработка методики коррекционно-логопедического воздействия (связь речи с др. сторонами психики);
принцип преемственности, предполагающий при проектировании АОП ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся;
принцип целостности содержания образования: содержание образования едино; в основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «образовательной области»;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения детьми с НОДА всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни;
принцип сотрудничества с семьей.
Слайд 8
Физическое сопровождение
Адаптивная физическая культура (АФК) для детей с НОДА является направленным педагогическим процессом, а также методом активной терапии. Следовательно, физическое сопровождение должно органично сочетаться с другими коррекционными мероприятиями и учитываться при определении режима деятельности учащегося.
Физическое сопровождение включает в себя:
правильно организованное рабочее место;
индивидуальный ортопедический режим;
использование техники и приемов перемещения.
Слайд 9
Нормативно-правовую базу разработки АОП образования обучающихся с НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляют:
Нормативные правовые документы:Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 (ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ);
Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
Приказ Минобрнауки России от 8 мая 2019 г. № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»;
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 29.12.2010 № 189 (СанПиН 2.4.2.2821-10);
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 (СанПиН 2.4.2.3286-15);
Устав ОУ.
Слайд 10
Психологический портрет школьника с НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)Умственно отсталые - это обучающиеся, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речи и др.).
Дети с НОДА составляют широкую и неоднородную группу, основной характеристикой которой являются задержки формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций.
Дети с НОДА отличаются крайне замедленным темпом психомоторного развития, нарушениями физического статуса. Степень тяжести этих нарушений усугубляется общим недоразвитием двигательного опыта, бедной организацией произвольных движений, скованностью и напряженностью мышечного тонуса. У многих детей отмечаются нарушения осанки, сколиоз, деформации костно-мышечной системы, изменения формы стопы, контрактуры конечностей.
Слайд 11
Категории
Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей могут быть обусловлены врожденными или рано приобретенными заболеваниями и повреждениями. В психолого-педагогическом отношении детей с НОДА условно можно разделить на две категории, которые нуждаются в различных вариантах коррекционно-педагогической работы в условиях образовательного пространства.
К первой категории (с неврологическим характером двигательных расстройств) относятся дети, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата обусловлены органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Большинство детей этой группы составляют дети с ДЦП. Именно эта категория детей является наиболее изученной в клиническом и психолого-педагогическом аспектах и наиболее многочисленной в образовательных учреждениях. Так как двигательные расстройства при ДЦП сочетаются с отклонениями в развитии познавательной, речевой и личностной сферы, то наряду с психолого-педагогической и логопедической коррекцией основная часть детей данной категории нуждается также в лечебной и социальной помощи.
Ко второй категории (с ортопедическим характером двигательных расстройств) относятся дети с преимущественным поражением опорно-двигательного аппарата не неврологического характера. Обычно эти дети не имеют выраженных нарушений интеллектуального развития. У некоторых детей несколько замедлен общий темп психического развития и могут быть парциально нарушены отдельные корковые функции, особенно зрительно-пространственные представления. Дети данной категории нуждаются в психологической поддержке на фоне систематического ортопедического лечения и соблюдения щадящего индивидуального двигательного режима.
Слайд 12
особенности восприятия
Характер и тяжесть двигательных нарушений, возможные нарушения зрения и слуха предопределяют качественные особенности восприятия и переработки любой сенсорной информации, задержку темпа и сроков формирования сложных функций, основанных на интеграции сенсорной информации (зрительно-моторной координации и др.).
Особенности зрительного восприятия характеризуются изменением темпа восприятия, фрагментарностью и недифференцированностью, трудностями фиксации взгляда и удержания его на объекте, зрительного прослеживания за объектом/предметом. У детей с преимущественным поражением правых или левых конечностей наблюдается выпадение или значительное ограничение полей зрения, что не только затрудняет формирование сложных зрительно-моторных координаций, но и в значительной степени определяет трудности формирования первичных форм зрительной коммуникации (контакта «глаза в глаза»).
