Управление культуры МОГО Сыктывкар
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа» п.г.т. Седкыркещ
Методическая разработка
Методика работы с плохо интонирующими детьми
в младшей группе детского хора
г. Сыктывкар, 2023 год
Рассмотрена «Утверждаю»
педагогическим советом Директор МБУДО «ДМШ»
МБУДО «ДМШ» п. г. т. Седкыркещ п. г. т. Седкыркещ
Протокол №_____ Жданова Н. О.
Дата рассмотрения:_____________ Подпись____________________
Аннотация:
Методическая разработка посвящена работе с «гудошниками» на уроках младшей группы хора в детской музыкально школе и школе искусств на начальном этапе обучения.
Цель: практическое, последовательно обучение интонированию детей, не имеющих музыкальной подготовки.
Данная работа может быть полезна педагогам детских музыкальных школ и школ искусств работающим с плохо интонирующими детьми, не владеющими музыкальной подготовки. При написании данной работы автор использовал вокально-хоровую методическую и педагогическую литературу, а также собственный педагогический опыт.
Разработана преподавателем МБУДО «ДМШ» п. г. т. Седкыркещ Гриневой В.О.
Оглавление
Введение стр.4
1.Причины неправильного интонирования 5
2.Приемы работы над исправлением интонации 7
2.1 Отсутствие координации между слухом и голосом 8
2.2 Неумение пользоваться головными резонаторами 10
2.3 Отсуствие певческого навыка 11
2.4 Отсутсвие навыка пения в ансамбле 11
2.5 Зажатая нижняя челюсть 11
Заключение 12
Библиографический список 13
Введение
В практике работы хормейстера встречаются так называемые «гудошники» - плохо интонирующие дети. Сложность и проблема работы с детьми - «гудошниками», у которых «нарушено голосообразование» как никогда является актуальной, ведь на начальном этапе в музыкальную школу приходят учащиеся с разным уровнем музыкальных способностей.
«Гудошник» воспроизводит мелодию песни на нескольких звуках (звуках примарной зоны, зоны разговорной речи), как правило 2-3 звука. Получается своеобразное гудение на этих звуках
При пение в хоре даже один ребенок «гудошник» может серьезно повлиять на звучание всего хора в целом. Также это может отрицательно отразиться на музыкальном слухе «хорошо» поющих детей.
Такие певцы «тормозят» певческий процесс, мешают работе над интонацией и выработке самого главного качества – унисона хоровой партии.
В группе может быть разное количество «гудошников», в зависимости от этого выстраивается работа хормейстера
Именно поэтому особенно важно как можно раньше выявить плохо интонирующих детей на начальном этапе обучения пению. Хормейстер должен быть наблюдательным и последовательным. К «гудошникам» следует уделить особое внимание и найти индивидуальный подход. Также педагогу необходимо обращаться к научной литературе и постоянно обогащать свои знания.
1. Причины неправильного интонирования
На начальном этапе работы с «гудошниками» от хормейстера требуется своевременно выявить причину неправильного интонирования у ребенка, именно от этого будет зависеть эффективность последующей деятельности.
Всего можно выделить несколько причин неправильного интонирования у ребенка:
1. Отсутствие координации между слухом и голосом. Термин координация происходит от латинского «coordination», что означает «взаимоупорядочение». Взаимная согласованность наших мышц направлена на осуществление двигательных задач. От природы есть люди более ловкие, подвижные и наоборот.
Тоже происходит и с музыкальным слухом, вокальным голосом. Кому-то координация между слухом и голосом дается при рождении, а кто-то должен ее развивать.
Ведь изначально музыкальный слух и вокальный голос не являлись естественной и необходимой потребностью голосового аппарата, так как он предназначен для того, чтобы говорить.
2. Неумение пользоваться головными резонаторами.
Резонаторы в вокале - это полости в организме человека, усиливающие голос вокалиста, придающие тембральный окрас и объем
Головные, или верхние резонаторы – это все полости, которые находятся выше голосовых связок: верхний отдел гортани, глотка, ротовая и носовая полости, придаточные пазухи, теменные кости.
