СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
● Факт
● Проблема
● Гипотеза
● Закон
● Теория
● Принцип
oДинамика научного знания● Проблема обоснования
● Гипотетико-дедуктивная модель научного исследования (ГДМ)
● Научный прогресс
● Научные революции и традиции
Творческое объединение» Академия юного исследователя»
Методология научного исследования
Мишучков А.А.,
педагог дополнительного образования МАУДО «ЦДТ Промышленного района», к.ф.н., доцент
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Литература
Светлов В. А. История научного метода. М., «Академический проект», 2008. 700 с.
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Содержание «Истории научного метода»
Предисловие
Введение
1. «Органон» Аристотеля: обоснование индуктивно-дедуктивного метода научного познания
2. Ревизия научного метода Аристотеля в позднее Средневековье
3. «Новый Органон» Френсиса Бэкона: становление индуктивизма
4. Интуитивно-дедуктивный метод Рене Декарта: методологический солипсизм
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Содержание «Истории научного метода»
5. Метод идеализации Галилео Галилея: математика как язык природы
6. Аналитико-синтетический метод Исаака Ньютона: единство математики и опыта без гипотез
7. «Предварительное рассуждение об исследовании натуральной философии» Джона Гершеля: модернизация индуктивизма
8. «Новый Восстановленный Органон» Уильяма Уэвелла: преодоление индуктивизма
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Содержание «Истории научного метода»
9 . «Система логики» Джона Милля: «системная» апологетика индуктивизма
10. «Принципы науки» Уильяма Джевонса: синтез метода гипотез и теории вероятностей
11. Метод самокоррекции научного знания Чарльза Пирса: единство абдукции, дедукции и индукции
12. Стандартная концепция научного метода: тупики индуктивизма и антииндуктивизма
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Содержание «Истории научного метода»
13. Гипотетико-индуктивный метод как универсальный метод научной систематизации и научного прогресса
14. Приложение « XIX век золотой век методологии науки. Тематические выдержки из сочинений»
● Джон Гершель о необходимости гипотетико-дедуктивного метода познания природы.
● Джон Стюарт Милль о невозможности индукции как метода открытия.
● Уильям Уэвелл как историк и теоретик научной революции (индуктивной эпохи).
● Уильям Стенли Джевонс как теоретик индуктивной интерпретации вероятности.
● Чарльз Сандерс Пирс о самокорректирующейся природе научного знания.
● Шерлок Холмс как методолог науки.
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Темы
● Факт
● Проблема
● Гипотеза
● Закон
● Теория
● Принцип
● Проблема обоснования
● Гипотетико-дедуктивная модель научного исследования (ГДМ)
● Научный прогресс
● Научные революции и традиции
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Необходимость науки
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Необходимость науки/иллюстрация
● Равномерно (распространенный, но ошибочный ответ)
● Ускоренно , так как согласно закону механики а = F / m если F 0, то и а 0 ( а – ускорение; F – сила, действующая на тело; m – масса тела)
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Понятие науки/признаки
● Объективность, универсальность и необходимость научного знания
● Подверженность критике и опровержению
● Публичность научного знания
● Автономность (только научное сообщество решает вопросы о научном статусе теорий)
● Прогрессивный характер развития
● Необходимость проведения научных исследований
● Наличие когнитивных моделей и методологических предписаний, регулирующих научное исследование
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Структура научного знания
● Факты
● Проблемы
● Гипотезы
● Законы
● Теории
● Принципы
● Методологии
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Структура научного знания
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Когнитивная модель научного исследования
Изобретением гипотез
Развитием гипотез
Выбором проблем
Когнитивная
модель
управляет
Выбором объектов
Испытанием гипотез
Конструирова-нием теорий
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Когнитивная модель / Факт
Научный факт – свидетельство о
● реальном существовании пр облемного объекта
● свойствах проблемного объекта
● верификации (фальсификации) поверяемых следствий; подтверждении (опровержении) проверяемой гипотезы (КМ)
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Когнитивная модель/Факт
если он не объясняется общепринятой когнитивной моделью научного исследования.
