СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика гидрореабилитации детей с синдромом Дауна

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика гидрореабилитации детей с синдромом Дауна»


Методика гидрореабилитации детей с синдромом Дауна

С целью ознакомления детей с водой используются различные виды упражнений: с опорой на месте, передвижения по дну бассейна с движениями рук и без них, прыжки в воде, количество упражнений и переходов варьируются по 3-5 в зависимости от сложности выполняемого действия и его эмоциональной окраски, прыжки выполняются по 6-8 повторений.

С целью формирования социального взаимодействия, чувства взаимоподдержки и взаимопомощи целесообразно включать упражнения в парах, с поддержкой партнера, однако на начальном этапе обучения количество таких упражнений должно быть строго дозировано (не более 1-2-х в занятие).

Этап начального обучения плаванию

Гидрореабилитация на этапе начального обучения плаванию рассматривается как одно из средств преодоления отставания в физическом и психическом развитии детей-индивидов и возможности его компенсации.

Занятия гидрореабилитацией в воде должны начинаться с освоения спуска в воду, для обучаемых с низким уровнем интеллекта спуск в воду осуществляются следующим образом, одна красная лента прикрепляется к доминирующей руке занимающегося, вторая – к поручню лестницы.

Первый партнер показывает правильное положение тела (спиной к бассейну) и правильный хват руками за поручни.



Второй партнер находится в воде сзади занимающегося и следит за правильной постановкой ног на ступеньки, оказывая при необходимости помощь.


Вход в воду из положения сидя на бортике бассейна происходит следующим образом: место, на бортике, куда должен сесть обучаемый, должно быть обозначено красными лентами, расположено примерно на ширине плеч.

После того как пловец сел на бортик, первый партнер предлагает ему дотянуться доминирующей рукой (на запястье которой должна быть повязана красная ленточка) до красной ленты на бортике, опереться на обе руки и повернуться лицом к бортику, второй партнер, помогает опуститься в воду.

Содержание этапа начального обучения плаванию

Освоение с водой, преодоление водобоязни, дыхательные упражнения, имитационные упражнения, обучение скольжению, обучение движению ногами и руками кролем на спине и кролем на груди, обучение согласованию движений рук и ног в плавании кролем на спине и на груди.

Обучение плаванию кролем на спине и на груди в полной координации, подвижные игры в воде (на каждом уроке).

Примерный комплекс общеразвивающих упражнений.

1. «Волна». И.п. одна рука впереди. Выполнять движения по заданному рисунку «волна» с изменяющейся высотой и длиной гребня.

2. «Большая восьмерка». и.п. одна рука впереди, движение прямой рукой перед грудью в форме горизонтально вытянутой «восьмерки».

3. «Две восьмёрки», выполнить предыдущее упражнение одновременно обеими прямыми руками.

4. «Маленькая восьмерка», выполнить предыдущее упражнение, согнув руки в локтевых суставах.

5. «Обезьянка». и.п. выполнять движения прямыми руками на каждый счет в стороны, вверх (соединить над головой), вперед.

6. «Осинка на ветру». и.п. одна рука вверху, другая на поясе, на три счета наклон в одну сторону, «четыре» и.п., затем в другую сторону.

7. Прыжки на одной и двух ногах «как зайчики»

Примерный комплекс имитационных упражнений

Перед началом занятия в воде целесообразно выполнение подводящих упражнений, которые носят имитационный характер и по своей двигательной структуре близки к технике упражнения, которое будет разучиваться.

Упражнения для обучения скольжению на спине.

1. «Стрела», лечь на пол, на спину, ноги соединить, носки оттянуты, руки вверх, ладони вместе, напрячь все тело, вытянуться.

2. «Стрела» у стены, встать к стене, прижать пятки, ягодицы, лопатки и затылок к стене, выполнить подъём на носки, потянуться вверх.

Упражнения для разучивания согласования движений ног и дыхания.

1. И.п. – стоя у стены боком, имитация движений сначала одной ногой, потом другой (другим боком), следить за тем, чтобы первая половина подготовительного движения выполнялась прямой ногой с оттянутым носком.


2. И.п. – на полу, упор сидя сзади: выполнять попеременные движения прямыми ногами, выполнять движения ногами «от бедра».

3. И.п – на полу, упор сидя сзади, поднять прямые ноги под углом 30-40 градусов и опустить.

Упражнения для разучивания движений рук и дыхания

1. «Водяная мельница», одновременные (попеременные) круговые движения прямыми руками назад и вперёд, сначала - в медленном темпе, затем - в быстром, на одно круговое движение одной рукой делается вдох, на круг второй рукой – выдох, при выполнении одновременных движений – на один круг – вдох, на второй – выдох.

2. В воде, то же, лежа на спине, для придания уверенности преподаватель может положить одну руку под лопатки ребенка, при этом дыхание должно быть ритмичным и четким.

