СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методика формирования информационной культуры младших школьников на внеурочных занятиях по информатике
Методика формирования информационной культуры младших школьников на внеурочных занятиях по информатике
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире особую ценность для человека представляет информация. Роль информации в нашем обществе возрастает ввиду нескольких процессов: сейчас человек живёт в эпоху информационного взрыва, быстрого развития процесса массовой коммуникации, повсеместного проникновения информационных технологий во все социальные сферы. Поэтому сегодня успешность человека во многом зависит от его умения быстро и качественно овладевать новыми технологиями, адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям труда, рационально организовывать самостоятельную деятельность. Начавшаяся информатизация общества не могла обойти стороной и систему образования. С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире во ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включены умения работать с информацией. Информационная культура предполагает овладение умениями приёма, переработки, выдачи информации, преобразования информации (чтение, конспектирование); владение массмедийными, мультимедийными технологиями, компьютерной грамотностью; электронной почтой, Интернет-технологией; умение работать с библиотечными каталогами. Значимым является накопление опыта и готовность работать с информационным потоком в устной и письменной, печатной и электронной формах.
Период обучения в начальной школе – особенно значимый для начала формирования информационной культуры личности. Самым удобным школьным предметом, формирующим информационную грамотность, является информатика. К сожалению, согласно ФГОС НОО информатика не выделяется как самостоятельный предмет, а переплетается с математикой, составляя единую предметную область «Математика и информатика». Однако, педагог для реализации задач по формированию информационной культуры младших школьников может широко использовать внеурочные занятия по информатике в начальных классах. Все вышесказанное обосновывает актуальность выбранной темы и определяет проблему исследования.
Проблема заключается в противоречии между необходимостью формирования информационной культуры детей младшего школьного возраста на уроках информатики и недостаточной разработанностью педагогических методов и приемов в этом направлении.
Объект исследования - информационная культура младших школьников.
Предмет исследования - педагогические методы формирования информационной культуры младших школьников на внеурочных занятиях по информатике.
Цель - выявление рациональных по затратам и эффективных по результатам методов работы с информацией в начальной школе на внеурочных занятиях по информатике.
Гипотеза: процесс формирования информационной культуры младших
школьников будет эффективен, если сопровождать образовательный процесс использованием информационно-коммуникационных технологий.
Цель и гипотеза данного исследования определила необходимость решения следующих задач:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования, выявить сущность и значение понятия «информационная культура личности».
2. Выявить критерии и показатели сформированности информационной культуры младших школьников.
3. Провести анализ возможностей формирования информационной культуры младших школьников на внеурочных занятиях по информатике.
4. Разработать и апробировать педагогические методы формирования информационной культуры младших школьников на внеурочных занятиях по информатике и оценить их эффективность.
Для проверки и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ, систематизация, обобщение литературы по изучаемой проблеме;
2. Эмпирические: наблюдение;
3. Диагностические: методика «Работа с информацией» А. Н. Матвеевой, анкета «Выявление начального уровня владения навыками использования средств ИКТ младшими школьниками» Е. И. Булин-Соколовой.
Теоретическая значимость данной выпускной квалификационной работы определяется тем, что результаты и выводы экспериментального исследования о формировании информационной культуры у младших школьников представляют собой определенный материал для теоретических обобщений и дальнейшего более глубокого изучения общих закономерностей.
Практическая значимость работы заключается в разработке внеурочных занятий, которые впоследствии могут быть использованы учителями начальных классов.
Подходы к определению понятия «информационная культура»
В настоящее время существуют различные подходы к определению феномена «информационная культура». В научной и учебной литературе публикуется множество взглядов, порой противоположных. Однозначного и всеобъемлющего определения этому понятию исследователи не дают.
Исторический подход к пониманию информационной культуры наиболее полно представлен в работах К. К. Колина, А. И. Ракитова, Э. П. Семенюка и др. В рамках этого подхода делается акцент на анализ генезиса информационной культуры, выявляется ее конкретно историческая и социальная обусловленность и, как результат, предпринимаются попытки формирования исторической модели информационной культуры, в которой и «должны сочетаться временной фактор и перечни компонентов информационной культуры» [9].
Согласно историческому подходу, генеалогическое информационное древо нашей цивилизации уходит корнями в глубины истории, к простейшим формам информационных связей и информационного общения.
Первую информационную революцию связывают с появлением языка, с технологией устной речи, её передачей, запоминанием, возможностью трансляции в пространстве и времени. Древняя дореволюционная информационная среда была соразмерна индивидуальному человеческому сознанию и отличалась невысокой скоростью распространения информации.
Вторая информационная революция связана с изобретением письменности. Это изобретение позволило не только обеспечить сохранность уже накопленных человеческим обществом знаний, но и повысить достоверность этих знаний, создать условия для их широкого распространения. Кроме этого, появление документальных носителей информации расширило сферу общения, диапазон его форм и возможностей и создало предпосылки для возникновения нового этапа развития информационной культуры.
Изобретение книгопечатания – одна из первых эффективных информационных технологий, приведшая к третьей информационной революции, которая радикально изменила производство (индустриальное общество), культуру и способ организации общественной и исторической деятельности. Произошел взрывообразный рост количества используемых в обществе информационных документов, а самое главное – началось и более широкое распространение информации, научных знаний и информационной культуры. Книгопечатание дало возможность собрать все достижения человеческой мысли предшествующих поколений и ускорить процесс получения знаний, позволило тиражировать тексты для большого количества людей одновременно и потребовало, в свою очередь большего распространения грамотности среди людей.
Четвертая информационная революция, начавшаяся в XIX веке, связана с изобретением и последующим применением в практике электричества и таких средств коммуникации, как радио, телефон, телевизор. Эти средства означали грандиозный переворот с точки зрения скоростей передачи информации, объемов памяти и возможности накопления знаний. Данный этап информационной истории человечества привел к формированию новой личности с иным уровнем информированности и информационной культуры.
Переход к новому электронному этапу информационной истории человечества обеспечила пятая информационная революция, связанная с использованием в практике средств цифровой вычислительной техники. Особенно бурное развитие этот процесс получил в последние тридцать лет, когда были сконструированы и стали широко выпускаться промышленностью персональные ЭВМ. Их появление произвело подлинный переворот в информационной сфере общества, во многом изменило психологию и практику научной, педагогической и производственной деятельности людей.
