Методическая разработка открытого урока по обществознанию.
Тема урока:Конфликты в межличностных отношениях
Оборудование:учебник (Боголюбова Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание 6 класс), рабочая тетрадь, киножурнал «Ералаш», раздаточный материал (рабочие листы (Приложение №1), оценочные листы (Приложение №2), памятки «Учимся вести себя в ситуации конфликта» (Приложение №3), задания к видеоролику (Приложение №4)), наглядный материал на доске (буквы, солнце, облака), медиапроектор, презентация.
Тип урока:урок-игра (ТРКМ)
Участники: 6 класс
Цель урока:сформировать понятие о конфликте,создать условия для формирования представления у учащихся о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.
Формирование и развитие УУД
Задачи:
Познавательные: поиск, отбор, структурирование, анализ необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; умение устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию, умение работать в группе, паре, индивидуально, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе и в ситуации столкновения интересов.
Личностные: заинтересованность не только в личном успехе, но и в успехе группы,пары, умение оценивать жизненные ситуации.
Оборудование:учебник (Боголюбова Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание 6 класс), рабочая тетрадь, киножурнал «Ералаш», раздаточный материал (рабочие листы (Приложение №1), оценочные листы (Приложение №2), памятки «Учимся вести себя в ситуации конфликта» (Приложение №3), задания к видеоролику (Приложение №4)), наглядный материал на доске (буквы, солнце, облака), медиапроектор, презентация.
Тип урока:урок-игра (ТРКМ)
Формы урока: индивидуальная, фронтальная, работа в группах, парах.
| Этапы урока | Содержание этапа |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент | Мотивирует на успешную работу. Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно! | Настраиваются на работу. Проверка готовности к уроку. |
2. | Актуализация знаний (проверка д/з) | На прошлом уроке мы с вами познакомились с темой «Межличностные отношения», давайте вспомним данный материал. Напишем небольшой тест в начале урока (задание на доске), а затем проверим. (взаимопроверка в парах). Оценка за тест на доске. Межличностные отношения – это.. А) отношения между людьми б) отношения между незнакомыми В) отношения в малой группе 2. Межличностные отношения возникают А) при встрече Б) в процессе общения В) при конфликте 3. распространенный вид межличностных отношений: А) дружба Б) знакомство В) приятельство 4. Можно ли входить в разные группы одновременно? А) иногда Б)да В)нет 5. Человек, который берет руководство группой на себя: А) отличник Б) противник В) лидер 6. К какой группе принадлежит человек с рождения? А) семья Б) класс В) коллектив За тест оценки выставляют в оценочный лист, который находится у каждого учащегося. | Пишут тест, взаимопроверка, оценки ставят в оценочный лист. |
2. | Мотивация Слайд № | Организация диалога, создание проблемы, подведение учащихся к осознанию темы урока. Предлагаю просмотреть небольшой видеоролик и определить тему, цель и задачи урока.(просмотр видеосюжета про конфликт. Видео №1) - Мир сложен и противоречив. Противоречия очень часто приводят к конфликтам, от которых страдают люди. Все конфликты не только в классе, школе, но и в мире происходят от того, что люди не знают способов выхода из них. Можно научиться предотвращать конфликты и правильно вести себя в конфликтной ситуации. Этому будет посвящен наш урок. Тема урока: Конфликты в межличностных отношениях. Таблица на слайде | Смотрят видеоролик и определяют тему урока, записываю цель урока в рабочие листы. |
