МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
«ПРЕЗЕНТАЦИИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ»
АРШИНСКАЯ ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА
Учитель – логопед
МДОУ «Д/с Рябинка»
Тихвинский район
г.Тихвин
Данная методическая разработка посвящена проблеме организации работы с родителями с использованием презентаций. Раскрывает вопросы о необходимости развития взаимодействия учителя-логопеда и родителей воспитанников, как неотъемлемой составляющей развития речи; поиска и решения проблем. Способствует активизации творческой деятельности специалистов системы специального образования, пополняет базу для обмена опытом и обучения молодых специалистов.
Может быть использована педагогами ДОУ.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение стр. 3
2. Основная часть стр. 4 - 20
3. Заключение стр. 20
4. Список использованных источников стр. 20
ВВЕДЕНИЕ
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся неотъемлемой частью всех сфер нашей жизни, и образовательного процесса в том числе. Использование компьютерных технологий в непосредственно образовательной деятельности продиктовано веянием времени. Современный ребенок растет и развивается в век информационных технологий, и педагог должен соответствовать времени.
Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования влечет за собой необходимость приобретения умений самостоятельно искать, собирать, анализировать, оценивать, организовывать, представлять, передавать информацию, моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе – собственную индивидуальную деятельность, квалифицированно используя доступные современные средства информационных и коммуникационных технологий.
В современных условиях, возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно - образовательного процесса в детских дошкольных образовательных учреждениях. Одним из таких эффективных направлений и является предлагаемая методика работы при организации работы с родителями.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Современный период образования характеризуется процессом информатизации, который предполагает возможность реализации информационных технологий для совершенствования методов обучения и воспитания. Информатизация обучения требует от педагогов профессиональной компетенции, которая выражается в умении использовать средства изучения и обучения ребенка, установления более тесного взаимодействия с его родителями.
Информационные технологии открывают новые варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Мультимедийные презентации дополняя традиционные методы обучения обеспечивают:
- большую информационную емкость;
- возможность визуализации скрытых от непосредственного наблюдения явлений процессов и закономерностей;
- создание коммуникативной ситуации, личностно значимой для каждого из родителей ребенка;
- интенсификацию самостоятельной работы родителей;
- изменение ситуации «педагог – ребенок», на ситуацию «педагог – родитель – ребенок», происходит комплексное взаимодействие;
- насыщение обучения такими видами деятельности как сравнение и прогнозирование.
Использование новых информационных технологий существенно облегчает деятельность педагога:
– компьютер упрощает ведение документации;
– педагог, используя компьютер, готовит разнообразные дидактические материалы для детей и родителей;
– возможность дистанционного обучения и консультаций;
– виртуальные экскурсии;
– поиск различной информации.
Современный педагог готовится к занятию, используя литературу и определенные интернет-ресурсы, подбирает картинки, иллюстрации, готовит презентации к занятию, родительскому собранию или консультации. Нужно помнить, что компьютер - помощник педагога, а не его заменитель!
В соответствии со своими должностными обязанностями учитель-логопед обязан оказывать квалифицированную просветительскую помощь родителям по вопросам профилактики и коррекции речевых недостатков.
При исполнении профессиональных обязанностей учитель-логопед имеет право на свободу выбора и использования методик обучения и коррекции, учебных пособий и материалов.
Организация работы с родителями
Основная задача педагога при организации работы с родителями — помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса и необходимости ежедневной работы со своим ребенком по рекомендациям учителя-логопеда.
Апробированными и эффективными формами работы с родителями являются:
- беседы;
- родительские собрания:
- консультации родителей с педагогами группы;
- открытые занятия;
- дни открытых дверей;
- анкетирование;
- оформление стендов и информационных папок;
- выставки педагогической литературы;
Работа с родителями изначально организовывается на родительском собрании, где педагог кроме информирования по основной теме собрания, должен затронуть и такие темы как: особенности развития детей в разные возрастные периоды, специфика отношений между родителями и детьми.
Родительское собрание обеспечивает:
- понимание особенностей обучения и воспитания;
- привлечение родителей к совместному планированию последующих родительских собраний, групповых и индивидуальных консультаций;
- определение целей в совместной работе родителей, педагогов логопедической группы и ДОУ;
- привлечение родителей к активному участию в мероприятиях, проводимых в логопедической группе и ДОУ.
