СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»

Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста


Актуальность проблемы детской агрессивности в последнее время стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Это реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии и насилия в цивилизованном XX веке. Одной из особых проблем на сегодняшний день является проблема детской агрессивности, а именно дошкольников. Это связано с тем, что исследования и многочисленные наблюдения показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Именно в дошкольный период закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим. Уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее преодолению.

Проблема детской агрессивности – одна из значимых и в настоящее время очень актуальна в связи с ее распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Агрессивность современных детей носит в себе определенные психологические особенности, затрагивая не только окружающих ребенка людей – родителей, воспитателей, учителей, специалистов дополнительного образования, сверстников; она создает трудности и для самого ребёнка, в его взаимоотношениях с окружающими, определяет развитие всей его личности, различных её сторон.

Проблема детского агрессивного поведения является одной из актуальных проблем современной психологии. Это связанно с тем, что исследования и многочисленные наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой личности и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Именно в дошкольный период закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим. Уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние и внешние предпосылки, способствующие преодолению агрессивного поведения у детей. Ранняя коррекция агрессивного поведения будет препятствовать формированию агрессивности как черты личности у детей, способствовать сохранению их психологического здоровья.

Повышенная агрессивность детей, часто встречаемая проблема в детских коллективах. Агрессивное поведение дошкольников в детском саду порождает нарушение психологического комфорта в группе, создает определенные трудности в работе воспитателей и педагогов.

Проблемой агрессивности и агрессивного поведения детей занимались в отечественной психологии А.Г. Долгова, С.Н. Ениколопов, Л.С. Выготский, Л.Б. Гиппенрейтер, В.С. Мухина, А.А. Реан, Е.О. Смирнова, И.А. Фурманов и др. Также имеется обширный опыт педагогов и психологов, занимающихся диагностической и коррекционной работой с агрессивными детьми дошкольного возраста (О.Ф. Васильева, И.Л. Леденева, М.И. Лисина, Е.К Лютова и Г.Б. Монина, В. Оклендер, А.А. Романов, Т.П. Смирнова, Щербинина Ю.В. и др.).

К.Лоренц описывает агрессивность как свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей. Термин агрессивность относится к особенной характерной черте людей и понимается как склонность к агрессивному поведению [17].

Таким образом, агрессия (агрессивное поведение) – это индивидуальное или коллективное поведение (действие), нацеленное на причинение физического или психического вреда, уничтожение другого человека или группы.

Агрессия есть неотъемлемая динамическая характеристика активности и адаптивности человека, определенная степень агрессивности социально приемлемое качество, поскольку полное отсутствие агрессии приводит к ведомости, конформности, пассивности поведения, что лишает личность возможности самореализации в социум. Направленность агрессии зависит от особенностей мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сфер человека, агрессивные реакции имеют избирательную направленность и часто носят ситуативный характер. Следовательно, актуально разделение агрессивности на конструктивную и деструктивную [1].

В содержании агрессивного поведения выделяются следующие компоненты:

- личностный компонент, проявляющийся в агрессивности как свойстве личности;

- эмоциональный, выражающийся в негативных эмоциях злости и гнева;

- поведенческий, проявление агрессивных действий по отношению к другим людям (взрослым и сверстникам) [2, с.12].

Формы проявления агрессии:

- физическая (использование физической силы против другого лица),

- вербальная (выражение негативных чувств как через ссоры, крики, визги, капризы, истерики, так и содержание словесных обращений и высказываний (угроз, проклятий, ругани, брани и др.) в отношении окружающих),

- косвенная (использование окольных путей, направленных против других (жалобы, сплетни, шутки) и проявление ненаправленных и неупорядоченных взрывов ярости (крик, топание ногами, размахивание руками и др.),

- негативизм (оппозиционная форма поведения, направленная против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов),

- раздражение (склонность к раздражению, вспыльчивости, резкости, грубости, жестокость),

- подозрительность (склонность к недоверию и осторожному отношению к окружающим, исходящая из убеждения о том, что они намерены причинить вред),

- обида (проявление зависимости и ненависти к окружающим обусловленные чувством гнева, недовольства за причиненные им действительные или мнимые страдания),

- аутоагрессия или чувство вины (отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения в том, что он плохой, поступает нехорошо, вредно, злобно, бессовестно) [6, с.4].

Агрессия может быть направлена на:

- окружающих людей вне семьи (например, на врачей, педагогов или сверстников);

- только на близких людей (без проявления агрессии вне семьи, например, на бабашку);

- на животных (птиц, кошек, насекомых);

- на себя (свое тело или личность, например, в форме выдергивания волос, сдирания кожи, кусания ногтей, отказа от еды в подростковом возрасте);

- на внешние физические объекты (например, в форме поедания несъедобного, разрушения предметов, порчу имущества и т.д.);

- на символические и фантазийные объекты (в форме серийных агрессивных рисунков, коллекционирования оружия, увлечения компьютерными играми агрессивного содержания) [26, с.16].

