Методика формулировки цели и задач
Как правильно формулировать цели, задачи? Что такое – цель?
Цель – это мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Умение чётко поставить цель — один из главных критериев методической подготовленности педагога.
Цель – это конечный результат, то, к чему мы стремимся.
Цель необходимо определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление.
Например: формирование основ здорового образа жизни.
Примерный перечень возможных целей:
- формирование объективного понимания мира на основе усвоения необходимого объёма знаний;
- формирование речевых, интеллектуальных и практических умений обучающихся;
- формирование отдельных качеств характера или их совокупности;
- формирование интересов, мотивов, отношений, убеждений как регуляторов деятельности обучающихся;
- овладение практическими способами деятельности.
Цель показывает, на достижение каких результатов ориентируется на этом занятии педагог. При этом желаемый результат не всегда совпадает с реальным, а поставленная цель часто может быть и не достигнута.
К познавательным целям относятся:
- ознакомление учащихся с новыми фактами, явлениями;
- изучение новых понятий, законов, и т. п.;
- введение новых терминов и условных обозначений;
- совершенствование известного знания, его расширение и развитие;
- знакомство с принципом действия прибора, механизма;
- обучение работе с таблицами, картами, учебными пособиями, каталогами и другими дидактическими средствами;
- обобщение и систематизация знаний;
- изучение нового способа действия, формирование умений и навыков;
- связь вновь изученного материала с ранее пройденным.
Цели по закреплению и углублению знаний:
- научить давать определение термина и узнавать термин по его определению;
- научить составлять план или работать по заданному плану;
- научить иллюстрировать свои мысли и утверждения;
- научить аргументировать свою точку зрения или строить доказательство;
- научить устанавливать связи, различать причину и следствие;
- научить строить прогнозы, обобщать факты и делать выводы, формулировать суждения.
Воспитательные цели:
- формирование научного мировоззрения, убеждений;
- воспитание активной жизненной позиции, нравственно-этических принципов и привычек;
- воспитание эстетического отношения к окружающему миру, культуры мышления и речи;
- пробуждение познавательного интереса к учебному предмету;
- развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.
Задача – это средство достижения цели, то, что требует исполнения, решения.
В связи с этим, задачи планируются как глаголы. Задачи необходимо формировать глаголами в неопределенной форме: создавать, укреплять, воспитывать, осуществлять.
Способ постановки задач.
Задачи должны быть сформированы через описание тех изменений, которые педагог хочет произвести в воспитаннике через описание на языке способностей, умений, личностных качеств и социальных достижений. Формулируя задачу, педагог отвечает для себя на вопрос: что нового должно появиться в умениях и человеческих качествах воспитанника в результате моей деятельности? Ответ на этот вопрос и есть задача педагогической деятельности. Важным принципом постановки задач является учёт возрастных особенностей развития ребёнка.
Образовательная задача (пишется, чему детей будем учить).
Развивающая задача (пишется, что будем закреплять, уточнять, не забывая о развитии психических функций и различных свойств. Создать условия для обобщения и систематизации материала).
Воспитательная задача:
- умственные (самостоятельность, настойчивость, инициативность);
- эстетические (способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности)
- морально-волевые качества (терпеливость, настойчивость);
Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки.
Задачи должны быть: конкретными, ориентированными на результат, достижимыми за предвиденное время.
Образовательные задачи:
- обеспечить в ходе занятия усвоение, повторение, закрепление следующих основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов (педагог вписывает их наименование);
- сформировать и продолжать формирование, закрепить следующие специальные умения и по данному предмету или направлению (приводится их перечень);
- сформировать и продолжать формирование, закрепить следующие общие умения и навыки (навыки планирования работы с книгой; умение читать, писать, считать в быстром темпе; навыки самоконтроля).
Воспитательные задачи:
- содействовать в ходе урока (занятия) формированию основных мировоззрений в зависимости от содержания урока (идейно-политическому, нравственному воспитанию, актуальности, патриотизму, коллективизма, интернационализма);
- содействовать трудовому воспитанию и профориентации школьников (ознакомить с трудовыми традициями; с определёнными профессиями);
- содействовать эстетическому воспитанию школьников (ознакомить с произведениями литературы и искусства; эстетикой труда; природой; наукой; бытом; традициями);
- содействовать физическому воспитанию школьников, заботиться о профилактики их утомляемости.
Развивающие задачи:
- развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли;
- развивать у школьников самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, наблюдения в природе и окружающей действительности;
- развивать эмоции учащихся, создавая эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности. Использовать яркие примеры, иллюстрации, демонстрации и т. п.;
- развивать познавательный интерес учеников.
Примеры глаголов для формулировки задач.
Знание - вспомнить, определить, сформировать, изложить, регистрировать.