Особенности слухового восприятия характеризуются неустойчивостью ориентировочно-поисковых слуховых реакций. Ребенок не всегда ориентируется на источник звука, испытывает затруднения в определении направленности и силы звучания, в различении контрастных звучаний.
Внимание и память имеют ряд особенностей. Часто страдает произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость. Ребенок с трудом и на короткое время сосредоточивается на предлагаемом объекте или действии, часто отвлекается. Требуется дополнительное время для переключения внимания с одного вида деятельности на другой. Память может быть нарушена в системе одного анализатора (зрительного, слухового, двигательно-кинестетического). Мыслительные процессы характеризуются инертностью, низким уровнем операции обобщения.
Часто отмечается эмоциональная лабильность - разнообразные речевые расстройства. В качестве ведущих специалисты выделяют дизартрию (расстройство произносительной стороны речи, при котором расстройства артикуляции сочетаются с нарушениями голоса и дыхания) или анартрию (отсутствие звучащей речи).
Эти нарушения развития частных психических функций тормозят психическое развитие ребенка с ДЦП в целом. Однако прогноз психического развития детей с ДЦП связан не только и не столько с глубиной поражения опорно-двигательной системы. Решающее значение здесь имеют компенсаторные возможности ребенка (его внутренние ресурсы) и адекватные условия его социальной адаптации (внешние ресурсы).
Слайд 13
Структура АОПФГОС для обучающихся с НОДА с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяет дифференцированно, с учетом особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся, создавать варианты АОП (вариант 6.3, 6.4), которые содержат дифференцированные требования к структуре адаптированной программы, результатам ее освоения и условиям реализации.
В структуре каждого варианта АОП представлены:
Пояснительная записка, в которой раскрыты: цель и задачи, срок освоения АОП и психолого-педагогическая характеристика обучающихся (требования к развитию обучающихся).
Планируемые результаты освоения обучающимися с НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АОП.
Содержание образования:
Учебный план, включающий годовой календарный график организации учебного процесса (календарный учебный график).
Рабочие программы учебных предметов.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Программа внеурочной деятельности.
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АОП.
Условия реализации АОП:
кадровые условия,
финансово-экономические условия,
материально-технические условия.
Слайд.14
Разделы
Структура АОП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включает целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел определяет
общее назначение,
цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП образовательной организацией,
способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АОП;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АОП.
Содержательный раздел определяет
общее содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Включает:
программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов.
Организационный раздел определяет
общие рамки организации образовательного процесса,
механизмы реализации АОП образовательной организацией.
Организационный раздел включает:
учебный план с пояснительной запиской;
годовой учебный календарный график
систему специальных условий реализации АОП в соответствии с требованиями ФГОС.
Слайд15
Требования к структуре АОП для обучающихся с НОДА
Слайд 16
Требования к содержанию и организации образовательной деятельности
АОП определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне начального общего образования.
Вариант 6.3. предполагает, что обучающийся с НОДА получает образование, которое по итоговым достижениям не соответствуют требованиям к итоговым достижениям здоровых сверстников на всех этапах обучения и к моменту завершения школьного образования. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения.
Вариант 6.4. предполагает, что обучающийся с ТМНР в соответствии с уровнем развития интеллекта получает образование по АООП, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с НОДА, не имеющих дополнительные ограничения. На основе АОП организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую специфические образовательные потребности обучающегося с ТМНР. СИПР должна включать:
общие сведения об обучающемся;
характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка;
индивидуальный учебный план;
содержание образования в условиях организации и семьи;
условия реализации потребности в уходе и присмотре;
перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;
перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;
перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;
средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Кроме того, СИПР может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях.
При реализации Варианта 6.4. в форме обучения ребенка на дому или семейного образования обязательным является дозированное расширение его жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах. СИПР предусматривает не только адаптацию ребёнка к условиям домашней жизни, но и доступное ему социальное развитие.
