Итоговая аттестационная работа по программе профессиональной переподготовки
«Педагогика дополнительного образования (хореограф)»
ТЕМА: «Методика постановки и проведения сценических выступлений и концертов».
Выполнил: Уханова Кристина Алексеевна
г. Нижний Новгород, 2017 г.
Содержание:
1 Понятие концерта 3
2 Классификация концертов 4
3 Формы концертной деятельности 5
4. Принципы составления концертной программы 7
5. Технология подготовки, проведения концерта 9
5.1 Первый этап подготовки концерта – этап планирования 9
5.2 Второй этап подготовки концерта – этап составления,
обсуждения и утверждения программы. 10
5.3 Третий этап подготовки концерта самый ёмкий и сложный, –
этап осуществления программы. 10
5.4 Четвертый этап- наступает момент проведения концерта.10
5.5 Пятый этап –организация завершения концерта,
этап подведения итогов и анализа результатов. 11
6. Особенности постановочно-организационная работы. 12
7. Методика подготовки и проведения концерта 19
8. Заключение 22
Концерт – один из видов публичных выступлений, в котором в той или иной форме находят свое выражение по крайней мере пять видов искусства: музыка, литература, хореография, театр, эстрада.
Слово «концерт» – термин музыкальный. Словарь толкует его следующим образом:
«Музыкальное произведение виртуозного характера для одного, реже для 2, 3 солирующих инструментов.» В основе концерта лежит принцип сопоставления и состязания. Для концерта характерен всесторонний показ мастерства и виртуозных особенностей, подчиненных раскрытию идейного содержания произведения.
Концерт есть соревнование разных жанров, разных родов и видов исполнительского искусства. Это непременное выявление выразительности, высокого мастерства исполнителя, ибо каждый номер концертной программы обязательно солирующий.
Концерт - самая популярная общедоступная форма показа художественных достижений, отличается значительным воспитательным потенциалом. Главная функция концерта - формирование эстетического вкуса, эстетических чувств, приобщение к миру прекрасного.
Современный концерт, составленный из разных жанров, возник сравнительно недавно. Это связано прежде всего с ростом культуры, широких слоев населения. Утвердилась следующая классификация концертных программ, но классификация эта в какой-то степени условная.
По целевому назначению можно выделить концерты:
-текущие
-отчетные
-смотровые
-праздничные
-юбилейные
-фестиваль
-конкурс
По месту проведения:
-стационарные
-выездные
-гастрольные
По составу участников:
-любительские
-профессиональные
-смешанные
По числу участников:
-сольные(бенифисы)
-групповые(полубенифисы)
-коллективные (одного кружка или коллектива)
-сводный
По составу зрителей:
-для детей
-для ветеранов
Я, хотела бы рассказать о концертной деятельности коллективов художественной самодеятельности, чаще всего это ежегодные отчетные концерт, в пример буду приводить, много известный Образцовый ансамбль танца «Юность».
Концерты коллективов художественной самодеятельности являются составной частью духовной жизни общества. Концерт играет большую и очень важную роль в жизни самодеятельного коллектива, и он нужен как исполнителям, так и слушателям. В этот короткий период времени показывается вся кропотливая работа, которая нарабатывалась в течении года. Зритель оценивает собранность коллектива, его технические и художественные возможности, психологическую подготовленность исполнителей.
Исполнительская деятельность коллектива рассматривается как заключительный момент учебно-творческого процесса.
Концерт - это своего рода экзамен на творческую зрелость коллектива, демонстрация итогов работы руководителя и исполнителей. Концертная деятельность является стимулом творческого роста коллектива. Кроме того, публичные выступления - средство стимуляции участников коллектива. Они чувствуют общественную значимость своего участия в художественной самодеятельности, способствуют вовлечению в ряды самодеятельности новых участников.
Формы концертной деятельности в самодеятельном художественном коллективе разнообразны.
Ответственным моментом в жизни коллектива является отчетные концерты, которые подводят итоги творческой деятельности за определенный период времени. Проводить их необходимо не реже одного раза в год – в торжественной обстановке.
