СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы активного обучения студентов учебной дисциплине "Охрана туда"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы активного обучения студентов учебной дисциплине "Охрана туда"»

Климова В.А.

Методы активного обучения студентов

учебной дисциплине «Охрана труда»

 

Для раскрытия творческих способностей студентов, их заинтересованности в изучении и освоении дисциплины преподавателю необходимо владеть методиками, которые стимулируют конструктивное мышление, развивают коммуникативные умения и навыки. Именно этим требованиям отвечают активные методы обучения, теоретические аспекты которых рассматриваются в данном статье.

Важным фактором обеспечения требуемого уровня безопасности является обучение охране труда. Производственный травматизм, в том числе со смертельным исходом, остается одной из ключевых проблем общества, имеющей колоссальный негативный социально-экономический эффект. По статистике из всех причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями более 60 % составляют организационные причины, в частности, недостатки в обучении работников безопасности труда, это говорит о недостаточной эффективности существующей системы обучения в области охраны труда.

Одной из важнейших составляющих профессиональной подготовки квалифицированных рабочих для строительных отраслей сегодня является формирование готовности будущих специалистов обеспечивать безопасность труда на строительном участке. Целью учебной дисциплины «Охрана труда» в образовательных учреждениях среднего профессионального образования является предоставление знаний, умений, способностей (компетенций) для осуществления эффективной профессиональной деятельности путем обеспечения оптимального управления охраной труда на предприятиях.

Качественно улучшить процесс обучения студентов охране труда возможно, прежде всего, применяя инновационные образовательные технологии. В современных условиях значение инноваций в обучении охране труда резко возрастает. Поэтому воспитание у студентов личной ответственности за соблюдение норм и правил охраны труда приобретает особую важность. Все это вызывает необходимость поиска новых подходов к обучению охране труда, в основе которого должна лежать не передача обучаемым готовых знаний, а создание условий для инновационной познавательной деятельности с учетом накопленного опыта.

Важным условием инновационного процесса и объективной необходимостью в инновационной деятельности преподавателя является творчество. Поэтому главной составляющей является творческая инновационная деятельность, сущность которой заключается в совершенствовании педагогических аспектов работы, внесении в них творческих изменений. Занятия со студентами будут более эффективными, если на них будут использованы различные формы обучения, если у студентов будет возможность не только слушать, но и знакомиться с визуальными материалами, задавать вопросы, использовать на практике инновационное оборудование и материалы.

Один из важнейших принципов инновационного обучения - связь теории с практикой, реализуется в методах, подтверждающих взаимосвязь и практическое значение изучаемых явлений. В деловых играх, используемых в учебном процессе, эта связь обусловливается проблемным подходом к усвоению учебного материала, экспериментированием и конкретностью рассматриваемых ситуаций.

Деловая игра, наряду с другими методами обучения, способствует накоплению управленческого опыта, который в дальнейшем будет широко востребован в реальных ситуациях. Деловая игра не только достаточно хорошо имитирует существующую действительность и создает динамичные организационные модели, но и более интенсивно побуждает к решению намеченных целей.

Главная цель деловой игры - предоставить студентам достаточно простой и доступный алгоритм, с помощью которого можно производить любые аналого-логические преобразования массивов информации и выводить данные в удобном для визуального восприятия виде. В основе деловой игры лежит имитационный эксперимент, основное отличие которого от эксперимента реального заключается в использовании при имитации модели реального процесса. Причем в этой модели присутствуют некоторые начальные условия, ограничения и допущения.

В процессе изучения учебной дисциплины «Охрана труда» я использую один из активных методов обучения - «деловая игра», который применяется на практических занятиях. Концепция деловой игры заключается в формировании грамотного подхода к использованию существующих и новых технологических методов, и материалов, а также в создании психологических условий для быстрого и качественного усвоения сложного материала. Группа делится пополам или на мини группы по 6 человек, каждой группе дается ситуация, связанная с несчастным случаем на предприятии. Ребята в течение 10-15 минут обдумывают все возможные последствия и действия с точки зрения трудового и административного кодексов, а затем обыгрывают эту ситуацию, остальные команды соглашаются с правомерностью действий или нет. Если нет, то показывают в чем была ошибка и как необходимо поступить в данном случае.

В деловой игре обязательно рассматривается деятельность владельца предприятия, инженера по охране труда, руководителей структурных подразделений, специалистов предприятия, свидетелей несчастного случая, членов комиссии по расследованию несчастного случая. При этом игровым комплексом является несчастный случай, который реально произошел на территории конкретного предприятия. До начала деловой игры студенты изучают законодательные акты по охране труда, нормативные документы, организационные аспекты проведения обучения, инструктажей по безопасности труда, виды контроля за состоянием охраны труда, а также порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве. Студенты при помощи исходных данных знакомятся с объектом игрового моделирования, а также с системой оценивания и функциями экспертной группы. Далее студентам излагается порядок проведения игры: провести общий анализ производственной ситуации; установить причины, которые привели к несчастному случаю с учетом всех его обстоятельств; подготовить обоснованные варианты коллективного заключения по результатам расследования; предложить свой вариант мероприятий, который исключил бы повторения подобных ситуаций в будущем; обсудить варианты принятых решений.

Деловая игра, используемая мной на учебные занятиях по Охране труда, учит студентов держать в поле зрения одновременно достаточно большое число элементов, отделяя главные от второстепенных. Для принятия оптимальных решений в таких ситуациях нужны специальные знания, которые обучающиеся находят либо в библиотечных источниках, либо на просторах глобальной сети.

Почему я использую деловые игры на своих учебных занятиях? Выбор данной технологии обучения не случаен. Он обеспечивает интерактивное обучение студентов, способствует организации коллективной деятельности, развитию мышления и использованию группы как средства развития индивидуальности. Самое основное, по моему мнению, то, что в деловой игре моделируется реальная ситуация и пройдя через нее студент - в будущем специалист, может четко, логично и безошибочно применить полученные знания на практике, не боясь последствий своих действий. Ведь на учебных занятиях, мы разобрали, проговорили и обыграли все возможные ошибки.

Кроме того, при изучении учебной дисциплины «Охрана труда» я применяю ситуационные тестовые задания, кейс-задачи. Основные инновации в обучении студентов во многом связаны сегодня с применением активных методов обучения на основе использования информационных технологий. Широкое использование видеоинформационных и компьютерных обучающих комплексов можно рассматривать как самое современное средство повышения эффективности обучения. Ведь научно доказано, что система проведения занятий в виде обычной лекции позволяет студентам усваивать учебный материал не более чем на 5…10 %. Использование мультимедийных технологий в процессе обучения позволяет представить учебный материал не только в традиционном, но и в более доступном для восприятия студентами визуально-вербальном виде, позволяя повысить степень усвоения материала до 50 %.

Для развития творческих способностей, формирования образного мышления студентам выдаются творческие задания в виде компьютерных презентаций, это позволяет развивать творческое воображение студентов, формируя образное мышление. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких, опорных образов, дающих необходимую информацию, что облегчает запоминание. В этом случае использование принципа «обучение других/немедленное применение знаний» позволяет довести степень усвоения материала до 90 %.

Используя активные методы обучения, важно отметить, что они предусматривают не просто получение знаний, но и творческое отношение к ним, способствуют формированию и воспитанию образованного, творческого, квалифицированного специалиста, способного грамотно решать конкретные задачи в своей практической деятельности.