Слайд 17
Требования к разработке вариантов АОП
На основе стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АОП с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
Вариант 6.3. предназначен для образования обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Обязательными являются организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей и использование СИПР, которая при необходимости индивидуализируется. Рабочее место каждого обучающегося организуется в соответствии со специфическими потребностями детей с НОДА, особенностями развития и особыми образовательными потребностями конкретного ребёнка.
Вариант 6.4. предназначен для образования детей, имеющих тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР). В структуре ТМНР - умственная отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая сочетается с двигательными нарушениями, а в ряде случаев еще и с сенсорной, эмоционально-волевой, а также соматическими расстройствами.
Слайд 18
АОП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса
Обязательная часть – выполняет требования ФГОС и реализуется в ОУ, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитации основным образовательным программам.
Формируемая часть – включает различные направления, выбранные участниками ОО из числа предлагаемых программ или созданных ими самостоятельно. Учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов семьи и педагогов.
Вариант 6.3 Обязательная часть АОП составляет - 70%, часть, формируемая участниками образовательных отношений - 30% от общего объема.
Вариант 6.4. Обязательная часть АОП составляет - 60%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса - 40% от общего объема.
В отдельных случаях соотношение объема обязательной части СИПР и части, формируемой участниками образовательного процесса, определяется индивидуальными образовательными возможностями обучающегося.
Слайд 19
Учебный план включает
обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область.
Предметная область: Физическая культура, Вариант 6.3.
Предметная область: Адаптивная физическая культура, Вариант 6.4.
Коррекционно-развивающая область: обязательная часть внеурочной деятельности
Слайд 20
обязательные предметные области
Вариант 6.3. Предметная область: Физическая культура.
Основные задачи реализации содержания:
Овладение основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций.
Овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
Овладение умениями включаться в занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна.
Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок.
Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни: соблюдение индивидуального режима питания и сна.
Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта. Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и других.
Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать.
Овладение основами доступных видов спорта в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся.
Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы.
Воспитание нравственных качеств и свойств личности.
Вариант 6.4. Предметная область: Адаптивная физическая культура (АФК).
Основные задачи реализации содержания:
Развитие восприятия собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.
Освоение доступных способов передвижения (в том числе с использованием ортопедических приспособлений).
Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
Коррекция двигательных навыков, координации движений, физических качеств. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности ходьба на лыжах, плавание и другие.
Слайд 21
Коррекционно-развивающая область: обязательная часть внеурочной деятельности
Коррекционно-развивающая область и основные задачи реализации содержания
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АОП.
Основные задачи реализации коррекционно-развивающей области.
Обеспечение коррекции индивидуального двигательного нарушения в зависимости от тяжести поражения опорно-двигательного аппарата.
Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук и коррекция ее нарушений.
Коррекционное воздействие и стимуляция процессов компенсации осуществляются в течение всего времени образования обучающихся с умственной отсталостью и НОДА.
Коррекционно-компенсаторная область носит строго индивидуализированный характер.
Слайд 22
Программа коррекционной работы 6.3. должна обеспечивать:
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК и индивидуальной программой реабилитации (ИПР);
возможность освоения АОП и их адаптации к условиям образовательного учреждения.
Слайд 23
Программа коррекционной работы 6.4 должна обеспечивать:
поддержание жизненно-важных функций организма (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов);
мотивацию двигательной активности;
поддержку и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений, обучение переходу из одной позы в другую;
освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации);
формирование функциональных двигательных навыков, которые ребенок в дальнейшем научится использовать в повседневной жизни;
развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;
формирование ориентировки в пространстве;
обогащение сенсомоторного опыта.
Слайд 24
Программы коррекционной работы должна содержать:
программы коррекционных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их адаптацию к условиям в образовательной организации и освоение ими АОП;
систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении АОП, выбор коррекционных мероприятий;
описание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе без барьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг тьютора, оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательных или других организаций.