Определенное место в творческой биографии коллективов занимает подготовка и участие в смотрах, конкурсах, фестивалях, проводимых в рамках района, города, области. В связи с этим нужно напомнить о том, что подобные мероприятия не должны нарушать планомерный ход учебно-воспитательного процесса.
Важно подчеркнуть, что концертное выступление - это не только показ определенных художественных результатов, путь удовлетворения духовных потребностей, своеобразное поведение итогов работы коллектива или исполнителя. Концертное выступление несет воспитательную нагрузку, имеет педагогическую ценность как эффективная форма нравственного, гражданского и эстетического развития участника. И целесообразность концертного выступления самодеятельного коллектива заключается не только и не столько в его значимости как явления художественного порядка, концертной единицы, а в первую очередь - как педагогического средства, в основе которого лежит особое сочетание организационно - методических, исполнительских и нравственно - эстетических факторов.
Концертное выступление, являясь последним звеном в единой цепи творческого, учебно-воспитательного и образовательного процессов, в отличии от репетиции имеет временную невозвратимость. Во время концертного выступления иное, чем на репетиции, качественно новое, особое состояние переживают участники и руководитель. Концертное волнение накладывает отпечаток на эмоционально-психологическое и физиологическое состояние.
Концертное выступление отличается от обычной репетиции и тем, что оно активизирует процесс сплочения коллектива, при этом улучшается творческая дисциплина у участников.
Формированию социально ценных качеств способствует личный пример руководителя.
По способу построения программы:
– тематический.
Ведущий таких концертов является связующим звеном, он через все номера проводит основную мысль, нанизывает на нее каждое исполняемое произведение. В тематическом концерте все номера подбираются в соответствии с темой. Программа составляется из имеющихся в репертуаре коллективов, произведений или готовятся новые. Между номерами концерта должны быть тематические связки ведущего.
При отсутствии ведущего, режиссер должен составить переход от одного номера к другому , за счет видео-переходов или содержательных танцевальных переходов.
– сборные концерты(дивертисменты).
Их программы лишены тематического единства, составлены из произведений разных жанров и видов искусства в исполнении представителей разных худ. Коллективов.
– Театрализованные концерты.
Они готовятся и ставятся по специально разработанному сценарию в то время как традиционный(обычный) концерт лишь на основе составленной концертной программы. Театрализованный концерт рождается как бы дважды
– на столе драматурга
– на сцене под руководством режиссера
В каком виде преподнести концерт слушателям зависит направленность вечера, на котором он должен состояться, юбилей, приурочен определенной дате (например: 70 лет ВОВ, день защиты детей и т.д.) - все эти различные виды вечеров подразумевают и различные режиссерские решения концертных программ. Иногда бывает достаточно 2, 3 номеров, впрямую связанных с темой дня, чтобы придать ему смысловую направленность. Конечно, это первый номер, качестве пролога открывающий тематический праздничный концерт, и последний, заключающий программу. Естественно, что все номера такого концерта должны прямо или косвенно отвечать той дате, тому событию, которому посвящен вечер. Главное, суметь выдержать до конца заданный в начале тематический ключ концерта. У зрителя не должно возникнуть ни малейшего недоумения относительно правомерности присутствия в программе любого из номеров.
Пример:
Юбилейные концерты главное торжественное подведение итогов деятельности какого-то коллектива или отдельного лица. Происходить это может в самых различных формах. Вступительное слово или рассказ о достижениях коллектива сменяется поздравлениями и приветствиями, в которых так же содержится опенка работы юбиляра и пожелания на дальнейшее. Если отмечаются юбилеи какого-либо творческого коллектива, то на вечере уместно выступление этого коллектива с исполнением наиболее удавшихся и любимых всеми произведений. Поводом для празднования юбилея должна служить не только круглая дата, но прежде всего отличные результаты многолетней работы. И естественно, что сам факт решения о праздновании юбилея, подготовка к нему сопровождаются большим эмоциональным подъемом в коллективе. Эта атмосфера праздничности и предопределит успех юбилейного вечера.