Именно головные резонаторы отвечают за высокие ноты, они придают голосу «полетность», «легкость», а также певучесть и звонкость.
3. Отсутствие певческого навыка.
Как было сказано ранее, в музыкальную школу приходят дети с разными природными способностями и музыкальными данными. Кто-то из ребят возможно уже успел познакомится с правилами вокала, а кто-то еще нет.
4. Отсутствие навыка пения в ансамбле.
5. Зажатая нижняя челюсть.
Очень часто у детей можно встретить такой недостаток, как зажатая нижняя челюсть, а также выдвинутый вперед подбородок. Это очень негативно сказывается на звуке, делая его более напряженным и «безтембренным».
2. Приемы работы над исправлением интонации
2.1 Отсутствие координации между слухом и голосом
Для начала дети должны научиться активизации слухового контроля. В условиях ДМШ слух ребенка развивается на различных уроках: сольфеджио, хоровой класс (хоровое сольфеджио).
Важно выработать мелодический, или же ладовый слух. Он является базисной основой, которой необходимо научить детей. Важно выработать у ребенка правила интонирования – устойчивые звуки поем устойчиво, а неустойчивые с тяготением.
Мелодический (ладовый) слух развивается путем систематических занятий. В младшей группе детского хора основной задачей является достижение унисона (слитного звучания все музыкальных компонентов). Данный вид слуха начинает развиваться уже с самого начала обучения: например, во время распевки – используется гармонизация даже самых простых упражнений.
Не менее важной является выработка внутреннего слуха, который напрямую зависит от звуковысотных представлений учащегося.
Развивается внутренний слух путем следующих упражнений:
1) Ребенку предлагается выучить наизусть мелодию. Затем преподаватель дает задание учащемуся спеть данную мелодию с пропуском такта, фразы, мотива и тд. Важен именно момент вступления на правильный тон.
2) Пение «по цепочке» также развивает музыкальное слуховое чутье. Учащимся предлагается петь «по цепочке», то есть друг за другом знакомую всем мелодию
2.2 Неумение пользоваться головными резонаторами
Хормейстеру важно правильно научить ребенка активизировать работу головных резонаторов, то есть высоких звуков в пении.
Чтобы в понятной форме для детей в младшем возрасте обозначить нахождение верхних резонаторов можно представить так называемую вокальную «маску». Обучающимся предлагается петь на «легкой улыбке», тем самым ощущая активизацию, поднятие мышц щек.
Можно использовать следующие упражнения:
1) Учащимся предлагается ощутить легкий аромат цветка. Это упражнение полезно для выработки ощущений пения в высокой позиции, пения с использованием верхних резонаторов. Следует представить вдох аромата, например, розы и почувствовать в какие зоны проникает воздух. Это зоны головы, полости носа и рта. Эти ощущения объема следует запомнить. Они должны присутствовать всегда и появляться одновременно с взятием дыхания и в начале пения. Это состояние – высокий певческий купол, а выработанные ощущения – понятие о правильной певческой позиции, понятие «петь на зевке», или, как говорят, на вокальном зевке.
Зевок – ощущение округлости во рту, которое влияет на звук – его качество и тембр. Передняя часть нёба – твердая, это кость, дальняя часть нёба – мягкая. А средняя часть нёба – это так называемый купол.
2) Изображение дыхания маленькой собачки. Следует приоткрыть рот и очень быстро делать вдох и выдох.
3) Представить во рту что-то горячее, например, картошку, или же сделать зевок с открытым ртом.
4) Упражнение «Чайка»: имитация, воспроизведение звуков в режиме стаккато, звукоподражание крику чайки. Можно подключить активное движение рук.
5) Упражнение «Филин»: соединение низких звуков с высокими приемом glissando (скользя) на звук «У». Звукоподражание филину.
