СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Методы и приемы обучения детей старшей группы рассказыванию по серии сюжетных картин».

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Методы и приемы обучения детей старшей группы рассказыванию по серии сюжетных картин».

Систематический анализ речевого развития и данные мониторинга образовательной области "коммуникация" показывают, что дети испытывают трудности в освоении связной речи, прослеживается невысокая динамика улучшения показателей речевого развития от группы к группе. У детей с ОНР отмечается отсутствие самостоятельности составления рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико – грамматическом структурировании высказывания, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов, длительные паузы, на границах фраз или их частей (не несущие смысловые нагрузки).

Просмотр содержимого документа
««Методы и приемы обучения детей старшей группы рассказыванию по серии сюжетных картин».»

«Методы и приемы обучения детей старшей группы рассказыванию про серии сюжетных картин».

Учитель-логопед Бойко Е.Е.


Систематический анализ речевого развития и данные мониторинга образовательной области "коммуникация" показывают, что дети испытывают трудности в освоении связной речи, прослеживается невысокая динамика улучшения показателей речевого развития от группы к группе. У детей с ОНР отмечается отсутствие самостоятельности составления рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико – грамматическом структурировании высказывания, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов, длительные паузы, на границах фраз или их частей (не несущие смысловые нагрузки). Это свидетельствует о трудностях в программировании связных монологических высказываний. Очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру.

В целях формирования связной монологической речи старших дошкольников с ОНР рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:

  • Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого им сюжета («Семья», «Зимние развлечения», «Игры на детской площадке» и т.д.).

  • Составление небольших рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих тематику картин («Ледоход», «Река замерзла» и др. из тематических серий О.И. Соловьевой, В.А. Езикеевой и т.д.).

  • Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия. Могут быть использованы серии картинок по сюжетам Н.Радлова («Зонтик», «Тигр и зайчики» и др.), В.Г. Сутеева (серия «Находка» и т.д.), картинный материал В.В.Гербовой. На втором году обучения рекомендуется усложнение заданий. (Серии картинок «Умный ежик», «Зайчик и уточки» - по сюжетам Н.Радлова и др.)

  • Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам). С этой целью можно применять картины «Спасаем мяч», «Шар улетел» и т.д.

  • Описание пейзажной картины.

Последние два вида занятий проводятся также на втором году обучения.

Коррекционно-логопедическая работа по формированию разных сторон речи детей на занятиях по картинам включает формирование грамматически правильной речи, развитие фразовой речи, обогащение словаря и проводится с учетом особенностей конкретного картинного материала в соответствии с задачами каждого периода обучения.

Т.А. Ткаченко в отличие от большинства авторов, которые выделяют два направления в подготовке к составлению ребенком самостоятель­ного рассказа - внутреннего, предметно-смыслового, и внешнего, формально-языкового, выделяет пять обязательных направлений:

  1. Определение мотива (для чего рассказывать). Формирование значимого мотива (не просто рассказать по просьбе педагога о событии или явлении, а помочь составить: письмо о разных временах года для африканской девочки; объ­явление о пропавшем попугае; рассказы в творческий альбом; сказки для сборника и т. п.).

  2. Активизация познавательных процессов (как рассказывать). Активизация психических процессов, тесно связанных с речью (воображения, памяти, мышления, внимания, воспри­ятия).

  3. Уточнение замысла (о чем рассказывать). Работа над смысловой организацией рассказа (анализ со­держания, времени и места действия, характеристик героев, свойств объектов, целей действий каждого персонажа, после­довательности событий, причинно-следственных связей меж­ду объектами и явлениями, помощь с замыслом — разбор ва­риантов).

  4. Составление плана (в какой последовательности рассказывать). Моделирование плана (для дошкольника используются графические вспомогательные средства: схемы, опорные сигналы, пиктограммы, предметные картинки-символы, предметы заменители). План – схема устанавливает последовательность, определяет содержание высказывания. Схемы – планы позволяют каждому дошкольнику находить свой вариант связного высказывания, а речь педагога сводится к минимуму, лишь молча, указывает на символические изображения.  В случае затруднения другие дети дополняют, исправляют речь говорящего.

  5. Отбор языковых средств (что рассказывать). Работа над языковой организацией рассказа (отбор наи­более точных слов для обозначения объектов, действий, при­знаков, необходимых образных выражений, фразеологиче­ских оборотов; построение грамотных, четких предложений; уточнение глагольной цепочки, связей между предложениями и частями рассказа; работа над прямой речью; осмысление темпа рассказа, его интонирования; акцентирование наиболее значимых слов и пр.).


При обучении детей связному высказыванию используются следующие приемы:

  • педагог дает полное высказывание, ребенок раскладывает опорные картинки, затем повторяет рассказ;

  • педагог начинает, ребенок продолжает высказывание по оставшимся опорным картинкам;

  • дети самостоятельно составляют связное высказывание по опорным картинкам, предметам, планам – схемам;

  • ребенок самостоятельно составляет связные высказывания и придумывает свой рассказ;

  • «картинки обиделись»- ребенок составляет связное высказывание по спрятанным картинкам или по отсутствующим.

В коррекционной работе предполагается многократное составление связных высказываний по заданию логопеда с использованием наглядной опоры, это составление загадки описания, описания предмета, картинки с последующим рисованием.

В повседневной деятельности детей  создаются проблемные ситуации: «Угадай предмет», «Ты видел в магазине забавную игрушку, расскажи о ней по телефону другу» и другие.

Связному высказыванию детей способствует использование ситуаций письменной речи: «Ты расскажешь, а я запишу, и мы пошлем письмо Деду Морозу», «Давай напишем письмо – рассказ о празднике заболевшему другу».

Важно, чтобы каждый ребенок мог свободно высказываться и любую даже неудачную попытку ребенка выразить свою мысль требуется поощрять, поддерживать, тактично исправлять неточность.

Работа по связному высказыванию детей проводится в ходе специально подобранных речевых игр и упражнений.