В отчетных же концертах - показывается весь материал, над которым работал коллектив в течении всего учебного года. И естественно на протяжении всего вечера выступает один коллектив. Нужно составить программу так, чтобы зритель не устал, показав все разнообразие исполнений игры на инструментах.
Если это отчетный концерт, то здесь ставится задача быстро переодеться. Для этого нужно на генеральной репетиции отработать все моменты связанные с переодеванием. Каждый участник должен знать, где находится его костюм.
Что касается выездных концертов. Фестивали, конкурсы, городские смотровые выступления.) Руководитель должен заранее позаботиться о транспорте для перевозки, костюмов и участников. На конкурсах каждому коллективу предлагается определенное время на прогон номеров, чтобы ученики могли почувствовать особенности сцены ( центр сцены, кулисы, выход и уход на номер и т.д.) особенно это важно для детей дошкольного и детей младшего школьного звена.
Общая методика подготовки концерта делится на несколько этапов.
При это надо учитывать, что количество компонентов процесса подготовки концерта зависит от масштабности концерта.
Первый этап подготовки концерта – этап планирования.
Он включает в себя:
– Создание оргкомитета, куда должны войти люди, реально на что-то влияющие (представители власти, руководители досуговых учреждений, финансисты, спонсоры…, но зачастую в самодеятельном художественном коллективе это руководители коллектива, спонсоры и родительский коммитет);
– Создание организационно – постановочной группы, где будут работать специалисты-практики (директор программы, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, заведующий постановочной частью, администратор… но чаще всего в самодеятельном художественном коллективе это руководители, звуко и светорежиссер ).
– Определение формы проведения программы, места и времени.( это определяет руководитель)
– Разработку подробного плана подготовки и проведения концерта, где четко будет обозначено: какие мероприятия надо осуществить, к какому сроку, кто персонально за это отвечает. Не следует забывать: когда отвечают все – не отвечает никто.
Второй этап подготовки концерта – этап составления, обсуждения и утверждения программы.
1. определить тему (форму проведения) концерта;
2. определить дату, время и место проведения концерта;
3. составить программу или сценарий концерта;
Программа – это подробный перечень номеров концертной программы.
Третий этап подготовки концерта самый ёмкий и сложный, – этап осуществления программы.
После того, как программа составлена и утверждена, появилась возможность определить, какие затраты необходимы для осуществления задуманного. Значит, надо составить смету расходов. Наличие программы и сметы расходов позволит начать непосредственную подготовку программы. Она включает в себя:
– работу с творческими коллективами просмотреть и отобрать концертные номера; (подбор исполнителей, проведение рабочих репетиций и генеральной);
-подготовку сценических площадок, их оформление;
- подбор и изготовление реквизита и костюмов;
- звуковое оформление – поиск музыкального решения замысла программы и работа с техническими средствами;
- работу над видеорядом (использование кино, видео, слайдов);
-работу с рекламой. оформить и вывесить афиши;
-продумать текст конферанса и подготовить ведущих
-подготовить и распространить пригласительные билеты;
Четвертый этап- наступает момент проведения концерта.
Её успех зависит от многих факторов: умения организаторов мероприятия создать праздничное настроение; чёткой работы режиссера и помощников режиссера, радиста, осветителя, рабочих сцены; готовности творческих коллективов, слаженности работы технических служб и т.п.
1.Фотография Отчетного концерта Образцового ансамбля танца «Юность», где показаны соблюдения всех этапов подготовки и организации данного концерта.
2 Фотография Отчетного концерта Образцового ансамбля танца «Юность», где показаны соблюдения всех этапов подготовки и организации данного концерта.
После проведения концерта наступает пятый этап –организация завершения концерта, этап подведения итогов и анализа результатов.
