СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по адаптации учебного материала для детей с ОВЗ на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка применима для детей, требующих индивидуального подхода в процессе обучения. Она нужна, когда учителю приходится работать в одном классе с разноуровневыми учащимися, а учебники и учебные материалы не учитывают индивидуальные возможности каждого ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по адаптации учебного материала для детей с ОВЗ на уроках физики»



































Методическая разработка по адаптации учебного материала для детей с ОВЗ на уроках физики













































Лабытнанги, 2014 год

Содержание





Аннотация……………………………………………………………………………………..3

Введение……………………………………………………………………………………….4

Трудности работы с учебным материалом, возникающие при обучении на уроках физики, с учащимися ОВЗ…............................................................................................................…...5

Составление адаптационного плана урока по физике..……..…….………...……………....6

Заключение……….…………………………………………………………………………....9











































Аннотация

Дети с различными трудностями развития имеют трудности в усвоении того или иного учебного материала. А именно, это могут быть проблемы в формировании пространственных представлений, преобладание наглядно-действенной или  наглядно-образной формы мышления, трудности в усвоении абстрактных понятий, проблемы в запоминании материала. Следует раскрыть ряд вопросов, касающихся подборке и адаптации учебных материалов. К ним относятся такие как сочетание стиля преподавания со стилем восприятия учащихся, либо же особенностей организации деятельности в зависимости от доминирования правого или левого полушария, наличия или отсутствия зависимости от контекста в изучении материала, темпа и прочих характеристик деятельности учащегося.

































Введение.

Данная разработка применима, для детей, требующих индивидуального подхода в процессе обучения. Она нужна, когда учителю приходится работать в одном классе с разноуровневыми учащимися, а учебники и учебные материалы не учитывают индивидуальные возможности каждого ребенка.  Вопросы формирования учебной деятельности становятся еще более актуальными, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Эти учащиеся отличаются рядом особенностей, таких, например, как пониженная работоспособность, неустойчивость внимания, импульсивность, слабость речевой регуляции и т. п.

Целью методической разработки является адаптация учебных материалов для процесса инклюзивного образования. Обучение детей должно превращаться в увлекательный процесс. Дети должны почувствовать свою успешность и с удовольствием овладевать необходимыми навыками. Если грамотно подобрать учебный материал, то улучшится качество обучения.

Адаптационные учебные материалы должны учитывать такие аспекты как,

  • Уровень содержательной сложности – задачи не должны быть непосильными, но и не должны быть слишком простыми.

  • Вариативность учебных материалов - учебные материалы должны предполагать возможность вариативности заданий на одном и том же материале.

  • Зрительно- пространственное расположение - страница учебных материалов не должна быть заполнена однотипными заданиями, которые будет трудно зрительно дифференцировать, особенно учащимся с проблемами организации внимания и ориентации в пространстве.

  • Зрительное представление программы действий - учебные материалы должны быть сформированы таким образом, чтобы они помогали ребенку выстраивать правильную программу действий.

  • Использование понятных терминов и обозначений - в учебных материалах должны использоваться понятные учащимся обозначения. Например, для учащихся, не знающих двузначных или трехзначных чисел, не рекомендуется использовать учебники с многозначными номерами заданий и страниц.

  • Распознаваемость образов - Часто учебные проблемы возникают из-за того, что дети не могут опознать иллюстрации в учебниках. Несмотря на важность этой проблемы, педагоги редко обращают внимание на критерий «распознаваемость зрительных образов», так как просто привыкли пользоваться этими учебными материалами и ЗНАЮТ, о чем в них идет речь.

  • Эмоциональная составляющая иллюстраций - иллюстративный материал должен привлекать ребенка, а не отталкивать его. Если критически пересмотреть учебные материалы по этому параметру, окажется, что некоторые из них производят тяжелое, неприятное впечатление.

  • Ориентация на ребенка ‒ правшу/левшу - В каждом классе обязательно есть несколько детей-левшей. Образец для письма, как и любая другая программа, заданная графически, у ребенка-левши должен находиться не в начале, а в конце строки – иначе он будет закрывать его при письме рукой.

Процесс адаптации материалов для инклюзивного обучения должен проводиться в соответствии с выделенными критериями.

Разберем подборку материалов для конкретного предмета – физики. Именно на уроках физики используется большое количество разных видов заданий. Это может быть и рисунки, чертежи, графики, таблицы, задачи с переводом единиц в систему СИ, различные формулы и т.п. Если ребенок испытывает затруднения в овладение нового материала, то на уроках физики просто необходим индивидуальный подход.

Трудности работы с учебным материалом, возникающие при обучении на уроках физики, с учащимися ОВЗ.


