СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар на тему: "Использование современных образовательных технологий, способствующих повышению мотивации учащихся на уроках истории и обществознания"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар на тему: "Использование современных образовательных технологий, способствующих повышению мотивации учащихся на уроках истории и обществознания"»

«Использование современных образовательных технологий, способствующих повышению мотивации учащихся на уроках истории и обществознания »    «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя».  Народная мудрость  Расламбекова Хава Вахаевна учитель истории и обществознания

«Использование современных

образовательных технологий,

способствующих повышению

мотивации учащихся на уроках истории и обществознания »

  • «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя».
  • Народная мудрость

  • Расламбекова Хава Вахаевна
  • учитель
  • истории и обществознания
 ПРИТЧА О ТРЕХ КАМЕНОТЕСАХ Работали три человека. Под палящим зноем они делали тяжелую работу- обрабатывали камни. Все делали одно и то же, но когда спросили, чем они занимаются, каждый ответил по-своему. Один безрадостно сказал: «Я обтесываю камни». Другой ответил: «Я зарабатываю на жизнь». А третий сказал: « Я строю храм»

ПРИТЧА О ТРЕХ КАМЕНОТЕСАХ Работали три человека. Под палящим зноем они делали тяжелую работу- обрабатывали камни. Все делали одно и то же, но когда спросили, чем они занимаются, каждый ответил по-своему. Один безрадостно сказал: «Я обтесываю камни». Другой ответил: «Я зарабатываю на жизнь». А третий сказал: « Я строю храм»

Создание условий для мотивации учебной деятельности обучающегося - важнейшее требование в организации современного урока. Только такой подход превращает ученика в субъект познавательной деятельности (субъект – тот кто осуществляет деятельность) т.е надо создать такие условия, чтобы обучающийся захотел учиться. Развитие обучающихся тесно связано с формированием познавательного интереса к предмету. Познавательная деятельность человека, как и любой другой вид деятельности, всегда имеет мотив – побуждение, показывающее, ради чего человек выполняет данную деятельность.

Создание условий для мотивации учебной деятельности обучающегося - важнейшее требование в организации современного урока. Только такой подход превращает ученика в субъект познавательной деятельности (субъект – тот кто осуществляет деятельность) т.е надо создать такие условия, чтобы обучающийся захотел учиться. Развитие обучающихся тесно связано с формированием познавательного интереса к предмету. Познавательная деятельность человека, как и любой другой вид деятельности, всегда имеет мотив – побуждение, показывающее, ради чего человек выполняет данную деятельность.

 Мотивация  – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения необходимых целей  Умение заинтересовать обучающихся — одно из направлений инновационного педагогического поиска, как для молодого специалиста, так и для опытного профессионала.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения необходимых целей

Умение заинтересовать обучающихся одно из направлений инновационного педагогического поиска, как для молодого специалиста, так и для опытного профессионала.

 ЦИКЛ МОТИВАЦИИ ПОТРЕБНОСТИ УСИЛИЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ДЕЙСТВИЕ

ЦИКЛ МОТИВАЦИИ

ПОТРЕБНОСТИ

УСИЛИЯ

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

ДЕЙСТВИЕ

   Отметки; Вынужденный долг; Учёба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения; Избегание наказания: Внутренние мотивы в обучении: Удовлетворение от самой деятельности; Прямой результат деятельности; Стремление к успеху, Понимание необходимости для жизни; Учение как возможность общения Отметки; Вынужденный долг; Учёба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения; Избегание наказания: Внутренние мотивы в обучении: Удовлетворение от самой деятельности; Прямой результат деятельности; Стремление к успеху, Понимание необходимости для жизни; Учение как возможность общения

  • Отметки; Вынужденный долг; Учёба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения; Избегание наказания: Внутренние мотивы в обучении: Удовлетворение от самой деятельности; Прямой результат деятельности; Стремление к успеху, Понимание необходимости для жизни; Учение как возможность общения
  • Отметки;
  • Вынужденный долг;
  • Учёба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения;
  • Избегание наказания:
  • Внутренние мотивы в обучении:
  • Удовлетворение от самой деятельности;
  • Прямой результат деятельности;
  • Стремление к успеху,
  • Понимание необходимости для жизни;
  • Учение как возможность общения

Что дает высокая мотивация учения ребенку: - Чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи; -Повышение собственной значимости;  -Признание учителей и сверстников; -Развитие творческих способностей;  -Гордость собой и своими успехами;  -Статус успешного человека.