Этому этапу, как правило, уделяется недостаточное внимание, а между тем, он очень важен. Во-первых, после окончания мероприятия необходимо привести в порядок территорию, на которой оно происходило. Во-вторых, вернуть владельцам аппаратуру, реквизит, декорации, костюмы, которые брали в аренду. В-третьих рассчитаться, оплатить работу звукорежиссера, режиссера, художника по свету и т.п., произвести другие оплаты.
Затем, наступает момент обсуждения и анализа проведенного концерта. В ходе этого обсуждения необходимо выяснить, была ли достигнута цель или нет, какие принципиальные ошибки были допущены, или, наоборот, что нового и интересного было достигнуто.
Постановочно-организационная работа.
1
Постановка любого концерта, тем более театрализованного тематического, где обычно много исполнителей - танцевальные коллективы, солисты, ведущие - процесс не только творческий но и организационный.
Осуществляется такой концерт специально создаваемой постановочной группой во главе с режиссером - постановщиком концерта.
Музыкальный руководитель (главный дирижер), отвечающий за всю музыкальную сторону концерта. Как правило, это руководитель хора или оркестра, принимающего участие в концерте. Главный балетмейстер, отвечающий за хореографию в коллективе (руководитель ведущего танцевального коллектива).
Режиссер по пантомиме (если в концерте используются такие номера). В задачу этих трех человек входит проведение всей работы по постановке музыкальных, хореографических и пластических номеров и эпизодов, связанных с осуществлением сценария концерта.
Художник (сценограф). Ему подчиняются рабочие сцены, реквизиторы, костюмеры, киномеханик и др. Его задача - оформление сцены, создание реквизита.
Художник по свету - осуществляет постановку света, организует работы электриков-осветителей.
Звукорежиссер. По указанию музыкальных руководителей создает шумовые фонограммы, руководит работой радистов. Режиссер по кино. Подбирает и монтирует необходимый киноматериал, отвечает за работу киномехаников.
Ассистент режиссера - первый помощник постановщика по всем организационно-творческим вопросам, обеспечивающий вызов коллективов и участников на репетиции.
Помощники режиссера. Обеспечивают своевременную подачу номеров, выход и уход участников со сцены. Все эти люди под руководством режиссера-постановщика работают вместе по единому плану-графику.
При подготовке концертов коллективами современной хореографии зачастую это хореографы данного коллектива, звукорежиссер, своторежиссер.
2
При определении темы (формы проведения) концерта необходимо учитывать: календарный и учебный период, актуальные задачи деятельности детского объединения (учреждения), тему учебного года, особенности аудитории.
2 этап.
Определяя дату и время проведения концерта, необходимо учесть:
• режим учебы школьников;
• день недели, выходные и праздничные дни;
• каникулярный период;
• возможность посещения концерта родителями;
• тему концерта.
Оптимальным для проведения концерта является время с 17 часов в рабочие дни и с 12-14 часов в выходные и праздничные дни. Местом проведения концерта может быть: концертный (актовый) зал, большая рекреация, холл первого этажа, большое крыльцо образовательного учреждения, открытая сцена на улице, большая уличная площадка.
3 этап. При составлении программы или плана проведения концерта необходимо соблюдать следующие правила:
• концерт должен начинаться и заканчиваться «ярким» массовым номером.
• если концерт состоит из различных по жанрам и стилям номеров: начать нужно с «классики» и постепенно переходить к современной эстраде; нельзя ставить подряд однотипные номера; нельзя после массового номера, сопровождаемого громкой музыкой, ставить выступление солиста.
Следует также учитывать возраст участников концерта - начать концерт лучше с выступлений младших детей, а закончить выступлениями участников старшего возраста.
4 этап. Концертные номера нужно просмотреть и отобрать необходимые заранее. До просмотра номеров необходимо ознакомить предполагаемых участников с проектом сценария, чтобы они заранее продумали тематику выступления.
При отборе концертных номеров нужно предъявлять к ним следующие требования: номер должен иметь законченный вид, соответствовать теме (форме) концерта, содержание номера должно соответствовать возрасту детей и уровню их подготовки.
