Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 46 «Совенок»
Конспект открытого занятия с
элементами театрализации
«Пришла Коляда — отворяй ворота»
3 старшая группа
Воспитатели: Нищетова Д. С.
10.01.2017г., Сходня
Цель: Закрепить знание русских народных традиций. Развить коммуникативные навыки. Развить речь.
Задачи: Познакомить детей с русским обычаем колядования во время праздника "Святки". Объяснить значение ряжения, колядовочных величальных песен. Воспитывать в детях уважение к другим людям, гостеприимство, благодарность.
Содержание: Разыгрывание сценок колядования. Загадывание загадок. Проведение русских народных игр:"Бабка Ежка", "Прялица".
Коляда-коляда, отворяйте ворота,
Открывайте дверцу, принесите хлебца,
Доставайте чашки, положите кашки,
Сладкие конфетки, медные монетки,
Кренделек и бублик, и железный рублик!
Угостите калачом, не болейте нипочем!
Дай Бог радости тому, кто-да в тереме-дому!
Дай на поле рожь густу, дай похлебку не пусту,
Да белой холстинки, да в хлеву скотинки!
Коляда-коляда, будет жизнь у вас сыта!
Колядовщики:-"Пришла Коляда-отворяй ворота!"
Воспитатель:-"Кто вы?"
Колядовщики:-"Это мы, колядовщики, а колядки-это песенки, которые величают хозяина со всем семейством. Пропев их, исполнители получали награду-разные подарки, угощения.
Кто-то из колядующих говорит:
-От Рождества до Крещения,
-Приготовив угощение,
-Пели разные колядки,
-По дворам ходили в Святки.
-Наряжались и шутили,
-Праздник ждали и любили.
-Так давайте же сейчас
-Встретим мы его у нас.
Первый колядовщик:-"Здравствуйте, хозяюшка! Здравствуйте, детки малые!"
Второй колядовщик:-"Позвольте в дом к вам зайти, позвольте песенку спеть!"
Колядовщики поют, при этом двигаются, приплясывают, машут руками, притопывают ногами.
Коляда, Коляда!
А бывает Коляда
Накануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.
Воспитатель:-"Проходите, гости дорогие!"
Колядовщик:-"А хотим с детьми сыграть, себя и их потешить, ну-ка, ребятки, становитесь в круг".
Игра-Как на тоненький ледок. Выбрать Ваню и двух подружек, играть 2 раза.
Третий колядовщик:-"Что-то хочется мне на лавочку сесть!"
Четвертый колядовщик:-"На лавочку сесть, да песенку спеть!"
Лавочка уже стоит. Садятся на лавочку.
Колядовщики поют:
-Коляда, Коляда!
-Подавай пирога,
-Дай блин, дай свиную ножку,
-Всем понемножку.
-Неси-не тряси!
-Давай-не ломай!
Воспитатель:-"Что-то мы не узнаем вас, дорогие колядовщики, и почему вы в масках?"
Колядовщики:-"А как же без них? Сейчас время неспокойное-Святочная неделя. А кто такой святой? (дети высказывают свои предположения.)
Да, это безгрешный человек, который никому не делает плохого, помогает другим. В Святки, всякая нечисть человека напугать норовит и праздник испортить. Вот и спрятались, чтобы не узнали. Затем снимают маски. Дети узнают клолядовщиков.
Первый колядовщик:-"Чем вы нас, хозяюшка, одарите?"
Второй колядовщик:-"Денег мешок или каши горшок?"
Третий колядовщик:-Кувшин молока или кусок пирога?"
Колядовщики исполняют песню-колядку:
1
-Гуси-лебеди летели!
-мы малешеньки
-Колядовщички,
-Мы пришли прославлять,
-Хозяев величать!
2
-А дай Бог тому,
-Кто в этом дому!
-Наделил бы нас Господь
-И житьем и бытьем
-И богатством!