Для обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в коррекционной части общеобразовательной программы должны быть предусмотрены занятия по коррекции недостатков двигательных и психических функций. Предметы коррекционного цикла следует определять в зависимости от имеющихся у детей нарушений:
недостатков общего психического развития;
преимущественно двигательных;
преимущественно речевых;
сочетание двигательных и речевых.
В зависимости от структуры нарушений коррекционно-развивающая работа с детьми данной категории должна строиться дифференцированно.
Слайд 25
Разрабатываемые программы характеризует выраженная практическая и профилактическая направленность. Изучение основ безопасной жизнедеятельности, здорового образа жизни должно способствовать овладению обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основными навыками здорового образа жизни, элементарными приемами, действиями в опасных ситуациях и при несчастных случаях, в том числе простыми способами оказания или поиска помощи, а также формированию стереотипов безопасного поведения в типичных ситуациях.
Формы организации внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительные мероприятия, досугово-развлекательные мероприятия, ролевые игры, занятия, развивающие ситуации, общественно полезная практика, спортивные игры, соревнования, дни здоровья, занятия в кружках, прогулки, тематические беседы, праздники, недели здорового образа жизни, мини-проекты, экологические акции, походы по родному краю и т.д.
Слайд 26
Обучение детей проводится с соблюдением следующих требований:
Сформированность базовых учебных действий определяется по завершению обучения с учетом индивидуально-личностных особенностей каждого обучающегося.
Для обучающихся срок обучения пролонгирован в начальных классах, включен 1 дополнительный класс, срок освоения АОП 9 (10) лет, профессиональная подготовка в школе не реализуется.
учебные занятия проводятся при 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре, декабре – по 4 урока по 35 минут каждый, январь – май – по 4 урока по 40 минут каждый);
в середине дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут;
обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. (7 календарных дней).
Продолжительность учебного года:
I дополнительные и I классы – 33 учебные недели;
II –IV классы – 34 учебные недели;
Продолжительность уроков в 1 классе в первом полугодии по «ступенчатому» режиму.
Продолжительность уроков составляет со 2-го класса 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет 10 минут, 2 перемены по 20 минут.
В середине учебного дня организована динамическая пауза продолжительностью не менее 30 минут.
Дополнительные кружковые занятия проводятся после перерыва в 40 минут, после последнего урока.
Слайд 27
Требования к условиям реализации АОП для обучающихся с НОДА
Требования к кадровым условиям
В штат специалистов организации, реализующей АОП для обучающихся с НОДА могут входить специалисты по адаптивной физкультуре (лечебной физкультуре), медицинские работники.
Если обучающийся с неврологическим профилем посещает организацию, не имеющую медицинских кадров, то необходимо, чтобы его обучение и воспитание сочеталось с лечением на базе медицинского учреждения или реабилитационного центра.
При необходимости образовательная организация может использовать сетевые формы реализации образовательных программ, которые позволят привлечь специалистов (педагогов, медицинских работников) других организаций к работе с обучающимися с НОДА для удовлетворения их особых образовательных потребностей.
Требования к материально-техническим условиям
В организации должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с НОДА в здания и помещения организации и их пребывания, а также обучения и воспитания (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.). С этой целью на территории предусматриваются плавные переходы (спуски) с одного уровня рельефа на другой, например, с тротуара на проезжую часть и другое. Объекты игровых площадок должны предусматривать возможность их использования детьми с различными нарушениями (зрения, слуха, координации, опорно-двигательного аппарата).
Вдоль коридоров необходимо сделать поручни по всему периметру, чтобы обучающийся с двигательной патологией, который плохо ходит, мог, держась за них передвигаться по зданию. Ширина дверных проёмов должна быть не менее 80-85 см., иначе ребенок на коляске в них не пройдет.
На каждом уроке после 20 минут занятий необходимо проводить 5-минутную физкультпаузу с включением лечебно-коррекционных мероприятий.
В организации должны быть помещения, как общие для всех типов школ, так и специальные:
кабинет медицинского назначения,
кабинет для ЛФК и массажа,
специально оборудованный физкультурный зал,
сенсорные комнаты релаксации.