Таким образом, под агрессией понимают мотивированное деструктивное поведение, которое в свою очередь противоречит нормам сосуществования людей в обществе, а также приносит физический ущерб людям или вызывает у них психологический дискомфорт.

В свою очередь агрессивным поведением считается такое поведение, которое наблюдается при повторении агрессивных действий, т.е. проявлении агрессивности как ситуативной реакции.

Итак, необходимо разграничивать и понимать разницу между такими понятиями, как агрессия и агрессивное поведение. Эти понятия являются смешанными, взаимозависимыми, но тем не менее в них вкладывается разный смысл.


1.2. Особенности проявления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста


Особенности и причины проявления агрессии и агрессивности в дошкольном возрасте изучались в исследованиях таких авторов, как Г.Э. Бреслав, С.А. Игумнов, Е.К. Лютова, А.Т. Репина, Е.О. Смирнова и др. В качестве главных причин развития у ребенка агрессивности, как относительно устойчивой черты личности, исследователи указывают на эмоциональное неблагополучие ребенка в семье, агрессивные формы поведения в семье, агрессивные отношения в группе сверстников, низкий статус ребенка в группе детского сада среди сверстников, негативные отношения с воспитателем и др. [10].

В среде дошкольников, имеющих индивидуальные особенности в поведении и развитии («дефицит внимания с гиперактивностью», «агрессия») происходит наибольшее число конфликтов, могут закладываться асоциальные привычки и формироваться агрессивные формы поведения [18].

Родители и педагоги данную группу детей характеризуют как «трудную» из-за чрезмерной активности, излишней подвижности, невозможности длительного сосредоточения внимания, агрессивных форм поведения, несформированности самоконтроля. Оставаясь нерешенными в дошкольном периоде, указанные проблемы имеют негативные отдаленные последствия: в школьном возрасте прогрессируют трудности учебного и поведенческого характера; проявляется выраженность симптомов в стойкой агрессии и раздражительности, проблемных межличностных отношениях (Захаров А.И., 1989; Кондрашенко В.Т., 2008).

Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста выражается всегда по-разному. И это поведение можно разделить на несколько видов: внешняя агрессия – она направлена на окружающих людей, животных, игрушки. Ребенок может кричать, обзываться, угрожать, дразнить окружающих. Также он может свою агрессию выражать жестами – пригрозить кулаком или пальцем, кривляться, передразнивать. Помимо устной и жестовой агрессии, ребенок может перейти и к физической, т.е. он может укусить, поцарапаться, подраться, ущипнуть или толкнуть. Внутренняя агрессия – эта агрессия направлена на самого ребенка. Он может себе кусать ногти, биться головой об стену, кусать свои губы, выдергивать ресницы или брови.

Агрессивное поведение ребенка выступает, прежде всего, как защита самого себя теми способами, которые ему доступны, которые имеются в его “психологическом репертуаре”. Какие механизмы, защиты сформированы, таким образом ребенок будет проявлять и вести себя. Отсюда следуют проявления внешней и внутренней агрессии. Несомненно, они связаны и с психологическим состоянием формирующейся личности ребенка, его способностью относиться бережно к окружающему миру и ко всем, находящимся в нем.

Факторами и причинами детской агрессивности могу выступать: социально-культурный статус семьи и способы взаимодействия в ней (относятся: демонстрация сцен насилия, причинение насилия ребенку и т.д.); индивидуальные психофизиологические особенности ребенка; наказания, ревность, зависть, эмоциональная нестабильность; лидерское отношение, несформированный уровень самоконтроля и т.д. [25, с.50]

Разные формы агрессии характерны для большинства дошкольников (дети толкаются, ссорятся, дерутся, обзываются и пр.). Усвоение социальных норм и правил поведения способствуют замещению непосредственных проявлений детской агрессивности просоциальными формами поведения. Но у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. Агрессивность как черта характера способствует снижению продуктивного потенциала ребенка, сужению возможностей полноценного общения с другими, деформации его личностного развития [1, с.2].

В дошкольном возрасте агрессивность еще не может быть сформирована как личностная черта, поэтому следует считать правомерным использование понятия «поведение с проявлением элементов агрессии» для раннего возраста и «агрессивное поведение» применительно к старшим дошкольникам при описании подобных поведенческих феноменов [9, с.25].

