Методологические и нормативно-правовые основы ФГОС
«
*
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Статья 2. п.6.
Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки , утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования
Национальная
образовательная инициатива
«Наша новая школа»
(утвержден приказом
Президента РФ 04 февраля 2010 г. №271)
Нормативно-правовые документы федерального уровня
- «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» (утверждена указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761)
- «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» (утверждена указом Президента РФ 03 апреля 2012 г. № 827)
Нормативно-правовые документы федерального уровня
- «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р)
- Государственная программа «Развитие образования в РФ» на 2013-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 2148)
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Нормативно-правовые документы федерального уровня
- Приказ Минобнауки РФ от 27.03.2006 № 1869 « Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников ОУ »
- Приказ Минобрнауки РФ от 24.12.2010 г. N 2075 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников»
- Приказ № 209 от 24 марта 2010 г. (Зарегистрирован Минюстом России 26 апреля 2010 г. регистрационный N 16999) « О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»
- Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»
Нормативно-правовые документы федерального уровня
- Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010г. №2106 «Об утверждении федеральных требований к ОУ в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10»
- Письмо Минобрнауки РФ от 08.10.2010г. № ИК-1494/19 О введении третьего часа физической культуры
Нормативно-правовые документы федерального уровня
- Письма Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ от 13.09.2010г. №ЮН-02-09/4912 и Минобрнауки РФ от 07.09.2010г. №ИК-1374/19
« О методических указаниях по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы»
- Приказ Минобрнауки России от 04.10. 2010 г. № 2010
«Об утверждении федеральных требований к ОУ в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»
Нормативно-правовые документы федерального уровня
Методические рекомендации «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО» (Письмо Департамента общего образования МОиН РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296)
Методические материалы по разработке и учебно-методическому обеспечению Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования (Письмо МОиН РФ от 09 июня 2012 г. № 03-470)
Разработка и утверждение ФГОС
1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009года №15785) с изменениями (Приказы от 26 ноября 2010 г. № 1241 , от 22 сентября 2011 г. № 2357)
2. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644)
3. ФГОС среднего (полного) общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17.05.2012 г. (зарегистрирован Минюстом России 07.06. 2012, рег. № 24480)
Переход на новые ФГОС общего образования
Обязательное введение
Введение по мере готовности школ
Последовательно
Начальная школа – с 2011 года
Основная школа – с 2015 года
Старшая школа – с 2020 года
По ступеням образования
Начальная школа – с 2010 года
Основная школа – с 2012 года
Старшая школа – с 2013 года
Во всех школах Российской Федерации
На основании критериев готовности
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р
*
*
*
*
*
Поэтапное введение ФГОС в городе Иркутске
Пилотные площадки
опережающего
введения ФГОС ООО
Пилотные площадки
опережающего
введения ФГОС НОО
с 1 сентября 2010 года
Пилотные площадки
опережающего
введения ФГОС С(П)О О
с 1 сентября 2012 г.
Региональный и муниципальный уровни:
лицей – интернат №1,
лицей №3, гимназия №3, гимназия №25, гимназия №44, СОШ №55, №64, №80.
Муниципальный уровень:
СОШ№1, СОШ№3, СОШ№34, СОШ №40, СОШ №57, гимназия №2
с 1 сентября 2013 года
СОШ №5, №23,№31
Региональный и муниципальный уровни:
Лицей ИГУ,
Лицей № 1,
лицей№ 2,
ЦО №47,
СОШ № 4,
СОШ № 11,
СОШ № 14,
СОШ № 12,
СОШ №30,
СОШ №26.
Региональный и муниципальный уровени:
ЦО №47;
5 классов,
165 обучающихся
Стажировочная площадка по введению
ФГОС НОО регионального уровня
Информационно-консультационный центр
«Перспективная начальная школа»
МАОУ ЦО №47
СОШ №11, 14, 63
Поэтапное введение ФГОС общего образования
С 1 сентября 2010 года НОО–
ЦО №47
С 1 сентября 2012 года ООО – 14 ОУ
С 1 сентября 2013 года ООО– 17 ОУ
С 1 сентября 2013 года –все 1, 2 и 3 классы- штатный режим.