Кабинет медицинского назначения с целью оказания квалифицированной медицинской помощи обучающимся, приобщение их к здоровому образу жизни, в том числе посредством обеспечения системы рационального питания (в том числе диетического), организации физкультурно-оздоровительных мероприятий и закаливания; обеспечение соблюдения в школе санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима.
Кабинет лечебной физкультуры должен быть оснащен тренажерами и приспособлениями, которые дают возможность специалистам применять современные технологии физической реабилитации для индивидуальной работы, для компенсации двигательной составляющей учебных навыков.
Организация может иметь следующее специальное оборудование - средства передвижения:
различные варианты инвалидных колясок (комнатные, прогулочные, функциональные, спортивные), подъемники для пересаживания, ходунки, костыли, трости; специальные поручни, пандусы, съезды на тротуарах и другое.
Специально оборудованный физкультурный зал
Содержательная область "Адаптивная физическая культура" должна обеспечивать обучающимся с НОДА возможность физического самосовершенствования, даже если их физический статус значительно ниже общепринятой нормы. Для этого оснащение физкультурных залов должно предусматривать как обычное (для спортивных залов школ), так и специальное адаптированное оборудование для детей с различными нарушениями развития, включая тренажеры, специальные велосипеды (с ортопедическими средствами) и другие.
Обучение детей с НОДА должно осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы. Педагоги и администрация организации должны регулярно запрашивать рекомендации к осуществлению лечебно-профилактического режима, учитывающие возрастные изменения.
Требования к организации рабочего места ребёнка с НОДА, в том числе для работы удаленно.
В случае необходимости (выраженные двигательные расстройства, тяжелое поражение рук, препятствующее формированию графо-моторных навыков) рабочее место обучающегося с НОДА должно быть специально организовано в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. При организации учебного места учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти ребенка. Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения, как индивидуальной, так и групповой форм обучения.
Требования к техническим средствам комфортного доступа ребёнка с НОДА к образованию (ассистивные средства и технологии).
В организациях, осуществляющих реализацию АОП и программы коррекционной работы для обучающихся с НОДА, должны быть созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, обеспечивающих достижение каждым обучающимся с НОДА максимально возможных для него результатов обучения.
Слайд 28
Требования к результатам освоения АОП для обучающихся с НОДА
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения АОП:
- личностные,
- метапредметные,
- предметные.
Слайд 29
Личностные результаты освоения АОП
6.3. Личностные результаты освоения АООП НОО обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей включают:
индивидуально-личностные качества,
специальные требований к развитию жизненной социальной компетенции,
ценностные установки.
и должны отражать:
развитие чувства любви к матери, членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;
развитие мотивации к обучению;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела и другими;
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
развитие положительных свойств и качеств личности;
готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
Слайд 30
Личностные результаты освоения АОП
6.4. Возможные личностные результаты освоения АООП обучающимися с НОДА с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР) заносятся в СИПР с учетом их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей и могут включать:
осознание себя, как "Я";
осознание своей принадлежности к определенному полу;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
отражают:
развитие адекватных представлений о окружающем социальном мире,
овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе,
понимание собственных возможностей и ограничений, умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения;
развитие самостоятельности,
овладение общепринятыми правилами поведения;
наличие интереса к практической деятельности.
Слайд 31
Метапредметные результаты освоения АОП.
Вариант 6.3 и 6.4 Не предусматриваются
Слайд 32
Предметные результаты освоения АОП 6.3.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА с легкой степенью умственной отсталости предметные результаты должны отражать:
Овладение основными представлениями о собственном теле.
Знание основных частей тела.
Знание о значение укрепления костно-мышечной системы человека.
Выполнение доступных упражнений, направленных на укрепление костно-мышечной системы (упражнения на развитие правильной осанки, дыхательные упражнения, упражнения для расслабления мышц, общеразвивающие и корригирующие упражнения и т.д.).