Сегодня информатизация общества оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. Именно поэтому, по мнению К.К. Колина, разворачивающийся на наших глазах процесс информатизации общества следует квалифицировать как новую социотехническую революцию, информационную основу которой составляет шестая информационная революция, результатом которой станет формирование на нашей планете новой цивилизации – информационного общества [12, с. 130].
С точки зрения исторического подхода, содержание и характер информационной культуры меняются в условиях трансформации информационной среды жизни общества. Каждый новый этап совершенствования информационной культуры не отвергает составляющие информационной культуры предыдущих этапов, а включает их в себя как необходимые, тем самым обогащая содержание информационной культуры.
В настоящее время существует большое количество определений информационной культуры.
Энциклопедия культурологии даёт такое определение: «Информационная культура – совокупность норм, правил и стереотипов поведения, связанных с информационным обменом в обществе» [13, с. 237].
Понятие «информационная культура» определяют в широком и узком смысле [21]. В широком смысле информационная культура – это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. В узком смысле информационная культура – это оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.
Информационная культура личности выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе [16, с. 15]. Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека, причем, как правило, этот процесс имеет, как правило, стихийный характер, зависящий от степени возникновения перед личностью задач.
2. Особенности формирования «информационной культуры» младших школьников
Самым благоприятным периодом для формирования информационной культуры является младший школьный возраст. Поэтому, в рамках данной работы целесообразно рассмотреть общие тенденции развития учащихся младших классов.
Младший школьный возраст это особый период в развитии ребёнка. Он связан, в первую очередь, с поступлением в школу, с переходом к новому ведущему виду деятельности - учебной. Именно в школе ребенок, впервые сталкивается с большим объемом информации. Несформированность познавательных интересов, информационная «всеядность», отсутствие избирательного подхода к приобретению информации, слабая нервная система, не способная противостоять информационному прессингу - характерные психологические проблемы младшего школьника. Компьютер, телевизор, другие средства массовой информации, общение, обмен сведениями заполняют досуг ребенка, расширяют его знания и представления об окружающем мир, но неизбежно вызывают утомление ребенка [10, с. 147]. Все это, как правило, может повлечь за собой такие проблемы как «информационные перегрузки», «информационная неразборчивость», «информационная дезориентация».
Современному учителю необходимо, учитывая все перечисленные особенности данного возраста, подготовить ребенка к жизни в информационном обществе на основе формирования у него информационной компетентности, алгоритмического стиля мышления и исследовательских навыков. Основные задачи педагогов начальных классов по формированию информационной культуры - воспитание у младших школьников информационных вкусов, формирование навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально рациональной форме.
Согласно разделу 3.2 ФГОС НОО, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: «… использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов …; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; …умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета» [1, с. 16].
В младшем школьном возрасте ребенок овладевает системой действий, которая обеспечивает успешную познавательную деятельность на всех последующих этапах обучения. Цель школы на современном этапе развития общества состоит не в том, чтобы просто обеспечить учащегося суммой знаний, а в том, чтобы научить ребенка учиться, самосовершенствоваться в течение всей жизни. Ведь современный ритм жизни, быстрый темп развития всех ее сфер показывает, что сегодня невозможно овладеть знаниями раз и навсегда. Учиться необходимо на протяжении всей жизни потому, что только тогда у образованного человека есть возможность не отстать от достижений века. Получается, что нынешнего учащегося необходимо ориентировать не на получение определенного готового набора знаний, а на умение добывать информацию, самостоятельно извлекать из нее необходимые знания, т. е. творчески подходить к процессу познания.
И. Я. Лернер отмечает: «информационная компетентность личности имеет непосредственное отношение к общеучебным знаниям и умениям, т. е. это взаимосвязанные знания и умения, которые обеспечивают успешное усвоение различных учебных предметов». [15, с. 41] Приобретение и обработка информации невозможна без развития общеучебных умений. Таким образом, процесс формирования информационной культуры школьников можно и нужно рассматривать не как альтернативу, а как составную часть программы формирования умений общеучебного характера.
В соответствии с целями и задачами формирования информационной культуры, представленными в Стандарте второго поколения начального общего образования, можно выделить следующие критерии информационной компетентности выпускников начального общего образования:
знание о том, какие источники информации существуют;
умение использовать различные источники информации;
умение использовать компьютерные технологии;
умение выделять недостоверные и сомнительные элементы;
умение находить альтернативную и дополнительную информацию;
умение обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, интерпретировать полученную информацию и выносить суждение по рассматриваемой теме и аргументировать его.
умение описать и представить результаты своей работы;
умение вводить и оформлять текст на компьютере.
умение работать со средствами Интернета [1, с. 15].
3. Виды внеурочной деятельности по информатике
Все учебные дисциплины начальной школы обеспечивают формирование информационной культуры обучающегося. Огромную помощь в этом направлении современным педагогам оказывают информационные технологии (ИТ). Современные информационные технологии — это цифровые технологии, необходимые для создания, распространения и передачи информации. К ним относятся: программное обеспечение, компьютерное оборудование, электронные учебники, Интернет, мультимедийные средства, принтеры, фото- и видеокамеры, сканеры и т.д.
Неограниченные возможности использования ИТ в образовательном процессе предоставляют занятия по информатике. Как уже отмечалось во введении, уроки информатики в начальной школе, как самостоятельной дисциплины, согласно ФГОС НОО, не предусматриваются.
Зато, педагогами широко используются такие виды внеурочной деятельности, как кружок, конкурсы, факультативные занятия, ведение классного уголка, олимпиады, выпуск газеты, летний компьютерный лагерь и т.п. [2].
Рассмотрим отдельные виды из них:
1. Кружок. Начиная со 2 класса для детей, проявляющих большой интерес к информатике, создаются кружки, которые проводиться регулярно с постоянным составом школьников параллельных классов. Кружки проходят не чаще двух раз в учебную неделю и имеют общую продолжительность не более 60 минут. Занятия творческой деятельностью на кружках с применением информационных технологий должны организовываются не раньше, чем через час после учебных занятий. Тематика кружков может быть самая разная: «Компьютерный дизайнер»; «Игромания»; «Юный программист»; «Компьютер – художник» и т.п. [5, с. 145].
2. Факультативы. Организуются для всего класса. Такие занятия ориентированы на более углубленное приобретение знаний и навыков материала по информатике. Проводятся один раз в учебную неделю в компьютерном классе.
