СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метапредметный подход в обучении русскому языку и литературе как эффективный подход в реализации новых образовательных стандартов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метапредметный подход позволяет на новом уровне осуществить

¨  процесс  обучения, как процесс саморазвития, что, безусловно, является условием достижения нового качества образования;

¨  повышения мотивации обучающихся;

¨  обеспечение  наглядности представления практически любого материала.

Просмотр содержимого документа
«Метапредметный подход в обучении русскому языку и литературе как эффективный подход в реализации новых образовательных стандартов»

               МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ   Жарова Елена Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МБОУ лицей № 28 имени Н.А Рябова город Тамбов 2012 г.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Жарова Елена Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ лицей № 28 имени Н.А Рябова

город Тамбов

2012 г.

АКТУАЛЬНОСТЬ   В ФГОС нового поколения метапредметный подход представлен как способ организации деятельности, применимый как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.  Метапредметный подход позволяет на новом уровне осуществить: процесс обучения, как процесс саморазвития, что, безусловно, является условием достижения нового качества образования; повышения мотивации обучающихся; обеспечение наглядности представления практически любого материала.

АКТУАЛЬНОСТЬ

В ФГОС нового поколения метапредметный подход представлен как способ организации деятельности, применимый как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Метапредметный подход позволяет на новом уровне осуществить:

  • процесс обучения, как процесс саморазвития, что, безусловно, является условием достижения нового качества образования;
  • повышения мотивации обучающихся;
  • обеспечение наглядности представления практически любого материала.
 ПРОТИВОРЕЧИЯ:    1) между социальным заказом общества и недостаточной социальной адаптацией учащегося для реализации этого заказа; 2) между требованиями ФГОС НП к результатам предметных, личностных и метапредметных знаний учащихся и отсутствием методик, обеспечивающих эти результаты; 3) между современными требованиями к развитию творческих способностей учащихся и традиционными методами и формами обучения; 4) между стремлением личности к творчеству, самовыражению и низкой долей самостоятельного познания школьника на уроке.

ПРОТИВОРЕЧИЯ:

1) между социальным заказом общества и недостаточной социальной адаптацией учащегося для реализации этого заказа;

2) между требованиями ФГОС НП к результатам предметных, личностных и метапредметных знаний учащихся и отсутствием методик, обеспечивающих эти результаты;

3) между современными требованиями к развитию творческих способностей учащихся и традиционными методами и формами обучения;

4) между стремлением личности к творчеству, самовыражению и низкой долей самостоятельного познания школьника на уроке.

 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ПРОЕКТА

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

 ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Метапредметный подход. Основные особенности метапредметов  Метапредмет = Отличное знание предмета + деятельностные единицы содержания Метапредметы выстраиваются вокруг какой-то мыслительной организованности, которая имеет не просто деятельностный, но универсальный, метапредметный, характер. Метапредметные образовательные технологии решают проблему разобщенности научных дисциплин и учебных предметов и развитие предметных действительностей на рефлексивных основаниях Ориентация на развитие у школьников базовых способностей и компетентностей – основного показателя качества образовательной работы   Знание Задача Проблема Знак Смысл

Метапредметный подход. Основные особенности метапредметов

Метапредмет =

Отличное знание предмета + деятельностные единицы содержания

  • Метапредметы выстраиваются вокруг какой-то мыслительной организованности, которая имеет не просто деятельностный, но универсальный, метапредметный, характер.
  • Метапредметные образовательные технологии решают проблему разобщенности научных дисциплин и учебных предметов и развитие предметных действительностей на рефлексивных основаниях
  • Ориентация на развитие у школьников базовых способностей и компетентностей – основного показателя качества образовательной работы

Знание

Задача

Проблема

Знак

Смысл

 Динамика качества знаний     по русскому языку    по литературе

Динамика качества знаний

по русскому языку

по литературе

 Результаты экзамена по русскому языку (ЕГЭ) 11 класс    Показатели Всего классов 2009 – 2010 1 Количество учащихся 2010 – 2011 2011 – 2012 1 24 Средний балл 1 68,4 27 Средний балл по городу Средний балл по области 27 73,5 66,15 61,84 74,3 95 баллов 69,5 69,5 98 баллов 62,5 - 63,8 - 90 1 - 1 - Результаты экзамена по литературе (ЕГЭ) 11 класс - - Количество учащихся 2 - Средний балл - 1 1 66 69

Результаты экзамена по русскому языку (ЕГЭ) 11 класс

Показатели

Всего классов

2009 – 2010

1

Количество учащихся

2010 – 2011

2011 – 2012

1

24

Средний балл

1

68,4

27

Средний балл по городу

Средний балл по области

27

73,5

66,15

61,84

74,3

95 баллов

69,5

69,5

98 баллов

62,5

-

63,8

-

90

1

-

1

-

Результаты экзамена по литературе (ЕГЭ) 11 класс

-

-

Количество учащихся

2

-

Средний балл

-

1

1

66

69

 Результаты экзамена в новой форме на государственной  (итоговой) аттестации по русскому языку 9 класс    Учебный год Количество учащихся Количество полученных учениками отметок: 2010- 2011 50 «5» 2011-2012 13 51 Средний тестовый балл по Тамбовской области по русскому языку  в 2011 году составил 59,5. Процент качества – 54,72% «4» 36 Средний тестовый балл по городу Тамбову - 61,2% Процент качества – 62,32% 26 «3» Количество учащихся, получивших высокий балл на экзамене Сред­ний балл 11 14 «2» Учебный год 0 1 2010 – 2011 Каче­ство обуче­ния 4,02 0 2011 – 2012 Обученность Количество учащихся 4,7 100% 50 51 78 % 100% Средний тестовый балл Повысили отметки 98 % 66 35 Понизили отметки 82,2 100 баллов Подтвердили отметки 40 1 0 5 95 баллов 0 15 11 0 8 91 балл 6 10