(кланяются хозяевам)
Колядовщики (любой из взрослых):-"Вот такими песнями-колядками и начинали праздновать зимние Святки. Это был любимый праздник молодежи. молодые люди, собравшись небольшим группами, ходили по улице от одного двора к другому, и пели под окнами. Каждая семья ждала к себе в гости колядовщиков. Хозяева с удовольствием выслушивали колядки, а затем давали угощение. Кто давал пирог, кто блин, кто конфетку, кто колечко колбаски.
При этом надо показать картинку, или иллюстрацию картины, где было бы видно, как проходило колядование. Парни и девчата стоят перед окном, со Святочными атрибутами, а им дают угощение
Колядовщики:
-Коляда, моляда,
-Уродилась Коляда!
-Кто подаст пирога
-Тому двор живота,
-Да еще и мелкой скотинки!
-А кто не даст лепешки-завалим окошки!
Воспитатель:-"Не надо нам окошки заваливать, мы угостим вас. "
Дети угощают колядовщиков, по одной конфетке кладут в мешок.
Дети садятся на места (на стулья).
Колядовщики:
-Ах, добрые здесь живут хозяева!
-У доброго мужика уродись рожь густа:
-Колоском хороша, а соломкой-то пуста!
Кто-то из колядовщиков продолжает рассказ:-"После шумного, веселого обхода домов, молодежь собиралась на посиделки в какой-нибудь избе и устраивала общую пирушку. Съедали все, чем колядовщиков одарили. очень любили парни и девушки устраивать посиделки, да друг другу загадывать загадки. "
Первый колядовщик:
-Отворилась тихо дверь,
-И вошел усатый зверь.
-Сел у печки, жмурясь сладко,
-И умылся серой лапкой.
-Берегись, мышиный род,
-На охоту вышел. Дети отвечают (кот)
Второй колядовщик:
-Он все время занят делом,
-Он не может зря идти.
-Он идет и красит белым
-Все, что видит на пути. Дети отвечают (снег)
Третий колядовщик:
-Что вверх корнями растет? Дети отвечают (сосулька)
Четвертый колядовщик:
-В синем небе светляки,
-Не дотянешь к ним руки,
-А один большой светляк
-Изогнулся как червяк. Дети отвечают (звезды, месяц)
Если дети затрудняются, то им надо помочь наводящими вопросами.
Колядовщик:-"В Святки парни высматривали себе невест, после праздников начиналась пора свадеб. Девчат выглядывали на посиделках, в играх, а чтобы обратить на себя внимание, устраивали хороводы. Мы с вами тоже знаем один такой хоровод. "
Проводится игра-хоровод "Прялица".
Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середине круга стоит "жених". Играющие ходят по кругу, приговаривая:
-Ах ты, прялица, кокорица, моя.
-С горя выброшу на улицу тебя.
-Стану прясть, да попрядывать,
-На беседушку поглядывать.
После этих слов,"жених" выбирает себе "невесту". Они пляшут, дети хлопают. Игра продолжается. Другой "жених" выбирает себе "невесту".
Колядовщик:-"А еще ребята и взрослые любили рядиться. надевали разные маски, вот совсем как мы. Рядились, например, нечистой силой: кикиморой, Бабой Ягой, чертом.
Проводится русская народная игра-Бабка Ежка-
-Баба Яга-костяная нога,
-Печку топила, кашу варила,
-С печки упала, ногу сломала,
-Вышла на улицу- раздавила курицу,
-Пошла на базар-раздавила самовар.
Бабку Ежку выбирает колядовщик, дает ей в руки помело (швабру, веник, что есть.
В середину круга встает водящий-Бабка Ежка. В руках у нее помело. Вокруг бегают играющие дети и дразнят ее. Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться помелом. К кому прикоснется-тот замирает. Играем пока не надоест.
Колядовщик:-"Ну, и наигрались мы, пора и отдохнуть. Посмотрим, что же нам на подарили сегодня. Ребята, садитесь все за столы, вместе будем угощаться.
Игра-развлечение подходит к концу. Дети и колядовщики угощаются разными сластями.
В заключение колядовщики благодарят за все, прощаются, уходят.