Но не менее эффективным методом работы с родителями стало внедрение информационно-компьютерных технологий, а именно презентаций, в отработанные годами формы работы.
Мы не раз слышали пословицы, говорящие о силе картинки: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», «Пока не увижу, не поверю». Это подтверждается наукой: «толщина зрительного нерва в 50 раз толще слухового». Постоянно приводятся слова Конфуция: «Одна картина стоит тысячи слов». Картинки, действительно, оказывают наиболее сильное эмоциональное воздействие на аудиторию.
В презентациях стоит больше уделять внимания визуализации данных в презентациях и словами проговаривать идеи слайдов. Главное – это выражать в заголовках ключевые идеи слайдов.
Как показывает практика, при проведении 3-5 минутных презентаций, по теме родительского собрания, индивидуальной или групповой консультации, заинтересованность родителей возрастает. Вследствие чего возрастает и обучаемость ребенка.
1.Презентации при организации работы с родителями
при проведении родительских собраний
В течение учебного года планируются четыре родительских собрания:
1-е родительское собрание (в конце сентября) осуществляется с проведением 2-х презентаций:
1-я презентация
- анализ результатов психолого-педагогического обследования детей группы;
- организация жизни и занятий детей в условиях специальной группы (режим, задачи и содержание коррекционной работы, основные приемы педагогического воздействия и т.д.).
В презентацию, помимо основных задач, необходимо включить:
а) таблицу, в которой указаны все воспитанники логопедической группы с указанием количества отсутствующих у них звуков (Приложение 1).
б) план - таблицу изучения лексических тем (Приложение5)
2-я презентация (Приложение 6)


















2-е родительское собрание (по итогам первого периода — в конце ноября) осуществляется с проведением презентации:
- динамика коррекционно-развивающего процесса;
- достижения ребенка в сравнении с его прежними результатами;
- задачи и содержание обучения на следующий (второй) период.
В презентацию, помимо основных задач, необходимо включить:
а) сравнительную таблицу, в которой указаны все воспитанники логопедической группы с указанием количества отсутствующих у них звуков по состоянию на начальный период обучения и в настоящее время (Приложение 2);
б) таблицу посещаемости родителями индивидуальных консультаций
(может быть включена в сравнительную таблицу).
в) план - таблицу изучения лексических тем (Приложение5)
Сопоставление количества исправленных звуков у ребенка и посещаемости его родителями индивидуальных консультаций дает возможность учителю – логопеду, наглядно показать зависимость успехов ребенка от заинтересованности родителя.
Также можно включить в презентацию таблицу выполнения родителями рекомендаций учителя - логопеда и взаимосвязать их результаты с успехами ребенка.
3-е родительское собрание (по итогам второго периода — в конце февраля) осуществляется с проведением презентации:
- итоги коррекционной работы за второй период обучения;
- задачи и содержание обучения на следующий (третий) период.
- рекомендации для каждого ребенка.
В презентацию, помимо основных задач, необходимо включить:
а) сравнительную таблицу, в которой указаны все воспитанники логопедической группы с указанием количества отсутствующих у них звуков по состоянию на начальный период обучения, по итогам второго периода и в настоящее время (Приложение 3);
б) таблицу посещаемости родителями индивидуальных консультаций
(может быть включена в сравнительную таблицу).
в) план - таблицу изучения лексических тем (Приложение5)
4-е родительское собрание (по итогам третьего (итогового) периода — в конце мая) осуществляется с проведением презентации:
- анализ повторного обследования детей;
- итоги коррекционной работы за третий период обучения;
- рекомендации для каждого ребенка на летний период.
В презентацию, помимо основных итогов, необходимо включить:
а) сравнительную таблицу, в которой указаны все воспитанники логопедической группы с указанием количества отсутствующих у них звуков по состоянию на начальный период обучения, по итогам периодов и в настоящее время (Приложение 4);
б) таблицу посещаемости родителями индивидуальных консультаций
(может быть включена в сравнительную таблицу).
Подведение итогов коррекционной работы за первый, второй, третий период и в целом за год, с выделением родителей, дети которых добились наилучших результатов, как правило, мотивирует остальных родителей более ответственно относиться к занятиям со своим ребенком и более тесной взаимосвязи с учителем – логопедом.