Произносится следующий текст:
«Филин сидит в темном лесу: - ух, у, у, у.
- Что ты сидишь, что ты не спишь: - ух, у, у, у.
- Я здесь сижу, лес сторожу» - ух, у, у, у.
2.3 Отсутствие навыка пения в ансамбле
2.4 Отсутствие певческого навыка
При работе с плохо интонирующими детьми очень важно не травмировать их психологически. В младшем школьном возрасте дети могут болезненно воспринимать замечания. Следует деликатно объяснить ребенку в чем проблема, на своем примере показать как необходимо петь, что нужно исправить.
Для начала следует объяснить учащимся в чем заключается отличие пения от разговора. Стоит отметить основные правила: правильная певческая установка (опора на две ноги, прямая спина, расправленные плечи, голова смотрит прямо, шея не зажата) и дыхание (вдох берется носом и посылается в живот, а выдох плавный и равномерный).
Для развития навыка пения в ансамбле стоит объяснить ребенку, что очень важно слышать не только себя, но остальных участников хора. Например можно рассказать о правиле: «Если ты слышишь только себя или только соседей – это не правильно. Нужно слышать все одновременно».
Для более продвинутых обучающихся можно предложить задание: один голос петь, другой исполнять на фортепиано.
2.5 Зажатая нижняя челюсть
Зажатая нижняя челюсть и полузакрытый рот одна из самых часто встречающихся проблем у учащихся на начальном этапе обучения. Это мешает звуку свободно выходить, он становится напряженным, ведь гласные звуки, которые являются фундаментом пения, не могут в полной мере раскрываться.
Причина может быть как физическая – недостаточное владение голосовым аппаратом, так и психологическая – так называемые зажимы, которые не так то просто устранять.
Важно научить певческой установке, в данном случае правильно формировать форму рта в пении – как будто звук «О».
Предлагаю включить в работу упражнение «Лев», которое заключается в том, что можно предложить ребятам зевнуть как большой сонный лев, при этом широко открывая рот.
Можно предложить ребенку следующие действия: приложить палец в районе уха к суставной ямочке и попробовать при открытии рта почувствовать впадину. Затем подключить к этому медленное растягивание слов «мАркА, АркА».
Еще одно упражнение заключается в «подвешивании крючка» на подбородок – изогнутым пальцем изобразить крючок и уместить его на подбородок, при этом намеренно раскрывая рот.
3.Заключение
Работа с плохо интонирующими детьми «гудошниками» требует внимательные, последовательные действия от хормейстера. Важно своевременно найти причину неправильного интонирования и эффективно ее устранить.
В среднем работа над постановкой правильной интонации занимает в младшей группе хора примерно 1 полугодие, к концу 2 четверти, обычно, проблема «гудения» устраняется.
Тема данной методической работы остается актуальной, так как в наше время плохо интонирующих детей стало еще больше. Причиной этому может является влияние тенденций современной музыки, которую так или иначе слушают ребята. Именно поэтому особенно важно заниматься с учащимися и выработкой музыкального вкуса, знакомить их с произведения классической культуры.
Библиографический список
1. «Музыкальное воспитание в школе» вып.8 Москва «Музыка» 1972
2.В.Попов «О развитии певческого голоса младших школьников», Москва 1988, «Музыкальное воспитание в школе».
3. Г.Стулова «Хоровой класс» Москва «Просвещение» 1988
4.Г.Струве «Хоровое сольфеджио», Изд. ЦСДК 1994г.
5.И.Кевишас «Запоминание музыкального материала младшими школьниками» Москва 1975г.
6. Н.Быков «Основы работы с детским хором» Методическое пособие.
7. https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fvk.com%2F%40-194991516-golovnye-rezonatory&psig=AOvVaw2IZaRpsvXlbG2Grqucj9Ms&ust=1701340872306000&source=images&cd=vfe&opi=89978449&ved=0CA8QjRxqFwoTCKj5uuaC6YIDFQAAAAAdAAAAABAD
9