СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИКА практико-ориентированного обучения при изучении электротехнических дисциплин

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИКА практико-ориентированного обучения при изучении электротехнических дисциплин»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗАДОНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»









МЕТОДИКА

практико-ориентированного обучения при изучении электротехнических дисциплин


















Задонск 2019 г.






Организация- разработчик: Г(О)Б ПОУ «Задонский политехнический техникум»


Разработчик: Хорошилов М.А.- преподаватель электротехнических дисциплин.



Рассмотрено на заседании ЦМК

Протокол №1 от 29.08.2019 г.

Председатель Г.С. Акатова







































ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации обучения, мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса студентов, в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, экологической культуры, что позволяет учащимся адаптироваться к жизни и относиться к ней активно, творчески.

Цели обучения предусматривают не только усвоение знаний, но и общее развитие студентов.

На учебных занятиях обсуждаются практические проблемы и анализируются ситуации из повседневной жизни на электроэнергетическом производстве. Вследствие этого учебный процесс становится более интересным.

Для прочного усвоения знаний по предмету требуется сформировать позитивное отношение, интерес студентов к изучаемому материалу. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Поэтому стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность студентов становится успешной, а знания востребованными. Один из возможных вариантов решения этой задачи заключается в разработке практико-ориентированного подхода к обучению студентов.

Практико-ориентированное обучение наряду с последовательным и логичным изложением теоретических знаний на всех этапах обучения в каждой обучаемой теме содержится материал, отражающий ее значение в будущей профессиональной деятельности.

Актуальность разработки практико-ориентированного обучения студентов обусловлена следующими обстоятельствами:

  • в рамках практико-ориентированного подхода значительно повышается эффективность обучения благодаря повышению личностного статуса студента и практико-ориентированному содержанию изучаемого материала;

  • в процессе взаимодействия в системе «учитель-ученик» постоянно действуют каналы обратной связи.

СУЩНОСТЬ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ

Практико-ориентированное обучение - это вид обучения, преимущественной целью которого является формирование у студентов умений и навыков практической работы, востребованных сегодня в будущей профессиональной деятельности, а также формирования понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляются на практике.

Молодой специалист должен быть подготовлен таким образом, чтобы он мог без особых проблем и проволочек включаться в трудовые процессы, продуктивно используя квалификацию, опыт и компетенции, полученные в ходе обучения.

Практико-ориентированное обучение должно ориентироваться на конкретную практику, а не на учебники, должно осуществляться в тесном сотрудничестве учебных заведений и производственных организаций.

Целью практико-ориентированного обучения является формирование у студентов умений, востребованных сегодня и понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляются на практике.

В рамках практико-ориентированного обучения безусловным приоритетом пользуется именно деятельность, организованная и осуществляемая с намерением получить намеченный результат. Для этого и само обучение должно быть устроено не традиционным образом. Оно должно быть преобразовано в специфический вид деятельности, составленных из множества единичных актов деятельности, организованных в единое целое и направленных к достижению общей цели.

Этот вид обучения ориентирует нас не на познание нашего мира, а на его активное и целенаправленное освоение, и здесь познание является только частью необходимого интеллектуального инструментария.

Практико-ориентированный подход в моей профессиональной деятельности основывается на следующем:

- проведение экскурсий на действующих электрических подстанций, что даёт представлении о том, что выбранная специальность имеет практическое применение и востребована на рынке труда;

- организация встреч с выпускниками нашего техникума, которые работают в энергетической отрасли.

Все программы профессиональных модулей прошли содержательную экспертизу и одобрены работодателями энергопредприятий (В.М. Жданов - начальник филиала ПАО "МРСК Центра" -"Липецкэнерго" подразделение Задонский район электрических сетей.).