5 этап. Конферанс позволяет: создать праздничное настроение, изложить необходимую информацию об участниках концерта и концертных номерах, дополнить концертные выступления тематической информацией, провести поздравление и награждение участников и гостей концерта, сгладить организационные недочеты при проведении концерта.
Важно обсудить с ведущими форму одежды, а также тщательно отрепетировать поведение на сцене.
6 этап. Пригласительные билеты на концерт необходимо разместить следующую информацию: личное обращение к приглашаемому, название концерта, дату, время и место проведения концерта, адрес, проезд и телефон места проведения концерта, краткую аннотацию концерта.
Распространить пригласительные билеты в образовательном учреждении.
7 этап. Афиша должна содержать следующую информацию: название концерта, дату, время и место проведения концерта, адрес, проезд и телефон места проведения концерта, краткую аннотацию концерта; условия посещения концерта (платно или бесплатно).
Концертный номер. Композиция. Сюжетный ход.
Основой любого концерта является номер. То есть отдельное небольшое по времени законченное выступление (краткое законченное сценическое действие) одного или нескольких исполнителей, выраженное в определенной форме и оставляющее у зрителей целостное впечатление. В самом деле, какой бы мы не взяли номер: разговорный, музыкальный, хореографический и т.д., мы без труда обнаружим, что он имеет свою завязку, кульминацию и развязку. Иначе говоря, для номера характерна законченность его драматургии. Но, поскольку отдельный номер продолжается в концерте всего несколько минут, его драматургия, как правило, построена напряженно и протекает в весьма ограниченное сценическое время. Хотя номер может существовать и существует сам по себе, полное художественное впечатление он приобретает только в концерте, в своеобразном соревновании номеров между собой. (Кстати слово «концерт» в переводе с латинского означает «состязание»).
Наиболее распространенной, традиционной формой концерта является «сборный концерт», в котором сочетаются выступления артистов самых разнообразных жанров: чтецов, певцов, танцоров, музыкантов и т.д. Но даже сборный концерт не есть механическое сложение, сумма различных номеров это качественно новое целостное самодеятельное произведение. Вот почему, выстраивая концерт, режиссер должен в первую очередь думать о целостности его воздействия на зрителя.
Композиция сборного концерта (последовательность построения номеров в программе) действительно подчиняется существующим, выработанным долголетней практикой, правилам: разнообразию жанров и нарастанию темпоритма - которые, в свою очередь, исходят из закона зрительского восприятия. Поэтому, выстраивая программу, заботясь о том, чтобы зрительский интерес к концерту все время нарастал, режиссер должен каждый раз думать, как зритель воспримет тот или иной номер в данном месте концерта, как воспримет их сочетание и т.д.
При составлении программы концерта режиссер обычно старается не ставить рядом номера одинаковые по характеру, жанру и стилю, темпу и ритму и завершает концерт так называемыми «ударными номерами».
Непродуманный, случайный порядок номеров может не только снизить успех всего концерта, не оставить от него впечатления целостного произведения, но даже нанести существенный урон восприятию хорошего номера. Если постановка отдельного номера требует от режиссера узкой жанровой специализации, то постановка концерта в идеале требует универсального знания законов творчества и существа разных жанров.
«композиция», подразумевает не только установление порядка номеров, а еще и такое их чередование, которое наиболее полно и образно выразит главную мысль концерта и в то же время обеспечит нарастание его темпоритма и эмоционального воздействия на зрителя.
Поиск и нахождение композиции концерта - один из важнейших этапов в процессе создания концерта, в конкретизации его замысла и решения.
