Методическое сопровождение программы
Успех достижения поставленной цели и задач общеобразовательной программы напрямую зависит от грамотного и полноценного методического сопровождения программы, которое включает:
Методические материалы
Демонстрационные пособия можно разделить на две группы: натуральные и изобразительные. К натуральным пособиям относятся материалы, инструменты, станочное оборудование, модели кораблей и судов, образцы готовых изделий и т.п. К изобразительным пособиям относятся макеты, фотографии, чертежи, диаграммы, видеофильмы, протоколы соревнований, технологические схемы и др. В каждом конкретном случае педагог подбирает и готовит для занятия наиболее оптимальные наглядные пособия.
Каждое пособие – фабричное и самодельное – должно отвечать учебно-воспитательным задачам, быть убедительным, достоверным и соответствовать возрастным особенностям учащихся. Пособия должны помогать учащимся находить общее и типичное в конкретных объектах. Педагог сочетает демонстрацию пособия с объяснением. Сочетание демонстраций натуральных предметов со словом педагога делает обучение более доходчивым, побуждает у учащихся интерес к трудовому заданию, будит у них творческую инициативу. В результате наблюдения образца готовой модели учащиеся сами устанавливают, с чего начинать работу, из каких элементов построить узел или деталь, какие использовать материалы, с помощью каких инструментов и какими приемами осуществить необходимые технологические операции.
Графическое изображение выполняемых операций в технологической схеме способствует более осознанному их выполнению и дает возможность учащимся контролировать свои действия. Особенно это важно на начальном этапе обучения, когда учащиеся еще недостаточно хорошо представляют результаты своего труда.
Высокоэффективным является сочетание демонстраций изображения с использованием литературы.
Таблицы. При изучении материалов, инструментов, приемов работы, организации трудовой деятельности, изучении техники безопасности широко используются таблицы. Например, таблица формул для определения размеров разверток гнутых деталей из листового металла, при объяснении приемов работы использует как иллюстрации, а во время практической работы – как инструкцию.
На занятиях, наряду с демонстрацией готовых пособий, педагогу зачастую приходится выполнять рисунки, эскизы и чертежи изделий на бумаге или подвесной доске.
Дидактические материалы – видеофильмы, компьютерные программы, методические разработки, модели – призеры соревнований, наглядные пособия, образцы моделей, плакаты, стендовые модели, стенды, схемы, технологические карты, чертежи.
Методические рекомендации по организации и ведению образовательной работы по программ
…Методика работы по программе строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельную активность самих обучающихся, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий, стремлении к победе, успеху.
Для успешной реализации программы используются современные методы формы занятий, которые помогают сформулировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности.
Выбор того или иного метода осуществляется в тесной связи с целями обучения, развития и воспитания обучающихся, а также особенностями содержания учебного материала.
Традиционными методами организации учебно-познавательной деятельности являются методы обучения, которые можно подразделить на: словесные, наглядные (демонстрационные), практические, репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, исследовательские.
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до учащихся определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить творческие способности. В зависимости от источника информации методы обучения подразделяют на три основных вида: словесные, наглядные (демонстрационные), практические.
Наиболее распространенные в практике работы педагога с обучающимися в мастерской судомоделизма получили такие словесные методы как объяснения, инструктаж, рассказ и беседа. Выбор метода в процессе обучения зависит от содержания занятия, уровня подготовки и опыта учащихся. Объяснение должно характеризоваться лаконичностью и четкостью изложения. При подготовке к работе над моделью и ее отдельными деталями педагог объясняет, как рационально организовать рабочее место, при планировании работ – как составить чертеж и определить последовательность изготовления деталей и узлов моделей. В процессе обучения педагог знакомит учащихся со свойствами материалов и назначением инструментов, рациональными действиями при постройке моделей, приемами и операциями, новыми техническими терминами.
Инструктаж следует рассматривать как подробнейшее объяснение способа трудовых действий, направленное на корректировку практической деятельности учащихся. Педагогу следует различать вводный, текущий и заключительный инструктаж.
Вводный инструктаж включает в себя: постановку конкретных задач, как в процессе построения модели, так и при работе с моделью в ходе подготовки к соревнованиям, характеристику необходимых операций, объяснение приемов изготовления деталей и узлов модели, способы проведения самоконтроля.
Текущий инструктаж включает в себя объяснение допущенных ошибок, выяснение причин неправильной работы и объяснение правильных приемов.
Заключительный инструктаж включает в себя анализ хороших работ и правильных действий, характеристику допущенных ошибок и оценку работы учащихся.