Первостепенное значение в практико-ориентированном подходе к процессу обучения придается не накоплению знаний, а условиям организации и осуществления конкретной деятельности, приводящей к намеченным результатам. Поэтому производственную практику студенты проходят на энергопредприятиях под руководством преподавателя колледжа и непосредственного руководителя практики на предприятии. В зависимости от места прохождения практики, студенты получают задание для более всестороннего изучения профессиональных задач. На производственную практику студенты уходят после прохождения электромонтажной практики в электромонтажной мастерской колледжа. Перед электромонтажной практикой проходят краткий курс теоретических знаний по электромонтажным работам. Теоретический курс сопровождается составлением кратких конспектов по электромонтажу и их составление дополняется демонстрацией видеофильмов с акцентированием всей детализации и последовательности при различных видах электромонтажных работ. На электромонтажной практике студенты, имея конспект и средства для практической работы (паяльники; образцы кабелей, проводов; выключатели, розетки, счетчики, электродвигатели и т.д.), выполняют электромонтажные работы. При обучении теории и на практике очень большое внимание уделяется изучению правил техники безопасности (ПТБ) при работе с электроинструментом в электроустановках. На производственной практике студенты должны продемонстрировать знания по правилам техники безопасности (ПТБ) по правилам технической эксплуатации электрооборудования (ПТЭ).

Еще одно свойство практико-ориентированного обучения связано с его формами и средствами осуществления. Студенты осваивают оперативную деятельность на энергопредприятиях не по учебникам и оперативным схемам, а непосредственно на тренажёре оперативных переключений «MODUS 420qp», программное обеспечение которого соответствует реальным схемам распределительных устройств подстанций. Это позволяет реализовать на практике теоретические знания по профессиональным модулям. При такой форме проведения занятий базовым становится представление о том, что есть деятельность и какое в ней место занимает человек, действующий в соответствии с приобретенными знаниями. Это позволяет приобретению практических навыков, необходимых при проведении оперативных переключений на действующем оборудовании станций и подстанций. Также закрепляются знания по «Правилам техники безопасности», которые являются первостепенными, без знания которых на работу не устроиться.

На естественные процессы взросления молодежи оказывают воздействие воспитательные и образовательные усилия посредством технологий обучения.

Практико-ориентированное обучение - это подготовка студентов к включению и участию в практической деятельности по специальности. Так сформулированная цель обучения предполагает определенные требования, предъявляемые к результату обучения, представление о том, какое место он занимает и какую роль выполняет в той совокупности функций, которые составляют конкретную (профессиональную или др.) деятельность в ее целостности:

  • умение проанализировать ситуацию и выделить в ней негативные характеристики, которые следует устранить;

  • необходимость принять или поставить четко сформулированную задачу: каков должен получиться результат и каково его назначение;

  • представление о том, как это сделать: что и в какой последовательности нужно осуществить или применить, чтобы получить намеченный результат;

  • умение все это осуществлять, то есть иметь развитые в определенном направлении способности и умение, а лучше, опыт такого рода работы.

Речь идет об определенной технике интеллектуальной работы, которая по существу и должна являться основным предметом обучения.

В том случае, если в ходе обучения процесс задействования механизма знания организуется и поддерживается целенаправленно и систематически, то можно ожидать результата - формирования знаний у студентов, а не их передачи, что в принципе невозможно (передать другому можно только какие-то сведения). В результате, если эта способность сформирована у студентов, то став специалистами, они смогут ее применять, формируя знания, необходимые им по роду их деятельности и употребляя эти знания по назначению. Ибо еще в древних книгах было сказано примерно следующее: не заботиться о пропитании других, а дать им возможность добывать его самим. Эта максима пригодна и для сферы образования.

Такой процесс формирования знаний давно и хорошо отработан при обучении точным наукам и некоторым инженерным дисциплинам. У нас в техникуме при изучении профессиональных модулей (ПМ.01, ПМ.02, ПМ.03, ПМ.04, ПМ.06) используется реальное электрооборудование: синхронные генераторы, силовые трансформаторы, измерительные трансформаторы, генераторные выключатели, масляные, вакуумные, маломасляные подвесные выключатели, различной конструкции разъединители, отделители, короткозамыкатели, изоляторы разной конструкции и из разных материалов, кабели, провода, шины и др. Это позволяет демонстрировать устройство электрооборудования и его обслуживание, конкретно осматривая и ощупывая, реальное оборудование с которым студентам по окончанию колледжа придется работать по специальности.