«Открытие начинается с осознания аномалии» [ Кун Т . (1922-1996) Структура научных революций ]
Долгое время считалось, что все многоклеточные животные возникли сразу и одновременно, и произошло это событие около 540 миллионов лет назад. Чарльз Дарвин не мог объяснить это явление. Согласно теории естественного отбора виды животных формируются постепенно в ходе пошагового приспособления к условиям среды. Поэтому внезапное появление разнообразных многоклеточных называли «кошмаром Дарвина».
Только недавно палеонтологам стали известны ископаемые животные, жившие раньше указанного рубежа. «Кошмар Дарвина» оказался иллюзией
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Когнитивная модель/Факт
А. Лавераном
Plasmodium falciparum – возбудитель тропической малярии
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Когнитивная модель/Факт
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Когнитивная модель/Научная проблема
● Осознается в форме фундаментального вопроса научного исследования и возможных ответов (гипотез); ответ оценивается по двум критериям: (1) степени информативности и (2) степени его истинности
● Предполагает наличие известной информации – предпосылки вопроса, которая выражается посредством постулирования полного (исчерпывающего) множества гипотез: На Н b ... Н z
● Предполагает наличие неизвестной информации – какая именно из гипотез Н содержит истинное решение
В науке «недостаток новых проблем означает отмирание или прекращение самостоятельного развития» - Гильберт Д . (1862-1943) Математические проблемы
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Когнитивная модель/Научная гипотеза
Научная гипотеза – предполагаемое решение научной проблемы,
● способное после подтверждения стать новой теорией или новой частью старой теории
● дающее возможный ответ на основной вопрос научного исследования
● о бязанное быть элементом полного множества гипотез исследователя
● требующее обязательного испытания в эксперименте (посредством вывода наблюдаемых следствий и наблюдения)
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Когнитивная модель/Научная гипотеза
Гипотезы должны
● Относиться только к реально наблюдаемым и подтверждаемым свойствам явлений. Все, что скрыто от наблюдения, не может быть предметом естественнонаучного знания
● Выдвигаться, чтобы предсказывать новые направления исследования, предвосхищать новые опыты и новые факты
● Выдвигаться после получения новых фактов с целью их лучшего объяснения, уточнения старых гипотез
● Допускать математическую формулировку законов
● Быть способны к независимому подтверждению явлениями другого рода
Гипотезы не могут служить основанием для принятия или исключения научных теорий. И то и другое возможно только на основании опыта
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Когнитивная модель/Научный закон
● Существовании объективной регулярности
● Необходимом характере регулярности
Закон – идеализация, обозначающая
● объективную и необходимую регулярность
● правило сохранения изменяющихся объектов
● компонент теории, предвосхищаемый принципами КМ
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Когнитивная модель/ Научный закон
Представляют необходимо истинные обобщения
Объясняются теориями; выражаются в форме уравнений, величинами которых выступают измеряемые параметры
О ткрываются , так как их референты существуют реально; сохраняются в течение развития всей науки
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Когнитивная модель/Научная теория
● О законах и причинах регулярностей
● О бъясняющее и предсказывающее факты и законы
● Помогающее понять исследуемую реальность
Научная теория – модель,
● обозначающая причины (каузальный механизм) наблюдаемой регулярности
● объясняющая и предсказывающая факты
● реализующая принципы КМ
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Когнитивная модель/Научная теория
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Когнитивная модель/Научная теория
Обеспечивают каузальное объяснение законов и понимание реальности
Не сводятся полностью к составляющим их законам. Объяснительный и предсказательный потенциал теорий всегда превышает потенциал входящих в нее законов и фактов
Изобретаются (а не открываются) для объяснения, предсказания и понимания законов реальности
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Когнитивная модель/Научная теория
Закон 1. Всякий, кто укушен комаром вида Anopheles , заражается паразитом вида Plasmodium
Закон 2 . Всякий, кто заражен паразитом вида Plasmodium , заболевает тропической малярией
Следствие (объясняемая регулярность) . Всякий, кто укушен комаром вида Anopheles , заболевает тропической малярией
Причина. Паразит вида Plasmodium , а не «плохой воздух», как полагали ранее, - причина заболевания тропической малярией