4. Конкурсы, олимпиады. Для того чтобы выявить лучшего знатока информатики в классе проводятся тематические конкурсы. Тема такого конкурса, время его проведения обсуждаются заранее. Преподаватель проводит работу по объяснению и разъяснению задач и целей, для того, чтобы у школьников проявились интерес и желание к участию. Олимпиады имеют такие же цели, как и конкурсы. Олимпиады позволяют из параллельных классов выбрать более способных школьников, которые проявляют интерес к нешкольной информатике. Олимпиады обычно проводятся в 3 этапа: школьный, районный, городской [14, с. 100].
5. Уголок современной информатики. Ведению внеурочной деятельности по информатике способствует и наличие классного уголка. В нем могут быть размещены выпуски школьной газеты, вырезки из журналов, газет о новинках в компьютерной технике и играх. Также здесь могут быть размещены занимательные задания по информатике. Для организации контроля над подобными заданиями в классном уголке может быть помещена таблица результатов, в которой размещен список учащихся класса и коробка или конверт для их ответов. По истечении определенного срока преподаватель проверяет конверты с ответами, оценивает работу в баллах, а результаты заносит в таблицу. Ошибки анализируются или после уроков, или на внеклассном занятии [5, с. 154].
6. Выпуск тематических газет. Если учащиеся уже в достаточной мере овладели навыками работы на ПК, то выпуск газет следует набирать в текстовом редакторе и после распечатать. Иначе газета может быть стенной. Темами для выпусков могут служить следующие высказывания: «Компьютер в жизни человека», «Как появился и из чего состоит компьютер?», «Информация в жизни человека», «Интернет – запретов нет», «Вирусы и антивирусы» и т.п. Но, выпуски газет могут быть, и посвящены не только темам по информатике, но и жизни школы, класса. Номера могут выходить периодически. И поэтому целесообразнее выпускать номера газеты после изучения какой-либо темы или раздела по информатике; по итогам проведенного мероприятия или к празднику [5, с. 156].
Необходимо помнить о том, что внеурочное занятие любого вида и формы это не урок, поэтому структура занятия должна отличаться от структуры урока. Психологическая атмосфера на внеурочных занятиях должна носить неформальный характер. Это способствует формированию равноправных отношений учащихся. Важно подчеркивать достижение ребенком результатов, побуждая его к самостоятельному поиску путей решения поставленных задач [5, с. 201].
Внеурочная деятельность, продолжая урочную деятельность, должна органично ее дополнять. Осуществление взаимосвязи и преемственности урочной и внеурочной деятельности становится механизмом обеспечения полноты и цельности образования.
4. Использование средств ИТ в формировании информационной культуры
Средства обучения – орудия деятельности учителя и учеников, которые представляют собой материальные и идеальные объекты, вовлекаемые в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности.
В традиционном учебном процессе на занятиях информатики такими средствами являются: печатные издания (учебники, учебно-методические пособия, справочники), записи на доске, плакаты, дидактические материалы, а также слово преподавателя. Но традиционный подход к обучению уже не оправдывает себя в настоящее время, которое можно охарактеризовать, как время информационных технологий.
В последнее время средства обучения существенно изменились. В их состав вошли электронные учебники, средства Интернет, мультимедиа, педагогические программные средства (ППС) и др. Сегодня очевидно, что преподаватель, ведущий занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, имеющий выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках привычной «меловой технологии».
Одним из самых распространенных современных средств формирования информационной культуры обучающихся являются презентации. Их использование решает сразу несколько задач. Во-первых, помогают осваивать школьникам информационные технологии, а во-вторых, делают ход урока более информативным, познавательным, плодотворным. Презентация может использоваться, как для изучения нового материала, получения новой информации, так и для повторения пройденного. Хотя презентация и мощный инструмент доведения новой информации до ученика, учителю необходимо продумать, сколько времени будет занимать презентация. Много времени использования ИКТ тоже может сыграть и отрицательную роль. Всего должно быть в меру. Презентация дополняет, восполняет информацию.
Для подготовки к презентации учитель или ученик используют Интернет, сканирование. Презентация, как правило, делается в программе Power Point. Список возможности этой программы очень большой. Презентация заменяет копирование, рисование сложных схем или таблиц. Учебный материал можно упростить и показать в рамках одной презентации, которая найдет живой отклик у детей.
При составлении презентации для обучающихся начальной школы необходимо придерживаться следующих правил:
не нужно загромождать слад большим количеством информации. Не желательно использовать больше двух картинок на слайде. Размер шрифта не меньше 24-28 пунктов.
анимацию лучше использовать один раз в течение 5 минут.
презентацию нужно делать в одном стиле. Чтобы все слайды были оформлены одинаково, в одном стиле фон, цветовая гамма, толщина линий также должна быть одинаковой.
фон и шрифт должны контрастировать, чтобы не было слияния. Например, если фон темный, тогда шрифт использовать светлый. И наоборот.
презентация должны дополнять, а не повторять, то о чем говорится в тексте. И в тоже время идти синхронно с текстом.
лучше не использовать музыкальное сопровождение. Использовать можно в том случае, если есть в этом необходимость, смысловая нагрузка.
Презентации - важный и чрезвычайно полезный элемент процесса обучения, поскольку учитель может не только продемонстрировать содержательный материал по изучаемой теме, но формировать определенную логику мышления, так как все презентации строятся по одной и той же логической схеме:
- Первый слайд - это всегда заголовок презентации.
- Второй слайд - определение термина или общее пояснение к теме.
- Два-три слайда посвящаются иллюстрациям, примерам, применению объекта изучения, то есть выделению его наиболее ярких особенностей.
- Последний слайд - итог, то есть, выделяется то главное, что должно быть понято и должно остаться в памяти учащихся.
Таким образом, каждая презентация - это открытая дидактическая единица, которая состоит из нескольких слайдов [2, с. 131].