Агрессивные дети более шумные, крикливые, неусидчивые, «моторные», быстрее и легче вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. В стремлении достичь своей цели они манипулируют своими родителями, с ними трудно справиться, они часто бывают жестоки.

Агрессивность затрудняет социализацию ребенка, отрицательно влияет на его общение со сверстниками и взрослыми. Такие дети чаще, чем другие, вызывают негативную реакцию и неприятие окружающих, что ведет лишь к усилению агрессивного поведения, обуславливая «…моральный диссонанс и дискомфорт в общении со сверстниками…» [13, с.2].

В представлении агрессивного ребенка другие люди либо препятствуют достижению его целей, либо не уделяют ему должного интереса, либо стремятся причинить ему вред. Фиксированность на себе, приписывание враждебных намерений окружающим мешает такому ребенку понять других людей, познать ощущение связи и общности с ними [37].

Внутренний мир агрессивных детей включает достаточно большое количество деструктивных эмоций, с которыми они не в силах справиться самостоятельно, поэтому им жизненно необходимо внимательное и доброе отношение со стороны взрослых.

Особенности проявления склонности к девиантному поведению в старшем дошкольном возрасте проявляется в следующем. Выраженная психомоторная расторможенность, трудности выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведения: трудность организации поведения даже в пределах подвижных игр; повышенная внушаемость к неправильным формам поведения, отражающая реакции имитации отклонений поведения сверстников, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость; реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказания, замечания, запреты; побеги как реакции активного протеста, а также тайное хищение чужого имущества, отрицая то понятие, что « брать чужое нельзя». Проявляется формула «Хочу – могу взять, запретов нет, ведь я - хочу».

Все это необходимо подвергать коррекции с формированием должествования и развитие запретов с пониманием нельзя брать чужое, нельзя обижать других и т. д. Соответственно, необходимо длительное время посвятить разработке коррекционной программы формирования правосознания личности, начиная с дошкольного возраста с целью развитие гармоничного право послушного с развитым правосознанием человека в дальнейшем [20, с.5].

Е.К. Лютова и Г.Б. Монина среди причин, провоцирующих агрессивное поведение детей, выделяют следующие:

– стремление привлечь к себе внимание сверстников;

– стремление получить желанный предмет;

– стремление быть главным;

– защита и месть;

– желание ущемить достоинство другого ребенка, с целью подчеркнуть свое превосходство [19].

Кроме того, в качестве факторов агрессии и агрессивности указываются некоторые психологические особенности детей дошкольного возраста, к которым Г.Э. Бреслав относит:

– недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

– сниженный уровень саморегуляции;

– неразвитость игровой деятельности;

– сниженную самооценку;

– нарушения в отношениях со сверстниками [8].

Факторы риска агрессивного поведения:

– избегает контакта со взрослым;

– избегает взаимодействия со сверстниками;

– с трудом устанавливает дружеские отношения со сверстниками;

– не участвует в коллективной игре;

– затрудняется разрешать конфликты со сверстниками;

– не умеет сдерживать себя, контролировать свое поведение;

– часто причиняет вред растениям, животным, книгам, игрушкам;

– не признает правила, предложенные взрослыми;

– не признает правила, предложенные другими детьми [22, с.111].

Одной из современных причин, способствующей росту агрессии, является прямая зависимость между уровнем проявления агрессии в поведении детей и просмотром телепередач. Чем больше места в жизни ребенка занимает телевидение и агрессивные телепередачи, тем выше у него будет уровень агрессивности в поведении.

Теоретическую основу исследования составила теория социального научения. Сторонники этой теории утверждают то, что переживания, вызываемые пассивным наблюдением агрессии и насилия, происходящими как на экране, так и в реальной жизни, ведут к возбуждению агрессии.

Дети старшего дошкольного возраста, смотрящие телевизор, глубже воспринимают информацию, острее испытывают чувства, в том числе чувство страха, тревоги. По центральным каналам в доступное для детей время демонстрируются зарубежные мультфильмы со сценами насилия и агрессии. Приблизительно с 14.00 до 16.00 часов показывают монстров, чудовищ, полуроботов и т.д. Ребенок, в отличие от взрослого, не способен фильтровать поступающий поток информации. Как правило, агрессия главного экранного героя замаскирована его победами и успехами. Главный герой привлекает к себе ребенка, завораживает его, подталкивает к подражанию поведения. Поэтому в детском сознании стирается грань между добром и злом [14, с.3].

Особое значение в развитии агрессивности дошкольников принадлежит наблюдению ситуаций с агрессивным содержанием в сфере взаимоотношений в семье, в группе сверстников, в играх детей со сверстниками.

