Дидактическая игра, как средство повышение качества знаний по биологии.
Автор: Исангильдина Карапа Куанычбаевна,
учитель биологии МАОУ «СОШ № 21»
Содержание:
1.Введение
2.Актуальность использования игровых технологий
3. Эффективность использования дидактических игр
4.Функции игр
5.Виды игр
6. Методические приемы применения игровых технологий на уроках.
7. Оригинальность
8. Преимущества игровых технологий
9. Преимущества игровых технологий
10.Заключение
11.Список использованных источников.
Введение
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям.
Детство и игра не разделимы. Ребенок живет в игре, живет причем, одновременно познавая мир. Н.К. Крупская писала: Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются организаторские способности, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства.
Современные дети, к сожалению, играют все реже и реже.
Причины тоже известные:
Сократился набор игр, известных детям.
Времени свободного у детей стало меньше.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта является оценка образовательных достижений обучающихся.
Перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.
Цель работы
– раскрытие проблемы активизации познавательной деятельности на уроках биологии.
Задачи:
Изучить по психолого-педагогической и методической литературе возможности активизации познавательной деятельности школьников.
Раскрыть суть принципов и методов активизации познавательной деятельности обучающихся.
Осуществить подборку методов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.
Как достичь высоких результатов в образовательном процессе? Как повысить эффективность урока? Как сделать так, чтобы на уроке было интересно всем ученикам, чтобы каждый ребёнок был вовлечен в учебный процесс. На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.
Я хотела бы начать свою работу со слов, Василия Александровича Сухомлинского: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Актуальность использования игровых технологий:
Игровые технологии формируют коммуникативные УУД - ( умение слышать, слушать, понимать партнера, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли); познавательные УУД ( сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности); личностные УУД (фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы); регулятивные УУД (планировать, оценивать правильность выполнения действий).
опыта. (Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта).
Игровые технологии я использую в основном в классах среднего звена. Разумно и уместно использовать подобного рода уроки наряду с традиционными формами, я увлекаю детей и тем самым создаю почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.
Использование игровых технологий на биологии помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только обще учебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им само выразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие.
Эффективность использования дидактических игр.
1. Определенные методические знания и умения помогут правильно провести дидактическую игру. Эти знания помогают применить наилучший вариант дидактической игры на том или ином этапе урока. К дидактическим играм следует готовить детей заранее, учитывая, прежде всего, время проведения, некоторые атрибуты и правила. Это позволит заранее настроить детей на игру и творчески подготовиться к ней.
2. Дидактические функции игры должны обеспечить достаточно широкую, но посильную творческую и мыслительную деятельность учащихся в области биологии и смежных дисциплин, соответствовать возрастным особенностям, степени подготовки и развитию кругозора учащихся. Игру следует начинать с более простых заданий, постепенно переходя к более сложным. Задания должны содержать элементы увлекательности и давать возможность принимать несколько вариантов ответов, в том числе и нестандартных.
3. Атрибуты должны быть красивыми, яркими, загадочными, необыкновенными. Наглядность должна быть простой и емкой, эстетически правильно выполненной. Ошибки должны быть исключены, т.к. это снижает интерес игры, авторитет учителя. Наглядность, применяемая в процессе дидактической игры, должна носить больше схематический характер, нежели изобразительный.
4. Игры лучше всего проводить в быстром темпе, чтобы каждый ученик с максимальной активностью мог участвовать в игре. При этом необходим предварительный расчет продолжительности каждого этапа игры и обязательное его выполнение в процессе игры.
5. Нельзя оставлять без внимания группу наблюдателей; необходимо наделить их важной ролью арбитра; следя за игрой, арбитр делает выводы, дает оценку ходу событий, но не в коем случае не производит персональных оценок в адрес играющих – арбитр выступает сторонним наблюдателем ситуации и высказывает свои впечатления от увиденного. Лучше проводить дидактическую игру выразительно и эмоционально. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре, быть активным участником.