Чтобы выстроить композицию концерта, мы прежде всего должны придумать такой сюжетный ход, который точно и ярко выражая тему и идею концерта, позволит как бы нанизать все номера на один стержень. Поэтому приходится перебирать мысленно десятки подсказываемых фантазией ходов, каждый из них соотносить с замыслом, пока не найдется тот единственный, который позволит образно выявить идею, тему, сверхзадачу и содержание концерта и в определенной логике выстроит его сквозное действие. Сюжетных ходов может быть великое множество: например подбирается видеоряд для связки номер или тематическое выступление солистов разных жанров.Таких вариантов может быть бесконечное множество - все зависит от фантазии, но самое главное выбрать нужный сюжетный ход подходящий вашему виду концерта и логично выстроить и связать порядок номеров, опираясь на наличие имеющихся в нашей распоряжении номеров, размеры сцены и технологическую оснащенность.
2. Репетиция.
Организатору практически уже ясно, что надо делать и как. Он знает, какие у него номера и исполнители, порядок их выступления, каким будет оформление, как будет решено сценическое пространство (что и где будет стоять) - в его руках планировка сцены, решение где и когда и какая будет звучать музыка, в какие моменты действия возникнут кинокадры и слайды, какие будут звучать шумы, какой свет и т.д. Все обговорено с помощниками и зафиксировано в сценарии. Остается только приступить к репетициям, к воплощению задуманного.
С чего начать репетицию? Чего коснуться в первую очередь режиссеру:
1. Работа с ведущими над текстом. Обычно эта работа поручается помощнику режиссера или руководителю коллектива, откуда приглашены ведущие;
2. Свести отобранные номера в эпизоды;
4. Ввести в эпизоды свет, шумы, кино, диапозитивы, фоновую музыку и др. постановочные элементы;
5. Свести все эпизоды концерта в одно целое.
Именно на репетициях окончательно определяются и устанавливаются мизансцены; порядок выходов и уходов исполнителей; отрабатываются связки между номерами, добиваясь четкости, слаженности и точности их исполнения. Репетиция - творческий процесс не только для исполнителей, но и для самого постановщика. Следя за тем, что происходит на сцене, постановщик не только проверяет правильность поведения исполнителей, но и мысленно соотносит получающиеся с задуманным, ищет наиболее выразительные окраски. Режиссер должен знать, что нужно сделать, чего добиться от участников репетиции сегодня.
а). Свободная репетиция.
Впервые на такой репетиции проходят все номера и эпизоды концерта подряд, вводятся все постановочные компоненты (номера, связанные со сценической техникой - кино, фонограммы. Свет следует отрепетировать отдельно, до сводной репетиции).
Сводная репетиция долгая. С постоянными остановками для уточнения и поправок, т.к. коллективам нужно приладиться друг к другу. Обычно трудно за один день пройти весь концерт. И, если есть время, целесообразно сделать две репетиции: в первый день «собрать» первую половину концерта, во второй - вторую.
Сводная репетиция нужна и для того, чтобы состыковывать переходы от эпизода к эпизоду, ввести ведущих, окончательно уточнить световую и звуковую партитуры, все монтажные переходы, выверить оформление.
б) Прогонные репетиции.
Во время этих репетиций окончательно шлифуется концерт, находится и закрепляется правильный темпоритм всего концерта, его эпизодов и номеров, рождается верная сценическая атмосфера.
На первой программной репетиции постановщик должен записывать замечания, не останавливая репетиции. Становится видно правильно ли выстроена композиция концерта, есть ли ненужные паузы, затяжки действия, как идут те или иные номера и что нужно уточнить. Число прогоночных репетиций зависит от сложности концерта, но обычно их делают две.
Нужно уметь разумно использовать репетиции, т.к. на проведение их на сцене дается мало времени. Закрепив все на прогонных репетициях, внеся все нужные уточнения, добившись слаженности течения концерта, назначается генеральная репетиция.
в) Генеральная репетиция.
Это то же концерт, но идущий без зрителей. На ней проверяется результат работы всей постановочной группы во главе с режиссером.
Обычно на генеральной репетиции проводится прием концерта комиссией, ответственной за концерт.
Выслушав замечания принимающей комиссии учтя свои собственные, постановщик концерта вносит в него окончательные поправки, а затем проводится последняя генеральная репетиция.