Упражнение для согласования движений

1. На суше. и.п. – стоя, одна рука вверху, другая внизу у бедра, выполнять круговые движения руками («мельница» с притопыванием ногами, на один «гребок» рукой – три шага ногами).

Для преодоления водобоязни используются: присаживания на бортик бассейна, смачивание водой открытых частей тела, брызганье и удары по воде руками и ногами, ходьба вдоль бортика бассейна со страховкой и без.

Приседания до уровня плеч, подбородка, носа, глаз, умывание, поливание на голову из маленькой лейки или ведёрка, сроки преодоления водобоязни очень индивидуальны, но в среднем они занимают не более 2-3 занятий.

Упражнения для разучивания движений ногами и дыхания

1. И.п. – упор сидя сзади на бортике, прямые ноги над поверхностью воды, носки оттянуты, выполнять попеременные движения ногами, не касаясь поверхности воды.

2. И.п. – упор сидя сзади на бортике, прямые ноги опустить в воду. Выполнять попеременные движения ногами с оттянутыми носками в медленном, а затем в быстром темпе.

Игра «Фонтан», по команде проводящего дети начинают работать прямыми ногами кролем на спине, стараясь произвести как можно больше брызг.

Цель – сформировать правильную технику работы ногами кролем.

3. И.п. – в воде, лежа на спине, гидропедагог, удерживая ноги ребенка за голени, выполняет ими попеременные движения ногами (ребенок держится руками за край бортика).

4. И.п. – лежа на спине, двумя руками удерживаясь за головой за край бортика, тело выпрямлено у поверхности воды, выполнять попеременные движения ногами, гидропедагог поддерживает ребенка под спину и таз.

5. Обучение скольжению – ребенок, отталкиваясь ногами от дна бассейна, осторожно ложится на воду, вытягивается, принимает основное положение «Стрела» и скользит по поверхности воды, дыхание произвольное.

6. Скольжение с последующими попеременными движениями ног, можно помогать гребковыми движениями рук у туловища, создавая дополнительную опору, на 4-6 гребков ногами вдох, на следующие 4-6 гребков выдох.

7. Плыть при помощи движений одними ногами. Ребенок скользит, работая попеременно нога-

При, при необходимости удерживает за головой плавательную доску, учитель следит за положением головы и работой ног (ноги сильно не сгибать, колени не должны показываться из воды).

8. То же, одна рука вверху, другая у бедра, ладонь вытянута вперед, рука должна удерживаться поверхности воды, на 4-6 гребков ногами – вдох, на следующие 4-6 гребков – выдох.

9. То же, обе руки вытянуты вперед, на 6-8 гребков ногами вдох, на следующие 6-8 гребков выдох.



Методические указания

Медицинская сестра и реабилитолог должны обращать внимание на положение головы ребенка, она должна свободно лежать на воде, лицо – выше поверхности воды, ушные раковины наполовину скрыты в воде.

Положение головы является логическим продолжением туловища и конечностей, при принятии позы на спине не допускается резких и быстрых движений, возможен перекат воды по лицу, захлёбывание, что вызывает неприятные ощущения у занимающихся, а это, в свою очередь, негативный стереотип к выполняемому следующих упражнений.

Если ребенок испытывает затруднения при движении ногами целесообразно предложить ему, пройтись по дну бассейна спиной вперед, при этом он будет выполнять ногами такие же основные движения, как при плавании.

Гидропедагог должен следить за тем, чтобы ребенок смотрел строго вверх и дышал свободно, ногами гребки должны выполняться ритмично, непрерывно, без пауз.

Для сохранения интереса у детей с синдромом Дауна к выполнению задания и формирования произвольного внимания нагрузка дается малыми порциями с частой сменой характера упражнения.

Детям надо предлагать не что-то новое, а вносить разнообразие с помощью новых деталей в привычные движения и уже знакомые упражнения.

Для этого необходимо повторять упражнения разучиваемые упражнения на одном занятии по 4-6 раз, чтобы добиться желаемого эффекта освоения правильной техники плавания при малой дозировке.

Для повышения интереса детей к занятиям плаванием и эмоционального фона занятий упражнения можно проводить в игровой форме, более того, занятия проводятся легче, если все элементы связаны единым сюжетом.

В заключительной части занятия детям необходимо давать подвижную игру (игры) соревновательного характера с целью активизации произвольного внимания и повышения интереса к занятиям, а также упражнения на расслабление и восстановление дыхания.

Следует отметить, что ведущую роль в обучении детей плаванию, в особенности на этапе ознакомления детей с водой, должны играть родители, которые в домашних условиях (в ванне) могут помочь подготовить ребенка к воздействию водной среды и ознакомить с правилами поведения на воде.

В условиях домашней ванны возможно выполнение выдохов в воду, погружение в воду с головой, опускание лица в воду и открывание глаз в воде, лежание на воде на груди и на спине, если позволяют её размеры.



3