3. | Постановка учебной задачи Слайд № | А что такое конфликт? Работа с учебником с. 76-77. Запишите на листы. В течение урока нам предстоит ответить на вопрос: - Конфликт – это хорошо или плохо? На слайде и на листах. Познакомить с рабочим и оценочным листами, которые находятся у ребят на партах. | Знакомятся с рабочими листами (индивидуально) и оценочным листом (индивидуально) – Каждый этап работы оценивается в листах оценки |
4. | Практическая часть (Ситуативный практикум) Индивидуальная работа Слайд Индивидуальная работа Слайд Итог урока Рефлексия | Упражнение «Конфликтное слово» (индивидуальная работа) Учащимся предлагается назвать конфликтное слово на следующие буквы, записаны у вас на рабочих листах. (На доске буквы) А- С- С- Г – Д - О - Р-К – О- -Что означают эти слова? | Записывают слова на листах, а учитель выводит на доску что получилось А-агрессия С-ссора С-сплетни Г – гнев Д-дракаО - оскорбление Р- разрывК – клички О-обида Отвечают на вопрос по цепочке. |
Упражнение «Облако» (работа в группах) Учащимся предлагается закрыть глаза и поднять руку тем, кто никогда никого не называл обидным словом (Раздать листы, вырезанные в форме облака). - А теперь напишите на «облачках» обидное слово, сказанное вам и приклейте на большой оранжевый кружок (солнце), а солнце поместите на доску (от каждой группы по солнцу (4 группы) - Посмотрите на доску и скажите: «Что может сейчас произойти?» - Что вы чувствовали, когда вас обозвали и что вы сделали обидчику? Запишите в рабочих листах (индивидуально)(Приложение №1). Таблица на экране - А теперь давайте найдем выход из создавшейся ситуации, чтобы погода вновь стала ясной, а для этого я вам предлагаю поработать с материалом учебника и выписать в рабочие листы в парах те определения, которые помогли бы вам выйти из данной ситуации. (Работа с определениями на рабочих листах) – оценка за работу в лист. Можно поменяться листами с другой парой и оценить. | Пишут обидные слова, клеят на солнце. На класс надвигается гроза, облака закрыли солнце. Записывают в 2 колонки Действия | Чувства | Я просто отошёл в сторону | Мне хотелось плакать | | | Предлагают свои варианты выхода из конфликтной ситуации: «Я не хотел тебя обидеть, прости»; «Я был не прав»; «Давай помиримся» и т.д. |
Просмотр видеосюжета «Новенький» (Ералаш) -Посмотрите и проанализируйте данную конфликтную ситуацию с помощью вопросов, которые есть на рабочих листах. Анализируем ситуацию (работа в группе)по вопросам: Кто является участниками конфликта? В чем основная причина конфликта? Предположите чем закончился конфликт? Какой этап конфликта из выписанных вами 4-х в тетрадь, вы бы применили к данному сюжету? Ответы на вопросы по видеосюжету. | Смотрят видеосюжети отвечают на вопросы Работают в группах |
Памятки «Учимся вести себя в ситуации конфликта». | Ученик раздает памятки и комментирует. |
- Возможно ли существование без конфликтов? - Всегда ли конфликт – зло? - Психологи считают, что конфликты выполняют положительную роль, как в обществе, так и в жизни отдельных людей. А сейчас мне бы хотелось выяснить, а как считаете вы Задание: на доске прикреплены 2 дерева, а на столах у вас лежат ладошки, вам нужно продолжить фразу так, как вы считаете: «Конфликт – это хорошо, потому что…», «Конфликт – это плохо, потому что…» и приклеить к дереву. Молодцы! Большинство ладошек вы прикрепили к дереву № , значит вы Сейчас мы с вами знаем, что такое конфликт и как его решить. Я надеюсь, что и в вашей жизни будет как можно меньше конфликтных ситуации, и вы всегда будете принимать правильное решение для их устранения. | Отвечают на вопросы. Каждый ученик приклеивает ладошку к дереву и озвучивает свой ответ. |
1)Обобщение полученных на уроке знаний - Что мы узнали на уроке? Оцените результат своей и групповой работы в баллах. 2)Педагогическое оценивание: сдают листы самооценки | Отвечают на вопросы Считают баллы, выставляют оценки |