2 Генеральная репетиция
Так как дата проведения концерта известна заранее, то последнюю генеральную репетицию лучше всего проводить накануне, а первую за день-два, чтобы иметь возможность, если понадобиться, внести нужные коррективы.
9 этап. Правила организации концерта:
1. За 1 -2 часа до начала концерта необходимо проверить место его проведения.
2. Необходимо назначить дежурство педагогов в зрительном зале, на сцене, за сценой, у входа в образовательное учреждение.
3. Программу концерта (краткий вариант) необходимо отпечатать в нескольких экземплярах и развесить у входа в зрительный зал, за сценой, на сцене.
4. Время сбора участников концерта необходимо назначить не менее чем за 2 часа до начала концерта.
5. Перед началом концерта нужно проверить организационную подготовку всех участников концерта, а также настроить их на предстоящее выступление.
6. Организатору концерта необходимо постоянно находиться на сцене, чтобы контролировать все происходящее на сцене и за сценой.
По окончании концерта следует зайти к каждому детскому коллективу, чтобы
10 этап. Этап последействия должен включать в себя: обсуждение ошибок и недочетов концертного выступления, исправление выявленных недостатков, определение перспектив концертной деятельности.
Методика подготовки и проведения концерта
Рассмотрим подробнее работу на каждом названном этапе:
1 этап. При определении темы (формы проведения) концерта необходимо учитывать: календарный и учебный период, актуальные задачи деятельности детского объединения (учреждения), тему учебного года, особенности аудитории.
2 этап. Определяя дату и время проведения концерта, необходимо учесть:
• режим учебы школьников;
• день недели, выходные и праздничные дни;
• каникулярный период;
• возможность посещения концерта родителями;
• тему концерта.
Оптимальным для проведения концерта является время с 17 часов в рабочие дни и с 12-14 часов в выходные и праздничные дни. Местом проведения концерта может быть: концертный (актовый) зал, большая рекреация, холл первого этажа, большое крыльцо образовательного учреждения, открытая сцена на улице, большая уличная площадка.
3 этап. При составлении программы или плана проведения концерта необходимо соблюдать следующие правила:
• концерт должен начинаться и заканчиваться «ярким» массовым номером.
• если концерт состоит из различных по жанрам и стилям номеров: начать нужно с «классики» и постепенно переходить к современной эстраде; нельзя ставить подряд однотипные номера; нельзя после массового номера, сопровождаемого громкой музыкой, ставить выступление солиста.
Следует также учитывать возраст участников концерта - начать концерт лучше с выступлений младших детей, а закончить выступлениями участников старшего возраста.
4 этап. Концертные номера нужно просмотреть и отобрать необходимые заранее - не менее чем за две недели до даты проведения самого концерта. До просмотра номеров необходимо ознакомить предполагаемых участников с проектом сценария, чтобы они заранее продумали тематику выступления.
При отборе концертных номеров нужно предъявлять к ним следующие требования: номер должен иметь законченный вид, соответствовать теме (форме) концерта, содержание номера должно соответствовать возрасту детей и уровню их подготовки.
5 этап. Конферанс позволяет: создать праздничное настроение, изложить необходимую информацию об участниках концерта и концертных номерах, дополнить концертные выступления тематической информацией, провести поздравление и награждение участников и гостей концерта, сгладить организационные недочеты при проведении концерта.
Важно обсудить с ведущими форму одежды, а также тщательно отрепетировать поведение на сцене.
6 этап. Пригласительные билеты на концерт необходимо разместить следующую информацию: личное обращение к приглашаемому, название концерта, дату, время и место проведения концерта, адрес, проезд и телефон места проведения концерта, краткую аннотацию концерта.
Распространить пригласительные билеты в образовательном учреждении.
7 этап. Афиша должна содержать следующую информацию: название концерта, дату, время и место проведения концерта, адрес, проезд и телефон места проведения концерта, краткую аннотацию концерта; условия посещения концерта (платно или бесплатно).