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Когнитивная модель/Принцип науки
Научный принцип – предвосхищение, объяснение и предсказание
● универсума НИ
● теории НИ
● законов НИ
● фактов НИ
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Когнитивная модель
Универсум (онтологию) исследования – субстрат, пространство, время и механизм каузальности
Ограничения на то, что может считаться теоретическим объяснением (причиной землетрясения может быть только нечто материальное, а не бог)
Форму и содержание научного объяснения посредством норм и идеалов
Экспериментальные условия истинности теории; что может считаться измеряемой величиной и как она должна быть измерена
Базисные понятия теории или всей научной дисциплины
Эвристику НИ; класс допустимых проблем и задач, способов их решения
Границы эмпирического базиса: что именно должно считаться эмпирическим знанием
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Когнитивная модель Демокрита
Принципы
(1) Ничто из ничего не возникает и не превращается в ничто
(2) Ничто материальное не делимо до бесконечности, а имеет предел, называемый атомом
(3) Свойства целого сводимы к свойствам его частей (атомов)
Теория
Движение – возникновение и уничтожение вещей представляет необходимое следствие соединения и разъединения атомов, движущихся в пустоте
Онтология
Атомы и пустота
Каузальный
механизм
Соединение и разъединение атомов
Идеал
объяснения
Все виды движения объясняются на основании одного принципа – движения атомов
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Когнитивная модель Аристотеля
Принципы
(1) Ничто из ничего не возникает и не превращается в ничто
(2) Противоположности не могут воздействовать друг на друга. Между ними всегда есть третье – их субстрат
(3) Движение (перемещение) непрерывно (вечно), носит круговой характер и имеет перводвигатель
(4) Причины изменения находятся в самих вещах
Теория
Движение – переход от существующего только в возможности к существующему также и в действительности
Онтология
Материя и формы первичных сущностей
Каузальный
механизм
Приобретение формы – причина всякого движения
Идеал
объяснения
Силлогистическое доказательство, средняя посылка которого обозначает причину связи субъекта и предиката заключения
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Когнитивная модель Галилея-Ньютона
Принципы
(1) Ничто из ничего не возникает и не превращается в ничто
(2) Природа постоянна, непрерывна и бесконечна
(3) Изменение вещей есть следствие неизменяющейся материи
(4) Все физические явления сводимы к силам притяжения и отталкивания
Теория
Состояние любой системы материальных тел полностью определяется их мгновенными положениями и скоростями
Онтология
Атомы
Каузальный
механизм
Прямой контакт одной материальной системы с другой
Идеал
объяснения
(1) Объяснения требует только то, что изменяется и то, что можно количественно измерить
(2) Объяснение – редукция неизвестного к известному посредством указания причины первого
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Динамика научного знания
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Динамика научного знания
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Динамика научного знания
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Динамика научного знания/ГДМ
Цикл самокорректирующегося научного исследования
Проблема
Конструирование новой или модернизация старой теории
Изобретение гипотез
Испытание гипотез
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Динамика научного знания/ГДМ
Теория
Аномальный
факт
Абдукция
Предсказание
Индукция
Объяснение
Предсказываемый факт, не совпадающий ни с одним из объясняемых фактов
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Динамика научного знания/ГДМ
«Для применения своего метода теоретик в качестве фундамента нуждается в некоторых общих предположениях, так называемых принципах, исходя из которых он может вывести следствия. Его деятельность, таким образом, разбивается на два этапа. Во-первых, ему необходимо отыскать эти принципы, во-вторых — развивать вытекающие из этих принципов следствия. Для выполнения второй задачи он основательно вооружен еще со школы. Следовательно, если для некоторой области, т. е. совокупности взаимозависимостей, первая задача решена, то следствия не заставят себя ждать. Совершенно иного рода первая из названных задач, т. е. установление принципов, могущих служить основой для дедукции. Здесь не существует метода, который можно было бы выучить и систематически применять для достижения цели. Исследователь должен, скорее, выведать у природы четко формулируемые общие принципы, отражающие определенные общие черты совокупности множества экспериментально установленных фактов.