Незаменимым средством формирования информационной культуры является - интерактивная доска. Электронная интерактивная доска - огромный сенсорный экран, на котором с помощью маркера можно вызывать различные функции пользовательского интерфейса. Электронные интерактивные доски позволяют сочетать все преимущества классической презентации с возможностями высоких технологий. Мультимедиа-проектор, подключенный к электронной интерактивной доске, позволяет работать в мультимедийной среде, сочетая классический тип презентации с демонстрацией информации из интернета, с видеомагнитофона, с компьютера, DVD-дисков, флэш-памяти или с видеокамеры. Она вносит в учебный процесс новое качество, поскольку не только заметно облегчает подготовку и проведение урока, но и открывает такие возможности, которые до появления интерактивных досок просто не существовали. Учителя хорошо знают, сколько времени приходится тратить, чтобы начертить мелом на доске обычное геометрическое построение, особенно, если это делает не учитель, а ученик (о пыли уже не говорим). А с помощью программного обеспечения, поставляемого вместе с интерактивной доской, это требует нескольких секунд: в качестве фона задаем клетчатую поверхность (как в тетрадке), затем выбираем нужную фигуру и двумя-тремя прикосновениями маркера к доске рисуем прямую линию, круг или треугольник. При необходимости, изменяем размеры фигуры, поворачиваем ее или переносим на другой участок интерактивной доски. Если случайно была сделана ошибка, то простым прикосновением маркера стираем неправильную часть и рисуем заново. Ученик также более уверенно чувствует себя у интерактивной доски, потому что не боится сделать ошибку при выполнении чертежа. Более того, ему это просто интересно. Вместо "скучного" мела на доске можно рисовать (чертить) цветными "чернилами". Следовательно, повышается мотивация в процессе урока [20] .
Например, можно использовать следующие задания по информатике в начальной школе с использованием интерактивной доски:
Сгруппируй предметы по форме, цвету, размеру (фигуры выбираются из коллекции которая есть в каждой интерактивной доске).
Разбей фигуры на группы по признакам (абсолютно любым). Фигуры дети двигают пальцами или обводят маркерами, приложенными к доске.
Собери новую фигуру (Это задание очень нравится младшим школьникам. Они сами двигают фигуры и получают забавные картинки, оно развивает творческие способности и воображение.).
Обведи фигуру (это можно сделать двумя способами: маркерами и линиями с панели управления доской).
Составьте закономерности из фигур.
Удалите или добавьте лишнюю фигуру.
Все эти задания создают условия для активной мыслительной деятельности детей, развития их творческой самостоятельности, познавательного интереса к математике, внимания, логического мышления, фантазии, воображения, смекалки.
Множество готовых интерактивных заданий с использованием технологии Flash можно найти на портале Единой Коллекции Цифровых образовательных ресурсов [21].
Большой экран позволяет работать всем вместе, помогает донести материал до каждого ученика в классе. Никакое другое оборудование для учебного класса не дает таких возможностей. На большом экране можно вывести главные понятия и определения, что позволяет лучше запомнить данную информацию детям с преобладающей зрительной памятью. Ученики могут делать записи на доске маркером, рисовать поверх любых приложений, выделять главные мысли, фиксировать свои наблюдения. Например, при изучении темы «Алгоритмы» предлагается расставить по порядку картинки, подписать номера команд, и выстроить алгоритм. Дети сами могут подписать маркером номера команд, перетянуть картинки и выстроить их в нужном порядке. Встроенный инструмент «перо» позволяет сделать процесс решения кроссвордов, шарад и т.п. вещей доступным широкой публике. А такой приём, как зашторивание экрана, позволяет проводить опросы с само- или взаимопроверкой. Ещё существует замечательный инструмент «лупа», с помощью которого можно сконцентрировать внимание учеников на отдельном фрагменте рисунка.
Таким образом, использование интерактивной доски открывает новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей. Но прежде всего, следует помнить, что доска - всего лишь инструмент, а эффективность учебного процесса во многом зависит от мастерства преподавателя и качества специализированного программного обеспечения.
Для контроля знаний можно использовать интерактивные тесты. Это позволяет провести контроль в игровой форме, сделав его незаметным для учеников, помогает создать благоприятную психологическую обстановку на уроке. Очень удобна для реализации данной задачи программа Hot Potatoes. Эта инструментальная программа - оболочка предоставляет преподавателям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания и тесты для контроля и самоконтроля учащихся без знания языков программирования и привлечения специалистов в области программирования. В состав Hot Potatoes входят 5 блоков программ для составления заданий и тестов разных видов. Каждый блок может быть использован как самостоятельная программа:
JQuiz (викторина) – вопросы с множественным выбором ответа (4 типа заданий).
JCloze – заполнение пропусков.
JMatch – установление соответствий (3 типа заданий).
JCross – кроссворд.
JMix – восстановление последовательности [21].
Все упражнения выполняются в режиме самоконтроля (режим тестирования предусмотрен только для вопросов с множественным выбором ответа). Результат выполнения заданий оценивается в процентах. Неудачные попытки приводят к снижению оценки.
Таким образом, уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Однако, нужно не беспорядочно пользоваться средствами информационных технологий, а придерживаться определенных правил. Прежде всего, понимать, что средства ИТ не являются целью, это лишь средство проведения занятия, чтобы достичь поставленных задач. Эти технологии не противоречат общему ходу занятия, а помогают его проводить. Технологии не замещают учителя, а лишь усиливают отдельные приемы обучения. Залог успешного обучения как раз и заключается в комплексном соединении учебного материала и ИТ.
5. Описание формирующего этапа исследования
Наша задача - повысить уровень сформированности информационной культуры младших школьников. Для этого в качестве внеурочной формы учебной деятельности были выбраны факультативные занятия. Были разработаны 3 темы занятий:
«Информация вокруг нас» (Приложение 3).
«Устройство компьютера» (Приложение 4).
«Интернет и его возможности» (Приложение 5) .
Все занятия связаны между собой, каждое следующее является логическим продолжением предыдущего. Тематика занятий выбрана не случайно. Данные темы доступны восприятию второклассника, каждая предоставляет возможность дать обучающимся первоначальные умения и навыки информационной культуры. Количество занятий ограничено непродолжительностью периода прохождения преддипломной практики с18 апреля по 15 мая 2022 г. Занятия проводились один раз в неделю и имели продолжительность 45 минут.
Все занятия рационально и чётко спланированы. Каждое направлено на выполнение определенной цели. Занятия включали в себя 5 этапов. Первый этап традиционный – организационный. Второй – этап актуализации. На нем перед детьми ставилась проблема, решение которой подводило их к теме занятия. На третьем этапе вводились новые понятия по информатике для второклассников: информация, компьютер, Интернет. На четвертом этапе отрабатывались элементарные практические навыки работы с компьютером.