Овладение в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями организма основными двигательными качествами: сила, ловкость, быстрота, вестибулярная устойчивость.
Овладение представлениями о возможностях и ограничениях физических функций.
Представление о влиянии адаптивной физической культуры на организм: значение ходьбы, спортивных игр, гимнастических упражнений и т.д. для укрепления здоровья человека.
Представление о двигательном, ортопедическом режиме и соблюдение основных правил.
Владение навыками самоконтроля при выполнении физических упражнений.
Знание и соблюдение правил техники безопасности при выполнении физических упражнений.
Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
Осознание связи между физическими нагрузками и телесным самочувствием (усталость и появление болевых мышечных ощущений после физических нагрузок).
Осознание значения подготовительных упражнений (разминки) для формирования положительного настроя к занятиям по физической культуре и сглаживания негативных самоощущений
Овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
Овладение гигиеническими навыками при выполнении физических упражнений;
Соблюдение режима питания и сна.
Осознание значение здорового образа жизни как одного из условий поддержания физической и творческой активности человека
Овладение умениями включаться в доступные и показанные ребёнку подвижные игры и занятия на свежем воздухе.
Овладение музыкально-ритмической деятельностью в процессе выполнения доступных упражнений с предметами: танцевальных и ритмико-гимнастических упражнений; игр под музыку.
Организация и участие в подвижных играх, доступным ученикам;
Участие в занятиях на свежем воздухе (лыжная подготовка)
Формирование умения следить за своим физическим состоянием, отмечать и радоваться любому продвижению в росте физической нагрузки, развитию основных физических качеств.
Контроль самочувствия во время выполнения физических упражнений (рассказ о самоощущениях, измерение частоты сердечных сокращений).
Отслеживание продвижения в росте физической нагрузки и в развитии основных физических качеств.
Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и возможности.
Способность взаимодействовать и устанавливать межличностные контакты во время проведения эстафет, подвижных и спортивных игр и других мероприятий.
Способность рассказать о своих ощущениях, возникающих в процессе и после выполнения физических упражнений.
Понимание инструкций для участия в играх и по выполнению физических упражнений.
Знание правил организации игр под музыку, спортивных и подвижных игр.
Освоение доступных видов музыкально-ритмической и физкультурно-спортивной деятельности легкая атлетика (ходьба, бег, прыжки), гимнастика, подвижные и спортивные игры и другие.
Интерес к музыкально-ритмической и физкультурно-спортивной деятельности.
Овладение в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями доступными видами физкультурно-спортивной деятельности.
Получение удовлетворения от занятий адаптивной физической культурой.
Слайд 33
Предметные результаты освоения АОП 6.4.
восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.
- освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела:
сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств);
- освоение двигательных навыков, координации движений,
соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью
умение устанавливать связь телесного самочувствия с физической нагрузкой:
- усталость после активной деятельности, болевые ощущения в мышцах после физических упражнений.
Слайд 34
Результаты освоения коррекционно-развивающей области АОП
Планируемые результаты программы коррекционной работы должны уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с НОДА. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы определяется ПМПК и ИПР в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.
Слайд 35
Итоговая оценка качества освоения обучающимися АОП
6.3. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с НОДА АОП является достижение предметных результатов и достижение результатов освоения программы коррекционной работы.
6.4. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с НОДА АОП является достижение результатов освоения программы коррекционной работы (специальной индивидуальной программы развития).
Система оценки должна ориентировать на:
социальную адаптацию и нравственное развитие;
на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и предметов (курсов) коррекционно-развивающей области.
Слайд 36
Организация и содержание занятий по АФК для детей с НОДА.
Основным средством АФК являются различные движения в виде дозированных физических упражнений, проводимых под руководством и с помощью педагога ЛФК.
Длительность занятия составляет обычно 35 минут.