Что дает высокая мотивация учения ребенку:

- Чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;

  • -Повышение собственной значимости;
  • -Признание учителей и сверстников;
  • -Развитие творческих способностей;
  • -Гордость собой и своими успехами;
  • -Статус успешного человека.

     Формы организации занятий разнообразны.  Это беседы, игры, наблюдения, коллективные, групповые и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ, коллективные путешествия, посещение объектов с исследовательской целью.

    Формы организации занятий разнообразны.

Это беседы, игры, наблюдения, коллективные, групповые и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ, коллективные путешествия, посещение объектов с исследовательской целью.

Дифференцированный подход к организации учебного процесса Обучение в сотрудничестве Проблемное обучение Проектные и исследовательские методы Педагогические инновационные методики и технологии Игровые методы Технология развития «критического мышления»  Иформационно-коммуникационные технологии Интерактивные методы

Дифференцированный подход к организации учебного процесса

Обучение в сотрудничестве

Проблемное обучение

Проектные и исследовательские методы

Педагогические инновационные методики и технологии

Игровые методы

Технология развития «критического мышления»

Иформационно-коммуникационные технологии

Интерактивные методы

Технологии проблемного обучения Одним из часто используемых методов технологии проблемного обучения является метод открытых вопросов и “кейс-метод” (метод оценки и анализа реальной жизненной ситуации). При этом обобщаются и актуализируются знания, которые необходимо усвоить при разрешении проблемы. Данный метод, прежде всего:  улучшает владение теорией;  учит правилам ведения дискуссии;  развивает коммуникативные навыки;  развивает аналитическое мышление;  развивает навыки разработки и оценки альтернативы.

Технологии проблемного обучения

Одним из часто используемых методов технологии проблемного обучения является метод открытых вопросов и “кейс-метод” (метод оценки и анализа реальной жизненной ситуации). При этом обобщаются и актуализируются знания, которые необходимо усвоить при разрешении проблемы.

Данный метод, прежде всего:

  • улучшает владение теорией;
  • учит правилам ведения дискуссии;
  • развивает коммуникативные навыки;
  • развивает аналитическое мышление;
  • развивает навыки разработки и оценки альтернативы.

Применение кейс технологии на уроке обществознания

Ситуация

Гражданин Н. приобрёл в магазине три метра ткани на костюм, но его жена посчитала этот выбор неудачным, ей не понравился цвет, и она с тканью отправилась в магазин, чтобы заменить её на более подходящий материал. Чек был сохранён. Но в магазине, несмотря на то, что с момента покупки прошло несколько часов, ткань обменять отказались, мотивируя это тем, что товар качественный, без дефектов.

Опираясь на соответствующую статью закона «О защите прав потребителей», объясните, кто прав в этой ситуации - покупатель или магазин?

Обучающиеся обсуждают ситуацию, изучают необходимые документы и находят выход из предложенной ситуации.

Таким образом, кейс-метод позволяет формировать следующие базовые компетентности современного человека и гражданина:

-информационную (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

-коммуникативную (умение эффективно сотрудничать с другими людьми)

-социальную (умение включиться в социум, успешность карьеры, предупреждение конфликтов, мобильность, толерантность);

Применяется при выполнении 27 задания ЕГЭ

Технология критического мышления Изучая новую тему на стадии вызова, а также при закреплении материала на уроках можно использовать один из приемов технологии критического мышления – понятийное колесо:  Ключевое понятие

Технология критического мышления

Изучая новую тему на стадии вызова, а также при закреплении материала на уроках можно использовать один из приемов технологии критического мышления – понятийное колесо:

Ключевое понятие

Понятийное колесо на уроке обществознания в 8 классе. Тема «Что такое общество» Люди Богатые, бедные Современ ное общество Страна Общество защиты природы ОБЩЕСТВО Футболь ная команда китайцы Класс Средневековое общество Российское  общество

Понятийное колесо на уроке обществознания в

8 классе.