Целью первого занятия было формирование у обучающихся понятия «информация» и умения работать с ней. Для реализации данной цели в качестве основного педагогического метода использовалась дидактическая игра. Во втором классе игра для детей еще остается естественным видом деятельности, в ней учащиеся чувствуют себя непринужденно, свободно. Игра в этом возрасте выступает как средство стимуляции познавательной активности, т. к. предоставляет возможность добывать знания не рутинным путем, а увлекательными упражнениями.
На занятии «Информация вокруг нас» были использованы следующие игры:
1. Игра «Назови информацию». По правилам игры педагог показывал учащимся предмет: карандаш, ручка, тетрадь, книга. Школьники должны были описать его, называя как можно больше его признаков и качеств, т. е. собрать и предоставить как можно больше информации о нем.
2. Игра «Выбери нужное». Детям раздавались карточки с заданиями: выберите примеры звуковой, визуальной информации: шум дождя, вид из окна, вкус персика, лай собаки, запах духов, просмотр телевизора, плеск прибоя, вкус чая и т. д. Это позволило детям сделать выводы о способах получения и передачи информации:
Аудиальная (звуковая) - с помощью слуха;
Визуальная (зрительная) - с помощью зрения;
Обонятельная - с помощью обоняния;
Вкусовая - с помощью вкуса;
Тактильная - с помощью осязания.
На втором занятии «Устройство компьютера» задача заключалась в том, чтобы познакомить учащихся с составом персонального компьютера и с назначением его основных устройств. По итогам рефлексии самым интересным заданием для учащихся на этом занятии было отгадывание загадок на соответствующую тематику. Особенно понравилось детям, что задание выполнялось непосредственно на компьютере. Дети, боле близко знакомые с компьютером помогали тем, кто только начинал свое практическое знакомство.
Третье занятие «Интернет и его возможности» было направлено на знакомство детей с сетью Интернет и с правилами безопасной работы в ней. На данном уроке были применены интерактивные задания. На этапе актуализации знаний использовалось задание на нахождения соответствия между термином и его характеристикой. Школьники самостоятельно перемещая предмет по экрану мышкой, находили его правильное местоположение. Положительный и сильный эмоциональный отклик получило задание «Разгадывание ребуса».
На этапе по формированию навыков работы с интернетом детям были предложены карточки с адресами web-страниц: http://LearningApps.org/view1190033, http://LearningApps.org/watch?v=prjpwv1cj01
Данные ресурсы были заранее добавлены в закладки браузера в папку «Безопасный Интернет». Учащиеся с удовольствием заходили на предложенные web-странички и выполняли интерактивные задания «Пары», «Правила». В конце урока был организован просмотр мультфильма «Безопасный Интернет».
На всех занятиях активно использовались презентации. Они, во-первых, помогали осваивать школьникам информационные технологии, а во-вторых, делали ход урока более информативным, познавательным, плодотворным.
На всех занятиях была продумана чёткая организация учебного труда, строгая дозировка учебной нагрузки, времени работы за компьютером. В течение занятия происходила постоянная смена видов деятельности во избежание переутомления школьников и снижения их сосредоточенности и внимательности.
Каждое занятие заканчивалось подведением итогов и рефлексией. Детям предлагалось выразить свое отношение к занятию, оценить свою работу. В целом все занятия прошли на высоком эмоциональном подъёме. Дети работали инициативно, с интересом. Проведенные занятия можно считать удавшимися.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное теоретическое исследование показало, что вопросы влияния информационной среды на становление личности приобретают первоочередное значение. В настоящее время на первый план выступает задача сохранения в «человеке информационном» «человека понимающего», способного к самостоятельному творчеству и полноценному развитию. Ведущая роль в решении этой задачи принадлежит системе образования, перестройка которого должна обеспечить подготовку личности с развитой информационной культурой. Сильные конкуренты – интернет и электронные СМИ. Сами родители и ученики теперь гораздо требовательнее и школа должна не только успевать и за своими учениками, и за развитием общества и за информационными потоками, но и опережать все это. В силу сказанного формирование информационной культуры младших школьников является приоритетом государственной политики в области информационной безопасности и модернизации образования.
В работе рассмотрена возможность организации учебного процесса на ступени начального общего образования с использованием различных средств, методов и технологий обучения, способствующих формированию основ информационной культуры младшего школьника. Показано, что достижение намеченной цели невозможно без формирования у школьников знаний, умений, необходимых для осуществления поиска, критической оценки информации, ее обработки, восприятия, понимания и использования в практических целях. Обозначены виды заданий, направленных на формирование качеств информационной культуры младшего школьника.
Проведенное исследование позволило прийти к следующим выводам:
1) информационная культура личности является частью общей культуры, к важнейшим ее составляющим в контексте образовательной деятельности можно отнести: знания, позволяющие человеку ориентироваться в информационном пространстве; умения в области получения, передачи, хранения и использования информации;
2) целесообразность включения внеурочных занятий позволяет расширить знакомство младших школьников с ИТ;
3) с применением компьютерных технологий образовательный процесс становится более результативным, динамичным, информационно емким, основной акцент переносится на активную работу с информацией учащегося.
В работе рассмотрены требования к внеурочным занятиям. Можно отметить, что такие занятия по информатике схожи с требованиями к урокам информатики в необходимости переключения внимания учащихся с технологических аспектов выполнения компьютерных заданий на содержательные, работа учащихся за компьютером во время занятия также не должна превышать 15 минут.
Подводя итог работы можно сделать вывод, что подбор эффективных методов, приемов, средств и технологий для формирования информационной культуры младшего школьника на внеурочных занятиях позволяет не только достигнуть планируемого результата, но и перевести содержание образования на качественно новый уровень организации и представления учебной информации
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования: письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 // Методист. 2011. № 9
Агеева, И. Д. Занимательные материалы по информатике и математике: Методическое пособие/ И. Д Агеева.– М.: ТЦ Сфера, 2016. – 240с.
Гендина, Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие. М.: Школьная библиотека, 2015. – 288 с.
Григорьев, В.Д., Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор/ В.Д. Григорьев, П.В. Степанов П.В. М.: Просвещение, 2019. – 218с.
Истомина, Н. Б., Тихонова Н. Б. Формирование умений рассуждать в процессе решения логических задач // Начальная школа. 2014. № 7. – С. 87-91.
Капранова, И. А. Словарно-орфографическая работа как средство интеллектуального развития учащихся // Начальная школа. 2019. № 12. – С. 16-18.
Ким, Н.А., Корабейников Г.Р., Камышева В.А. Занимательная информатика для младших школьников// Информатика и образование. – 2017. - №2. – С13.