5. | Д/З | Объясняет д/з Параграф 9, составить памятку «Как я должен себя вести, чтобы избежать конфликтов с друзьями, родителями и знакомыми». | записывают д/з. |
| |
| | Урок мне хочется закончить притчей о терпении. Притча о терпении В положенное время осёл пришёл на водопой. Но утки на пруду так раскрякались и разыгрались, хлопая крыльями, что замутили всю воду. Хотя осла мучила нестерпимая жажда, он не стал пить и, отойдя в сторонку, принялся терпеливо ждать. Наконец утки угомонились и, выйдя на берег, ушли прочь. Осёл вновь подошёл к воде, но она была ещё мутная. И он опять отошёл с понурой головой. – Мама, почему же он не пьёт? – спросил любопытный лягушонок, заинтересовавшись поведением осла. – Вот уже дважды он подходит к пруду и отходит ни с чем. – А всё потому, – ответила мама-лягушка, – что осёл скорее умрёт от жажды, нежели притронется к грязной воде. Он будет терпеливо ждать, пока вода не очистится и не станет прозрачной. – Ах, какой же он упрямый! – Нет, сынок, он не столько упрямый, сколько терпеливый, – пояснила лягушка. – Осёл готов сносить все тяготы и огорчения. А упрямым его величает всяк, кому самому недостаёт выдержки | |
Оценочный лист
Ф.И. ученика | Задания |
Проверочный тест (д/з) | «Конфликтное слово» | «Облако» | Работа с определениями | Ответы на вопросы по видеосюжету (анализ) | Итоговая оценка за урок | Оценка учителя |
| | | | | | | |
Оценочный лист
Ф.И. ученика | Задания |
Проверочный тест (д/з) | «Конфликтное слово» | «Облако» | Работа с определениями | Ответы на вопросы по видеосюжету (анализ) | Итоговая оценка за урок | Оценка учителя |
| | | | | | | |
Оценочный лист
Ф.И. ученика | Задания |
Проверочный тест (д/з) | «Конфликтное слово» | «Облако» | Работа с определениями | Ответы на вопросы по видеосюжету (анализ) | Итоговая оценка за урок | Оценка учителя |
| | | | | | | |
ПАМЯТКА
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.
2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
ПАМЯТКА
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.
2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
6 класс, обществознание
Ф.И. ученика____________________
Рабочий лист по теме: « »
№ | Задания |
1. | Тест |
2. | «Конфликтное слово» - работа в парах А – Д - О – Г – К - Р – С - С - О - |
3. 4. | «Облако» - работа в группе Действия | Чувства | | | | | Выход из создавшейся ситуации, чтобы погода вновь стала ясной, выписать определения: 1. 2. 3. 4. | |
5. | Анализ ситуации (просмотр видеосюжета из Ералаша) Кто является участниками конфликта? В чем основная причина конфликта? Предположите, чем мог закончиться конфликт? Какой этап конфликта из 4 вы бы применили к данному сюжету? |
Работа с определениями:
В конфликтной ситуации у участников есть разные варианта поведения. Специалисты выделяют 4 основных варианта:
Сотрудничество, Компромисс, Приспособление и Избегание.
Сотрудничество чаще всего направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны. В этом деле нужны усилия. Нужно постараться понять, чем вызван конфликт, что нужно делать, чтобы покончить с ним, к каким последствиям он может привести при своем развитии. Во всяком случае, такой вариант требует переговоров, контактов, желания понять другого.
Компромисс близок к первому варианту поведения. Разница в том, что для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Скорее всего, обе стороны не получат желаемого в полной мере, зато сохранят общение, возможно, укрепят взаимопонимание.
Если в конфликтной ситуации только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами – говорят о приспособлении.
Ну а избегание заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно. Чаще всего такое развитие ситуации отодвигает конфликт, но порождает более сложные противоречия, поскольку причина остается. Значит, рано или поздно конфликт может возникнуть вновь с новой силой.