Понимание - определить положение, объяснить, обозначить, сделать обозрение, дискутировать.
Применение - продемонстрировать, описать, использовать, составить план, таблицу; сыграть.
Анализ - отделить, увидеть разницу, характеризовать, сравнивать, установить связь, сопоставить, предвидеть, проверить, расчленить.
Оценка - составить мнение, проверить, изменить, обособить, сделать вывод, критиковать, анализировать.
Алгоритм формулирования коррекционно-развивающей задачи.
(можно условно выделить четыре части формулировки)
Первая часть. В практике существует три формы выражения первого слова: глагольное существительное, глагол совершенного вида, глагол несовершенного вида. Например, формирование – сформировать - формировать. Так как задача предусматривает ответ на вопрос: «Над чем буду работать на данном занятии?», то наиболее адекватным будет использование глагола несовершенного вида (например, формировать, развивать, совершенствовать, закреплять). Форма глагола существительного (формирование, развитие и т.п.) более целесообразна при указании направлений коррекционно-педагогической работы – «формирование учебной деятельности», «формирование пространственных представлений» и т.п.
Вторая часть. Так как задача должна быть конкретной, диагностичной и направленной на достижения детей, то во второй части формулировки должно быть указание на действие, умение, способ деятельности и т.п.
Третья часть. Эта часть формулировки конкретизирует умение – формировать умение что делать?
Вот примерный, ориентировочный перечень глаголов, которые можно использовать в данной части формулировки: выбирать, выделять, отделять, отбирать, называть, обозначать, перечислять, соотносить, подбирать, различать, отличать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь, находить, узнавать, оформлять, описывать, характеризовать, формулировать, объяснять, анализировать, классифицировать, (самостоятельно формулируя основания для классификации), систематизировать, дифференцировать, обобщать, определять, находить,, решать, вычислять, оценивать, измерять, рассчитывать, использовать, планировать, завершать, контролировать, проверять, осуществлять самоконтроль (в ходе, или после выполнения работ), изменять, дополнять, сочинять, пересказывать, составлять рассказ (план, диалог и т.п.), ставить, формулировать (вопросы и др), прогнозировать, предполагать, моделировать (развитие событий, перестраивать, делить на составные части, выражать, демонстрировать и др).
В ряде случаев формулировка задачи может быть трехсоставной – состоять из указанных трех частей. Содержательной основой задачи являются нормативы развития детей (что необходимо сформировать, развить у ребенка) и проблемные зоны развития конкретного ребенка.
Например:
- формировать умение ориентироваться на листе бумаги: верх-низ, середина листа;
- формировать умение ориентироваться в схеме собственного тела: левый-правый;
- формировать умение соотносить реальное пространство с планом, ориентироваться в плане комнаты;
- развивать умение передавать пространственные отношения предметов в конструкциях;
- формировать умение обозначать словесно пространственные отношения между предметами;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, изображенными на картинках;
- формировать умение выполнять классификацию предметов по заданному признаку;
- формировать умение устанавливать отношения больше, меньше, поровну;
- формировать умение определять первый и последний звук в словах;
- развивать умение планировать ход выполнения задания;
- развивать умение осуществлять самоконтроль по ходу деятельности.
Четвертая часть. В этой части формулировки задачи может быть указание на:
- уровень самостоятельности ребенка (использование различных видов опор; указание на выполнение задания с помощью педагога, с частичной помощью педагога, самостоятельно).
Например:
- формировать умение составлять рассказ-описание времени года с опорой на предметно-символический план;
- развивать умение пересказывать текст с опорой на предметно-графическую схему;
- развивать умение сравнивать предметы круглой и квадратной формы самостоятельно;
- формировать умение анализировать образец изделия по вопросам учителя;
- развивать умение планировать ход выполнения задания с опорой на технологический план и т.п.;
- способ выполнения задания (по образцу, по памяти, по представлению, по словесной инструкции).
Например:
- развивать умение группировать предметы по форме, ориентируясь на образец;
- совершенствовать умение узнавать объекты (овощи, птицы или др.) по словесному описанию и т.п.;
- используемый прием.
Например:
- формировать умение сравнивать предметы по величине, используя прием приложения;
- развивать навык логического запоминания текста, используя прием создания мнемического плана и т.п.
Сформулированная на основе предложенного алгоритма коррекционно-развивающая задача обладает всеми необходимыми характеристиками: ориентирована на ребенка, диагностична и конструктивна.