Также на формирование агрессивности детей влияют телевизионные передачи, мультфильмы, компьютерные игры, детские книги и т.д., в которых демонстрируются агрессия и способы ее проявления. В последнем случае, как на это указывает Н.И. Алешкин, усвоение детьми агрессивных форм поведения осуществляется не на реальных примерах, а в символической форме, через восприятие ситуаций насилия и агрессии [4].

Таким образом, основными особенностями проявления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста являются: чрезмерная подвижность, не понимание чувств и переживаний других людей, чрезмерная импульсивность, перекладывание вины на других, суетливое поведение, мускульное напряжение, а также не адекватная оценка своего поведения.






Методы и приемы коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста


Коррекцию поведения у ребенка проводят с помощью: убеждения, внушения, подражания, подкрепления. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. Индивидуальная. где работает с ребенком психолог, один на один, а групповая, где психолог работает с группой детей.

В психолого-педагогической практике преодоления агрессии наиболее широко используются программы и упражнения таких авторов как Л.Б. Шнейдер, Дж. Паттерсона, И.А. Фурманова, Г.Э. Бреслава позволил выделить основные способы, с помощью которых можно контролировать агрессию и управлять агрессивным поведением человека.

Проблема профилактики и коррекции агрессивности и агрессивного поведения более века является предметом внимания медицины, психологии и педагогики. В первой половине ХХ века в нашей стране проблемы профилактики агрессивного поведения детей получали отражения в работах Л.С. Выготского, А.Н. Вераксы, Р.В. Овчаровой, Л.И. Божович, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной и другие. Поиском способов и путей предупреждения и преодоления агрессивного поведения детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Н.П. Сазонова Г. Паренс, Н.В. Новикова и др. Наиболее полно условия преодоления агрессивного поведения у дошкольников раскрыты в работах Р.В. Овчаровой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, А.А. Романова.

Одним из средств коррекции является описанная в отечественной психологии регуляция и саморегуляция поведения и деятельности в старшем дошкольном возрасте, изучаемая в разных аспектах:

- становление волевого поведения (Л.И. Божович, В.К. Котырло, Я.З. Неверович Т.И. Шульга и др.),

- развития произвольности (А.В. Запорожец, Е.О. Смирнова и др.),

- саморегуляция, самоуправление, условие сознания и самосознания человека (О.Н. Николаенко, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер),

- зависимость уровня социализации от уровня самоконтроля поведения (А.Г. Асмолов) [18].

В рамках проведения коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста зачастую используются:

­ диагностические методики, разработанные Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. «Критерии агрессивности у ребенка»;

­ беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка Пурина В.Д.);

­ проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (автор Колосова С.Л.), методика «Несуществующее животное» (М.3. Друкаревич);

- опросник «Ребенок глазами взрослого» (А.А. Романов);

- опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис);

- тест определения особенностей межличностных отношений Р. Жиля;

- метод цветовых выборов (модификация теста Люшера);

- графическая методика: «Кактус» М.А. Панфилова.

Наиболее выраженными критериями агрессивности по анкете для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко, мы можем обозначить: не может промолчать, когда, чем-то недоволен; часто не по возрасту ворчлив; воспринимает себя как самостоятельного и решительного; уверен, что любое задание выполнит лучше всех. Наименее выраженные критерии: не прочь подразнить животных; старается общаться с младшими и физически более слабыми

По мнению П. В. Андреева, Е. М. Кравцовой, коррекционная работа, направленная на преодоление агрессивности в старшем дошкольном возрасте, является значимой, так как к концу дошкольного возраста эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, ребенок может управлять своими эмоциями и внешним их проявлением. В этом возрасте начинает формироваться механизм эмоционального предвосхищения, который позволяет ребенку регулировать и предвосхищать последствия собственных действий. А проявление чрезмерной агрессивности свидетельствует о некотором нарушении развития личностной и социальной сферы, которое может закрепиться в психике ребенка при отсутствии целенаправленной работы с ним [2].

Среди психолого-педагогических условий, способствующих коррекции агрессивного поведения у детей выделяют следующие:

- развитие умение анализировать свое внутреннее состояние и состояние других детей;

- снижение уровня личностной тревожности;

- развитие конструктивных форм общения, поведенческих реакций, снятию деструктивных элементов в поведении;

- обучение приемам выражения гнева, техникам контроля над негативными эмоциональными состояниями;

- развитие адекватного уровня самооценки и самоконтроля;

- формирование нравственных представлений, альтруистических форм поведения (А. А. Реан, Л. С. Выготский, А. А. Бодалев, Н. Л. Кряжева, И. А. Фурманова и др.) [3, с.13].