Рассказ применяется педагогов в основном для сообщения новых знаний и должен быть четким, лаконичным, сочетать в себе точные технические сведения с ярким живым повествованием. Использование метода рассказа целесообразно при изучении теоретических разделов программы таких как: вводное занятие, общие сведения о военных кораблях и гражданских судах, принципы конструирования кораблей и судов, единая классификация кораблей и судов, правила проведения соревнований по судомодельному спорту, проектирование моделей кораблей и судов. Рассказ может быть построен на индуктивном, дедуктивном и генетическом принципах. В первом случае педагог знакомит учащихся с конкретными объектами техники и постепенно переходит к обобщениям; во втором – знакомит учащихся с общими понятиями, а затем иллюстрирует их конкретными примерами; в третьем – подводит учащихся к пониманию объектов, показывая историю их возникновения.
На рассказы педагога на занятиях в рамках программы отводится сравнительно мало времени. Поэтому, содержание повествования должно быть разумно кратким, строго соответствовать теме занятия, сопровождаться демонстрацией иллюстраций, рисунков, фотографий, макетов, моделей, чертежей, материалов, инструментов, оборудования, графических пособий и др. При употреблении новых терминов педагог должен четко произносить их и записывать на подвесной доске. Рассказ должен быть достоверным, логически последовательным, четким, доказательным, доступным для понимания учащихся.
Беседа имеет целью приобретения новых знаний и закреплению их путем устного обмена мнениями педагога и учащихся. Беседа способствует активизации мышления, обсуждению учебного материала, установлению связи между теорией и практикой. Беседа может использоваться на различных этапах занятия. Проводимая в начале занятия беседа помогает учащимся устанавливать связи с предшествующими занятиями, определять материалы и инструменты необходимые для работы, представлять последовательность процесса постройки модели.
В ходе практической работы могут возникнуть необходимость проведения текущей беседы, в которой путем постановки конкретных вопросов и ответов на них, педагог передает дополнительную информацию, необходимую для коррекций действий учащихся. После окончания практической работы проводится итоговая беседа, основная задача которой – привлечение самих учащихся к обсуждению работ, обучению их критическому отношению к результатам своего труда. Большое образовательно-воспитательное значение имеют беседы, проводимые после соревнований, выставок, экскурсий.
Основным методом проведения занятий по программе является практическая работа по решению творческих заданий, изготовлению моделей, макетов, приспособлений и др.
Наряду с традиционными методами обучения рекомендуется применять метод проектов и кооперированную деятельность учащихся. Метод проектов используется на занятиях в течение всего периода обучения. Он способствует включению учащихся в проектную культуру не только как ее наследников, но и творцов, формированию у них адекватной самооценки, поднятию их имиджа в социуме. Каждый учащийся выполняет ряд проектов (по одному в год). Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным особенностям учащегося. Важно, чтобы при выполнении проектов, учащиеся участвовали в выявлении потребностей мастерской в модели того или иного класса, наглядном пособии, приспособлении и т.п.
Индивидуальный подход к учащимся. Важное значение имеет индивидуальный подход педагога к учащимся, который обусловлен главным образом их физиологическими, психологическими и личностными особенностями. Учет индивидуальных особенностей обучающихся требует от педагога оптимального сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения. Последние приобретают особую актуальность в настоящее время, когда социально-экономические и другие изменения в обществе требует усиление внимания к развитию личности каждого учащегося. Необходимое условие правильного осуществления индивидуального подхода – систематическое и всестороннее изучение педагогом каждого из учащихся в процессе бесед с ним и наблюдений за его работой, поведением на занятиях. В качестве основного принципа обучения здесь выступает развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству.
Методы воспитания
Беседа, метод примера и образца, педагогическое требование, создание воспитательных ситуаций, поощрение, наблюдение, анализ результатов творчества – является методами воспитания. В целях оказания воспитательного воздействия на отдельных учащихся педагог нередко с помощью ученического коллектива проводит индивидуальную работу, направленную на укрепление дисциплины, развития профессиональных интересов, аккуратности, точности, трудолюбия, ответственности, других нравственных, а также волевых качеств.
…Таким образом, в процессе обучения в мастерской судомоделизма живое восприятие технических объектов и явлений неразрывно связывается с их осмыслением. В результате обучения дети должны подготовиться к практической деятельности, которая возможна на основе понятий, суждений и умозаключений, связанных в сознании обучающегося с четкими конкретными образами соответствующих объектов, процессов и действий.