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Динамика научного знания/ГДМ
«Если такая формулировка удалась, начинается развитие следствий, которые часто дают непредвиденные соотношения, ведущие далеко за пределы области фактов, из которых были получены принципы. Но до тех пор, пока принципы, могущие служить основой для дедукции, не найдены, отдельные опытные факты теоретику бесполезны; ибо он не в состоянии ничего предпринять с единичными эмпирически установленными общими закономерностями. Наоборот, он застывает в беспомощном состоянии перед единичными результатами эмпирического исследования до тех пор, пока не раскроются принципы, которые он сможет сделать основой для дедуктивных построений» - Эйнштейн А . Физика и реальность
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Динамика научного знания/ГДМ
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Динамика научного знания/ГДМ
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Динамика научного знания/Прогресс
● Экономическим (увеличение финансирования)
● Профессиональным (повышение уровня мастерства исследователей)
● Когнитивным (изобретение более фундаментальных теорий)
● Методологическим (появление более эффективных методов исследования)
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Динамика научного знания/Прогресс
● Изобретения все более универсальных теорий, каждая последующая из которых включает все предшествующие в качестве своей неизменной части (теория «Все вещества при нагревании расширяются» обобщает теорию «Все металлы при нагревании расширяются» и поэтому более прогрессивна). Критерий прогресса – логическая выводимость. Развитие науки кумулятивно и направлено к абсолютной истине
● Последовательной смены принципиально ложных теорий, каждая из которых отличается от всех предшествующих большим истинным содержанием, большей информативностью и большим числом решаемых проблем ( Поппер К .) Развитие науки не кумулятивно и не имеет направления
● Все теории несоизмеримы, их сравнение друг с другом невозможно из-за отсутствия нейтрального языка наблюдения. Конвергенция к истине в науке, как и в искусстве, невозможна ( Кун Т. ) Развитие науки не кумулятивно и не имеет направления
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Динамика научного знания/Прогресс
«Вы не можете рассчитывать на то, что будете приближаться к истине небольшими порциями, шаг за шагом; в некотором месте вам придется прыгнуть, придется отбросить старые понятия и подыскать что-нибудь новое» - Гейзенберг В .(1901-1976) Теория, критика и философия
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Динамика научного знания/Прогресс
● Новая теория логически обобщает все предшествующие, включая и конкурирующие между собой теории
● Новая теория исправляет и упрощает ранее достигнутый синтез фактов
● Новая теория менее вероятна (более информативна), чем все предшествующие, и одновременно имеет б ó льшую область подтверждения, чем ее предшественницы
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Динамика научного знания/Революция
Работы Ньютона до конца XIX в. служили «программой всех теоретических исследований в физике. Все физические явления сводились к массам, подчиняющимся законам движения Ньютона. Следовало только расширить закон силы, приспосабливая его к кругу рассматриваемых явлений» - Кун Т. Структура научных революций
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Динамика научного знания/
Нормальная
наука
● Нормальная наука – стадия развития науки, в которой доминирует только одна парадигма
● Все явления, не предсказываемые парадигмой, не принимаются во внимание; исследуется только то, что парадигма заведомо предполагает существующим