Колин, К. К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика / К. К. Колин. - Москва: Акад. Проект, 2016. - 349 с. ISBN 5-88687-089-X
Константинов, Б. Б. Формирование основ информационной культуры младших школьников: дисс. к. пед. н. М., 2015. – 273 с.
Кравцов, С. С. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния детей /С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. – 2016. - №12.
Крылова, С.П., Левченко И.В. Необходимость и возможность обучения мультимедийным технологиям на уроках информатики в начальной школе // Бюллетень лаборатории математического, естественно-научного образования и информатизации. Рецензируемый сборник научных трудов. Т. V. Воронеж: Научная книга, 2013. – С. 130–134.
Культурология. XX век: энциклопедия / гл. ред., сост. С. Я. Левит. - Санкт-Петербург: Университетская книга, 1998. - ISBN 5-7914-0027-6
Левченко, И.В. Методологические вопросы методики обучения информатике в средней общеобразовательной школе: учебно-метод. пособие для студентов педвузов и университетов. М.: МГПУ, 2012. – С. 100–102.
Лернер, И. Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. - Москва: Знание, 2014. - 64 с.
Лоскутова, Н. Е. Формирование информационной грамотности младших школьников // Начальная школа. 2016. № 7. – С. 13-18.
Люгзаева, С. И. Методические подходы к проектированию урока русского языка в начальной школе в условиях реализации системно-деятельностного подхода // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 1 (29). – С. 72-73.
Малых, Т.А. Наши дети во всемирной паутине Интернета // Начальная школа плюс До и После. – М. 2007, № 7. С. 8-11.
Прохорова, С. Ю. Диагностика формирования информационной компетентности младших школьников: методическое пособие / С. Ю. Прохорова, Е. А. Хасьянова, Н. М. Фоминых. - Москва: Русское слово, 2013. - 94 с. - ISBN 978-5-91218-879-4
Ракитов, А. И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры. Пример России // Вопросы философии. 1994. № 4. – С. 14-34.
Демидов, А. А. Информационная культура, информационная грамотность и компьютерная компетентность [Электронный ресурс]. URL: http://www.ifap.ru/projects/infolit.htm (дата обращения: 12.03.2021).
Интернет-портал. Информационная культура, информационная грамотность и компьютерная компетентность [Электронный ресурс]. URL: https://ifap.ru/projects/infolit.htm (дата обращения: 12.03.2021).
Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды [Электронный ресурс]. URL: http://scipro.Ru/conf/monographeeducation-1.pdf (дата обращения: 12.03.2021).
Резван, Е. Р. Использование компьютерных презентаций на уроках математики для развития познавательного интереса обучающихся [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/doklad-ispolzovanie-prezentaciy-na-urokah-matematiki1338798.html (дата обращения: 12.03.2021).
Приложения
Приложение 1
Диагностическая методика «Работа с информацией»
Цель: оценка уровня развития информационных умений.
Материал: бланк с текстом и открытыми заданиями.
Ход проведения: школьнику выдается бланк диагностической работы
и предлагается выполнить задания по тексту.
Уважаемый ученик! Внимательно прочитай текст и выполни задания.
Ива расцвела.
На опушке леса расцвела ива. Листьев на дереве ещё нет, а ветви в цветах – в жёлтых пушистых шариках. Вся ива кажется большим жёлтым шариком. Жёлтый шар гудит – так много пчёл берут в нём первый мёд. К вечеру захолодало. Шар умолк. Одни пчёлы успели улететь в ульи. Другие остыли – нет сил махать крылышками. Остались ночевать на цветах.
Подчеркни то, что ты знал об иве синим карандашом, а что узнал
сейчас – красным.
Подчеркни зелёным карандашом слова, которые помогут ответить
на вопрос: «Почему иву автор сравнил с жёлтым шаром?».
Выпиши слова, отвечающие на вопрос: «Как выглядит ива в пору
цветения?».
Хотел бы ты узнать о данном растении больше? Если да, то что
именно?
Напиши, в каких источниках ты больше всего можешь найти
информацию о пчелах.
Если сможешь, раздели текст на две логические части.
Придумай название каждой части.
Как бы по-другому ты назвал этот текст?
Назовите месяц, когда цветёт ива, если не можете это сделать укажите, где можно найти ответ на этот вопрос?
10. Какова главная мысль данного текста?
Интерпретация результатов:
Выделяется 3 уровня развития информационных умений:
Низкий – правильно выполнены следующие задания: 1, 5, 9, 10
Средний – правильно выполнены следующие задания: 1-7, 9, 10
Высокий – правильно выполнены все задания.
Приложение 2
Анкета «Выявление начального уровня владения навыками использования средств ИКТ младшими школьниками».
Умеешь ли ты включать компьютер?
a) да,
b) нет.
Умеешь ли ты выключать компьютер?
a) да,
b) нет.
Компьютер состоит из:
а) монитор, системный блок, клавиатура, мышь
б) монитор, системный блок
в) монитор, клавиатура, мышь
г) мышь, принтер, сканер
4. Мышь предназначена для:
а) ввода информации
б) вывода информации
в) для управления
5. Клавиатура предназначена для:
а) ввода информации
б) вывода информации
в) для управления
6. Монитор предназначен для:
а) ввода информации
б) вывода информации
в) для управления
7. Знаешь ли ты что такое главное меню?
a) да,
b) нет.
8. Умеешь ли ты работать с текстом на компьютере?
a) да,
b) нет.
9. Умеешь ли ты сохранять текстовый документ?
a) да,
b) нет.
10. Используешь ли ты компьютер для подготовки к урокам?
да,
нет.
11. Пользуешься ли ты Интернетом?
да,
нет.
12. Посещал ли ты познавательные сайты?
да,
нет.
Интерпретация результатов: при обработке результатов ответ:
а) - 1 балл,
b) – 0 баллов.
Выделяется 3 уровня владения навыками использования средств ИКТ
младшими школьниками:
10-12 баллов – высокий уровень;
6-9 баллов – средний уровень;
5 баллов и менее – низкий уровень.
Приложение 3
Конспект факультативного занятия по информатике
Тема: Информация вокруг нас
Цель: формирование у обучающихся понятия «информация», умения работать с ней.
Задачи:
образовательные - сформировать понятие «информация», рассмотреть различные способы работы с ней;
воспитательные - воспитывать внимательность, стремление довести дело до намеченного результата;
развивающие - развитие логического мышления, стимулирование познавательной активности обучающихся.