Групповые занятия имеют целью не только нормализацию двигательной деятельности, но и ускорение социальной реабилитации детей, поддержание уверенности в том, что они являются полезными членами общества. Оптимальное количество детей в группе - не больше 8-10 человек. На групповых уроках дети, благодаря наклонности к подражанию, быстрее осваивают отдельные движения и навыки, обучаясь и копируя друг - друга. Очень важен эмоциональный фон урока. С этой целью часто используют музыкальное сопровождение. Музыка способствует успокоению и расслаблению, освоению ритмических и плавных движений.
Малоподвижные игры (например, шахматы) применяются для тренировки внимания и координации. Подвижные игры направлены на совершенствование двигательных навыков в меняющихся условиях, на улучшение функций различных анализаторов, обладают мощным общетонизирующим и эмоциональным воздействием.
Гимнастические упражнения позволяют точно дозировать нагрузку на различные сегменты тела, они в первую очередь развивают мышечную силу, подвижность в суставах, координацию движений. Гимнастические упражнения выполняются:
без предметов и с различными предметами ( с гимнастической палкой, обручем, мячом);
с дополнительным грузом, упражнения на мячах различного диаметра, на гимнастическом оборудовании.
Гимнастические упражнения прикладного характера:
построения и перестроения;
ходьба и бег, передвижение при помощи технических средств (ходунки, коляска);
ритмические и танцевальные упражнения.
передвижение по гимнастической стенке;
преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания;
передвижение по наклонной гимнастической скамейке;
упражнения с предметами в силу их особого значения для детей, вынесены в данный раздел и представлены большим практическим материалом, который необходимо освоить с учениками для обогащения их двигательного опыта (это упражнения с гимнастическими палками, малыми мячами, с флажками, обручами).
Самостоятельные занятия:
дыхательные упражнения,
упражнения для расслабления мышц,
упражнения для формирования функций равновесия, прямостояния,
упражнения для формирования свода и подвижности стоп,
упражнения для развития пространственной ориентировки и точности движений.
Нетрадиционных форм занятий адаптивной физической культурой можно выделить:
занятия в сухом бассейне, заполненном разноцветными шариками.
Тело ребёнка в бассейне всё время находится в безопасной опоре, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, стимулируется чувствительность. Занятия развивают общую двигательную активность, координацию движений и равновесие.
Развитие вестибулярного анализатора. Сюда входят:
упражнения для ориентировки в пространстве, такие как прыжки с поворотом, с переменой положения тела и др.;
кувырки, перекаты, группировки;
упоры, стойка на коленях
Лёгкая атлетика.
броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
При прохождении программы особое внимание нужно уделять формированию правильной, устойчивой и быстрой ходьбы, с индивидуальной коррекцией дефектов походки. Учителю физического воспитания необходимо знать об особенностях ходьбы в аппаратах, с костылями, с палочкой, знать основные деформации нижних конечностей, меры ортопедической профилактики, требования ортопедического режима.
Слайд 37
Просветительская работа с родителями (законными представителями)Просветительская работа с родителями (законными представителями) направлена на повышение уровня знаний по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, формирования безопасного образа жизни включает:
проведение родительских собраний, семинаров, лекций, тренингов, конференций, круглых столов и т.п. с приглашением медицинских работников;
организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению оздоровительных, природоохранных мероприятий, спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
В содержательном плане просветительская работа направлена на ознакомление родителей широким кругом вопросов, связанных с особенностями психофизического развития детей, укреплением здоровья детей, созданием оптимальных средовых условий в семье, соблюдением режима дня в семье, формированием у детей стереотипов безопасного поведения, повышением адаптивных возможностей организма, профилактикой вредных привычек, дорожно-транспортного травматизма и т. д.
Эффективность реализации этого направления зависит от деятельности администрации школы, всех специалистов, работающих в образовательной организации (педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, медицинских работников и др.). Отслеживание динамики развития и состояния здоровья рассматривается регулярно на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума и службы психолого-педагогического медико-социального сопровождения школы, что позволяет достичь высоких результатов коррекционно – развивающей работы.
26