Физика – это такой предмет, в котором используется различные виды материалов. Рассмотрим некоторые из них, которые с трудом даются учащимся с ОВЗ. Предмет вводится с 7 класса

Так как физика тесно связана с математикой, а значит ученики уже должны обладать достаточным уровнем математических знаний. К этому относится умение рисования различных фигурных скобок, выполнении чертежей, графиков, таблиц, владение калькулятором, написания различных дробей. Также к этому относится перевод единиц измерения в систему СИ.

Здесь возникает первое затруднение. Учащиеся с ОВЗ плохо выполняют рисунки, чертежи, графики. Им трудно начертить таблицу и заполнить ее. То есть выявлено, что эти ученики обладают низким уровнем математических знаний.

Буквально с начала курса физики, мы начинаем решать задачи. Обычно задания решаются в общем виде, т.е. все сводится к общей формуле. Тут то и возникает затруднения, ребенок зачастую не может решить ее в общем виде, но если разложить по действиям, то добьемся положительного результата.

Материал по физике содержит очень много терминов, которые не знакомы детям и трудны для понимания, подобрать объяснение этих терминов понятными и знакомыми детям словами затруднительно. Например, для учащихся, не знающих двузначных или трехзначных чисел, не рекомендуется использовать учебники с многозначными номерами заданий и страниц. С этим критерием связана также частотность употребленных слов.  Если в учебных материалах для одного занятия встречается сразу несколько низкочастотных слов, каждое из них потребует разъяснений смысла, демонстрации предмета.

Выполнение задания, может осложняется еще и тем, что учащиеся плохо читают, не могут вникнуть в смысл прочитанного текста. Серьезные проблемы возникают при изучении не только физики, но и математики, географии, истории, биологии и многих других предметов.




















Составление адаптационного плана урока по физике.


Урок – одна из форм организации учебного процесса. При составлении плана урока педагогу следует предусмотреть рациональное сочетание слова, наглядности, действия. Особое внимание следует обратить на использование проблемных ситуаций. Кроме дидактических требований урок в отдельном классе для детей с ОВЗ предполагает воспитательную и коррекционную цели.

Коррекционная – развивающая цель преследует вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов, развитие: 

- развитие артикуляционной моторики; 

- развитие зрительного восприятия и узнавания; 

- развитие зрительной памяти и внимания; 

- развитие слухового внимания и памяти; 

- развитие основных мыслительных операций; 

- развитие наглядно-образного, словесно-логического мышления и т.п. 

В постановке коррекционной цели следует отражать два момента: что развивать и с помощью чего. 

Воспитывающая цель урока проявляется в воспитании у учащихся настойчивости, терпения, чувства коллективизма и другое. Исходя из этого современные требования к уроку состоят в следующем: 

- реализация в комплексе образовательной, коррекционно-развивающей, воспитательной функции обучения; 

- соответствие урока принципам обучения; 

- организационная четкость урока; 

- оптимизация учебно-воспитательного процесса; 

- соответствие содержания урока учебным программам; 

- осуществление межпредметных и внутрипредметных связей; 

- повышение самостоятельности учащихся. 

В отдельных классах наиболее распространенным является комбинированный урок, общими элементами которого являются: 

- организация начала урока; 

- проверка усвоения ранее изученного ; 

- сообщение целей и задач урока; 

- объяснение нового материала, который рационально сочетается с действиями и наглядностью; 

- закрепление материалов; 

- подведение итогов урока; 

- сообщение домашнего задания. 

Для начала урока целесообразно подбирать задания, которые активизируют или успокаивают детей. Это могут быть ребусы, кроссворды и т.д.. 

Проверка усвоения ранее изученного - это процесс больше закрепления знаний, чем контроль усвоенного. Наряду с обычным опросом здесь рационально использовать программированные задания. 

Цель таких заданий: контроль над качеством усвоения материала. К заданному вопросу прилагается несколько ответов. 

Задания могут быть в текстовой или графической форме, для индивидуальной или фронтальной работы. 

Могут быть использованы такие работы, как программированный диктант ( даны предложения, в которых нужно вставить выбранное слово), различного рода тесты и т.п. 

Следующий этап урока - объяснение нового материала. На этом этапе используются такие методы, как: 

• Словесный 

• Наглядный. 

• Практический. 

Словесный метод 

Беседа – воспроизведение нового материала. 

Может быть: 

- Информационная (Цель - выявить объём информации, уточнить знания ) 

- Проблемная (Цель - стимулировать интерес к новой теме, для проверки осмысления воспринимаемой информации). Заставляет учащихся думать, отбирать информацию, проявляют логику, сопоставляют факты. 

- Объяснительная (Цель - изложение новой информации) Имеет доказательный характер изложения. Применяется на этапе «систематизации знаний». Работает на логику, память, развитие мыслительной деятельности. 

Рассказ . 

