СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы проверки и оценивания знаний в системе учебной работы

Просмотр содержимого документа
«Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся»

Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся


Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципом систематичности, последовательности должна осуществляться регулярно в течение всего года. Этим обуславливается различные виды проверки и оценки знаний. Основными из них являются:

- текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий;

- семестровая проверка и оценка знаний, которая проводится в конце семестра;

- годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся за год;

- выпускные экзамены.

При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, в какой мере учащиеся владеют знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет также отношение школьника к учебе.

Поэтому необходимо применять всю совокупность методов проверки и оценки знаний.

Метод повседневного наблюдения за учебной работой позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности. Это позволяет более объективно подходить к проверке и оценке знаний, а также не допускать перегрузки учащихся домашними заданиями.

Наиболее распространенными при проверке и оценке знаний является метод устного опроса- индивидуального, фронтального, уплотненного. По многим предметам устный опрос сочетается с выполнением учениками устных и письменных упражнений. При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал нам отдельные смысловые единицы и по каждой из них задает учащимся вопросы, либо предлагает учащимся воспроизвести ту или иную тему полностью с тем, чтобы они могли показать осмысленность, глубину и прочность усвоенных знаний. В школьной практике применяются различные модификации этого метода, в частности, фронтальный и уплотненный опрос, а также поурочный балл. Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний, позволяющей на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Выставление поурочного бала позволяет поддерживать познавательную активность и произвольное внимание учащихся, а также делать более систематической проверку их знаний.

Весьма эффективным есть метод контрольной работы. После прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков. Однако при проведении контрольных работ необходимо соблюдать ряд дидактических требований. Контрольные работы целесообразно проводить после того, как учитель убедился, что пройденный материал хорошо осмыслен и освоен. Перед работой провести за 1-2 недели соответствующую подготовку. Важно, чтобы содержание контрольной работы охватывало основные положения изученного материала. А также для предотвращения перегрузки и повышенного утомления недопустимо проведение в день нескольких контрольных работ, а также перенесение их на конец недели или на последние уроки.

Для оценки успеваемости учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий. Она позволяет изучать отношение школьников к учебной работе, качество усвоения учебного материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.

В системе учебной работы должны использоваться все методы проверки и оценки знаний, это дает возможность обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.



3