Для успешности реализации программы в дошкольном образовательном учреждении необходимо наличие специально-созданной предметно-развивающей среды. Такая среда строится на принципах, разработанных В.А. Петровским. P.M. Чумичевой:

1) принцип дистанции, определённой позиции при взаимодействии ребёнка с другими детьми и взрослыми,

2) принцип активности, самостоятельности, предполагающий развитие творчества, фантазии;

3) принцип стабильности и динамичности;

4) принцип эмоциогенности, индивидуальной комфортности.

Каждое занятие состоит из 3 частей (этапов):

1. Разминка – разогрев, подвижные игры на сплочение, установление контактов, настрой на работу.

2. Основная часть – коммуникативные игры и игровые упражнения, направленные на достижение основной цели занятия; беседа.

3. Заключительная часть – народные игры на снятие напряжения, приведение в равновесие эмоционального состояния детей; релаксация; дыхательные упражнения; беседа.

Схема коррекционно-развивающей работы с агрессивными детьми укладывается в рамки четырех пунктов:

1. Установление контакта с ребенком, формирование доверительной и дружелюбной атмосферы;

2. Вызов эмоциональной реакции агрессии, выявление источника раздражения и успокоение ребенка;

3. Изменение поведенческих стереотипов и реакций, повышение самооценки, формирование положительного отношения к себе и окружающим;

4. Выработка и закрепление навыков нормального поведения, социально приемлемой коммуникации.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. В основном используются коммуникативные игры и игровые упражнения, элементы релаксации. Все они являются хорошим средством формирования у детей навыков адаптивного поведения [11, с.168].

Технологии, методы и приёмы, используемые в программе по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста:

  1. Сказкотерапия. Активизация ресурсов, потенциала личности, осознание чувств, эмоций.

  2. Игротерапия. Используется для снижения напряжённости, мышечных зажимов, тревожности, страхов и повышение уверенности в себе.

  3. Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

  4. Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

  5. Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего нервного напряжения.

  6. Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

  7. Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание [12, с.15].

Стоит отметить, что метод игровой терапии – способен воздействовать на состояние детей с использованием игры. Игровая терапия призвана, не изменять и не переделывать ребенка, а дать ему возможность пережить некие волнующие ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого рядом с ним.

Метод психогимнастика – курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и профилактику различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоциально-личностно). Общей целью психогимнастики является снятие эмоциального напряжения, мышечных зажимов, коррекция настроения и предупреждения эмоциональных расстройств у детей, в том числе и агрессивного поведения.

Музыкотерапия является психотерапевтическим методом, который применяет музыку в качестве исцеления. Правильно подобранная музыка благотворно воздействует на психоэмоциональное состояние ребенка, способствует успокоению; физиологической и психологической релаксации; способствует улучшению эмоционального настроения.

Танцевальная терапия – метод, применяемый в психотерапии, в котором тело является инструментом распознавания и выражения своих чувств. Ребенок посредством данного метода сможет высвобождать свои страхи, зажатости, выразить то, что постоянно держал в себе и т.д. [25, с.51].

Сказкотерапия - психотерапевтическое направление, использующее сказки для решения тех или иных психологических проблем. В сказках в символическом виде отражаются основные психологические проблемы людей – внутренние конфликты. Сказка позволяет обратиться к глубинному опыту человека, открыть и осознать чувства и стремления, переосмыслить жизненные события, увидеть пути решения проблем.

Достоинства сказкотерапии, как эффективного метода профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении: Во-первых, ребёнок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне. Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: «ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдёшь и победишь трудности», т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы её для себя строим. В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать. Одно из важнейших условий эффективности профилактической работы с детьми, склонными к агрессивному поведению, с использованием средств сказкотерапии – её диагностическая обеспеченность [28, с.284].


Выводы по первой главе


Исследование агрессии является достаточно актуальной, так как возросло на современном этапе проявление склонности к девиантному поведению у детей дошкольного возраста. Определенная тенденция в настоящее время приобретает массовый характер, и соответственно, затрагивает интересы таких специалистов как психологи, медицинские психологи, работников правоохранительных органов.

Агрессивное поведение – одно из самых распространённых нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Именно в дошкольный период закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим. Дети, склонные к агрессии, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только внешним поведением, но и психологической характеристикой. Изучить эти характеристики чрезвычайно важно, чтобы понять природу явления и своевременно преодолеть опасные тенденции.

Практической проблемой в современном мире является усиливающиеся проблемы нарушения поведения у детей старшего дошкольного возраста, которые проявляются в агрессивном поведении. Поэтому актуальным является разработка программ профилактики и коррекции детской агрессивности. Существующие на сегодняшний день подобные программы зачастую направлены на снятие симптомов агрессии у детей. При помощи симптоматической коррекции невозможно решить проблемы, связанные с детской агрессивностью. Необходимы профилактические и коррекционные программы, построенные с учетом как ситуационных, так и личностных факторов проявления детской агрессии.

Профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. При построении превентивных и коррекционных программ следует учитывать не только симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к своему поведению.

Анализ исследований, посвящённых проблемам профилактики и коррекции агрессивного поведения детей, показывает, что, безусловно, эффективная профилактическая работа с агрессивными детьми может проводиться с помощью таких средств, как игры, игрушки, изобразительная деятельность ребенка, вода, песок, глина, пластилин, музыка и музыкально-пластическая деятельность, театр. Среди коррекционных методов наибольший интерес представляют следующие методы: игровая терапия, арт-терапия, сказка-терапия и тренинговые упражнения.



















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Исследование агрессии является достаточно актуальной, так как возросло на современном этапе проявление склонности к девиантному поведению у детей дошкольного возраста. Определенная тенденция в настоящее время приобретает массовый характер, и соответственно, затрагивает интересы таких специалистов как психологи, медицинские психологи, работников правоохранительных органов.

Агрессивное поведение – одно из самых распространённых нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Именно в дошкольный период закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим. Дети, склонные к агрессии, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только внешним поведением, но и психологической характеристикой. Изучить эти характеристики чрезвычайно важно, чтобы понять природу явления и своевременно преодолеть опасные тенденции.

Практической проблемой в современном мире является усиливающиеся проблемы нарушения поведения у детей старшего дошкольного возраста, которые проявляются в агрессивном поведении. Поэтому актуальным является разработка программ профилактики и коррекции детской агрессивности. Существующие на сегодняшний день подобные программы зачастую направлены на снятие симптомов агрессии у детей. При помощи симптоматической коррекции невозможно решить проблемы, связанные с детской агрессивностью. Необходимы профилактические и коррекционные программы, построенные с учетом как ситуационных, так и личностных факторов проявления детской агрессии.

Профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. При построении превентивных и коррекционных программ следует учитывать не только симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к своему поведению.

Анализ исследований, посвящённых проблемам профилактики и коррекции агрессивного поведения детей, показывает, что, безусловно, эффективная профилактическая работа с агрессивными детьми может проводиться с помощью таких средств, как игры, игрушки, изобразительная деятельность ребенка, вода, песок, глина, пластилин, музыка и музыкально-пластическая деятельность, театр. Среди коррекционных методов наибольший интерес представляют следующие методы: игровая терапия, арт-терапия, сказка-терапия и тренинговые упражнения.

Эксперимент проводился на базе исследования СП МАОУ Кулаковской средней школы. В исследовании принимало участие 20 детей в возрасте 6 лет.

Были подобраны следующие методики диагностики агрессивности детей дошкольного возраста: «Уровень агрессивности ребенка» по методике Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко, цветовой тест (М. Люшер), карта наблюдения Скотта, методика «Лесенка» В.Г. Щур, проективная методика исследования личности ребенка тест «Сказка» Луиза Дюсс. Изучены методики проведения, их уровни, показатели, интерпретация результатов.

По методике Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко «Уровень агрессивности ребенка», выявлено, что наибольшее количество старших дошкольников (10 детей или 50%) имеют средний уровень агрессивности, который говорит об опасности закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических скорее всего, ребенку требуется помощь в овладении собственным деструктивным поведением.

По методике М.Люшера в первой выборке, большинство детей, а именно 12 опрошенных, имеют положительный отзыв психологического состояния, во второй выборе, также большинство детей, а именно 14 опрошенных, имеют положительную характеристику согласно интерпретации М. Люшера, поскольку также приближены к эталону нервно-психологического благополучия.

Представлены результаты проведения исследования по карте наблюдения Скотта по 16 комплексам симптомов.

По проведенной методике В.Г. Щура «Лесенка» 5 человек или 25% опрошенных обладают завышенной самооценкой; 7 человек или 35% опрошенных имеют адекватную самооценку; 4 человека или 20% опрошенных имеют низкую самооценку; 1 человек или 5% опрошенных имеют резко заниженную самооценку.

По проведенной проективной методике исследования личности ребенка тест «Сказка» Луиза Дюсс, получены в основном верные правильные ответы, согласно примерам, предусмотренным в методике.

В рамках программы коррекции агрессивным поведением детей старшего дошкольного возраста рекомендованы следующие направления: коррекция поведения в рамках ДОУ и со стороны родителей.

В рамках ДОУ, следует применять групповой метод коррекции агрессивного поведения. В качестве таких способов можно использовать: сказкотерапию; игротерапию; телесную терапию; арт-терапию; релаксацию; концентрацию; функциональную музыку.

