Методика «Составь предложение по картинке»
Цель: исследование механизмов построения предложений детьми с ОНР 3 уровня.
Материал: сюжетные картинки, соответствующие возрастными особенностями детей, изображения должны быть понятными и знакомыми детям.
Инструкция: педагог демонстрирует детям на занятии серию картинок (3 картинки). Дети должны описать эти картинки в 1-2 предложениях. Для более полного погружения возможны вводные слова со стороны логопеда или воспитателя о теме, передающейся в картинках. В своих предложениях дети могут использовать эти слова. Также возможны подсказки со стороны воспитателя, когда дети будут пытаться вспомнить слова, необходимые для описания.
В ходе обследовании экспериментатор оценивает: наличие или отсутствие трудностей при построении предложения; правильность употребления словоформ; длительность пауз в построении предложений, задержки при поиске нужного слова; правильность построения порядка слов в предложении.
Критерии оценки:
2 балла - ребенок описывает картинку более чем одним простым нераспространенным предложением или одним распространенным предложением;
1 балл - ребенок описывает картинку простым нераспространенным предложением;
0 баллов - ребенок не подбирает предложения для описания картинки.
Таким образом, за правильно составленные предложения ребенок получает 6 баллов – высокий уровень, 4-5 баллов – средний уровень, 0-3 балла – низкий уровень.
Методика «Составь предложение по серии сюжетных картинок»
Цель: выявление способности детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы - высказывания.
Материал: картинки, объединенные сюжетной линией.
Инструкция: экспериментатор предлагает ребенку составить предложения по серии сюжетных картинок. При затруднениях в процессе составления рассказа (перерыв в повествовании, длительные паузы и т.п.) ребенку оказывается помощь в виде последовательного использования стимулирующих, наводящих и уточняющих вопросов.
Критерии оценки:
составлены распространенные предложения, отражающие сюжет картинки - 2 балла;
составлены простые нераспространенные предложения, отражающие сюжет картинки - 1 балл;
не составлено ни одного предложения, либо составленные предложения не отражают сюжет картинки - 0 баллов.
Таким образом, за правильно составленные предложения ребенок получает 10-12 баллов – высокий уровень, 6-9 баллов – средний уровень, 0-5 балла – низкий уровень.
Методика «Скажи правильно»
Цель: выявление способности детей к последовательному построению простых предложений.
Материал: детям предлагается набор слов.
В, самолеты, небе, летают.
Живут, гнездах, в, птицы.
Светит, ярко, днем, солнце.
Воде, в, рыбы, живут.
Падает, снег, зимой.
Делать, полезно, по, зарядку, утрам.
Инструкция: Сначала детям приводятся примеры некоторых высказываний на известные им темы. После этого ребенку необходимо найти правильную последовательность, в которой должны располагаться слова, чтобы получилось осмысленное предложение.
Критерии оценки:
предложение построено неверно - 1 балл;
предложение построено неверно - 0 баллов.
Таким образом, за правильно составленные предложения ребенок получает 6 баллов – высокий уровень, 4-5 баллов – средний уровень, 0-3 балла – низкий уровень.
Оценивается: правильность расположения второстепенных членов предложения; правильность построения предложения целиком.
Методика «Схема»
Цель: исследование умений ребенка составить предложение по схеме. Схематизация позволяет перейти от простого опытного построения предложения к мыслительной проработке его структуры, смысла его общего содержания.
Материал: детям предлагаются следующие схемы предложений
|___ ___ ___ .
|___ ___ .
|___ ___ _ ___ .
|___ ___ ___ ___ .
Инструкция: экспериментатор предлагает ребенку набор схем, на каждую из которых необходимо составить пример предложения, точно соответствующего структуре схемы.
Критерии оценки:
составлены предложения только под первые две схемы - 1 балл;
составлены предложения только под первые две схемы, или составленные предложения полностью не соответствуют указанным схемам - 2-3 балла;
правильно составленные предложения под все четыре схемы - 4 балла.
Оценивается: скорость составления предложения; соответствие составленного предложения схеме; умение составлять распространенные предложения.