В «пилотном» режиме введение ФГОС в ООО – 17 ОУ
В «пилотном» режиме введение ФГОС в СОО – 10 ОУ
5 классов –
165 обучающихся
5 класс : 51 класс -
1367 пятиклассников
5 класс : 59 классов,
1552 обучающихся;
6 класс : 51 класс -
1367 обучающихся
ФГОС – это
гарантия качественного образования
ФГОС 2-го поколения – это гарантия качественного образования
- обновление содержания образования,
- обновление методов обучения
и достижения на основе этого
нового качества его результатов
*
Сравнение стандартов 1-го и 2-го поколения
- Стандарты 1-го поколения:
- Стандарты 2-го поколения:
ориентированы на установление уровня подготовки выпускников
и
ориентированы на развитие системы образования
и ожидаемые государством, обществом, личностью результаты образования
индивидуальную оценку учебных достижений отдельного школьника
*
Зачем нужны новые Стандарты?
Ответ на «вызовы времени»
- Поворот к личности учащихся
Развитие личности – смысл и цель современного образования
На смену лозунга «Образование для жизни»
пришел лозунг
«Образование на протяжении всей жизни»
*
ФГОС 2-го поколения обеспечивают
переход от «догоняющей» модели образования к «опережающей» модели модернизации образования как основного «локомотива» формирования национальной инновационной системы
*
Образовательные результаты
- ориентированы на познавательные возможности школьников разных возрастных групп
- связаны с условиями , в которых осуществляется образовательный процесс
-
- условия отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования
*
Задаваемый в стандартах уровень образовательных результатов реально зависит от многих факторов:
- ограничения требований СанПиНов относительно учебной нагрузки учащихся
- ресурсные ограничения: материально-технические, учебно-методические, кадровые ресурсы школы
*
Реальный уровень образования каждого отдельного школьника:
Базовый уровень +
Уровень образования, достигнутый при освоении вариативной части ,
выбор которой осуществляется им самим (вместе с родителями) в зависимости от индивидуальных познавательных потребностей и способностей.
*
НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ
НОВЫЕ СРЕДСТВА
ОБУЧЕНИЯ
НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ФГОС
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
НОВЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ
Раньше
Сейчас
Сущностные характеристики стандартов
Развитие:
личностное, социальное, познавательное, коммуникативное
В стандарте - требования к уровню подготовки
учащихся в контексте предмета
Значение линий развития
Личностное : саморазвитие, творческий потенциал, социальная и профессиональная мобильность на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»
- Социальное : российская и гражданская идентичность, принятие демократических ценностей, толерантность, патриотизм, освоение основных социальных практик
Значение линий развития
Познавательное : формирование у учащихся научной картины мира, развитие способности управлять своей интеллектуальной деятельностью, развитие мышления и др.
- Коммуникативное : компетентность в общении, умение слушать, вести диалог, участвовать в обсуждении проблем и принятии решений, строить сотрудничество на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации и др.
- Требования к структуре основных общеобразовательных программ
основой для разработки
примерных основных образовательных программ
и
образовательных программ учреждений общего образования,
регламентирующих содержание и педагогические условия образовательного процесса.
*
- Требования к структуре основных общеобразовательных программ
«Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов учащихся , воспитанников и включают в себя
учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся »
*
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ
- Требования включают результаты:
- предметные,
- метапредметные,
- личностные.
*
Предметные результаты образовательной деятельности -
это усвоение учащимися
конкретных элементов
социального опыта,
изучаемого в рамках отдельного учебного предмета –
опыта решения проблем, опыта творческой деятельности.
*
Метапредметные результаты образовательной деятельности -
это освоенные учащимися
на базе одного, нескольких или всех учебных предметов
способы деятельности ,
применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
*
Личностные результаты образовательной деятельности -
это сформировавшаяся в образовательном процессе
система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому процессу и его результатам.
*
- Базисный образовательный (учебный) план — важнейший нормативный документ
Определяет :
- максимальный объем учебной нагрузки учащихся,
- состав учебных предметов
Распределяет
- учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам,
- выступает как внешний ограничитель при расчете бюджетного финансирования
*
два раздела:
- инвариантная часть,
- вариативная часть,
*
обеспечивает приобщение обучающихся
к культурным и национально-значимым ценностям,
формирует систему предметных навыков и личностных качеств
в соответствии со стандартам
*
обеспечивает
региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности учащихся.
*