Родителям рекомендовано использовать упражнения, направленные на обучение детей приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности.

Кроме того, по представленным выше методикам проведен контрольный этап, по результатам которого продемонстрированы положительные изменения. В связи с чем, доказана эффективность предложенной программы коррекции агрессивного поведения старших дошкольников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Азарова В.С. Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сала / В.С. Азарова // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. - 2017. - № 1-2. – С.28-32.

  2. Андреев П. В., Кравцова Е. М. Психолого-педагогическая коррекция: учеб. пособие. Саратов: Наука, 2011. 144 с.

  3. Андреев П.В., Грибанова Н.В. Коррекция агрессивного поведения у старших дошкольников как фактор сохранения психологического здоровья детей / П.В. Андреев, Н.В. Грибанова // В сборнике: Актуальные проблемы физической культуры и безопасности жизнедеятельности Сборник научных статей факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности. Под редакцией Л.В. Кашицыной. Саратов. – 2017. – С.11-14.

  4. Алешкин, Н. И. Влияние мультипликационных фильмов агрессивного содержания на поведение детей дошкольного возраста // Материалы 6 Ежегодной Всероссийской научной практической конференции. – СПб, 2011. – № 16. – С. 31-34.

  5. Бандура, А. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений / пер. с англ. Ю. Брянцевой, Б. Красовского. – М.: Апрель-Пресс, 2010. – 509 с.

  6. Бекаева О.Н. Агрессивные проявления одаренных детей старшего дошкольного возраста / О.Н. Бекаева // В сборнике: профилактика саморазрушающего поведения жете и подростков: история, теория и практика. Материалы Международной научно-практической конференции. – 2017. – С.8-12.

  7. Буслаева Е.Л. Взаимосвязь детской агрессивности и образа любимого героя / Е.Л. Буслаева // Человеческий капитал. – 2018. - №11-2 (119). – С. 305-311.

  8. Бреслав, Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб. : Речь, 2006. – 190 с.

  9. Валявко С.М., Аксенова Ю.Ю. Концепция агрессивного поведения детей дошкольного возраста: современный взгляд / С.М. Валявко, Ю.Ю. Аксенова // Специальное образование. – 2015. - №2(38). – С.17-28.

  10. Гагай В.В., Богалеева Ю.Н. Особенности воспитания ситуаций агрессивного содержания старшими дошкольниками с различным типом привязанности к родителям / В.В. Гагай, Ю.Н. Богалеева // В сборнике: Психология семьи в современном мире Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – 2017. – С.111-118.

  11. Еин Г.Г. Коммуникативные игры в работе педагога дополнительного образования с дошкольниками как средство коррекции агрессивного поведения / Г.Г. Еин // В сборнике: Современная психология образования: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс]: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2017. – С.164-172.

  12. Залавская Е.В., Трунева Л.В. Особенности формирования толерантных установок сознания у детей старшего дошкольного возраста, склонных к проявлению агрессивного поведения / Е.В. Залавская, Л.В. Трунева // В сборнике: Проблемы и перспективы науки и образования материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2016. – С.7-18.

  13. Зыкова Н.А., Суркова Т.В. Особенности психологической коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста средствами направленной игротерапии / Н.А. Зыкова, Т.В. Суркова // Мир науки. – 2018. – Т.6. - №4. – С.42.

  14. Ильина Н.В. Влияние телевидения на формирование агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста / Н.В. Ильина // Научно-методический журнал «Наука и образование: новое время». – 2017. - №6(7). – С.125-127.

  15. Ионова Н. В., Пичугина А. А. Гендерные особенности проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Ионова, А.А. Пичугина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т.13. – С.1791–1795. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85359.htm.

  16. Кондакова О.И. Причины возникновения агрессивного поведения в дошкольном возрасте / О.И. Кондакова // Молодой ученый. – 2018. - №41. – С.90-92. – URL https://moluch.ru/archive/227/53087/

  17. Лоренц, К. Агрессия. – СПб. : Атмосфера, 2011. – 356 с.

  18. Лихачева Н.Л., Елисеева О.Н. Самоконтроль как средство снижения агрессивного поведения гиперактивных детей старшего дошкольного возраста / Н.Л. Лихачева, О.Н. Елисеева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2016. - №2(30). – С.134-140.

  19. Лютова, Е. К., Монина, Г. Б. «Шпаргалка для взрослых»: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.: «Генезис», 2000. – 186 с.

  20. Малюшина Ю.А. Особенности проявления склонности к девиантному поведению в старшем дошкольном возрасте / Ю.А. Малюшина // В сборнике: Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – 2018. – С.146-148.