Должен быть: 

o доступен (при изучении нового материала); 

-иллюстрирован, иметь зрительный образ слова (словарная работа, таблицы, схемы); 

- эмоционален; 

- логичен (четко структурирован) 

Наглядные методы 

Натуральная наглядность. 

Задания должны быть направлены на выявление качественного своеобразия изучаемого. Задача учителя – организовать целенаправленное восприятие предмета, учитывая специфические особенности познавательной деятельности. 

Важно участие в восприятии максимального количества анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный, обонятельный). При использовании таблиц включить элемент, делающий её «живой». 

Изобразительная деятельность создавать словесный образ по рисунку, нужно уметь сопоставить словесный образ и рисунок, слово и предмет. 

Графические работы  повышают степень сознания и усвоения материала, ученик получает навыки создания и оформления таблиц, схем, рисунков и т.п. Схемы показывают принципы соподчинения. 

Цель: формирование системы знаний, выделение главного, повышение роли самостоятельности. Умения: оперировать материалом, уметь делать умозаключения, уметь дифференцировать. 

Цель нагдлядных методов - создание четких и конкретных образов изучаемых объектов, облегчение усвоения материала. Работает на развитие произвольного внимания, восприятия, памяти, стимулирует процесс познания, помогает формированию логического мышления. 

Практические методы 

- У учащихся: 

- развивается и корректируется внимание, 

- наблюдательность, 

- значительно активизируется познавательная деятельность 

Ученики приучаются оперировать теоретической информацией, формируется умение самостоятельно принимать решения. 

К практическим методам относятся: дидактические игры, самостоятельная работа, программированные задания 

Самостоятельная работа – способ усвоения материала, навыков, умений. 

При любом методе обучения учащийся должен проявлять определенную степень самостоятельности (в мышлении, восприятии, суждении, умозаключении) 

Самостоятельная работа должна быть рассчитана на достаточные знания, применяется как способ коррекции личности. 

На уроках можно применить такой вид самостоятельной деятельности, как работа с учебником. Например: деление текста на смысловые части, поиск в тексте ответа на поставленный вопрос. Также применяют задания посравнению объектов (по сходству, по различию), по выделению лишнего, работа по плану. 

Для успешного обучения детей с нарушением интеллекта учителю необходимо не только обеспечить правильное соединение методов и средств обучения, но также определить оптимальную продолжительность и целесообразность организации деятельности учащихся в течение всего урока. 

Самую трудную работу необходимо планировать на первые 10-25 минут. Это время, когда достигается наиболее высокая работоспособность учащихся. После этого времени наступает снижение работоспособности, что отрицательно сказывается на их отношении к учебной деятельности 

При организации урока учитывается индивидуальный темп работы ученика, особенности его познавательной деятельности, памяти, моторики и т.п. 

Для реализации коррекционно-развивающих и обучающих задач применяются дидактические и ролевые игры. 

Дидактические игры. 

Задания в игровой форме, нацеленные на решение учебных задач имеющие цели: 

  • обобщить материал; 

  • повторить материал; 

  • изучить материал. 

Применяется на этапе «Актуализация опорных знаний и представлений». 

Ролевые игры. Применяются на этапе «закрепления изученного» Имитируют жизненную ситуацию. От учащегося требуют «вхождения в роль». 

Таким образом, максимальное развитие психомоторных процессов и познавательной сферы учащихся на всех этапах урока – это перспективное направление педагогического воздействия, которое непременно приносит свои положительные результаты. Один из таких результатов - установление позитивной обстановки на уроке, повышение работоспособности учащихся и создание общего положительного фона, что является немаловажным условием для успешного педагогического процесса.

Для урока – лабораторной работы требуется правильное оформление записи в тетради, которая включает в себя: тему, цель работы, приборы и таблицу. В этом случае допускается запись результатов в строчку, без таблицы


















Заключение


Поскольку все дети с какими-либо отклонениями имеют разный уровень психофизического и умственного развития, то программа обучения для такого ребенка будет строго индивидуальна, что предоставляет учителю огромное поле для деятельности. Учитывая общие принципы работы с такими детьми, учитель должен применять различные методы и формы обучения по отношению к каждому конкретному ученику, используя творческий подход и новейшие информационные технологии.

Таким образом, большую трудность для учащихся с ограниченными возможностями здоровья представляет любой вид деятельности, особенно если нужно проявить умственное усилие и трудолюбие. Данных школьников отличают низкий тонус познавательной активности, обусловленный несформированностью мотивационной сферы, недостаточный уровень развития мыслительных операций. Для преодоления проблем учителю необходимо формировать у учащихся знания, умения и навыки с использованием конкретного материала, разрабатывать и применять различные виды помощи для успешного решения поставленных педагогических задач.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!