Методы эвристического обучения на уроках
окружающего мира в начальной школе
учитель начальных классов
МБОУ Гимназия № 21 г. Архангельска
Зуева Таисия Владимировна
Развитие эвристических идей в педагогике не всегда было спокойным и безмятежным?!
Борьба между сторонниками свободного образования и приверженцами "государственного заказа" была всегда. Она и сейчас существует – например, мы слышим постоянно о необходимости дать ребёнку свободу выбора образовательного пути, и в то же время вводятся образовательные стандарты различных уровней.
Хочу остановиться на некоторых когнитивных методах эвристического обучения. Когнитивные методы – это методы познания.
Главным принципом развития познавательных способностей является первичность познания учеником реальности, а не изучение готовых «знаний» о ней. Самостоятельное изучение учениками одного и того же реального образовательного объекта приводит к получению индивидуальных образовательных продуктов — знаний об этом объекте, а также способов их получения.
Методы обучения на уроке должны соответствовать
задачам урока;
характеру и содержанию учебного материала;
уровню ЗУН обучающихся;
материальному обеспечению урока;
личным качествам учителя, его подготовленности к уровню методического мастерства;
индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности обучающихся;
бюджету времени.
Рассмотрю некоторые эвристические приёмы, которые использую на своих уроках.
Метод эмпатии.
Эмпатия - "вчувствование" человека в состояние другого объекта. Опираясь на древнейшую идею соответствия макро- и микрокосма, познание человеком окружающего мира есть общение подобного с подобным. Миссия человека здесь – вселение в свой дом, во Вселенную. Метод эмпатии вполне применим для "вселения" учеников в изучаемые объекты окружающего мира. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается "переселиться" в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
Пример
4 класс. Окружающий мир. Тема "Страна городов"
Представьте, что вы попали в Древний Новгород.
Предложите детям рассмотреть репродукцию Васнецова "Новгородский торг" Рассмотрите кремль, расположенный на левом берегу реки Волхов, собор Святой Софии, башню с воротами и часами, мост через реку на торговую сторону. Вы – вот этот мальчик. Как ты здесь оказался?
Этот метод помогает почувствовать все, что происходит с объектом, на себе. Основной целью метода является возможность «переселения» ученика в тот объект, который изучается, и познать его изнутри.
В моменты наилучшего вживания ребенок задает вопросы объекту – себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства и ощущения являются образовательным продуктом ребенка.
Ещё один интересный метод – метод символического видения.
Символ, как глубинный образ реальности, содержащий в себе её смысл, может выступать средством наблюдения и познания этой реальности. Метод символического видения заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом. После выяснения характера отношений символа и его объекта (например, свет - символ добра, спираль - символ бесконечности, голубь - символ мира, блин - символ Масленицы) учитель предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме. Важное место занимает объяснение и толкование детьми созданных "символов".
В нашей жизни много символов. Символ – образ реальности. Он может выступать как сигнал для действия (дорожные знаки), как условный знак этапа урока, как средство познания этой реальности и т.д.
Метод сравнения.
Этот метод можно рассматривать и как сравнение версий разных учеников и версий великих учёных на одну и туже проблему, и как сравнение различных объектов между собой. Для обучения данному методу ученикам предлагаются вопросы: Что значит сравнить? Всегда ли и все можно сравнивать? Укажите, что, на ваш взгляд, не подлежит сравнению, и попытайтесь всё же сравнить несравнимое.
Сравнение - это приём интеллектуальной деятельности, направленный на выявление сходного и различного в данных объектах. Он является одной из основных операций мышления.
Использование сравнения в процессе обучения способствует тому, что ученики усваивают учебный материал во всем его многообразии признаков и свойств. Благодаря сравнению предметы и явления изучаются в их сходных и различных, общих и особенных признаках, у учащихся формируются яркие наглядные образы изучаемого, совершается подвижность нервных процессов в коре головного мозга, которая развивает гибкость умственной деятельности
Таким образом, учебная работа учеников протекает на высоком уровне сознательной активности и осмысливания изучаемого материала, укрепляет память и внимание учащихся.
Роль сравнения в начальной школе определяется тем, что многие понятия даются здесь впервые и усвоение их опирается преимущественно на систему более или менее известных родственных понятий, и даже не столько на их определение, сколько на сравнение реальных объектов.
Сравнение непосредственно связано с вниманием.
Пример
1 класс. Окружающий мир. Тема «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
Задание в учебнике: "сравните Солнце и изображённые предметы по форме, цвету и размеру" (слайд 3)
- сравнение производится по плану;
- сравнивать надо оба предмета вначале по одному признаку (форма), затем по второму (цвет), потом по третьему (размер) и т. д.
- после сравнения по каждому признаку делается вывод
- после сравнения по всем пунктам плана надо сделать общий вывод: показать главное сходство и отличие данных объектов, дать им оценку
При систематическом проведении тренировочных упражнений в сравнении объектов у учащихся повышается активность, возрастает желание заниматься умственной деятельностью, развивается умственная подвижность (школьники быстрее ориентируются в учебном материале, внимательнее наблюдают за происходящими явлениями, точнее их дифференцируют и классифицируют), улучшается устная речь, усваивается последовательность действий или «алгоритм сравнения»
Метод эвристического исследования
Ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цели исследования - план работы - факты об объекте - опыты, рисунки опытов, новые факты - возникшие вопросы и проблемы - версии ответов, гипотезы - рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты - выводы. Подобная алгоритмизация деятельности учащихся нисколько не умаляет их творчества. Наоборот, выполнив последовательно все перечисленные шаги, практически любой ученик неизбежно получает свой собственный образовательный результат. Учитель помогает детям увеличивать объём и качество такого результата. Достигается это путём систематического повторения алгоритмических этапов исследования.
Моим ученикам очень нравится проводить опыты, исследования. Мы изучали свойства воды, сравнивали свойства снега и льда, изучали свойства воздуха и др.
Заключение
Эвристика в общепринятом смысле - наука о творчестве, о творческой деятельности людей, цель которой получение качественно новых результатов. Эвристическое обучение имеет иную цель – раскрытие индивидуальных возможностей участников обучения – учеников, учителей через деятельность по созданию ими образовательной продукции. Для ученика – это изменение его знаний, опыта, возможностей, способностей, способов деятельности и т.д.
Цель современного эвристического обучения состоит в том, чтобы помочь школьнику самому сконструировать собственные цели, смысл и процесс организации. Если говорить проще, то эвристическое обучение – это непрерывное открытие нового. Это обучение сочетает в себе познавательную и творческую деятельность ученика. Во время обучения учитель не даёт ученику готовые знания, а предоставляет ему только объект и ученик сам должен овладеть знаниями об этом объекте. Результат может быть немного непредсказуемым, он зависит от личности ребёнка.
Эвристическое обучение – создание ребёнком личного опыта и использование этого обучения школьником по любому предмету в школе.
Полностью заменить традиционное обучение эвристическим конечно нельзя, но его можно использовать для того, что бы развить творческие способности ребёнка. Важно не просто насильно заставить ученика получать знания, а дать ему даже при помощи ошибок и проб получать их самостоятельно.