8 этап. Репетиция - необходимый этап организации концерта, позволяющий решать целый ряд организационных задач. В ходе репетиции следует: каждый включенный в программу концертный номер просмотреть на сцене; отрепетировать с каждым участником концерта выход и уход со сцены; прорепетировать, если предусмотрено, награждение участников концерта; проговорить с выступающими требования (во всех деталях) к форме сценической одежды; назначить время сбора участников концерта.
9 этап. Правила организации концерта:
1. За 1 -2 часа до начала концерта необходимо проверить место его проведения.
2. Необходимо назначить дежурство педагогов в зрительном зале, на сцене, за сценой, у входа в образовательное учреждение.
3. Программу концерта (краткий вариант) необходимо отпечатать в нескольких экземплярах и развесить у входа в зрительный зал, за сценой, на сцене.
4. Время сбора участников концерта необходимо назначить не менее чем за 2 часа до начала концерта.
5. Перед началом концерта нужно проверить организационную подготовку всех участников концерта, а также настроить их на предстоящее выступление.
6. Организатору концерта необходимо постоянно находиться на сцене, чтобы контролировать все происходящее на сцене и за сценой.
По окончании концерта следует зайти к каждому детскому коллективу, чтобы
10 этап. Этап последействия должен включать в себя: обсуждение ошибок и недочетов концертного выступления, исправление выявленных недостатков, определение перспектив концертной деятельности.
Организация выступлений на городских праздниках;
До репетиций хореографам надо проделать большую подготовительную работу:
уточнить цель выступления и состав его участников (пол, возраст, спортивная подготовленность, количество и др.), установить место выступления, сроки, время выступления, условия его подготовки и др).
Руководитель должен ознакомиться с местом проведения выступления (городская площадь, стадион.), уточнить возможности применения тех или иных снарядов, конструкций.
Затем разрабатывается план-сценарий выступления, составляются схемы построений и перестроений, подбираются упражнения, музыка, костюмы и др. Успех выступления во многом зависит от своевременной подготовки формы участников, инвентаря, оборудования и реквизита.
В плане-сценарии перечисляются номера выступления с указанием их характера, очередности в зависимости от темы выступления. Обычно такой план составляется по следующей форме:
В соответствии с планом-сценарием уточняется содержание отдельных номеров выступления и разрабатывается схема построений и перестроений. От них может зависеть содержание отдельных частей выступления и их последовательность.
Готовя выступление, надо стремиться к его целостности, следить за логической сменой отдельных номеров (групп участников) программы, добиваться зрелищности всех частей выступления.
Заключение:
Таким образом, выделим общие моменты, характеризующие концертную деятельность хореографических коллективов.
Основные формы концертной деятельности:
- осуществляются прежде всего, как способ активизации учебного процесса и демонстрации его результатов;
- обеспечивают быстрое формирование сценической, а через это и личностной уверенности обучающихся;
- создает условия для взросления — особенно это относится к профессиональным коллективам. Если концертная деятельность хореографического коллектива имеет постоянный характер, то на самом концерте выступление артистов данного коллектива приобретают ту легкость и непринужденность, которые сразу передаются публике. И, таким образом, помогает праздничной атмосфере в концертном зале. Заключая сказанное, следует подчеркнуть, что художественный руководитель хореографического коллектива должен рассматривать концертное выступление как важнейшее событие в своей творческой жизни и жизни коллектива. Превращение концерта в средство воспитания, придание ему педагогического смысла — важнейшая задача руководителя. Ведь свет рампы, аплодисменты и признание зрителей — вот ради чего коллектив выходит на сцену, ради чего все изнуряющие репетиции. Успех коллектива — это заслуга его художественного руководителя, укрепляется его репутация, а значит и репутация коллектива в целом.
На примере Образцового ансамбля танца «Юность» ,можно показать правильный ход проведения не только концертной деятельности коллектива, но и учебный процесс воспитания детей разной возрастной категории. На этих фото мы видим сплоченный, высоко организованный коллектив, который осуществляет Все виды концертной деятельности!
Спасибо за внимание!
14