Ориентировочный перечень глаголов для формулирования задач:
- выбирать, выделять, отделять, отбирать…
- называть, обозначать, перечислять, соотносить…
- подбирать, различать, отличать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь…
- узнавать…
- оформлять, описывать, характеризовать, формулировать, объяснять…
- классифицировать (самостоятельно формулируя основания для классификации), систематизировать, дифференцировать, обобщать…
- определять, находить, решать, вычислять, оценивать, измерять, рассчитывать…
- планировать, завершать, контролировать, проверять, осуществлять самоконтроль (до, в ходе и после выполнения работ)…
- изменять, дополнять, сочинять, пересказывать, составлять рассказ (план, диалог и т.д.)…
- ставить, формулировать вопросы, выделять их из фона…
- прогнозировать, предполагать, моделировать развитие событий, ситуаций и др…
- конструировать, создавать, преобразовывать, перестраивать…
- делить на составные части…
- выражать, демонстрировать… и др.
Перечень формулировок задач для анализа и корректировки:
- развитие творческого воображения, образной памяти путем закрепления знаний о временах года и сезонных явлениях;
- развивать речь, логику мышления через обогащение словарного запаса;
- развивать пространственные представления;
- формировать умение ориентироваться в схеме собственного тела: левый-правый;
- развитие словесно-абстрактной памяти через выполнение описания признаков весны и перечня;
- развитие логического мышления через выбор правильного высказывания;
- развивать пространственную ориентировку;
- развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определяя верх-низ, середину листа;
- развитие логического мышления через исключение лишнего по родовому признаку;
- развитие наглядно-образного мышления посредством выбора правильного ответа из серии случайных;
- формировать умение различать тихие и громкие звуки музыкальных инструментов;
- развитие образного мышления, используя слова-опоры;
- развитие наглядно-действенного мышления, моторно-двигательного аппарата, положительных эмоций через танцевально-ритмические движения;
- развивать умение самостоятельно сравнивать предметы круглой и квадратной формы;
- развитие наглядно-действенного мышления путем образования новых слов;
- развитие наглядно-действенного мышления, составляя из частей слов целый слова;
- развитие мышления путем выполнения логических операций;
- развивать умение озаглавливать текст;
- формировать умение группировать слова по заданному признаку;
- развивать умение дифференцировать направления (направо-налево);
- развитие слуховой памяти путем последовательного запоминания;
- развитие словесно-логического мышления;
- развивать умение дифференцировать по образцу предметы по цвету (красный, зеленый);
- развитие слухового внимания, фонематического восприятия;
- формировать умение определять первый и последний звуки в словах;
- формировать связную речь на примере словосочетаний;
- развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
- развивать умение составлять рассказ по готовому плану (по ряду сюжетных картинок, опорным словам);
- формировать умение анализировать образец изделия (по вопросам учителя, с частичной помощью учителя, самостоятельно);
- расширить и обогатить экологические знания.
Образовательные задачи:
- дать представление о....
- углубить знания о .....
- расширить представления, знания о ....
- обобщить знания, умения, навыки .......
- проверить .....
- выявить......
- закрепить......
- систематизировать ....
- познакомить......
Коррекционно-развивающие задачи:
- корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое,
переключение внимания, увеличение объема внимания) путем
выполнения...;
- корригировать и развивать связную устную речь (регулирующая
функция, планирующая функция, анализирующая функция,
орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение
пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и
монологическая речь) через выполнение...;
- корригировать и развивать память (кратковременную, долговременную) ...;
- корригировать и развивать зрительное восприятие...;
- развивать слуховое восприятие...;
- корригировать и развивать тактильное восприятие...;
- корригировать и развивать мелкую моторику …;
- корригировать и развивать мыслительную деятельность (операции
анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических
и причинно-следственных связей, планирующую функцию мышления)...;
- корригировать и развивать личностные качества обучающихся, эмоционально-волевую сферу (навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства).
Воспитательные задачи:
- воспитывать мотивацию к учебе (интерес к учебе, предмету);
- воспитывать умение работать в парах, в команде;
- воспитывать творческую активность;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать нравственные качества;
- воспитывать трудолюбие;
- воспитывать культуру труда;
- воспитывать патриотические чувства;
- воспитывать толерантное отношение к культуре своего и других народов;
- воспитывать эстетический вкус, культуру речи.
Ещё один интересный способ поставить реальные, рабочие цели и задачи, этакая подсказка на все случаи, когда нужно это сделать:
- какая есть проблема? Её решение – цель;
- какие причины этой проблемы? Их преодоление - задачи.
Например: дети не участвуют в конкурсах.
Цель: повысить массовость участия в конкурсах. Почему не участвуют? Плохо информированы, нет времени из-за перегрузки на уроках и больших домашних заданий, нет помощи от педагогов и т.д.
Задачи: создать массовую, наглядную и доступную систему информирования о проводимых конкурсах, проверить уровень домашних заданий и оптимизировать их, повысить материальное стимулирование учителей, чьи учащиеся принимают участие в конкурсах и т.д.