Филиал МОУ «Тумская СОШ №3» «Спиринская ООШ»
Мастер-класс для учителей физической культуры
Тема: Методика обучения учащихся
технике торможения «плугом».
Учитель физической культуры
Кузякова Вера Михайловна
В настоящее время существует большое количество методик обучения технике торможения «плугом», но возможности учителей различны, поэтому, используя свой опыт работы, я выбрала приемлемые варианты использования средств и для обучения учащихся технике торможения «плугом» по физической культуре по разделу «Лыжная подготовка».
Обучение техники торможения «плугом» делится на следующие этапы.
I этап. Стойка «плуг»
II этап. Торможение «плугом» в движении.
III этап. Совершенствование торможение «плугом».
IVэтап. Подвижные игры для обучения техники торможения «плугом».
Рассмотрим каждый этап обучения более подробно.
I этап. Стойка «плуг»
Начать обучение техники торможение плугом следует со стойки «плуг»:
Носы лыж необходимо свести, а пятки – максимально развести в стороны. Идеальным расстоянием между носками будет промежуток в 6-8 см.
Ноги нужно согнуть в коленях и голеностопах.
Корпус необходимо прогнуть вперёд.
Немного согнутые в локтях руки нужно вытянуть перед собой.
Вес тела распределить поровну на обе лыжи
Палки должны быть направлены назад.
Подводящие упражнения: для освоения стойки «плуг»
Упражнение.
Находясь в основном положении (ноги согнуты в коленях, корпус наклонён вперёд, руки вперёд), можно по очереди отставлять лыжи: носы лыж – вместе, пятки – врозь. При этом должны наклонятся на внутренние рёбра.
Упражнение.
Приём «плуга» в прыжке. Для этого необходимо слегка подпрыгнуть и в одно время – свести носки и расставить пятки.
Упражнение.
Плавным надавливанием на рёбра лыж, нужно раздвигать пятки, медленно выпрямляя ноги нужно выпрямить полностью.
II этап. Торможение «плугом» в движении.
После того как учащиеся освоят стойку «плуг», можно переходить к обучению торможение «плугом» в движении.
Подводящие упражнение на небольших склонах:
Упражнение.
Учащийся поднимается на склон. После этого он принимает основную стойку и начинает спуск со склона. После набора скорости выполняет торможение «плугом»: постепенно выпрямляет ноги, разгибая колени. Затем лыжник сгибает ноги в коленях, надавливает на внутренние рёбра лыж и разводит пятки лыж в стороны. Чем шире «плуг», тем сильнее торможение.
Упражнение.
Надо установить на склоне ориентиры (флажки, палки, ветки) и учить проходить определенные отрезки дистанции с различной скоростью.
Ошибки:
попытка выполнить плуг на прямых ногах, в высокой стойке;
носки лыж не на одной линии и разведены, неравномерное давление на лыжи, при разведении пяток лыж недостаточен нажим на каблуки, резкое начало торможения без соответствующей подготовки, без наклона назад;
чрезмерная постановка лыж на ребра, а также применение этого приема там, где в нем нет надобности.
III этап. Совершенствование торможение «плугом».
Научившись регулировать скорость спуска на учебном склоне, можно переходить к совершенствованию спусков на крутых пересеченных склонах.
В конце обучения следует установить на склоне ориентиры (флажки) и учить останавливаться в определенном месте.
Типичные ошибки при обучении торможению плугом:
1) Носки лыж не сведены вместе, из-за этого лыжи разъезжаются в стороны, и лыжник падает.
2) Давление на одну лыжу больше, чем на другую. Это вызывает поворот в сторону.
3) Недостаточное разведение пяток лыж в сторону.
4) Недостаточное сгибание ног.
5) Резкое торможение на глубоком снегу, что приводит к падению вперед.
IVэтап. Подвижные игры для обучения техники торможения «плугом».
Подвижная игра: «До флажка»
Задачи: совершенствование техники спуска со склона; овладение техникой торможения «плугом» в соревновательных условиях.
Инвентарь: два флажка, лыжи.
Место: пологий склон.
Построение | Содержание | Правила | ОМУ |
| Участники стартуют от первого флажка, тормозят, останавливаются, затем дальше скользят вниз и. стараются затормозить «плугом» точно у нижнего флажка. Варианты игры: 1) торможение "упором" при спуске со склона наискось; 2) передвижение змейкой в обозначенном коридоре. | Участник, точнее затормозивший у флажка после хорошего разгона, считается победителем и получает 1 очко. Торможение можно начинать в любом месте склона. Побеждает команда, сумевшая набрать большее количество очков. | Необходимо устанавливать не менее двух флажков: один — на середине склона, второй — внизу на выкате. При торможении змейкой флажков должно быть столько же, сколько поворотов. Автор Гуревич И.А. |
Подвижная игра: Эстафета "Слалом"
Задачи: развитие ловкости, координации движений; закрепление навыков спуска с гор.
Инвентарь: лыжи, лыжные палки, флажки.
Место: гористая местность.
Построение | Содержание | Правила | ОМУ |
| Участники команд строятся в колонны по одному за линией старта. По сигналу преподавателя первые игроки съезжают вниз к флажкам, преодолевая препятствия. Затем поднимают флажок над головой и ставят его на место. Далее они поднимаются на горку и встают в конец своей колонны. | Поднятый флажок — сигнал для старта следующего игрока. Побеждает команда, первой закончившая эстафету. | Напротив каждой колонны у подножия горки в 50-100 м от старта необходимо поставить флажок. Между стартом и флажком должны быть расположены зигзагообразно препятствия: ворота из палок, небольшой трамплин, 3 флажка. Расстояние до первого препятствия - 15 м, а между препятствиями 7-8 м. Автор Гуревич И.А. |