  21. Марзан Н.В., Мамедова Л.В. Психолого-педагогическая программа по коррекции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста / Н.В, Марзан, Л.В. Мамедова // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. - №12-2. – С.205-208.

  22. Першин А.В. Диагностика факторов риска агрессивного поведения в дошкольном возрасте / А.В. Першин // В сборнике: Череповецкие научные чтения – 2017 Материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 3х частях. Ответственный редактор Е.В. Целикова. – 2018. – С.110-111.

  23. Першин А.В. Стратегия ранней профилактики агрессивного поведения в дошкольном возрасте / А.В. Першина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т.39. – С.1131–1135. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970553.htm.

  24. Петрова Е.В. Педагогические условия профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Петрова // Молодой ученый. – 2016. - №11. – С.1514-1516. – URL https://moluch.ru/archive/115/30691/

  25. Печенева Е.А. Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста: причины и коррекционная работа / Е.А. Печенева // Gaudeamus Igitur. – 2016. - №3. – С.49-52.

  26. Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков / Н.М. Платонова // Учебное пособие Под ред. Н. М. Платоновой. – СПб: Речь. – 2006. – С.336.

  27. Пономарева В.С. Роль театрализованной деятельности в коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста / В.С. Пономарева // Научное отражение. – 2017. - №1(5). – С.16-18.

  28. Попова Ю.С. Роль сказка терапии в профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста / Ю.С. Попова // В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XIX Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Пенза. – 2019. – С.283-285.

  29. Пушкарева Е.Н. Взаимодействие ДОУ с родителями в вопросах эффективного взаимодействия с агрессивными детьми / Е.Н. Пушкарева // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – Т.2. - №3(4). – С.144-151.

  30. Пфау Т.В., Чунакова С.В. Разработка и апробация программы коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста / Т.В. Пфау, С.В. Чунакова // Наука. Мысль. – 2016. - №10. – С.77-82.

  31. Пятницкая Е. В. Особенности проявления агрессивности старшего дошкольника в группе сверстников // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: матер. 5-й Всерос. науч.-практ. конф. (заочной) с междунар. участием. 2—3 марта 2017 г. / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2017. С. 47—49.

  32. Романов А.А. Направленная игровая терапия агрессивного поведения у детей: альбом диагностических и коррекционных методик / А.А. Романов // Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. – М.: ПлеЙТ. – 2004. – С.48.

  33. Сазонова Н.П., Новикова Н.В. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье. – СПб.: Детство – Пресс, 2011.

  34. Самсоненко Л.С., Безносова О.А. К вопросу о коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста / Л.С. Самсоненко, О.А. Безносова // Современные научные исследования и разработки. – 2018. - №1(18). – С.354-356.

  35. Сахаутдинова М.Р., Позднякова А.А. Психолого-педагогические условия коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста / М.Р. Сахаутдинова, А.А. Позднякова // В сборнике: фундаментальные основы инновационного развития науки и образования Сборник статей II Международной научно-практической конференции: в 3 ч. Пенза. – 2018. – С.164-166.

  36. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова // Ростов н/Д: «Феникс». – 2004. – С.160.

  37. Смирнова Е.О. Агрессивные дети: психологические особенности и индивидуальные варианты // Современное дошкольное образование. – 2009. – №2. – С. 28-35.

  38. Смольникова Ю.Ю. Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования / Ю.Ю. Смольникова // Альманах мировой науки. – 2016. - №3-2(6). – С.76-77.

  39. Солманидина М. Б. Психолого-педагогические аспекты использования игровой деятельности в процессе коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста / М.Б. Солманидина // Молодой ученый. -2015. - №5. – С.533-536. – URL https://moluch.ru/archive/85/15952/

  40. Солодова А.А., Юракова О.А. Проявление агрессивного поведения и его нивелирование у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей / А.А. Солодова, О.А. Юракова // В сборнике: Концепции и практические подходы в работе добровольцев и волонтеров Материалы XVIII межрегиональной научно-практической конференции, посвященной Всероссийскому году добровольцев и волонтеров. Старооскольский филиал ФГАОУ «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». – 2018. – С.184-187.

  41. Тютюева И.А., Тетерина М.В. Проблема агрессии у дошкольников с разным уровнем развития творческого воображения / И.А. Тютюева, М.В. Тетерина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – №S12. – С.41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75191.htm.

  42. Шачина В.Е. Индивидуально-дифференцированный подход в процессе преодоления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста / В.Е. Шачина // В сборнике: Череповецкие научные чтения – 2017 Материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 3х частях. Ответственный редактор Е.В. Целикова. – 2018. – С.132-134.

  43. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекция. – М.: Наука, 1991. – 455 с.