6. Учитель, как ведущий игры, постоянно активизирует работу пассивных учащихся. Иногда бывает полезно ввести в правила игры поощрительные и штрафные баллы. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
7. Учителю следует не допускать снижения интереса у детей к игре, субъективности в нечестности. Необходимо умело регулировать ход игры. Кроме этого, учитель, дополняя игру своими элементами, должен включить различные варианты геймов, разминок, дающие возможность проигрывающей команде подтянуться. Если не учитывать этих рекомендаций, то проигрывающая команда с большим отрывом теряет интерес к игре, а чаще всего отказывается от игры.
8. Во время игры необходимы дисциплина и порядок. Во время игры старайтесь обеспечивать нормальный психолого-педагогический климат. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия, сопереживания.
9. Используя дидактические игры, лучше не допускать перенасыщения учебного процесса игровой деятельностью, т.к. слишком частое применение дидактических игр на уроке приводит к ситуации, когда ученики будут воспринимать курс изучения биологии, как игру в целом.
10. Желательно иметь систему разработанных дидактических игр, не раз опробованных на уроках биологии, с учетом ранее допущенных ошибок, если они имели место.
Эффективность использования дидактических игр зависит от всех перечисленных советов. Грамотное проведение дидактических игр обеспечивается четкой организацией, знанием методики проведения.
Функции игр
1.Во время игр происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность.
2.Игра требует от школьника знаний предмета.
3.В игре ученик учится планировать свою работу, оценивать свой и чужой результаты.
4.Во время игр, учащиеся не только получают новую информацию, они учатся обобщать, систематизировать, выделять главное, правильно использовать и применять эту информацию.
5.В игре ученики учатся к бережному отношению к красивым атрибутам, в целости и сохранности наглядности, развивают в себе эстетическое воспитания.
Виды игр:
Игры - упражнения. Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.
Игра-поиск. Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.Игры – соревнование .Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных, конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.
Сюжетно - ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это "Пресс-конференция", «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, рыбоохраны, ученого-орнитолога, археолога и др. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.
Познавательные игры – путешествия. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.
Методические приемы применения игровых технологий на уроках.
К иновационным цифровым средствам обучения на уроках биологии относится цифровой микроскоп, мы не только с учениками рассматриваем клетку, предметы, с помощью микроскопа можно рисовать, создать фильм , штамповать предметы, иногда применяем для дидактической игры.
Надо создать и построить чисто экологический район города. С помощью цифрового микроскопа рисуем, штампуем дома, деревья, цветы, насекомых, пруд, рыбы, камушки, учимся мечтать, фантазировать.
Я попробовала применять в своей практике разнообразное количество дидактических игр. Мною разработаны уроки, где фрагментарно применяю игровые моменты, и уроки, где игра – ведущий метод. Например, в 6классе провожу урок-путешествие в мир соцветие, в 7 классе при закреплении темы «Членистоногие» я провожу в мир членистоногих. В старших классах «Увлекательное путешествие», игра по сказкам Г.Х. Андерсена . Учащиеся, работая в группах и парах, знакомятся с семействами соцветие,(карточки на партах) со строением, многообразием и значением членистоногих, с животными, птицами, с растениями из сказки, побывав на станциях. Активизация во время игры выражается в устных рассказах, вопросах и ответах. Работа в прах придает элемент соревнования, повышает познавательный интерес, развивает чувство коллективизма.
Формой активной работы служит использование ролевых игр. В таких играх группы детей могут выступать от имени определенных персонажей. Взяв на себя ту или иную роль, дети подбираю информацию, которая позволяет лучше понять и усвоить предлагаемый материал. Ролевые игры отличаются от других тем, что инсценируют условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Так при изучении темы: «Гигиена питания» в 8 классе, я провожу урок в виде ролевой игры о значении правильного питания в жизни человека. Дети выступают в роли лаборантов, которые проводят химические опыты с чипсами, составам майонеза, кетчупа. Опытным путём они самостоятельно доказывают, что в чипсах, майонезе и в кетчупе содержаться вредные вещества, которые отрицательно влияют на пищеварительную систему. Эту игру можно использовать во внеклассной работе. У учащихся развивается речь, музыкальный слух, тренируется память. А в процессе работы повышается самооценка уважение друг к другу, они учатся общаться, договариваться, прислушиваться друг к другу.