● Проблемы, предсказываемые парадигмой, считаются принципиально разрешимыми и значимыми
● Новые теории, несовместимые с парадигмой, не разрабатываются, а их авторы игнорируются
● Научные исследования посвящаются исключительно согласованию и уточнению положений и следствий парадигмы, т.е. «наведению в ней порядка»
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Динамика научного знания/
Революционная
наука
Революционная
наука
Революционная
наука
● Кризис науки – растущие сомнения исследователей в способности парадигмы успешно объяснять аномалии
● Революционная наука – радикальный результат разрешения кризиса науки – формирование новой парадигмы
« Увеличение конкурирующих вариантов, готовность опробовать что-либо ещё, выражение явного недовольства, обращение за помощью к философии и обсуждение фундаментальных положений — все это симптомы перехода от нормального исследования к экстраординарному» - Кун Т . Структура научных революций
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Динамика научного знания/
Революционная
наука
● Новая парадигма принципиально несовместима со старой
Т. Кун предложил рассматривать оптическую иллюзию «кролик—утка» в качестве примера несовместимости парадигм. «То, что казалось ученому уткой до революции, после революции оказывалось кроликом»
Динамика Эйнштейна и динамика Ньютона «совершенно несовместимы в том же смысле, в каком была показана несовместимость астрономии Коперника и Птолемея: теория Эйнштейна может быть принята только в случае признания того, что теория Ньютона ошибочна» - Кун Т . Структура научных революций
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Динамика научного знания/
Революционная
наука
● Новая парадигма изменяет значение базисных понятий старой парадигмы, меняет взгляд на исследуемую реальность, ставит новые проблемы, предлагает новые методы их решения
● «Решение отказаться от парадигмы всегда одновременно есть решение принять другую парадигму, а приговор, приводящий к такому решению, включает как сопоставление обеих парадигм с природой, так и сравнение парадигм друг с другом» ( Кун Т . Структура научных революций)
● Новая парадигма превращается в доминирующую постепенно, а в некоторых случаях незаметно
«Новая научная истина не достигает триумфа путём убеждения своих оппонентов и их просветления, но это, скорее, происходит оттого, что её оппоненты в конце концов умирают и вырастает новое поколение, с ней не знакомое» - Кун Т . Структура научных революций
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Динамика научного знания/
Революционная
наука
● Физики Аристотеля (384-322 до н.э) физикой И. Ньютона (1643-1727)
● Космологии К. Птомелея ( II в.) космологией Н. Коперника (1473-1543)
● Физики И. Ньютона физикой А. Эйнштейна
● Креационизма теориями Ч. Лайеля (1797-1875) и Ч. Дарвина (1809-1882) о геологической эволюции Земли и естественном отборе
● Теории флогистона теорией химических реакций А. Лавуазье (1743-1794)
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Проблема обоснования математики
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Проблема обоснования математики
Светлов В. А. Философия математики. Основные программы обоснования математики ХХ столетия М., URSS , 2006. 200 9 . 204 с.
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Содержание «Философии математики»
Предисловие
Введение
1. Проблема обоснования математики.
2. Кризис математики в начале ХХ века.
3. Логицизм. Математика как создание логически очевидных конструкций.
4. Интуитивизм и конструктивизм. Математика как создание интуитивно и алгорифмически очевидных конструкций.
5. Формализм. Математика как создание формально непротиворечивых конструкций.