Часть лабораторных работ выполняется на действующем электрооборудовании:

«Изучение зависимости переходного сопротивления контактов от величины нажатия»;

«Методы измерения температур электрооборудования»;

«Петлевой метод определения повреждений в кабельной линии»;

«Профилактические испытания внутренней высоковольтной изоляции»;

«Исследование разрядных напряжений воздушных промежутков и изоляторов при переменном напряжении»; и т.д.

Часть лабораторных работ работ по профессиональным модулям: ПМ.01, ПМ.02, ПМ.03, ПМ.04 ПМ05 выполняется на лабораторных стендах « Электрические машины» и «Электрические измерения и основы метрологии». Эти стенды выпускает научно-производственное предприятие «Учтех-Профи» г. Челябинск. Это позволяет при обучении решению определенного класса задач и от студента требуется актуализация определенных знаний, постепенно распространяемых на все новые и новые варианты таких задач. И такой способ обучения дает положительные результаты, т.к. теоретические знания подкрепляются опытом и собственными расчётами, например: «Проведение опыта короткого замыкания на трансформаторе» и соответственно определение напряжения короткого замыкания; «Проведение опыта холостого хода трансформатора» и, соответственно, определение магнитных потерь в трансформаторе и ответ для чего необходимо проводить эти опыты на предприятиях. Установка высоковольтных испытаний (УСВИС) в лаборатории «Эксплуатации высоковольтного оборудования» позволяет проводить испытания изоляции силового кабеля, изоляции обмоток силового трансформатора и трансформаторного масла. Высоковольтная испытательная установка в лаборатории абсолютно идентична испытательной установке ВТЭЦ-2. Лабораторный стенд «Электрические измерения» позволяет наглядно показать процессы квантования сигнала по уровню и дискретизацию по времени аналогового сигнала в дискретный на ЦАП и обратное на АЦП.

Механизм формирования знаний (как многократное установление взаимосвязи между объективным содержанием и знаковой формой) участвует и в накоплении практического опыта студента, только в данном случае реалии жизни и практической деятельности фиксируются в сознании индивида в закономерностях такого рода: «если сделать так, то получим результат такого типа», или «в ситуациях такого вида следует учитывать такие факторы и игнорировать - все остальные» и т.д. Наборы таких связок являются структурирующей основой любого практического опыта, и задача обучения состоит в закладывании у студента первоначального варианта такой «коллекции», а также, что важнее, в формировании и развитии умения устанавливать и накапливать такие закономерности и затем использовать их в своей практической деятельности.

Способ (способы) деятельности, к включению в которую готовятся студенты в рамках практико-ориентированного подхода, во многом определяет те способности, которые они должны приобрести или развить в процессе обучения. В рамках учебного процесса, организованного по электротехническим специальностям и направлениям соответствующий способ деятельности должен не только излагаться как определенное представление, но и служит ориентиром для поиска и применения форм организации процесса обучения.

Практико-ориентированного обучения, принципиально отличного от традиционного предметно-ориентированного обучения как по своим задачно-целевым установкам, так и по формам организации учебного процесса. Наиболее существенное отличие заключается в том, что для системы предметно-ориентированного обучения приоритетной является «передача знаний» при недостаточном обращении внимания на необходимость формирования у студентов умений выполнять практическую работу.

Практико-ориентированная форма обучения призвана дать ответ на этот основной вопрос - каковы должны быть содержание и формы обучения, обеспечивающие переориентацию процесса обучения с передачи учащимся по преимуществу знаний и представлений на формирование у них в основном умений выполнять практические действия, приобретать и умножать навыки и опыт практической работы в избранной ими сфере деятельности. Практико-ориентированное обучение формирует у студентов прежде всего умения, навыки и опыт практической работы.