Оборудование: доска, проектор, презентация, карточки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята. Все расселись? Все готовы? Проверим все ли присутствуют на уроке.
2. Актуализация знаний.
Мне захотелось прочитать вам стихотворение:
Всё что мы слышим,
А также и видим
Всё, что чутьё повседневно даёт.
Вкус нам подскажет,
Что-то запах покажет
Всё информацией мы назовём.
Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим? (Об информации)
Тема сегодняшнего занятия «Информация вокруг нас». На экране слайд №1. (Тема урока)
3. Этап введения понятия об информации.
Информацию люди получают всю жизнь. Получая информацию, мы учимся разговаривать, играть, читать. Вопросы, ответы, просьбы, смех и слезы – все это информация. Общение людей друг с другом дома и в школе, на улице и на работе связано с получением и передачей информации. Любая совместная деятельность людей (работа, игра, учеба, спорт) невозможна без обмена информацией. Информация – это сведения об окружающем нас мире.
Давайте сыграем в игру, которая называется “Назови информацию”
Правила игры: я показываю вам предмет, а вы должны дать как можно больше информации о нем. (Набор предметов: карандаш, ручка, тетрадь, книга). Школьники описывают предмет, называя как можно больше его признаков и качеств.
На экране слайд №2
О чем говорят эти жесты?(варианты ответов: внимание, молодец, будем друзьями.)
Подумайте, как мы передаем информацию друг другу? Что используем для этого? (варианты ответов: слова, предложения, жесты, эмоции, мимика)
А теперь подумайте, как мы получаем информацию? (варианты ответов: видим, слышим, чувствуем на ошупь)
Итак, можно выделить следующие виды информации:
Аудиальная (звуковая) – ее мы получаем с помощью слуха;
Визуальная (зрительная) – ее мы получаем с помощью зрения;
Обонятельная – ее мы получаем с помощью обоняния;
Вкусовая – ее мы получаем с помощью вкуса;
Тактильная – ее мы получаем с помощью осязания.
Игра «Выбери нужное». Детям раздаются карточки.
Карточка 1. Выберите примеры звуковой информации: шум дождя,
вид из окна, вкус персика, лай собаки, запах духов. (Шум дождя, лай собаки.)
Карточка 2. Выберите примеры визуальной информации: смотрим телевизор, слушаем прибой, пьем чай, рассматриваем картинку. (Смотрим телевизор, рассматриваем картинку.)
Карточка 3. Выбери примеры вкусовой информации: играет мелодия, пробуем мороженое, кусаем кислое яблоко, смотрим в окно. (Пробуем мороженое, кусаем кислое яблоко).
Физкультминутка:
Учитель. Сейчас мы с вами действиями и словами передадим информацию. На каждый вопрос отвечайте хором «Да» или «Нет» и имитируйте ответ движениями.
Сорока плавает? - Нет! (Размахивают руками.)
Окунь плавает? — Так! (Плывут.)
Воробей летает? — Так! (Размахивают руками.)
Щука летает? - Нет! (Плывут.)
Карась плавает? — Так! (Плывут.)
4. Этап по формированию навыков работы с информацией.
Итак, мы с вами рассмотрели, что такое информация и как она передается. Но с любой информацией надо уметь работать, необходимо уметь правильно и быстро ее обрабатывать.
Д ля этого в первую очередь нужно быть внимательным. Давайте проверим, умеете ли вы быть внимательными. На экране слайд №3
Дети выполняют задание вместе, устно объясняют свою позицию.
Так же в процессе обработки информации большую роль играет наше мышление. Давайте проверим, умеем ли мы думать. На экране слайд № 4
Дети обсуждают, дают ответ: медведь.
Детям предлагается выполнить задание самостоятельно:
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Что вы сегодня узнали полезного?
Ответы:
1. Что такое информация - это сведения об окружающем нас мире. Слайд №5
2. Как она передаётся:
Аудиальная (звуковая) – ее мы получаем с помощью слуха;
Визуальная (зрительная) – ее мы получаем с помощью зрения;
Обонятельная – ее мы получаем с помощью обоняния;
Вкусовая – ее мы получаем с помощью вкуса;
Тактильная – ее мы получаем с помощью осязания. Слайд №6
3. Как нужно учиться ее обрабатывать.
- Вам было легко или были трудности?
- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
- Какое задание было самым интересным и почему?
- Как бы вы оценили свою работу? Детям раздаются карточки с заданиями:
1) Отметь на приведенной шкале, насколько трудно было выполнять задания.
2) Отметь (обведи карандашом рисунок) какое настроение у тебя было, когда ты выполнял задание.
Приложение 4
Конспект факультативного занятия по информатике
Тема: Устройство компьютера.
Цель: дать представление об устройстве компьютера
Задачи:
образовательные - познакомить учащихся с составом персонального компьютера и с назначением его основных устройств
развивающие - развивать умение правильно и четко выражать свои мысли, грамотно формулировать утверждение по предмету
воспитательные – воспитывать информационную культуру учащихся, бережное отношение к школьной компьютерной техники.
Оборудование: компьютерный класс, проектор, презентация, карточки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Проверь, дружок,
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Проверка присутствующих.
2. Актуализация знаний.
Вспомним, что мы узнали на прошлом занятии по информатике.
Что такое информация?
Как можно передавать информацию?
А что еще можно делать с информацией? (Искать, хранить, обрабатывать, использовать.)
А вы знаете, как вокруг нас много информации. Может ли человеческие ум и память справится с таким огромным объемом знаний?
(Нет) А что в современном мире может помочь человеку в этом? (Компьютер и информационные технологии).
Как вы думаете, какая тема у нашего сегодняшнего занятия? (Компьютер и его устройство) На экране слайд №1 (тема урока)
3. Этап введения понятия о компьютере.
Компьютер – это инструмент, созданный руками человека. Предназначен для обработки, хранения и передачи информации. Слайд №2.
Посмотрите на картинку Слайд №3. Сможете ли вы назвать части компьютера. (Системный блок, монитор, клавиатура, мышка)
Разберём каждое устройство отдельно.
1) Системный блок.