Приложение 1. Символическая логика (основные допущения и определения)
Приложение 2. Парадокс лжеца
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Проблема обоснования математики
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Проблема обоснования математики
● Математические объекты (числа, множества, функции) не являются реально и независимо существующими сущностями, как предполагал Платон
● Математические истины не являются тавтологиями, как предполагали Р. Декарт и Г. Лейбниц, и тем самым самоочевидными
● Необходимость вообще может следовать только из необходимости
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Проблема обоснования математики
● Логицизм – программа Лейбница-Фреге-Рассела и Уайтхеда
● Интуиционизм и конструктивизм – программы Брауэра и Маркова
● Формализм – программа Гильберта
Общим для всех решений является убеждение в том, что любую теорему математики можно свести к теореме о свойствах натуральных чисел. Тем самым обоснование математики – следствие обоснования непротиворечивости арифметики натуральных чисел
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Логицизм
«Надеюсь, в данном сочинении я сделал правдоподобным то, что арифметические законы являются аналитическими, а, следовательно, априорными суждениями. Сообразно этому, арифметика есть лишь дальнейшее развитие логики, а каждое арифметическое предложение есть логический закон, хотя и производный»
Г. Фреге (1848-1925). Основоположения арифметики
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Логицизм
● Физическим объектом [ т.к. последним могут соответствовать одновременно разные числа: четыре ботинка, две пары ботинок ]
● Свойством физических вещей [ число «тысяча листьев» не является свойством ни отдельного листа, ни листвы в целом ]
«Числом понятия F называется объем понятия “равночисленно понятию F ”, т. е. класс всех понятий, которые можно поставить во взаимнооднозначное соответствие с F (класс всех эквивалентных классов, образующих объем понятия F )» - Г. Фреге Основоположения арифметики
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Логицизм
Число 0 = число понятия F = быть не равным самому себе
= число понятия F , объем которого содержит 0 F ’ s
= не существует ни одного объекта, выполняющего понятие F
Число 1 = число понятия F = быть равным 0
= число понятия F , объем которого содержит точно 1 F
= существует объект х , выполняющий понятие F , и для всякого другого
объекта у , выполняющего F , истинно: х = у
Число 2 = число понятия F = быть равным 0 или 1
= число понятия F , объем которого содержит точно 2 F ’ s
= существуют два различных объекта х и у , х у , выполняющих
понятие F , и для любого третьего объекта z , выполняющего F ,
истинно: либо z = x , либо z = y
- - - - - - - - -
Число n = число понятия F = быть равным 0 или 1 ... или n .
= число понятия F , объем которого содержит точно n F ’ s .
= существуют n различных объектов х , у , ..., n , выполняющих понятие
F , х у , х z , …, y z , … и для всякого ( n + 1)-го объекта w ,
выполняющего F , истинно либо w = x , либо w = у , …, либо w = n
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Логицизм
● Аксиома, сводящая теорию множеств к логике [ объемы понятий F и G , равны друг другу тогда и только тогда, когда эти понятия тождественны ] , сомнительна в следующей части: неверно, что числовое равенство классов влечет равенство подчиненных им объектов. Для непустых множеств число классов всегда больше, чем число элементов [ 2 n n]
● Парадокс Б. Рассела : Допустим, существует класс, включающий все, что существует. Тогда он должен включать и самого себя, так как представляет один из существующих объектов универсума. Но нормальный класс не является членом самого себя. Например, класс всех людей не является человеком. Если теперь образовать класс всех нормальных классов, то возникает вопрос: является ли он нормальным классом. При допущении, что он – нормальный класс, следует, что он – ненормальный класс. При допущении, что он – ненормальный класс, следует, что он – нормальный класс. Так как оба предположения ведут к противоречию, то понятие класса всех нормальных классов логически противоречиво и, следовательно, бессмысленно
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Логицизм
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Логицизм/Оценка
● В логике истинен закон дистрибутивности :
a (b & c) ≡ (a b ) (a c ), который не действителен в арифметике: 3 + (2 4) (3 + 2) (3 + 4)
● Аксиомы Пеано определяют не только натуральные числа, но и многие другие нелогические объекты
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Интуиционизм & конструктивизм
Математика – свободное творчество, независимое от опыта; она создается из единственной априорной интуиции [ времени – В. С. ] , которую можно назвать “постоянством в изменении”, или “единством в множественности”.