Результаты экзамена в новой форме на государственной (итоговой) аттестации по русскому языку 9 класс

Учебный год

Количество учащихся

Количество полученных учениками отметок:

2010- 2011

50

«5»

2011-2012

13

51

Средний тестовый балл по Тамбовской области по русскому языку в 2011 году составил 59,5. Процент качества – 54,72%

«4»

36

Средний тестовый балл по городу Тамбову - 61,2% Процент качества – 62,32%

26

«3»

Количество учащихся, получивших высокий балл на экзамене

Сред­ний балл

11

14

«2»

Учебный год

0

1

2010 – 2011

Каче­ство обуче­ния

4,02

0

2011 – 2012

Обученность

Количество учащихся

4,7

100%

50

51

78 %

100%

Средний тестовый балл

Повысили

отметки

98 %

66

35

Понизили отметки

82,2

100 баллов

Подтвердили отметки

40

1

0

5

95 баллов

0

15

11

0

8

91 балл

6

10

Участие обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников  Показатели  Учебный год 2009-2010 Муниципальный уровень 2010-2011 Литература  Сергунова В.  (7 кл.)-2 место Муравьева Е. (10 кл.)- 1 место  Русский язык Сергунова В.  (7 кл.)- 3 место Муравьева Е. (10 кл.)- 3 место Региональный уровень 2011-2012 Литература Сергунова В. (8 кл.)-5 место Устинская Я. (9 кл.) – 3 место  Русский язык Караваев Д. (9 кл.)-3 место Кольтинова Т. (11 кл.) – 4 место Литература Устинская Я. (10 кл.) - призер    Русский язык Загороднов С. (9 кл.)– призер Панина Н. (9 кл.)-призер Русский язык Загороднов С. (9 кл.)– призер

Участие обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников

Показатели

Учебный год

2009-2010

Муниципальный уровень

2010-2011

Литература

Сергунова В.

(7 кл.)-2 место

Муравьева Е.

(10 кл.)- 1 место

Русский язык

Сергунова В.

(7 кл.)- 3 место

Муравьева Е.

(10 кл.)- 3 место

Региональный уровень

2011-2012

Литература

Сергунова В.

(8 кл.)-5 место

Устинская Я.

(9 кл.) – 3 место

Русский язык

Караваев Д.

(9 кл.)-3 место

Кольтинова Т.

(11 кл.) – 4 место

Литература

Устинская Я.

(10 кл.) - призер

Русский язык

Загороднов С.

(9 кл.)– призер

Панина Н.

(9 кл.)-призер

Русский язык

Загороднов С.

(9 кл.)– призер

Формирование устойчивой положительной мотивации и повышение интереса учащихся к предмету   В ходе диагностических исследований установлено, что 85% имеет оптимальный и достаточный уровень интереса к предмету. 85 - 100 – оптимальный уровень 65 – 84 - достаточный уровень 40 – 64 – низкий уровень  На основе анкетирования “ Ассоциации” было выявлено, как ребята воспринимают те или иные предметы. При подходе к таким предметам, как русский язык и литература у детей возникали такие ассоциации: уважение, любовь, чувство радости, улыбка, удивление, гордость.

Формирование устойчивой положительной мотивации и повышение интереса учащихся к предмету

В ходе диагностических исследований установлено, что 85% имеет оптимальный и достаточный уровень интереса к предмету.

85 - 100 – оптимальный уровень

65 – 84 - достаточный уровень

40 – 64 – низкий уровень

На основе анкетирования “ Ассоциации” было выявлено, как ребята воспринимают те или иные предметы. При подходе к таким предметам, как русский язык и литература у детей возникали такие ассоциации: уважение, любовь, чувство радости, улыбка, удивление, гордость.

Список литературы

1) Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. — М., 2004.

2) Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000.

3) Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., 2007.

4) «Технология присвоения метазнаний»: Фестиваль «Открытый урок»

5) Как сценировать и проводить учебное «метапредметное» занятие

6) Развитие метапредметной компетентности через реализацию программы "Развитие исследовательской деятельности для основной общеобразовательной школы (1–9-е классы) http :// www . ug . ru / downloard /2009/ fp 1_23 pdf

7) Светлана Руденко «Жизнь на уроке должна стать подлинной, или Метапредметный подход в обучении и универсальные учебные действия»

8) http://www.teacher-of-russia.ru Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2009».

9) http://www.teacher-of-russia.ru Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2009». — СПб, 2009.

10) Громыко Н. В. Метапредметный подход как ядро российского образования. М.,2011