Тема «Что такое общество»

Люди

Богатые,

бедные

Современ

ное

общество

Страна

Общество

защиты

природы

ОБЩЕСТВО

Футболь

ная

команда

китайцы

Класс

Средневековое

общество

Российское

общество

Практическое использование игры на уроках истории Игры – головоломки  – это занимательные задачи и задания, в которых умственная нагрузка замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, необычной формой представления задания. Например такие игры – головоломки как: «Слово по вертикали», «Восстанови изображение», «Восстанови карту», «Проложи дорогу к храму», «Пирамиды» и другие. «Карты прошлого и настоящего».  За основу берётся один из путей военных походов или маршрутов путешествий какого-либо исторического деятеля (военные походы Александра Македонского, Наполеона, Юлия Гая Цезаря, Александра Суворова; маршруты Колумба, Афанасия Никитина). На уроке ребята отмечают его на контурной карте. Дома нужно будет показать этот же путь, но с современными названиями географических пунктов. Игра позволяет осуществить связь времён прошлой и настоящей эпохи, углубить знания исторической карты.

Практическое использование игры на уроках истории

Игры – головоломкиэто занимательные задачи и задания, в которых умственная нагрузка замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, необычной формой представления задания. Например такие игры – головоломки как: «Слово по вертикали», «Восстанови изображение», «Восстанови карту», «Проложи дорогу к храму», «Пирамиды» и другие.

«Карты прошлого и настоящего». За основу берётся один из путей военных походов или маршрутов путешествий какого-либо исторического деятеля (военные походы Александра Македонского, Наполеона, Юлия Гая Цезаря, Александра Суворова; маршруты Колумба, Афанасия Никитина). На уроке ребята отмечают его на контурной карте. Дома нужно будет показать этот же путь, но с современными названиями географических пунктов. Игра позволяет осуществить связь времён прошлой и настоящей эпохи, углубить знания исторической карты.

Работа с понятийным аппаратом

Учащимся при изучении темы "Финикийские мореплаватели", предлагается задание определить, о каких географических названиях говориться в тексте.

...1.. же, по-видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает к ..2..; это, насколько мне известно, первым доказал Нехо, царь ..3.. . После прекращения строительства канала из ..4.. в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал им держать через ..5.., пока не достигнут ..6.. и таким образом не возвратятся в Египет. Финикияне вышли из ..7.. и затем поплыли оп ..8.. . Осенью они пристали к берегу и, в какое бы место в ..1.. ни попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули ..5.. и прибыли в ..3.. . По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит, кто хочет), во время плавания вокруг ..1.. солнце оказывалось у них на правой стороне. Геродот. "История в девяти книгах".

1. Азия.

2. Геракловы столпы (Гибралтарский пролив).

3. Египет.

4. Красное море.

5. Ливия (Африка).

6. Нил.

7. Северное море (Средиземное море).

8. Южное море (Индийский океан).

При выполнении задания учащиеся не только развивают картографические умения и навыки, но и устанавливают по карте местоположение древних географических названий, соотносят их с современными.

С помощью такого вида деятельности мы приходим к успешному выполнению 20 задания ЕГЭ по обществознанию.

На занятии работают двое – педагог и обучающийся, и только правильно организованная работа может побуждать обучающегося заниматься.  Таким образом, активное использование инновационных образовательных технологий позволяет решить проблему повышения мотивации обучающихся к учебной деятельности. Позитивная мотивация к учебе может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия: • мне интересно то, чему меня учат; • мне интересен тот, кто меня учит; • мне интересно, как меня учат.

На занятии работают двое – педагог и обучающийся, и только правильно организованная работа может побуждать обучающегося заниматься.

Таким образом, активное использование инновационных образовательных технологий позволяет решить проблему повышения мотивации обучающихся к учебной деятельности. Позитивная мотивация к учебе может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:

мне интересно то, чему меня учат;

мне интересен тот, кто меня учит;

мне интересно, как меня учат.

Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!