Самым действенным средством воздействия на учебный процесс и ориентации его в нужном направлении является организация преподавателем учебных ситуаций. Иными словами, основной организационной задачей преподавателя является достижение такого положения дел, когда студенты обретают (психологическую) готовность и открытость по отношению к направленным на них педагогическим воздействиям. Очевидно, что только при таких условиях можно надеяться на какую-то эффективность учебного процесса. Примером является выполнение на тренажере оперативных переключений в соответствии с разработанными индивидуальными заданиями, предполагающими различные ситуации на электрической подстанции. Подготовлены соответствующие учебно-методические материалы. Ставится задача, решение которой студентом, осуществляется различными способами и определяется в результате отпимально-логическое решение с конкретными подтверждениями теоретических знаний на практическом опыте, например при работе на стенде «Электрические машины»

В заключение еще раз следует отметить, что подобная деятельность преподавателя является необходимой и решающей. Если в учебном процессе преподавателем не создаются учебные ситуации, то обучение для большинства студентов превращается в проформу, лишенную смысла и результата.

Подготовлены материалы, которые поясняют учащимся, как нужно (самостоятельно) работать с тематическим содержанием, как нужно решать задачи, выполнять задания и т.д. Эти своеобразные инструкции, которыми пользуются студенты в ходе обучения, дополнены соответствующими образцами выполненных учебных работ. При необходимости этот вид учебных материалов поддержан такими учебными формами, как консультирование (непосредственное взаимодействие преподавателей и студентов при разъяснении тем, заданий, инструкций), мастер-класс (наглядная демонстрация профессиональных образцов техники выполнения работ и их результатов).

Подготовлены справочные и справочно-информационных материалы, которыми пользуются студенты при освоении тематического содержания учебного курса, при решении учебных задач и выполнении учебных заданий (тематические справочники, обзорные материалы, и др.).

Подготовлены наглядные установки. Давно установлено, что наглядные формы представления учебного материала дают больший учебный эффект, чем словесные формы. К наглядным материалам можно отнести планшеты со схемами, графиками, таблицами, которые могут демонстрироваться «натурально» или с помощью проекционной или компьютерной техники, а также разнообразные параметрические макеты и действующие модели.

Подготовлены материалы для самостоятельного изучения. Одной из важных задач самостоятельного изучения материала учащимися является расширение кругозора, приобретение навыков ориентации в определенной сфере знаний или области практической деятельности. Подготовлены материалы для асинхронного режима обучения. Имеется в виду опосредованное взаимодействие преподавателей и студентов, предоставляющее возможность тем и другим выполнять учебные действия в удобное для них время, а не только в соответствии с сеткой расписания аудиторных занятий (синхронно). Здесь все большую роль играют телекоммуникационные технологии со своей спецификой пользования учебными материалами. К указанной разновидности материалов относятся учебные, справочные и информационные материалы, оформленные в цифровом виде.

В моей профессиональной деятельности практико-ориентированного обучения используются не громоздкие «монографии», а фрагментарные тематические материалы, собранные в тематические блоки, содержание каждого из которых прямо отвечает на формулировку каждой из учебных задач.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность практико-ориентированного обучения студентов обусловлена тем, что реализация данного подхода к обучению позволяет снять обострившееся противоречие между необходимостью овладения студентами системой жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, развития их творческих способностей, формирования у них экологического сознания и недостаточной исследованностью практико-ориентированного обучения и его образовательных возможностей.

Практико-ориентированное обучение - это дидактический подход в силу следующих обстоятельств:

  • он имеет всеобщий для обучения характер;

  • выполняет регулирующую функцию в разработке содержания и технологии обучения;

  • указывает, каким должно стать соотношение теоретического и практического в обучении;

  • его реализация дает иной качественный результат, значительно меняя отношение к предмету;

  • позволяет ликвидировать функциональную безграмотность в области применения знаний;

  • соответствует требованиям времени.

Сущность практико-ориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе единства эмоционально образного и логического компонентов содержания; приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении конкретных жизненно важных задач и проблем; эмоционального и познавательного насыщения творческого поиска. Практико - ориентированное обучение студентов обеспечивает включение предметного знания в систему ценностного знания, свободно функционирующего в жизнедеятельности человека. Реализация практико-ориентированного обучения студентов закладывает основы социальной и профессиональной мобильности на основе сбалансированных отношений личности и среды. Процесс учения в рамках практико-ориентированного подхода является познавательным творческим процессом, в котором учебная деятельность для студентов является успешной, а знания - востребованными.

1