Л. Э. Я. Брауэр . Об обоснованиях математики
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Интуиционизм & конструктивизм
● Отрицают приоритет логики и языка в математике: не математика – часть логики, а наоборот, логика – часть математики; язык необходим только для формулировки математических суждений, последние не зависят от используемого языка
● Отрицают правомерность актуальной бесконечности и закона исключенного третьего
● Признают интуицию времени (интуиционисты) или абстракцию потенциальной осуществимости (конструктивисты) в качестве основания математики
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Интуиционизм & конструктивизм
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Интуиционизм & конструктивизм
Переживаемый жизненный момент
(поток становления)
Первый элемент
(число 1)
Остаток
Второй элемент
(число 2)
Остаток
Второй элемент
(число 3)
Схема порождения ряда натуральных чисел на основе интуиции времени
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Интуиционизм & конструктивизм
Ряд натуральных чисел «можно получить из двуединства, исходя первоначально из нераздельного, затем расчленяя его на один элемент (единицу), остающийся и в дальнейшем единицей, и некоторый неразделенный остаток, потом снова расчленяя остаток на один элемент (2) и некоторый неразделенный остаток, и т. д. ... Здесь подлежит делению на две части не всякая часть, а только последний оставшийся на данной стадии процесса деления неразделенный остаток » - Вейль Г. О философии математики
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Интуиционизм & конструктивизм
«Эта интуиция, будучи базисной интуицией математики, создает не только числа один и два, но также все конечные порядковые числа, поскольку один из ее элементов можно мыслить как новое два в одном, причем этот процесс может повторяться неопределенно долго... Наконец, эта базисная интуиция, объединяющая вместе связанное и отдельное, непрерывное и дискретное, порождает интуицию линейного континуума, т. е. отношения ‘между’, которое нельзя исчерпать введением новых единиц и которое по этой причине никогда не может рассматриваться как простая совокупность единиц» - L. E. J. Brouwer. Intuitionism and Formalism
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Интуиционизм & конструктивизм
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Интуиционизм & конструктивизм
● Натуральные числа – идеальные сущности, не имеющие независимого от ума существования
● Натуральное число - математический объект, сущность которого определяется местом, занимаемым в числовой последовательности
● Последовательность натуральных чисел – свободно становящаяся последовательность, каждый член которой может быть задан без знания общего закона порождения чисел
● Принцип математической индукции – единственный нелогический принцип порождения натуральных чисел 1 . «Охраняет математику от опасности превратиться в чудовищную тавтологию и придает ее положениям синтетический, а не аналитический характер» [ Г. Вейль ]
● Закон исключенного третьего и доказательство от противного для бесконечных множеств (последовательностей) не действительны
1. Если доказано «Если А n , то А n+1 » и верно А 1 , то доказано, что свойство А верно для всего ряда натуральных чисел N.
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Интуиционизм & конструктивизм
● Значение предложения определяется условиями не его истинности, а доказуемости: конъюнкция (А & В) доказуема iff доказуемы как А, так и В; дизъюнкция (A B) доказуема iff доказуемо А или В; импликация (A B) доказуема iff существует доказательство, которое будучи примененным к доказательству А, позволяет доказать В; отрицание А доказуемо iff существует доказательство, что не существует доказательства А
● Недоказуемы теоремы вида (А А) для бесконечных последовательностей объектов по той причине, что невозможен их исчерпывающий перебор и, следовательно, невозможно как доказательство, что существует объект, выполняющий свойство А, так и доказательство, что такое доказательство невозможно
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Интуиционизм & конструктивизм
Представляет ветвь интуиционистской математики, которая исследует конструктивные объекты алгоритмическими методами
или а , где а = 4
путем изображения одной такой черточки, приписывания к ней справа ее копии – другой черточки, приписывания к полученным черточкам еще одной черточки, затем еще одной черточки, затем еще одной и еще одной
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Интуиционизм & конструктивизм
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Интуиционизм & конструктивизм
(1) в качестве объектов изучения фигурируют только конструктивные объекты, представляющие собой слова некоторого алфавита