Так же активизацией внимания, мышления и привлечение интереса служит материал по теме: «Государство клетка»-(инсценировка –см. в приложении)
О каких процессах жизнедеятельности клетки, вы знаете?
Таким образом, в ходе инсценировки была изучена новая тема, рассмотрены особенности строения и жизнедеятельности клетки. Действуя в необычной ситуации, ученик как бы перешагивает рубеж своих способностей: становиться более раскрепощенным и двигается к поставленной цели без особых усилий. Занимательная форма урока повышает интерес и вызывает желание справиться с заданиями.
Ученики, отвечают на вопросы о строении клетки, нужно дописать в тетради называя признаки живого, что главным признаком живого является – клеточное строение, читают материал учебника о клетке и записывают в тетради определения.
Умение выделять главное из общего, распознавать объекты, сравнивать, анализировать, обобщать – все эти действия развивают критическое мышление, что способствует созданию устойчивого интереса к биологии.
Игра - упражнения. С целью быстрейшего овладения учащимся материалом по теме: «Тип членистоногие» предлагаю мини игры «Пятый лишний». Учащимся предлагается 5 картинок, они должны из пяти предложенных найти одну лишнюю, кто изображён на картинке и почему лишнее.
«Цепочка», даётся карточка с изображениями развития насекомого, учащиеся должны составить логическую цепочку, объяснить каждую стадию и дать название типу превращений насекомых.
Игры-упражнения могут иметь место и при выполнении учащимися домашних заданий. Можно предложить им закончить решение головоломки или отгадывания кроссворда, которые были начаты на уроке. Или самостоятельно подобрать пословицы, поговорки, шарады, ребусы к следующему уроку. Большинство ребят увлекается такой работой, она их не утомляет и в то же время заинтересовывает, даёт возможность проявить инициативу, изобретательность, творчество и даже эстетический вкус.
В своей работе я стараюсь организовать познавательную деятельность учащихся не на репродуктивном, а на творческом уровне. Индивидуальный подход направлен на развитие личности. Игровые технологии способствуют более осмысленному и заинтересованному изучению материала, приобретению навыков по самообразованию, повышают прочность и осознанность знаний.
Оригинальность. Значение игровых технологий невозможно исчерпать. Ее феномен состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.
Преимущества игровых технологий:
Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.
Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин.
Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе).
Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).
При систематическом использовании на уроках игровых технологий наблюдаются следующие результаты:
Формируется такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности.
Вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике.
Развивается наблюдательность, умения видеть необычные в знакомых вещах.
Применение игровых технологий в обучении делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным.
Заключение:
В заключении, я могу сказать, что использование игр как средства воспитания необходимо с целью стимулирования познавательного интереса школьников к учебному процессу и, как следствие этого, роста количественных и качественных показателей подготовленности учащихся, их успеваемости. Есть основание полагать, что при частом использовании различного рода игр они будут иметь еще большую эффективность, формируя устойчивый интерес учащихся к новому и интересному.
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как средство воспитания и передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития.
Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей у учащихся. Эти возможности можно реализовать во внеурочное время, в свободной и интересной для детей форме - в форме игры,которая безусловно воспитывает школьников, раскрывает их таланты, учит общению со сверстниками.
Список использованных источников:
1. Кайюа Р. Что такое игра. // Курьер «ЮНЕСКО», 1980. - № 2, с. 67
2. Кривко-Апинян Т.А. Мир игры, Эйдос, 1992.
3. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. – М.6 МПУ, Рос. пед. агентство. 1996. – 269 с.
4.А.Ю.Кремень-Волгоград.Внеклассные мероприятия.
Биология 5-11классы,2007.
5.Научно – методический журнал. Биология в школе №2,№3,2001.