СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методики обследования уровня развития связной речи

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методики обследования уровня развития связной речи»

  1. Методика «Составь предложение по картинке»

Цель: исследование механизмов построения предложений детьми с ОНР 3 уровня.

Материал: сюжетные картинки, соответствующие возрастными особенностями детей, изображения должны быть понятными и знакомыми детям.

Инструкция: педагог демонстрирует детям на занятии серию картинок (3 картинки). Дети должны описать эти картинки в 1-2 предложениях. Для более полного погружения возможны вводные слова со стороны логопеда или воспитателя о теме, передающейся в картинках. В своих предложениях дети могут использовать эти слова. Также возможны подсказки со стороны воспитателя, когда дети будут пытаться вспомнить слова, необходимые для описания.

В ходе обследовании экспериментатор оценивает: наличие или отсутствие трудностей при построении предложения; правильность употребления словоформ; длительность пауз в построении предложений, задержки при поиске нужного слова; правильность построения порядка слов в предложении. 

Критерии оценки:

2 балла - ребенок описывает картинку более чем одним простым нераспространенным предложением или одним распространенным предложением;

1 балл - ребенок описывает картинку простым нераспространенным предложением;

0 баллов - ребенок не подбирает предложения для описания картинки.

Таким образом, за правильно составленные предложения ребенок получает 6 баллов – высокий уровень, 4-5 баллов – средний уровень, 0-3 балла – низкий уровень.



  1. Методика «Составь предложение по серии сюжетных картинок»

Цель: выявление способности детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы - высказывания.

Материал: картинки, объединенные сюжетной линией.

Инструкция: экспериментатор предлагает ребенку составить предложения по серии сюжетных картинок. При затруднениях в процессе составления рассказа (перерыв в повествовании, длительные паузы и т.п.) ребенку оказывается помощь в виде последовательного использования стимулирующих, наводящих и уточняющих вопросов. 

Критерии оценки:

составлены распространенные предложения, отражающие сюжет картинки - 2 балла;

составлены простые нераспространенные предложения, отражающие сюжет картинки - 1 балл;

не составлено ни одного предложения, либо составленные предложения не отражают сюжет картинки - 0 баллов.

Таким образом, за правильно составленные предложения ребенок получает 10-12 баллов – высокий уровень, 6-9 баллов – средний уровень, 0-5 балла – низкий уровень.


  1. Методика «Скажи правильно»

Цель: выявление способности детей к последовательному построению простых предложений.

Материал: детям предлагается набор слов.

В, самолеты, небе, летают.

Живут, гнездах, в, птицы.

Светит, ярко, днем, солнце.

Воде, в, рыбы, живут.

Падает, снег, зимой.

Делать, полезно, по, зарядку, утрам.

Инструкция: Сначала детям приводятся примеры некоторых высказываний на известные им темы. После этого ребенку необходимо найти правильную последовательность, в которой должны располагаться слова, чтобы получилось осмысленное предложение.

Критерии оценки:

предложение построено неверно - 1 балл;

предложение построено неверно - 0 баллов.

Таким образом, за правильно составленные предложения ребенок получает 6 баллов – высокий уровень, 4-5 баллов – средний уровень, 0-3 балла – низкий уровень.

Оценивается: правильность расположения второстепенных членов предложения; правильность построения предложения целиком. 


  1. Методика «Схема»

Цель: исследование умений ребенка составить предложение по схеме. Схематизация позволяет перейти от простого опытного построения предложения к мыслительной проработке его структуры, смысла его общего содержания.

Материал: детям предлагаются следующие схемы предложений

|___ ___ ___ .

|___ ___ .

|___ ___ _ ___ .

|___ ___ ___ ___ . 

Инструкция: экспериментатор предлагает ребенку набор схем, на каждую из которых необходимо составить пример предложения, точно соответствующего структуре схемы.

Критерии оценки:

составлены предложения только под первые две схемы - 1 балл;

составлены предложения только под первые две схемы, или составленные предложения полностью не соответствуют указанным схемам - 2-3 балла;

правильно составленные предложения под все четыре схемы - 4 балла.

Оценивается: скорость составления предложения; соответствие составленного предложения схеме; умение составлять распространенные предложения.