2.Презентации при организации работы с родителями
при проведении индивидуальных (групповых) консультаций
На протяжении учебного года систематически проводятся консультации для родителей. Учитель-логопед консультирует родителей по вопросам, связанным с особенностями воспитания и обучения детей с нарушениями речи. Консультации могут быть групповыми и индивидуальными.
Групповая консультация
Групповая консультация как форма организации и сотрудничества, будет эффективна, если:
- верить в важность и необходимость совместных действий семьи и образовательного учреждения;
- верить, что семья способна к позитивным изменениям;
- учитывать интересы и возрастные особенности и детей и родителей;
- не констатировать ошибки и неудачи родителей и детей, а совместно их исследовать;
- не обсуждать и не осуждать личность родителя и ребенка;
- опираться на жизненный опыт родителей;
- проводить консультацию в активной форме: анализ ситуации и предлагаемые пути решения задач, дискуссия, мини-опрос родителей и т.д.
В группе родителям проще сформулировать свои вопросы, а неактивные родители смогут услышать полезную информацию и ответы на вопросы, заданные другими участниками собрания. На групповых консультациях сами родители могут делиться опытом друг с другом. Кроме того, на консультациях можно использовать демонстрации тематических презентаций, где доступно будут освещены важные вопросы.
Особенности проведения групповых консультаций с презентацией:
- консультационные родительские группы следует формировать исходя из особенностей детей и их успехов в коррекционной работе. В тоже время нельзя забывать о социальной, психологической и других составляющих особенностей родителей;
- информация в презентации должна касаться всех родителей консультационной группы и по теме соотноситься с календарным планом;
- презентация при проведении консультации должна нести не только визуальную информацию, но и учить родителей правильному выполнению рекомендаций данных учителем-логопедом (Приложение 7,8).
№7

№8

Индивидуальная консультация
Наиболее эффективной является такая форма работы с родителями воспитанников, как «Индивидуальная консультация». На индивидуальных консультациях можно более подробно остановиться на нарушениях звукопроизношения конкретного ребенка, познакомить родителя с методами и формами работы по преодолению дефекта, объяснить необходимость работы дома.
Работа с родителями (или с одним из них, чаще это мать) начинается в ходе обстоятельной беседы по поводу истории развития ребенка, при обследовании ребенка и в процессе заключительной беседы по результатам обследования. На всех этапах необходимо создать доверительные, откровенные отношения с родителями обследуемого ребенка. В их основе лежат уважение и понимание беспокойства и тревоги, которые испытывают родители. Любой намек на некомпетентность родителей, неодобрение или критика их действий могут привести к сильным защитным реакциям, нарушению контакта или отказу встречаться с педагогом.
Особенности проведения индивидуальных консультаций с презентацией:
- ограниченное по времени действие, вследствие чего нет необходимости готовить все имеющиеся в распоряжении учителя-логопеда средства ИКТ (интерактивная доска, экран, видеопроектор и пр.), достаточно компьютера или планшета.
Презентации должны быть наглядными не по внешнему признаку, а по содержанию. Содержание презентации должно соответствовать времени проведения (Например: презентация изготовлена неделю назад, а ребенок «зарычал» сегодня - внесите изменения!).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение в коррекционно-образовательном процессе компьютерных технологий (презентаций), учитывающих закономерности и особенности развития детей с ОВЗ, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, преодолеть нарушения высших психических функций, предупредить возникновение вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников с особыми образовательными потребностями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании. Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу “Вестник образования”. – 2003. – № 3.
2. Концедайлова О. А. Информационные и коммуникационные технологии как средства повышения качества образования
3. Лапина Е.В. Взаимодействие с родителями – залог успеха учителя- логопеда http://logoportal.ru/
4. Матвеева В.В. «Сотрудничество логопеда с родителями детей раннего возраста». http://www.twirpx.com
5. Видяпина Л.В., Грошева Т.Р. «Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с нарушениями речи». Научно-методический журнал «Логопед» №1/2010.
6. Кустова О.И. «Сотрудничество логопеда и родителей на логопедическом пункте ДОУ». Научно-методический журнал «Логопед» №8/2011.
7. Ульянова А.А. «Сотрудничество учителя-логопеда с родителями «неорганизованных детей» раннего возраста при ДОУ». Научно-методический журнал «Логопед» №6/2011.
20