(2) допускается абстракция потенциальной осуществимости и исключается применение абстракции актуальной бесконечности
(3) используется особая конструктивная логика и исключаются все доказательства, основанные на законе исключенного третьего
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Интуиционизм & конструктивизм/Оценка
ИМ
КМ
ММ
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Формализм
«С помощью этого нового обоснования математики, которое справедливо можно именовать теорией доказательства, я преследую важную цель: именно, я хотел бы окончательно разделаться с вопросами обоснования математики как таковыми, превратив каждое математическое высказывание в поддающуюся конкретному показу, строго выводимую формулу и тем самым приведя образование понятий и выводы, которыми пользуется математика, к такому изложению, при котором они были бы неопровержимы и все же давали бы картину всей науки» - Д. Гильберт (1862-1943). Обоснования математики
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Формализм (Программа Гильберта)
● Логика не предваряет математику, математические суждения не являются логически истинными
● Интуиция слишком неопределенна в качестве базиса математических построений
● Математика не может отказаться от понятия актуальной бесконечности и от закона исключенного третьего
● Математика должна строиться с допущений существования конечных систем объектов и использовать содержательные, исключающие суждения о бесконечности, рассуждения – допущение финитности
● Финитная математика должна быть дополнена идеальными элементами (формулами), позволяющими доказывать общие правила: а + а = 2а вместо 1 + 1 = 2, 2 + 2 = 4, …
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Формализм (Программа Гильберта)
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Формализм (Программа Гильберта)
Алфавит системы: знак I
N – множество всех последовательностей, состоящих из знака I
Аксиома 1. I – элемент N
Аксиома 2. Если а – элемент N , а I – также элемент N
Аксиома 3. Никаких других элементов, кроме следующих из аксиом 1 и 2, не находится в рассматриваемой формальной системе (правило следования)
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Формализм (Программа Гильберта)
● В 1931 году была опубликована статья 25-летнего австрийского математика Курта Гëделя «О неразрешимых высказываниях Principia Mathematica и родственных систем», которая до сих пор считается одной из самых выдающихся работ в области обоснования математики [ Gödel K . On Formally Undecidable Propositions of Principia Mathematica and Related Systems // Collected Works. Vol. 1. Oxford. 1986]
● Статья Гëделя содержит два результата. Сначала Гëдель доказывает, что любая формальная система типа Principia Mathematica , включающая арифметику, принципиально неполна. Это означает, что существуют истинные арифметические высказывания, которые тем не менее не выводимы из аксиом подобных систем.
● Затем Гëдель обосновывает, что невозможно дать доказательство непротиворечивости системы, формализующей не только всю математику, но даже арифметику, если правила этого доказательства удовлетворяют требованию финитности. Откуда следует, что программа финитного доказательства непротиворечивости математики Гильберта принципиально невыполнима
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Формализм (Программа Гильберта)
● Строится арифметическая формула G , кодирующая
(метаарифметическое) высказывание «Формула G
недоказуема»
● Доказывается, что формула G доказуема тогда и только
тогда, когда доказуемо ее логическое отрицание - формула
G
● Значит, либо арифметика противоречива, т.к. в ней
доказуемы формулы G и G , либо, если она
непротиворечива, формула G неразрешима и арифметика
неполна
● Если арифметику расширить новыми аксиомами,
позволяющими доказать формулу G , новая арифметика
также окажется неполной (можно указать истинную, но не
доказуемую формулу )
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Формализм (Программа Гильберта)
● Строится арифметическая формула А «Арифметика
непротиворечива»
● Доказывается выводимость формулы А ⊃ G
● Допуская, что А истинна (арифметика действительно
непротиворечива), следует, что формула А недоказуема.
[ Если бы А была доказуема, тогда из А и А ⊃ G следовало бы
доказательство формул G и G , что означало бы
доказательство противоречивости арифметики ]
● Следовательно, непротиворечивость арифметики и систем,
включающих ее, нельзя установить посредством
рассуждения, представимого средствами самой арифметики
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Формализм/Оценка
Доказуемые теоремы
Истинные теоремы
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Формализм/Оценка
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Формализм/Оценка