Системный блок - это главное устройство компьютера. Системный блок содержит всю электронную начинку компьютера, его “ мозг”. Основными элементами системного блока являются процессор (выполняет программы, состоящие из команд) и память (хранит данные и программы). Слайд 4
2) Монитор компьютера - это устройство для отображения информации, выводимой из компьютера. Монитор похож на телевизор. Человек получает от него несколько видов визуальной информации:
текстовую, графическую, видео. Монитор так и называют - устройство вывода. Слайд 5
3) Компьютерная мышь - устройство ввода информации в компьютер. Мышь - это небольшая коробочка с двумя или тремя клавишами. Её легко удержать в руке. Вместе с проводом для подключения к компьютеру это устройство действительно напоминает мышь с хвостом. Слайд 6
4) Клавиатура - устройство для ввода данных в компьютер. С помощью клавиатуры в компьютер вводят текстовую информацию и команды. Слайд 7
4. Этап по формированию навыков работы с компьютером.
Давайте попробуем использовать компьютер для выполнения следующего задания:
1. Посмотрите на экран компьютера. Перед вами рабочий стол компьютера. В центре его находиться папка «Задание». Откройте ее.
Впишите термины, о которых говорится в стихотворении.
1. Оглянись, дружок, вокруг!
Вот ____________ – верный друг.
Он всегда тебе поможет:
Сложит, вычтет и умножит.
2. Это вот – ____________
Вот где пальцам физкультура
И гимнастика нужны!
Пальцы прыгать там должны!
3. В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть _______
Эта _______ не простая,
Эта _______ вот какая:
Скромный серый коробок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке –
Две или три кнопки.
4. А вот это – главный блок:
По нему бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут _______. (Системным.)
2. Давайте проверим, правильно вы выполнили задание. Слайд 6.
Ответы:
Компьютер.
Клавиатура.
Мышка
Системным
3. Сохрани документ в папке Мои документы.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Итак, что такое компьютер? (Это инструмент, созданный руками человека. Предназначен для обработки, хранения и передачи информации)
Из чего состоит компьютер? (Системный блок, монитор, клавиатура, мышка)
3. Как бы вы оценили свою работу? Детям раздаются карточки с заданиями:
а) Отметь на приведенной шкале, насколько трудно было выполнять последнее задание.
б ) Отметь, кто помогал тебе выполнять это задание (заштрихуй часть рисунка).
Приложение 5
Конспект факультативного занятия по информатике
Тема: Интернет и его возможности
Цель: формирование первоначального представления об Интернете, правилах безопасной работы в нем.
Задачи:
образовательные - сформировать понятие «Интернет»;
воспитательные - воспитывать дисциплинированность при работе в сети;
развивающие - развивать логическое мышление, стимулировать познавательную активность обучающихся.
Оборудование: компьютерный класс с доступом в Интернет, проектор, презентация, карточки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята. Все расселись? Все готовы? Проверим все ли присутствуют на уроке.
2. Актуализация знаний.
Вспомним, что мы узнали на прошлом занятии по информатике.
Д ля этого выполните задание на компьютере. Откройте файл на рабочем столе Задание №1.
Проверим задание. Сравните ваше выполнение с образцом на экране.
Слайд №1.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А вот куда, догадайтесь сами, разгадав ребус Слайд №2
Блинытермоснет Ответ: Интернет.
Верно, отправимся в путешествие по Интернету.
На экране слайд №3 с темой урока.
3. Этап введения понятия об интернете.
Интернет – это компьютерная сеть, соединенных между собой компьютеров, расположенных по всему миру. Сайт №4
Зачем нам Интернет? (поиск информации, обучение, общение, игры).
4. Этап по формированию навыков работы с интернетом.
У вас на столах лежат карточки с адресами web-страниц, которые я предлагаю вам сегодня посетить. Данный ресурс добавлен в закладки браузера в папку «Безопасный Интернет». Давайте выполним задание “ПАРЫ”, которое подготовлено для нас с использованием ресурса LearningApps. Зайдите по ссылке: http://LearningApps.org/view1190033
Но Интернет не всегда безопасен. Подумайте какие угрозы он в себе несет. (надо опасаться при работе с Интернетом вирусов, мошенников, незнакомых людей, незнакомых сайтов.)
Давайте выполним задание “ПРАВИЛА”.
Задание подготовлено с использованием ресурса LearningApps.
Откройте вкладку с адресом http://LearningApps.org/watch?v=prjpwv1cj01
Выполните предложенное задание. Если вы верно с ним справитесь у вас откроется картинка и можно будет посмотреть мультфильм.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Давайте подведем итоги.
1. Что такое Интернет? (Интернет – это компьютерная сеть, соединенных между собой компьютеров, расположенных по всему миру).
2. Перечислите правила работы в Интернете.
посещайте сайты, соответствующие вашему возрасту;
не сообщайте лишнюю информацию;
не сообщайте свои личные данные: домашний адрес, адрес электронной почты, пароль;
избегайте виртуальной агрессии и преследований;
не просматривайте все неопознанные ссылки и сообщения;
не доверяйте незнакомым людям.
3. Интересно ли вам было сегодня на уроке?
Приложение 6
Диагностическая методика «Работа с информацией»
Цель: оценка уровня развития информационных умений.
Материал: бланк с текстом и открытыми заданиями.
Ход проведения: школьнику выдается бланк диагностической работы
и предлагается выполнить задания по тексту.
Уважаемый ученик! Внимательно прочитай текст и выполни задания.
Весна наступила.
В воздухе запахло весной. Быстро тает снег. Шумно бегут весёлые ручейки. Уже появилась свежая молоденькая травка. Из дальних стран летят перелётные птицы. Лёд на реке потемнел. Всё теплее греет солнце. Вода несётся бурными потоками. Вот вода выступила из берегов и затопила луга.
Весеннее половодье приносит людям много бед.
Подчеркни положительные признаки весны синим карандашом, а отрицательные – красным.
Подчеркни зелёным карандашом слова, которые говорят о скором приближении весны.
Выпиши слова, отвечающие на вопрос: «Какая появилась травка?».
Хотел бы ты узнать об этом времени года больше? Если да, то что
именно?
Напиши, в каких источниках ты больше всего можешь найти
информацию о временах года.
Если сможешь, раздели текст на две логические части.
Придумай название каждой части.
Как бы по-другому ты назвал этот текст?
Назовите месяц, когда приходит весна?
10. Какова главная мысль данного текста?
Интерпретация результатов:
3 уровня развития информационных умений:
Низкий – правильно выполнены следующие задания: 1, 5, 9, 10
Средний – правильно выполнены следующие задания: 1-7, 9, 10
Высокий – правильно выполнены все задания.